конспект урока на тему: "Изменение имён существительных по числам".
Конспект урока на тему: "Изменение имён существительных по числам".
Тема: «Изменение имён существительных по числам»
Цели: создать условия для ознакомления с правилом изменения имён существительных по числам, оканчивающихся на –мя; для закрепления знаний об изменении имён существительных по числам.
Задачи:
1. Систематизировать полученные знания об имени существительном;
2. Развивать связную речь; умение слушать, отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ; развивать любознательность, навыки исследовательской деятельности.
3. Обогащать словарный запас.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Форма проведения: урок-исследование.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, автор С.В.Иванов;
рабочая тетрадь; толковые словари русского языка; раздаточный материал: карточки со словами; карточки со стихами; презентация урока.
Ход урока.
1. Организация учебного занятия.
- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть сегодня и работать с вами.
2. Мотивация.
- Ребята, поднимите руки, кто любит исследовать, узнавать что-то новое?
- Что значит исследовать? Как вы себе это представляете? (Изучать объекты со всех сторон, анализировать, делать выводы). Слайд 1
- А сейчас я попрошу встать тех ребят, кому хотелось бы сегодня быть исследователями?
3. Каллиграфическая минутка.
Работа исследователя серьёзная. Требует усидчивости и терпения.
Начнём нашу работу с тренировки в письме, потому что исследователям необходимо записывать полученную информацию.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
На следующей строке запишите буквосочетания.
Мя мя
Молодцы, справились с заданием.
4. Актуализация знаний. Тема урока.
- Какой у нас сейчас урок?
- А что, по- вашему, можно исследовать на уроках русского языка? (слова)
5. Работа над материалом урока.
Поработаем в группах. Предлагаю вам для исследования 1 задание.
Каждой группе нужно закончить стихотворение.
В одной из строк не дописано последнее слово, оно зашифровано картинкой. Ваша задача заменить картинку на слово, а слова-подсказки спрятаны в классе. Как только вы их увидите, то легко закончите работу. Всей группой ходить по классу в поисках слов не нужно, вы обсуждаете вместе, а один представитель от группы приносит слово.
1. В стародавнее древнее ..... (картинка часов)
В шалашах без окон и дверей
2. Жило-было лохматое ....(картинка племени)
Первобытных людей-дикарей.
3. С утра до вечера чесали они ....(картинка темени)
Не знали, как в булку превратить простое .... (картинка семян)
4. Не понимали, что из искры появится ....(картинка пламени)
Что на ветру вождь развевает ...(картинка знамени)
5. Дикари не умели писать свою фамилию и .....
(картинка ребёнка, а вокруг него различные имена) ,
Гадали, зачем на лошадь надевать седло и – (картинка стремени)
Необразованное было ....(картинка племени) .
- Прочитаем получившееся стихотворение. Слайд 2,3
- А теперь представители групп прикрепите найденные слова на доску. (время, племя, темя, семя, пламя, знамя, имя, стремя)
- Как вы думаете, справились вы с 1 заданием? Почему? (нашли слова)
- Ребята, а как вы считаете, почему мы выбрали эти слова?(будем изучать)
Наше исследование продолжается.
- Посмотрите, есть ли у этих слов что-то общее? (оканчиваются на –мя)
- Выясните, какой частью речи являются данные слова? (им. сущ.)
- Докажите, почему это им. сущ.
- А, что вы можете сказать об изменении имён существительных?
(изменяются по числам) Приведите примеры.
- Ребята, а какие слова мы сегодня исследуем?
– А вы их изменяли по числам?(нет)
-Кто из вас догадался, чем же будем заниматься на уроке?
- Какая будет тема нашего занятия? (изменение сущ. по числам) Слайд 4.
Сформулируйте цели урока с помощью опорных слов (на слайде 5):
1. Узнать об… (изменении числа имен существительных, оканчивающихся на -мя-)
2. Уметь изменять… (существительные по числам)
3. Работать … (активно, быстро, внимательно)
Сейчас предлагаю поработать в парах. Выполним 2 задание.
Каждая пара будет исследовать слово, которое записано на карточке (по 1 слову)
Ваша задача попробовать изменить число данного им. существительного. (время, племя, темя-2 раза, семя, пламя-2 раза, знамя, имя, стремя,)
- Пары уже готовы. Я попрошу прокомментировать результат вашей работы.
- Вам было легко изменять сущ.?
- Какие слова вызвали затруднения? Почему? (имеют только форму ед. ч.)
- Какой вывод сделаем по выполнению 2 задания.
Ребята, когда я предложила своим ученикам записать форму мн. числа данных сущ., то возникла проблема в правописании. Кто-то написал времена, а были такие, кто написал времина.
Я хотела и с вами записать эти слова, но теперь не знаю, как быть? слайд 6
- Может нам кто-то помочь в данной ситуации? (учебник)
Открываем учебник на стр. 150 и читаем правило.
