kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изменение имём существительных по числам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • учить определять род имён существительных;
  • закреплять умение в составлении предложений, нахождении однородных членов предложения;
  • прививать любовь к русскому языку.

Оборудование:

компьютер, проектор, карточки со смайликами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изменение имём существительных по числам»

Тема: Закрепление по теме


«Имена существительные единственного и множественного числа.

Род имён существительных.»


  1. Ход урока

  2. Организационный момент.

Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не нахожу.
За странный слог не обессудьте.
А дальше прозой я скажу...

Чтобы быть успешными на уроке, отгадайте формулу успеха.

Добавьте нужные слова в формулу.


СТАРАНИЕ, РАЗГОВОР, ВНИМАНИЕ, ЛЕНЬ, СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ слайд1

Старание плюс внимание, ~ плюс сообразительность, ~ равно успех.

Воспользуйтесь этой формулой. Слайд2

3. Повторение, что такое существительное?



Сравните пары слов: Слайд3

Стол – столы, ~ земля – земли, ~ окно – окна.

Что объединяет эти слова?

Чем они отличаются?



Вспомните. ~ Имена существительные могут употребляться в форме единственного числа – ~ слова первого столбика, ~ и в форме множественного числа – ~ слова второго столбика.


Слайд4


4 Актуализация знаний.

-Как изменяются имена существительные?

Имена существительные изменяются по числам. ~

-Что обозначают имена существительные в единстенном числе?

Имена существительные в форме единственного числа обозначают один предмет. Например, ~ конфета, ручка. Слайд5

Что обозначают имена существительные во множественном числе?

Имена существительные в форме множественного числа обозначают два или несколько предметов.

Например, ~ конфеты, ручки.


Обратите внимание! ~ При изменении формы числа имени существительного ~ изменяется его окончание.


Слайд6

5.Словарно-орфографическая работа.

Определите слова по их лексическому значению.

Утренняя еда до обеда – завтрак.

Городская электрическая дорога, обычно подземная – метро.

Орудие труда, которое служит для забивания гвоздей – молоток.

Лиственное дерево с белой корой –берёза.

Огородное растение с продолговатым зелёным плодом - огурец.

Мебель для сна, на которую кладут матрас –кровать.


Запишите словарные слова, вставляя пропущенные буквы, в первый столбик, в единственном числе.

Во второй столбик запишите эти существительные в форме множественного числа.


Слайд7


Проверьте себя!

Завтрак – завтраки

метро –

молоток - молотки

берёза – берёзы

огурец – огурцы

кровать – кровати


Почему у существительного «метро» нет формы множественного числа?






Слайд8


Физкультминутка.

Слова м.р.; ж.р;. и ср.р


Раз — подняться, подтянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — ноги шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за стол тихонько сесть.


Работа по теме урока (2)


Слайд9


В русском языке очень много разных «тайн», ~ в том числе и об имени существительном.

Оказывается, ~ все имена существительные можно разделить на три группы, ~ независимо от того, какие это существительные ~ – собственные или нарицательные, ~ одушевленные или неодушевленные, ~ единственного или множественного числа.

Послушайте грамматическую сказку, из которой станет понятно, ~ на какие три группы можно разделить имена существительные.

Слайд10


Жили в одном государстве слова - ~ существительные. Было их много, и королева всё время их путала. И вот однажды она издала указ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот и будет награждён».


Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж набрал себе много слов и сказал: пусть они будут мои, ~ мужского рода.

Туда попали слова: ~ муж, папа, дядя.

И жена взяла много слов себе и сказала: а это будут мои, ~ женского рода.

К жене попали слова: ~ жена, бабушка, мама.

А те слова, что остались неопределенными: ~ солнце, небо, яблоко, ~ решили отнести ~ к среднему роду.

Слайд11



Королева наградила мужа и жену.

Вот так появился род у существительных. Королева перестала их путать, потому что знала «секрет» различия рода имен существительных.


-На какие три рода можно разделить имена существительные?


Имена существительные можно разделить по родам: ~ женский, ~ мужской ~ и средний род.

Слайд12


Чтобы научиться определять род имени существительного, ~ откроем секрет королевы.

Слайд13


Женский род запомню я

И скажу: “Она – моя”.

