Цели урока:
Образовательные:
- Обобщение знаний об изменении имён существительных по числам.
- Формирование умения изменить имена существительные по числам.
- Определять числовую принадлежность имён существительных.
Развивающие:
- Развивать навыки письма.
- Развивать навыки устной речи.
- Развивать навыки логического мышления и памяти.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство товарищества
Задачи урока:
- Закрепить знания об имени существительном как о части речи;
- Познакомить уч-ся с изменением имён существительных по числам;
- Отрабатывать умение определять род и число имён существительных;
- Работать над развитием мышления, памяти и речи уч-ся;
- Способствовать нравственному воспитанию уч-ся.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- К нам сегодня пришли гости, давайте поприветствуем их. А теперь посмотрели друг на друга и улыбнулись. У всех хорошее настроение и все готовы работать. Садимся.
2.Минутка чистописания.
Открыли все тетради, взяли ручки и написали сегодняшнее число. Дальше пишем «Классная работа». Положили ручки и послушали меня.
Вот буква В Видна вдали -
Красивая, витая. Как будто крендель испекли, Прохожих поджидая. (показать картинку кренделя).
- Что такое крендель? (Крендель – хлебобулочное изделие, напоминающее букву В).
- Пишем заглавную и прописную буквы В.
- А теперь прочитайте пословицу на доске : «Вежливость открывает все двери».
- Как вы её понимаете? (высказывания детей).
- Запишите эту пословицу в тетрадь.
- Какие вежливые слова вы знаете? (дети называют)
3. Актуализация опорных знаний.
- О чем мы говорили на прошлом уроке? ( о существительных ж.р., м.р., ср.р.)
- Сейчас мы поиграем в интересную игру «Узнавай-ка». Возьмите карточки, которые лежат у вас на столах. Я буду называть слова, а вы, молча, с помощью карточек, будете показывать мне какого рода эти слова.
СЛОВА: помидор, ворона, медведь, чувство, рисунок, тарелка, орех, молоко, лестница, трактор, сердце, улица, солнце.
- Молодцы!
4. Изучение нового материала.
- А теперь посмотрите внимательно на эти слова. Из них надо составить пары слов. Что у вас получилось?
(На доске вразброс прикреплены слова: карандаш, учебники, ученик, ручка, карандаши, ручки, яблоко, учебник, ученики, яблоки.)
(Дети высказывают свои версии. Но их надо подвести к тому, что пары получаются из существительного стоящего в ед.ч. и во мн.ч.)
(Дети сами крепят карточки в два столбика: ед.ч. и мн.ч.)
- Посмотрите внимательно на эти пары, которые получились. Сравните эти слова. Чем они похожи? (обозначают одинаковые предметы). Чем они отличаются? (обозначают разное количество предметов). Это значит, что слова в первом столбике – ед.ч., а во втором – мн.ч.
-Какой вывод можно сделать? (Существительные изменяются по числам).
- Давайте запишем эти пары и обозначим в этих словах окончания. (Работа по цепочке).
- Посмотрите внимательно, что происходит с окончаниями? (Они меняются) -Какие выводы можно сделать из наших наблюдений? 1. имена сущ. изменяются по числам; 2. сущ. в ед.ч. обозначают один предмет; 3. сущ. во мн.ч. обозначают два или несколько предметов; 4. при изменении сущ. по числам изменяется его окончание.
- А теперь прочитаем сведения в учебнике и сравним их с нашими выводами. (стр.27) Мы правы? – Молодцы!
5. Минутка отдыха
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальцы погулять.
Этот палец самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот палец для того,
Чтоб показывать его.
Этот палец самый длинный
И стоит посередине.
Этот палец безымянный,
Он избалованный самый.
А мизинец хоть и мал,
Всё же ловок и удал.
6.Закрепление изученного.
- Выполняем упр. 423. (уч-ся читает задание)
- Что надо сделать? (Определить число сущ., изменить это сущ. на противоположное число, выделить окончания.) (Устно разбираем выполнение упр.)
- Пишем по группам
1 группа – изменяют сущ. во мн.ч., выделяют окончания;
2 группа – изменяют сущ. в ед.ч., выделяют окончания.
После выполнения задания вы поменяетесь тетрадями в группах, проверите карандашом и поставите оценку.
(ВЗАИМОПРОВЕРКА ТЕТРАДЕЙ).
- А теперь закрыли все тетради и учебники, мы поиграем в игру «Подбирай-ка».
Я называю животное в ед.ч., а вы называете детёнышей этого животного во мн.ч.
Например: кошка – котята.
- А теперь сами:
Утка – утята
Медведица – медвежата
Корова – телята
Белка – бельчата
Лошадь – жеребята
Волчица – волчата
Ежиха – ежата
Курица – цыплята
Лиса – лисята
Собака – щенята.
7.Итог урока.
- О каких сущ. мы сегодня говорили? (ед.ч. и мн.ч.)
- Чем отличаются сущ. в ед.ч. от сущ. во мн.ч.? (обозначают разное количество предметов).
- Что происходит с сущ. при изменении по числам? (меняются окончания)
8.Домашнее задание.
Стр.29 упр. 428