kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Изменение имён существительных по числам".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Изменение имён существительных по числам» Цели: создать условия для ознакомления с правилом изменения имён существительных по числам, оканчивающихся на –мя; для закрепления знаний об изменении имён существительных по числам. Задачи: 1. Систематизировать полученные знания об имени существительном; 2. Развивать связную речь; умение слушать, отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ; развивать любознательность, навыки исследовательской деятельности. 3. Обогащать словарный запас. Тип урока: усвоение новых знаний. Форма проведения: урок-исследование. Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, автор С.В.Иванов; рабочая тетрадь; толковые словари русского языка; раздаточный материал: карточки со словами; карточки со стихами; презентация урока. Ход урока. 1. Организация учебного занятия. - Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть сегодня и работать с вами. 2. Мотивация. - Ребята, поднимите руки, кто любит исследовать, узнавать что-то новое? - Что значит исследовать? Как вы себе это представляете? (Изучать объекты со всех сторон, анализировать, делать выводы). Слайд 1 - А сейчас я попрошу встать тех ребят, кому хотелось бы сегодня быть исследователями? 3. Каллиграфическая минутка. Работа исследователя серьёзная. Требует усидчивости и терпения. Начнём нашу работу с тренировки в письме, потому что исследователям необходимо записывать полученную информацию. Откройте тетради, запишите число, классная работа. На следующей строке запишите буквосочетания. Мя мя Молодцы, справились с заданием. 4. Актуализация знаний. Тема урока. - Какой у нас сейчас урок? - А что, по- вашему, можно исследовать на уроках русского языка? (слова) 5. Работа над материалом урока. Поработаем в группах. Предлагаю вам для исследования 1 задание. Каждой группе нужно закончить стихотворение. В одной из строк не дописано последнее слово, оно зашифровано картинкой. Ваша задача заменить картинку на слово, а слова-подсказки спрятаны в классе. Как только вы их увидите, то легко закончите работу. Всей группой ходить по классу в поисках слов не нужно, вы обсуждаете вместе, а один представитель от группы приносит слово. 1. В стародавнее древнее ..... (картинка часов) В шалашах без окон и дверей 2. Жило-было лохматое ....(картинка племени) Первобытных людей-дикарей. 3. С утра до вечера чесали они ....(картинка темени) Не знали, как в булку превратить простое .... (картинка семян) 4. Не понимали, что из искры появится ....(картинка пламени) Что на ветру вождь развевает ...(картинка знамени) 5. Дикари не умели писать свою фамилию и ..... (картинка ребёнка, а вокруг него различные имена) , Гадали, зачем на лошадь надевать седло и – (картинка стремени) Необразованное было ....(картинка племени) . - Прочитаем получившееся стихотворение. Слайд 2,3 - А теперь представители групп прикрепите найденные слова на доску. (время, племя, темя, семя, пламя, знамя, имя, стремя) - Как вы думаете, справились вы с 1 заданием? Почему? (нашли слова) - Ребята, а как вы считаете, почему мы выбрали эти слова?(будем изучать) Наше исследование продолжается. - Посмотрите, есть ли у этих слов что-то общее? (оканчиваются на –мя) - Выясните, какой частью речи являются данные слова? (им. сущ.) - Докажите, почему это им. сущ. - А, что вы можете сказать об изменении имён существительных? (изменяются по числам) Приведите примеры. - Ребята, а какие слова мы сегодня исследуем? – А вы их изменяли по числам?