И запомню род мужской

И опять скажу” “Он – мой”.

Средний род: “Оно – моё!”

Это правило – твоё!


Запомните это стихотворение.

Пусть и для вас оно станет надёжным помощником.

Слайд14


У существительных есть слова-помощники.

Карандаш – ~ он мой - ~ мужской род.

Имена существительные, к которым можно поставить слова ~ он мой, - слова?~ мужского рода.

Книга – ~ она моя~ женский род.

Имена существительные, к которым можно поставить слова ~ она моя, - слова? ~ женского рода.

Яблоко – ~ оно моё~ средний род.

Имена существительные, к которым можно поставить слова~ оно моё, - слова?~ среднего рода.


Вспомните. ~ Если существительное употребляется в единственном числе ~ и отвечает на вопрос кто? или что? ~ – это начальная форма существительного.

Пользуясь секретом королевы, запишите имена существительные в три столбика ~ по родам. ~ Обратите внимание на то, ~ что все слова употреблены в начальной форме.

Рисунок, фамилия, постель, солнце, рюкзак, пальто, трамвай, колесо, музей, осина.

На месте пропущенных орфограмм вставьте буквы. ~ Выделите в словах окончания. Слайд15 (по экипажам)


Проверьте себя: Слайд16

Мужской род: ~ рисунок, рюкзак, трамвай, трактор.

Женский род: ~ фамилия, постель, осина.

Средний род: ~ солнце, пальто, колесо.

Какие окончания в начальной форме имеют имена существительные мужского, ~ женского, ~ среднего рода?



Обратите внимание!

Род имени существительного можно узнать по окончанию ~ в начальной форме.

Для существи­тельных мужского рода характерно ~ нулевое окончание.

Например, ~ день, помидор. Слайд17

Хотя мо­гут быть и окончания , ~ для названий лиц.

Например, ~ юноша, дядя.

Придумайте и запишите существительные мужского рода и выделите окончания.


Для существительных женского рода характерны окончания ~ , ~ -я.

Например, ~ страна, земля.

Хотя мо­жет быть и нулевое окончание: ~ колыбель, ночь. Слайд18

Придумайте и запишите существительные, женского рода ~ и выделите окончания.



Окончания ~ , ~ ~ характерны для существительных среднего рода. Слайд19

Например, ~ окно, море.

Придумайте и запишите существительные, среднего и выделите окончания.


Слайд20


  1. Закрепление материала.


Послушайте отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». ~ Вспомните автора.


У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том:

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.


Кто написал эти известные строки?

В тексте стихотворения встречается устаревшее слово ~ «лукоморье».

Работа с толковым словарём.


Так раньше называли изгиб морского берега.

Найдите в этом отрывке из стихотворения имена существительные

. ~ Над именами существительными укажите их род.

Как определить род имени существительного?




Слайд21



1.~ Ставим существительное в начальную форму: (ед.ч. – кто? что?)

2. ~ Подставляем слова: ~ он, мой; ~ она, моя; ~ оно моё.

3. ~ Определяем род имени существительного.


Измените форму множественного числа существительных на начальную форму ~ и укажите род существительных по образцу(по рядам)

Слайд22


Книги – книга ~ она моя – ~ женский род

деревья – … дерево

облака – … облако

корабли – … корабль

библиотеки – … библиотека

брюки –…

Внимание, ~ в этом задание есть ловушка. ~ Род существительного брюки определить нельзя. Это существительное употребляется только в форме множественного числа.

Слайд23


Игра «Найди пару».

Необходимо подобрать пару к существительному мужского рода.(устно)

Например, ~ кот – кошка.

Лев – львица

медведь – медведица

волк – волчица

заяц – зайчиха

голубь – голубка


Как называются эти слова?… Однокоренные.

Обратите внимание! ~ Имена существительные по родам не изменяются.

Если число существительных – это непостоянный признак, ~ так как большинство существительных изменяется по числам. ~ То род – ~ это постоянный признак существительного. ~ Каждое существительное может быть только мужского, ~ женского ~ или среднего рода.


Слайд24


Сравните два предложения:

Ваня – лучший староста нашего класса.

Настя – лучшая староста четвёртого класса.