- Что же вы скажете о правописании сущ на –мя? (Ученики пишут слова во мн.ч. в тетради и на доске по 1, выделяют суффикс –ен))
Физминутка
Пришла пора отдохнуть. Встаньте, пожалуйста.
Я буду называть слова, если вы услышите слова, которые имеют форму ед. и мн. ч- хлопаете.
Если услышите слова, которые имеют только форму ед ч.- топаете.
Костёр, шофёр, доброта, фамилии, серебро, детство, профессии, свет, брюки, ножницы.
- Какие слова оказались лишними? (брюки, ножницы) - Почему?
6. Первичное закрепление.
Продолжаем работать .
– Какие слова мы сегодня исследуем?
- А, где можно посмотреть значение этих слов? (в толковом словаре)
- А зачем нам нужно знать лексическое значение слова?
Работаем в группах.
1группа находит значение слова племя
2 группа ----------------------------------стремя
3 группа--------------------------------- темя
4 группа______________________семя
5 группа______________________время
После выяснения значения слов я предлагаю вам следующее задание.
4 человека будут работать самостоятельно по карточкам.
1-Составить и записать предложение со словом племя
2-Составить и записать предложение со словом стремя
3-Составить и записать предложение со словом семя
4-Составить и записать предложение со словом время
А остальные будут выполнять важную работу, которая покажет, как вы поняли нашу тему урока.
– А как звучала наша тема? Выполнять работу будет каждый самостоятельно, а потом проверим, что у вас получилось.
Слайд 7
Открываем учебник на стр.150, упр.3. Записываем рассказ по вариантам:
1в. 1-2 предложение
2 в. 3-4 предложение
- Проверяем текст.
Проверка (уч-ся рассказывают, в какой форме употреблено им. сущ.)
V. Итог урока. Рефлексия.
Закройте глаза и вспомните, что же сегодня происходило на занятии.
- Какие слова мы сегодня исследовали?
- Что выяснили в ходе исследования? Докажите не примерах.
Продолжите предложения. Слайд 8.
Мне было интересно, когда...
Мне было трудно, когда.....
Я довольна вашей работой на уроке и мне хотелось бы отметить активных исследователей и поставить им оценки. Слайд 9
- Ребята, а вам понравилось быть в роли исследователей? Мне хотелось бы, чтобы вы продолжили заниматься исследовательской деятельностью и показали свои результаты на конкурсе «Я-исследователь», который проводится для таких ребят как вы. Чтобы вы к этому стремились я подарю вам эмблему Всероссийского конкурса «Я- исследователь», но чтобы попасть на Всероссийский конкурс, нужно пройти районный и областной этап.
Желаю вам успехов!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему: "Изменение имён существительных по числам". »
Урок русского языка
в 3 классе
УМК «Начальная школа XXI века»
Тема: «Изменение имён существительных по числам»
Цели: создать условия для ознакомления с правилом изменения имён существительных по числам, оканчивающихся на –мя; для закрепления знаний об изменении имён существительных по числам.
Задачи:
Систематизировать полученные знания об имени существительном;
Развивать связную речь; умение слушать, отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ; развивать любознательность, навыки исследовательской деятельности.
Обогащать словарный запас.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Форма проведения: урок-исследование.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, автор С.В.Иванов;
рабочая тетрадь; толковые словари русского языка; раздаточный материал: карточки со словами; карточки со стихами; презентация урока.
Ход урока.
1. Организация учебного занятия.
- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть сегодня и работать с вами.
2. Мотивация.
- Ребята, поднимите руки, кто любит исследовать, узнавать что-то новое?
- Что значит исследовать? Как вы себе это представляете? (Изучать объекты со всех сторон, анализировать, делать выводы). Слайд 1
- А сейчас я попрошу встать тех ребят, кому хотелось бы сегодня быть исследователями?
3. Каллиграфическая минутка.
Работа исследователя серьёзная. Требует усидчивости и терпения.
Начнём нашу работу с тренировки в письме, потому что исследователям необходимо записывать полученную информацию.
- А что, по- вашему, можно исследовать на уроках русского языка? (слова)
5. Работа над материалом урока.
Поработаем в группах. Предлагаю вам для исследования 1 задание.
Каждой группе нужно закончить стихотворение.
В одной из строк не дописано последнее слово, оно зашифровано картинкой. Ваша задача заменить картинку на слово, а слова-подсказки спрятаны в классе. Как только вы их увидите, то легко закончите работу. Всей группой ходить по классу в поисках слов не нужно, вы обсуждаете вместе, а один представитель от группы приносит слово.
1. В стародавнее древнее
В шалашах без окон и дверей
2. Жило-было лохматое
Первобытных людей-дикарей.
3. С утра до вечера чесали они
Не знали, как в булку превратить простое
4. Не понимали, что из искры появится
Что на ветру вождь развевает
5. Дикари не умели писать свою фамилию и ,
Гадали, зачем на лошадь надевать седло и –
Необразованное было .
- Прочитаем получившееся стихотворение. Слайд 2,3
- А теперь представители групп прикрепите найденные слова на доску. (время, племя, темя, семя, пламя, знамя, имя, стремя)
- Как вы думаете, справились вы с 1 заданием? Почему? (нашли слова)
- Ребята, а как вы считаете, почему мы выбрали эти слова?(будем изучать)
Наше исследование продолжается.
- Посмотрите, есть ли у этих слов что-то общее? (оканчиваются на –мя)
- Выясните, какой частью речи являются данные слова? (им. сущ.)
- Докажите, почему это им. сущ.
- А, что вы можете сказать об изменении имён существительных?
(изменяются по числам) Приведите примеры.
- Ребята, а какие слова мы сегодня исследуем? – А вы их изменяли по числам?(нет)
-Кто из вас догадался, чем же будем заниматься на уроке?
- Какая будет тема нашего занятия? (изменение сущ. по числам) Слайд 4.
Сформулируйте цели урока с помощью опорных слов (на слайде 5):
1. Узнать об… (изменении числа имен существительных,оканчивающихся на -мя-)
2.Уметь изменять… (существительные по числам)
3. Работать … (активно, быстро, внимательно)
Сейчас предлагаю поработать в парах. Выполним 2 задание.
Каждая пара будет исследовать слово, которое записано на карточке (по 1 слову)
Ваша задача попробовать изменить число данного им. существительного. (время, племя, темя-2 раза, семя, пламя-2 раза, знамя, имя, стремя,)
- Пары уже готовы. Я попрошу прокомментировать результат вашей работы.
- Вам было легко изменять сущ.?- Какие слова вызвали затруднения? Почему? (имеют только форму ед. ч.)
- Какой вывод сделаем по выполнению 2 задания.
Ребята, когда я предложила своим ученикам записать форму мн. числа данных сущ., то возникла проблема в правописании. Кто-то написал времена, а были такие, кто написал времина.
Я хотела и с вами записать эти слова, но теперь не знаю, как быть? слайд 6
- Может нам кто-то помочь в данной ситуации? (учебник)
Открываем учебник на стр. 150 и читаем правило.
- Что же вы скажете о правописании сущ на –мя? (Ученики пишут слова во мн.ч. в тетради и на доске по 1, выделяют суффикс –ен))
Физминутка
Пришла пора отдохнуть. Встаньте, пожалуйста.
Я буду называть слова, если вы услышите слова, которые имеют форму ед. и мн. ч- хлопаете.
Если услышите слова, которые имеют только форму ед ч.- топаете.
- Какие слова оказались лишними? (брюки, ножницы) - Почему?
6.Первичное закрепление.
Продолжаем работать . – Какие слова мы сегодня исследуем?
- А, где можно посмотреть значение этих слов? (в толковом словаре)
- А зачем нам нужно знать лексическое значение слова?
Работаем в группах.
1группа находит значение слова племя
2 группа ----------------------------------стремя
3 группа--------------------------------- темя
4 группа______________________семя
5 группа______________________время
После выяснения значения слов я предлагаю вам следующее задание.
4 человека будут работать самостоятельно по карточкам.
Составить и записать предложение со словом племя
Составить и записать предложение со словом стремя
Составить и записать предложение со словом семя
Составить и записать предложение со словом время
А остальные будут выполнять важную работу, которая покажет, как вы поняли нашу тему урока. – А как звучала наша тема? Выполнять работу будет каждый самостоятельно, а потом проверим, что у вас получилось.
Слайд 7
Открываем учебник на стр.150, упр.3. Записываем рассказ по вариантам:
1в. 1-2 предложение
2 в. 3-4 предложение
- Проверяем текст.
Проверка (уч-ся рассказывают, в какой форме употреблено им. сущ.)
V. Итог урока. Рефлексия.
Закройте глаза и вспомните, что же сегодня происходило на занятии.
- Какие слова мы сегодня исследовали?
- Что выяснили в ходе исследования? Докажите не примерах.
Продолжите предложения. Слайд 8.
Мне было интересно, когда...
Мне было трудно, когда.....
Я довольна вашей работой на уроке и мне хотелось бы отметить активных исследователей и поставить им оценки. Слайд 9
- Ребята, а вам понравилось быть в роли исследователей? Мне хотелось бы, чтобы вы продолжили заниматься исследовательской деятельностью и показали свои результаты на конкурсе «Я-исследователь», который проводится для таких ребят как вы. Чтобы вы к этому стремились я подарю вам эмблему Всероссийского конкурса «Я- исследователь», но чтобы попасть на Всероссийский конкурс, нужно пройти районный и областной этап.