(нет) -Кто из вас догадался, чем же будем заниматься на уроке? - Какая будет тема нашего занятия? (изменение сущ. по числам) Слайд 4. Сформулируйте цели урока с помощью опорных слов (на слайде 5): 1. Узнать об… (изменении числа имен существительных, оканчивающихся на -мя-) 2. Уметь изменять… (существительные по числам) 3. Работать … (активно, быстро, внимательно) Сейчас предлагаю поработать в парах. Выполним 2 задание. Каждая пара будет исследовать слово, которое записано на карточке (по 1 слову) Ваша задача попробовать изменить число данного им. существительного. (время, племя, темя-2 раза, семя, пламя-2 раза, знамя, имя, стремя,) - Пары уже готовы. Я попрошу прокомментировать результат вашей работы. - Вам было легко изменять сущ.? - Какие слова вызвали затруднения? Почему? (имеют только форму ед. ч.) - Какой вывод сделаем по выполнению 2 задания. Ребята, когда я предложила своим ученикам записать форму мн. числа данных сущ., то возникла проблема в правописании. Кто-то написал времена, а были такие, кто написал времина. Я хотела и с вами записать эти слова, но теперь не знаю, как быть? слайд 6 - Может нам кто-то помочь в данной ситуации? (учебник) Открываем учебник на стр. 150 и читаем правило. - Что же вы скажете о правописании сущ на –мя? (Ученики пишут слова во мн.ч. в тетради и на доске по 1, выделяют суффикс –ен)) Физминутка Пришла пора отдохнуть. Встаньте, пожалуйста. Я буду называть слова, если вы услышите слова, которые имеют форму ед. и мн. ч- хлопаете. Если услышите слова, которые имеют только форму ед ч.- топаете. Костёр, шофёр, доброта, фамилии, серебро, детство, профессии, свет, брюки, ножницы. - Какие слова оказались лишними? (брюки, ножницы) - Почему? 6. Первичное закрепление. Продолжаем работать . – Какие слова мы сегодня исследуем? - А, где можно посмотреть значение этих слов? (в толковом словаре) - А зачем нам нужно знать лексическое значение слова? Работаем в группах. 1группа находит значение слова племя 2 группа ----------------------------------стремя 3 группа--------------------------------- темя 4 группа______________________семя 5 группа______________________время После выяснения значения слов я предлагаю вам следующее задание. 4 человека будут работать самостоятельно по карточкам. 1-Составить и записать предложение со словом племя 2-Составить и записать предложение со словом стремя 3-Составить и записать предложение со словом семя 4-Составить и записать предложение со словом время А остальные будут выполнять важную работу, которая покажет, как вы поняли нашу тему урока. – А как звучала наша тема? Выполнять работу будет каждый самостоятельно, а потом проверим, что у вас получилось. Слайд 7 Открываем учебник на стр.150, упр.3. Записываем рассказ по вариантам: 1в. 1-2 предложение 2 в. 3-4 предложение - Проверяем текст. Проверка (уч-ся рассказывают, в какой форме употреблено им. сущ.) V. Итог урока. Рефлексия. Закройте глаза и вспомните, что же сегодня происходило на занятии. - Какие слова мы сегодня исследовали? - Что выяснили в ходе исследования? Докажите не примерах. Продолжите предложения. Слайд 8. Мне было интересно, когда... Мне было трудно, когда..... Я довольна вашей работой на уроке и мне хотелось бы отметить активных исследователей и поставить им оценки. Слайд 9 - Ребята, а вам понравилось быть в роли исследователей? Мне хотелось бы, чтобы вы продолжили заниматься исследовательской деятельностью и показали свои результаты на конкурсе «Я-исследователь», который проводится для таких ребят как вы. Чтобы вы к этому стремились я подарю вам эмблему Всероссийского конкурса «Я- исследователь», но чтобы попасть на Всероссийский конкурс, нужно пройти районный и областной этап. Желаю вам успехов!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему: "Изменение имён существительных по числам". »