Что вы заметили?

В первом предложении существительное староста ~ мужского рода.

А во втором предложении – ~ женского рода.

В русском языке есть имена существительные, которые могут называть людей и мужского, ~ и женского пола. ~ Значит, ~ они могут относиться и к мужскому, и к женскому роду. ~ Такие слова называют ~ существительными общего рода.

Слайд25


Найдите в предложениях имена существительные общего рода.

Наша Катя – умница.

А Владик – большой непоседа.

Таня – большая сластёна.

Петя – ужасный забияка.

Запишите два предложения по выбору. (по вариантам)

(Устно)

Составьте предложения с существительными общего рода так, ~ чтобы эти слова были употреблены как имена существительное женского ~ (или мужского) рода.

Что они обозначают?

Неряха, жадина, сирота, плакса, разиня, зануда, молодец, кривляка.


Слайд26


Понаблюдайте за словами:

Лещ, вещь, брошь, карандаш, луч, речь, ёж, молодёжь.

Вы обратили внимание, что в одних словах на конце слова пишется мягкий знак, ~ а в других – ~ нет.

Распределите эти слова в два столбика по родам: ~ женский и мужской род.


Слайд27



Проверьте себя.


Женский род: ~ вещь, брошь, речь, молодёжь.

Мужской род: ~ лещ, карандаш, луч, ёж.

Какой вывод можно сделать о написании мягкого знака?


Слайд27


Замените словосочетание одним словом. ~ Объясните написание слов.

1.Близкий приятель, друг.

2.Сила, могущество.

3.Двенадцать часов ночи, середина ночи.

4.Молодые люди.

5.Человек, лечащий больных.


Составьте предложение с одним из слов (устно)


Слайд28

Замените словосочетания одним словом

Проверьте себя

Слайд29



Распределите слова по домикам Слайд30



Собака, озеро, путь, повидло, плащ, простыня, гуашь, дядя, училище.




  1. ИТОГ УРОКА. Рефлексия. (яблоки на дерево)


Тест «Имя существительное» Слайд31


  1. Какое слово является именем существительным?

  1. подвиг; 2) пот; 3) подвинул; 4) подвижная.



  1. Укажите имя существительное женского рода:

  1. весенняя; 2) ягода; 3) яблоко; 4) лимон.


  1. Укажите имя существительное мужского рода:

  1. дятел; 2) синица; 3) летел; 4) небо.


  1. Укажите имя существительное среднего рода:

  1. зелёное; 2) береза; 3) тополь; 4) дерево.


Какое имя существительное употребляется только в единственном числе:

  1. молоко; 2) гриб; 3) ягода; 4) помидор.


  1. Какое имя существительное употребляется только во множественном числе:

  1. руки; 2) брюки; 3) ноги; 4) круги.



Пользуясь слайдом, расскажите всё, ~ что вы знаете об имени существительном.


Слайд32


Обратимся к формуле урока.

Кто добился сегодня на уроке успеха?

В чём вы были наиболее успешными?

Что у вас получилось, ~ а что вызвало затруднения?

Слайд33


16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Изменение имём существительных по числам

Автор: Гуртовая Инна Петровна

Дата: 19.02.2016

Номер свидетельства: 295592

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Русский  язык 3 класс  Тема:  Изменение  имён  существительных  по  числам "
    ["seo_title"] => string(79) "russkii-iazyk-3-klass-tiema-izmienieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh-po-chislam"
    ["file_id"] => string(6) "169693"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423458316"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по числам". "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-izmienieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh-po-chislam"
    ["file_id"] => string(6) "125730"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415037457"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "конспект урока на тему: "Изменение имён существительных по числам". "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-na-tiemu-izmienieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh-po-chislam"
    ["file_id"] => string(6) "140221"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417893903"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект открытого урока по русскому языку "Изменение имён существительных по числам". "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-russkomu-iazyku-izmienieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh-po-chislam"
    ["file_id"] => string(6) "222273"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436105927"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Технологическая карта урока по теме:" Изменение имён существительных по командам вопросов". УМК "Гармония", 3 класс "
    ["seo_title"] => string(127) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-izmienieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh-po-komandam-voprosov-umk-garmoniia-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "202685"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429293753"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства