Просмотр содержимого документа
«Изменение имём существительных по числам»
Тема: Закрепление по теме
«Имена существительные единственного и множественного числа.
Род имён существительных.»
Ход урока
Организационный момент.
Я очень рада Войти в приветливый ваш класс И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений. Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений Мы вместе сочиним урок! Мои соавторы и судьи, Оценкой вас не нахожу. За странный слог не обессудьте. А дальше прозой я скажу...
Чтобы быть успешными на уроке, отгадайте формулу успеха.
Старание плюс внимание, ~ плюс сообразительность, ~ равно успех.
Воспользуйтесь этой формулой. Слайд2
3. Повторение, что такое существительное?
Сравните пары слов: Слайд3
Стол – столы, ~ земля – земли, ~ окно – окна.
Что объединяет эти слова?
Чем они отличаются?
Вспомните. ~ Имена существительные могут употребляться в форме единственного числа – ~ слова первого столбика, ~ и в форме множественного числа – ~ слова второго столбика.
Слайд4
4 Актуализация знаний.
-Как изменяются имена существительные?
Имена существительные изменяются по числам. ~
-Что обозначают имена существительные в единстенном числе?
Имена существительные в форме единственного числа обозначают один предмет. Например, ~ конфета, ручка. Слайд5
Что обозначают имена существительные во множественном числе?
Имена существительные в форме множественного числа обозначают два или несколько предметов.
Например, ~ конфеты, ручки.
Обратите внимание! ~ При изменении формы числа имени существительного ~ изменяется его окончание.
Слайд6
5.Словарно-орфографическая работа.
Определите слова по их лексическому значению.
Утренняя еда до обеда – …завтрак.
Городская электрическая дорога, обычно подземная – …метро.
Орудие труда, которое служит для забивания гвоздей – …молоток.
Лиственное дерево с белой корой –…берёза.
Огородное растение с продолговатым зелёным плодом - …огурец.
Мебель для сна, на которую кладут матрас –…кровать.
Запишите словарные слова, вставляя пропущенные буквы, в первый столбик, в единственном числе.
Во второй столбик запишите эти существительные в форме множественного числа.
Слайд7
Проверьте себя!
Завтрак – завтраки
метро –
молоток - молотки
берёза – берёзы
огурец – огурцы
кровать – кровати
Почему у существительного «метро» нет формы множественного числа?
Слайд8
Физкультминутка.
Слова м.р.; ж.р;. и ср.р
Раз — подняться, подтянуться. Два — согнуться, разогнуться. Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре — ноги шире. Пять — руками помахать. Шесть — за стол тихонько сесть.
Работа по теме урока (2)
Слайд9
В русском языке очень много разных «тайн», ~ в том числе и об имени существительном.
Оказывается, ~ все имена существительные можно разделить на три группы, ~ независимо от того, какие это существительные ~ – собственные или нарицательные, ~ одушевленные или неодушевленные, ~ единственного или множественного числа.
Послушайте грамматическую сказку, из которой станет понятно, ~ на какие три группы можно разделить имена существительные.
Слайд10
Жили в одном государстве слова - ~ существительные. Было их много, и королева всё время их путала. И вот однажды она издала указ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот и будет награждён».
Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж набрал себе много слов и сказал: пусть они будут мои, ~ мужского рода.
Туда попали слова: ~ муж, папа, дядя.
И жена взяла много слов себе и сказала: а это будут мои, ~ женского рода.
К жене попали слова: ~ жена, бабушка, мама.
А те слова, что остались неопределенными: ~ солнце, небо, яблоко, ~ решили отнести ~ к среднему роду.
Слайд11
Королева наградила мужа и жену.
Вот так появился род у существительных. Королева перестала их путать, потому что знала «секрет» различия рода имен существительных.
-На какие три рода можно разделить имена существительные?
Имена существительные можно разделить по родам: ~ женский, ~ мужской ~ и средний род.
Слайд12
Чтобы научиться определять род имени существительного, ~ откроем секрет королевы.
Слайд13
Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу” “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё!”
Это правило – твоё!
Запомните это стихотворение.
Пусть и для вас оно станет надёжным помощником.
Слайд14
У существительных есть слова-помощники.
Карандаш –~он мой - ~ мужской род.
Имена существительные, к которым можно поставить слова ~ он мой, - слова?~ мужского рода.
Книга – ~ она моя – ~ женский род.
