VII. Изучение нового материала 1)Работа с Толковым словарём -Откройте словарь. Найдите любое слово, обозначающее предмет. -Назови формы его И.п. Р.п. -Для запоминания падежей обратимся к шуточной присказке. -Обратите внимание на пометы, которые даны к каждому слову: (толковый словарь) - первая помета показывает окончание в Родительном падеже, -вторая – род существительного. -Найдите в словаре любое существительное, прочитайте его начальную форму, определите форму Р.п. по пометке в статье. 2) Знакомство с названиями падежей. Чтение сказки Е.Мережинской «Откуда пришли названия падежей». -Задали вопрос падежам: -Зачем вы нужны существительным? - Без нас никак нельзя .Мы указываем на отношение хозяина Существительного к другим словам в предложении. - А как именно? - указываем, на отношения действия и места (идти лесом, сидеть на стуле) действия и орудия (бить молотком, рисовать карандашом,) действия объекта( читать книгу, собирать ягоду и т.д.) -На слайде вы видите, как записаны все падежи и их сокращенное обозначение. 3)Знакомство с приемами запоминания падежей. 4) коллективное заполнение таблицы. -Заполним с вами 1-ю колонку таблицы, что мы с вами уже знаем по нашей теме урока. -Что еще хотите узнать сегодня на уроке? Запишите во второй столбик таблицы. - Третью колонку заполните в конце урока. 5) Познакомимся со способами определения падежей . -- Чтобы правильно определить падеж, очень важно запомнить, на какие вопросы отвечают существительные в разных падежах. -Ребята, очень многие люди для того, чтобы правильно определять падежи применяют слова – помощники. Эти слова – помощники дружат с падежами. Эти слова – помощники мы не пишем при склонении слова, а проговариваем мысленно. - Посмотрите, на какие вопросы отвечают существительные в разных падежах. ( стр.71 таблица) -Есть ли одинаковые вопросы? -В каких именно парах падежей? -Как проверить какой это падеж? -Чтобы не ошибаться в определении падежей помогаем словами: есть, нет, дам ,вижу восхищаюсь, думаю о. Р.п.-------нет кошки В.п.-------вижу кошку 6)Познакомимся с алгоритмом определения падежей. 1)определить словосочетание, в которое входит это слово; 2поставить вопрос к этому слову от слова – командира; Проверить, какой именно это падежный вопрос. 7)Упражнения в определении падежей имен существительных. -Задание: на листочках записаны пословицы и предложения. Необходимо расставить их так, чтобы слово « дело» изменялось по падежам последовательно. Определить, в каком падеже стоит слово « дело». -Сколько предложений в тексте? -Сколько вопросов поставлено к формам слова дело? -Какой вид работы мы с вами выполняли? -Как называется изменение существительных по вопросам? - Что изменяется в словах при изменении по падежам? 9) Рефлексия. - Что мы называем склонением? -Сколько падежей в русском языке? -К какому падежу относится существительное в начальной форме? -Заполните третий столбик таблицы «Узнал новое» | Работают со словарем №5 Слайд № 6 чтение Участвуют в совместной работе по открытию нового знания Показ слайда №7 Слайд №8 Слайд №9 -поставить вопрос к этому слову от слова – командира -проверить какой это вопрос ( при затруднении повторяется, уточняется, подводится к правильному ответу) Слайд №10 да в Р.п и В.п. в Р.П. и В.П. слайд №11 Слайд №12 Работа в парах. Слайд №13 У него дело из рук валится. Без дела жить – только небо коптить. Делу – время, потехе – час. За правое дело – стой смело. За делом и день пролетит незаметно. ответы учащихся -изменяли существительное по вопросам -склонением по падежам -изменяется окончание ( уточнять, повторять, добиваться правильных ответов т.е. осознания материала) Ответы детей |