Урок русского языка

в 3 классе

УМК «Начальная школа XXI века»


Тема: «Изменение имён существительных по числам»


Цели: создать условия для ознакомления с правилом изменения имён существительных по числам, оканчивающихся на –мя; для закрепления знаний об изменении имён существительных по числам.

Задачи:

  1. Систематизировать полученные знания об имени существительном;

  2. Развивать связную речь; умение слушать, отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ; развивать любознательность, навыки исследовательской деятельности.

  3. Обогащать словарный запас.


Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма проведения: урок-исследование.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, автор С.В.Иванов;

рабочая тетрадь; толковые словари русского языка; раздаточный материал: карточки со словами; карточки со стихами; презентация урока.


Ход урока.


1. Организация учебного занятия.

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть сегодня и работать с вами.


2. Мотивация.

- Ребята, поднимите руки, кто любит исследовать, узнавать что-то новое?

- Что значит исследовать? Как вы себе это представляете? (Изучать объекты со всех сторон, анализировать, делать выводы). Слайд 1

- А сейчас я попрошу встать тех ребят, кому хотелось бы сегодня быть исследователями?


3. Каллиграфическая минутка.

Работа исследователя серьёзная. Требует усидчивости и терпения.

Начнём нашу работу с тренировки в письме, потому что исследователям необходимо записывать полученную информацию.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

На следующей строке запишите буквосочетания.

Мя мя

Молодцы, справились с заданием.

4. Актуализация знаний. Тема урока.

- Какой у нас сейчас урок?

- А что, по- вашему, можно исследовать на уроках русского языка? (слова)

5. Работа над материалом урока.

Поработаем в группах. Предлагаю вам для исследования 1 задание.

Каждой группе нужно закончить стихотворение.

В одной из строк не дописано последнее слово, оно зашифровано картинкой. Ваша задача заменить картинку на слово, а слова-подсказки спрятаны в классе. Как только вы их увидите, то легко закончите работу. Всей группой ходить по классу в поисках слов не нужно, вы обсуждаете вместе, а один представитель от группы приносит слово.


1. В стародавнее древнее


В шалашах без окон и дверей




2. Жило-было лохматое

Первобытных людей-дикарей.



3. С утра до вечера чесали они

Не знали, как в булку превратить простое

4. Не понимали, что из искры появится

Что на ветру вождь развевает




5. Дикари не умели писать свою фамилию и ,

Гадали, зачем на лошадь надевать седло и –

Необразованное было .


- Прочитаем получившееся стихотворение. Слайд 2,3

- А теперь представители групп прикрепите найденные слова на доску. (время, племя, темя, семя, пламя, знамя, имя, стремя)

- Как вы думаете, справились вы с 1 заданием? Почему? (нашли слова)

- Ребята, а как вы считаете, почему мы выбрали эти слова?(будем изучать)

Наше исследование продолжается.

- Посмотрите, есть ли у этих слов что-то общее? (оканчиваются на –мя)

- Выясните, какой частью речи являются данные слова? (им. сущ.)

- Докажите, почему это им. сущ.

- А, что вы можете сказать об изменении имён существительных?

(изменяются по числам) Приведите примеры.

- Ребята, а какие слова мы сегодня исследуем? – А вы их изменяли по числам?(нет)

-Кто из вас догадался, чем же будем заниматься на уроке?

- Какая будет тема нашего занятия? (изменение сущ. по числам) Слайд 4.

Сформулируйте цели урока с помощью опорных слов (на слайде 5):

1. Узнать об… (изменении числа имен существительных, оканчивающихся на -мя-)

2. Уметь изменять… (существительные по числам)

3. Работать … (активно, быстро, внимательно)


Сейчас предлагаю поработать в парах. Выполним 2 задание.

Каждая пара будет исследовать слово, которое записано на карточке (по 1 слову)

Ваша задача попробовать изменить число данного им. существительного. (время, племя, темя-2 раза, семя, пламя-2 раза, знамя, имя, стремя,)

- Пары уже готовы. Я попрошу прокомментировать результат вашей работы.

- Вам было легко изменять сущ.?- Какие слова вызвали затруднения? Почему? (имеют только форму ед. ч.)

- Какой вывод сделаем по выполнению 2 задания.

Ребята, когда я предложила своим ученикам записать форму мн. числа данных сущ., то возникла проблема в правописании. Кто-то написал времена, а были такие, кто написал времина.

Я хотела и с вами записать эти слова, но теперь не знаю, как быть? слайд 6

- Может нам кто-то помочь в данной ситуации? (учебник)

Открываем учебник на стр. 150 и читаем правило.