Имена существительные, к которым можно поставить слова ~ она моя, - слова? ~ женского рода.
Яблоко – ~ оно моё – ~ средний род.
Имена существительные, к которым можно поставить слова~ оно моё, - слова?~ среднего рода.
Вспомните. ~ Если существительное употребляется в единственном числе ~ и отвечает на вопрос кто? или что? ~ – это начальная форма существительного.
Пользуясь секретом королевы, запишите имена существительные в три столбика ~ по родам. ~ Обратите внимание на то, ~ что все слова употреблены в начальной форме.
На месте пропущенных орфограмм вставьте буквы. ~ Выделите в словах окончания.Слайд15 (по экипажам)
Проверьте себя:Слайд16
Мужской род: ~ рисунок, рюкзак, трамвай, трактор.
Женский род: ~ фамилия, постель, осина.
Средний род: ~ солнце, пальто, колесо.
Какие окончания в начальной форме имеют имена существительные мужского, ~ женского, ~ среднего рода?
Обратите внимание!
Род имени существительного можно узнать по окончанию ~ в начальной форме.
Для существительных мужского рода характерно ~ нулевое окончание.
Например, ~ день, помидор. Слайд17
Хотя могут быть и окончания -а, -я — ~ для названий лиц.
Например, ~ юноша, дядя.
Придумайте и запишите существительные мужского рода и выделите окончания.
Для существительных женского рода характерны окончания ~ -а, ~ -я.
Например,~ страна, земля.
Хотя может быть и нулевое окончание: ~ колыбель, ночь. Слайд18
Придумайте и запишите существительные, женского рода~ и выделите окончания.
Окончания ~ -о, ~-е ~ характерныдля существительных среднего рода. Слайд19
Например,~ окно, море.
Придумайте и запишите существительные, среднегои выделите окончания.
Слайд20
Закрепление материала.
Послушайте отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». ~ Вспомните автора.
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Кто написал эти известные строки?
В тексте стихотворения встречается устаревшее слово ~ «лукоморье».
Работа с толковым словарём.
Так раньше называли изгиб морского берега.
Найдите в этом отрывке из стихотворения имена существительные
. ~ Над именами существительными укажите их род.
Как определить род имени существительного?
Слайд21
1.~ Ставим существительное в начальную форму: (ед.ч. – кто? что?)
2. ~ Подставляем слова: ~ он, мой; ~ она, моя; ~ оно моё.
3. ~ Определяем род имени существительного.
Измените форму множественного числа существительных на начальную форму ~ и укажите род существительных по образцу(по рядам)
Слайд22
Книги – … книга ~ она моя – ~ женский род
деревья – … дерево …
облака – … облако …
корабли – … корабль …
библиотеки – … библиотека …
брюки –…
Внимание, ~ в этом задание есть ловушка. ~ Род существительного брюки определить нельзя. Это существительное употребляется только в форме множественного числа.
Слайд23
Игра «Найди пару».
Необходимо подобрать пару к существительному мужского рода.(устно)
Например, ~ кот – кошка.
Лев – … львица
медведь –… медведица
волк – … волчица
заяц – … зайчиха
голубь –… голубка
Как называются эти слова?… Однокоренные.
Обратите внимание! ~ Имена существительные по родам не изменяются.
Если число существительных – это непостоянный признак, ~ так как большинство существительных изменяется по числам. ~ То род – ~ это постоянный признак существительного. ~ Каждое существительное может быть только мужского, ~ женского ~ или среднего рода.
Слайд24
Сравните два предложения:
Ваня – лучший староста нашего класса.
Настя – лучшая староста четвёртого класса.
Что вы заметили?
В первом предложении существительное староста ~ мужского рода.
А во втором предложении – ~ женского рода.
В русском языке есть имена существительные, которые могут называть людей и мужского, ~ и женского пола. ~ Значит, ~ они могут относиться и к мужскому, и к женскому роду. ~ Такие слова называют ~ существительными общего рода.
Слайд25
Найдите в предложениях имена существительные общего рода.
Наша Катя – умница.
А Владик – большой непоседа.
Таня – большая сластёна.
Петя – ужасный забияка.
Запишите два предложения по выбору. (по вариантам)
(Устно)
Составьте предложения с существительными общего рода так, ~ чтобы эти слова были употреблены как имена существительное женского ~ (или мужского) рода.