|   VII. Изучение нового материала  1)Работа с Толковым словарём  -Откройте словарь. Найдите любое слово, обозначающее предмет.  -Назови формы его И.п. Р.п.  -Для запоминания падежей обратимся к шуточной присказке.  -Обратите внимание на пометы, которые даны к каждому слову: (толковый словарь)  - первая помета показывает окончание в Родительном падеже,  -вторая – род существительного.  -Найдите в словаре любое существительное, прочитайте его начальную форму, определите форму Р.п. по пометке в статье.  2) Знакомство с названиями падежей.    Чтение сказки Е.Мережинской «Откуда пришли названия падежей».  -Задали вопрос падежам:  -Зачем вы нужны существительным?  - Без нас никак нельзя .Мы указываем на отношение хозяина Существительного к другим словам в предложении.  - А как именно?  - указываем, на отношения действия и места (идти лесом, сидеть на стуле) действия и орудия (бить молотком, рисовать карандашом,) действия объекта( читать книгу, собирать ягоду и т.д.)  -На слайде вы видите, как записаны все падежи и их сокращенное обозначение.  3)Знакомство с приемами запоминания падежей.  4) коллективное заполнение таблицы.    -Заполним с вами 1-ю колонку таблицы, что мы с вами уже знаем по нашей теме урока.  -Что еще хотите узнать сегодня на уроке? Запишите во второй столбик таблицы.  - Третью колонку заполните в конце урока.  5) Познакомимся со способами определения падежей .  -- Чтобы правильно определить падеж, очень важно запомнить, на какие вопросы отвечают существительные в разных падежах.  -Ребята, очень многие люди для того, чтобы правильно определять падежи применяют слова – помощники. Эти слова – помощники дружат с падежами. Эти слова – помощники мы не пишем при склонении слова, а проговариваем мысленно.  - Посмотрите, на какие вопросы отвечают существительные в разных падежах. ( стр.71 таблица)      -Есть ли одинаковые вопросы?  -В каких именно парах падежей?  -Как проверить какой это падеж?  -Чтобы не ошибаться в определении падежей помогаем словами: есть, нет, дам ,вижу восхищаюсь, думаю о.  Р.п.-------нет кошки  В.п.-------вижу кошку  6)Познакомимся с алгоритмом определения падежей.    1)определить словосочетание, в которое входит это слово;  2поставить вопрос к этому слову от слова – командира;  Проверить, какой именно это падежный вопрос.  7)Упражнения в определении падежей имен существительных.    -Задание: на листочках записаны пословицы и предложения. Необходимо расставить их так, чтобы слово « дело» изменялось по падежам последовательно. Определить, в каком падеже стоит слово « дело».  -Сколько предложений в тексте?  -Сколько вопросов поставлено к формам слова дело?  -Какой вид работы мы с вами выполняли?  -Как называется изменение существительных по вопросам?  - Что изменяется в словах при изменении по падежам?  9) Рефлексия.  - Что мы называем склонением?  -Сколько падежей в русском языке?  -К какому падежу относится существительное в начальной форме?  -Заполните третий столбик таблицы «Узнал новое»   |            Работают со словарем №5              Слайд № 6 чтение                  Участвуют в совместной работе по открытию нового знания                   Показ слайда №7                                                  Слайд №8                  Слайд №9                      -поставить вопрос к этому слову от слова – командира  -проверить какой это вопрос  ( при затруднении повторяется, уточняется, подводится к правильному ответу)  Слайд №10        да в Р.п и В.п.  в Р.П. и В.П.          слайд №11          Слайд №12      Работа в парах.  Слайд №13  У него дело из рук валится.  Без дела жить – только небо коптить.  Делу – время, потехе – час.  За правое дело – стой смело.  За делом и день пролетит незаметно.      ответы учащихся  -изменяли существительное по вопросам  -склонением по падежам  -изменяется окончание ( уточнять, повторять, добиваться правильных ответов т.е. осознания материала)  Ответы детей   |