- Что же вы скажете о правописании сущ на –мя? (Ученики пишут слова во мн.ч. в тетради и на доске по 1, выделяют суффикс –ен))


Физминутка

Пришла пора отдохнуть. Встаньте, пожалуйста.

Я буду называть слова, если вы услышите слова, которые имеют форму ед. и мн. ч- хлопаете.

Если услышите слова, которые имеют только форму ед ч.- топаете.

Костёр, шофёр, доброта, фамилии, серебро, детство, профессии, свет, брюки, ножницы.

- Какие слова оказались лишними? (брюки, ножницы) - Почему?


6. Первичное закрепление.

Продолжаем работать . – Какие слова мы сегодня исследуем?

- А, где можно посмотреть значение этих слов? (в толковом словаре)

- А зачем нам нужно знать лексическое значение слова?

Работаем в группах.


1группа находит значение слова племя

2 группа ----------------------------------стремя

3 группа--------------------------------- темя

4 группа______________________семя

5 группа______________________время


После выяснения значения слов я предлагаю вам следующее задание.

4 человека будут работать самостоятельно по карточкам.

  1. Составить и записать предложение со словом племя

  2. Составить и записать предложение со словом стремя

  3. Составить и записать предложение со словом семя

  4. Составить и записать предложение со словом время


А остальные будут выполнять важную работу, которая покажет, как вы поняли на­шу тему урока. – А как звучала наша тема? Выполнять работу будет каждый са­мостоятельно, а потом проверим, что у вас получилось.

Слайд 7

Открываем учебник на стр.150, упр.3. Записываем рассказ по вариантам:

1в. 1-2 предложение

2 в. 3-4 предложение

- Проверяем текст.

Проверка (уч-ся рассказывают, в какой форме употреблено им. сущ.)


V. Итог урока. Рефлексия.

Закройте глаза и вспомните, что же сегодня происходило на занятии.

- Какие слова мы сегодня исследовали?

- Что выяснили в ходе исследования? Докажите не примерах.

Продолжите предложения. Слайд 8.

Мне было интересно, когда...

Мне было трудно, когда.....

Я довольна вашей работой на уроке и мне хотелось бы отметить активных исследователей и поставить им оценки. Слайд 9

- Ребята, а вам понравилось быть в роли исследователей? Мне хотелось бы, чтобы вы продолжили заниматься исследовательской деятельностью и показали свои результаты на конкурсе «Я-исследователь», который проводится для таких ребят как вы. Чтобы вы к этому стремились я подарю вам эмблему Всероссийского конкурса «Я- исследователь», но чтобы попасть на Всероссийский конкурс, нужно пройти районный и областной этап.

Желаю вам успехов!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока на тему: "Изменение имён существительных по числам".

Автор: Чернова Ирина Викторовна

Дата: 06.12.2014

Номер свидетельства: 140221

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока  по теме «Изменение имён существительных по падежам» "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-tiemie-izmienieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh-po-padiezham"
    ["file_id"] => string(6) "115444"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411991413"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Русский  язык 3 класс  Тема:  Изменение  имён  существительных  по  числам "
    ["seo_title"] => string(79) "russkii-iazyk-3-klass-tiema-izmienieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh-po-chislam"
    ["file_id"] => string(6) "169693"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423458316"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по числам". "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-izmienieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh-po-chislam"
    ["file_id"] => string(6) "125730"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415037457"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Конспект урока русского языка по теме ": Упражнение в определении рода и изменении имён существительных по числам""
    ["seo_title"] => string(115) "konspiekturokarusskoghoiazykapotiemieuprazhnieniievopriedielieniirodaiizmienieniiimionsushchiestvitielnykhpochislam"
    ["file_id"] => string(6) "303075"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457422021"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Конспект урока русского языка на тему "Упражнение в определении рода и изменении имён существительных по числам""
    ["seo_title"] => string(114) "konspiekturokarusskoghoiazykanatiemuuprazhnieniievopriedielieniirodaiizmienieniiimionsushchiestvitielnykhpochislam"
    ["file_id"] => string(6) "303077"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457422408"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства