Круговорот воды в природе. Изменение существительных по падежам.
Круговорот воды в природе. Изменение существительных по падежам.
Интегрированный урок в 3 классе "Круговорот воды в природе. Изменение существительных по падежам" предназначен для обобщения знаний по теме «Вода», для рассмотрения основных этапов круговорота воды в природе, знакомства с новыми понятиями «рельеф», «ландшафт», для формирования умений склонять имена существительные в единственном числе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Круговорот воды в природе. Изменение существительных по падежам.»
Интегрированный урок познания мира и русского языка в 3-м классе на тему «Круговорот воды в природе. Изменение существительных по падежам»
Тема:
Круговорот воды в природе.
Изменение имен существительных по падежам.
Цели:
Обобщение знаний по теме: «Биоценоз»
Рассмотреть основные этапы круговорота воды в природе.
Познакомить с новыми понятиями «рельеф», «ландшафт»
Формировать умение склонять имена существительные в единственном числе.
Оборудование к уроку:
Карточка со словами «рельеф» и «ландшафт».
Картинки с животными и растениями биоценозов леса, луга, водоема.
Скотч.
Фонограмма «Голоса птиц леса».
Карточки «капельки» для путешествия.
Карточки «капельки» для оценки правильных ответов.
Схема ландшафта на ватмане.
Рисунки дождя («фотографии» Старика-дождевика)
Карточки со словами «почва», «глина», «песок».
Оборудование для опыта.
При отсутствии стеклянного оборудования можно его изготовить из пластиковых бутылок.
Отрезать горлышко бутылки – это воронка; оставшаяся нижняя часть – стакан.
Кокошники или шляпы с надписями «Море», «Пар», «Облако», «Туча», «Почва», «Песок».
Магнитофон.
Снег или лед для сюрпризного момента в конце урока.
ХОД УРОКА
Урок начинается с веселой физической минутки, которая настраивает ребят на рабочий лад.
Дети хором проговаривают за учителем:
Не позволяй душе лениться,
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться –
И день, и ночь, и день, и ночь.
«БИ» - рука влево;
«О» - рука вправо;
«ЦЕ» - хлопок;
«НОЗ» - присесть;
«ВОДОЕМА» - все садятся на места.
Учитель:
Ребята, здравствуйте. Мы продолжаем с вами разговор о водоемах. А тема нашего сегодняшнего урока скоро «вольется» из ваших уст.
Посмотрите внимательно на доску. Что вы видите? Ничего? Совсем ничего? А кто зоркий?
(Углубления, впадинки, царапинки)
Такая вот, ребята, была наша планета много миллионов лет назад: безжизненная, с возвышенностями, шероховатостями, углублениями. Это рельеф – (лист бумаги – карточку – с новым словом прикрепляется к доске). А теперь превращаем поверхность нашей планеты в ландшафт – (переворачиваем плакат, прикрепленный к доске, на котором указаны три вида биоценозов; биоценоз леса, биоценоз луга, биоценоз водоема).
(Три ученика выбирают, разложенные на столе картинки и составляют каждый свой биоценоз.)
В это время под фонограмму голосов птиц один из учеников рассказывает и показывает ярусы леса.
Шиповник – руки к плечам, т.к. это кустарник;
Подосиновик – руки вниз, т.к это гриб;
Ель – руки вверх, т.к. это дерево;
Подорожник – руки на пояс, т.к. это трава;
Береза – руки вверх, т.к. это дерево;
Клен – руки вверх, т.к. это дерево;
Рыжик – руки вниз, т.к. это гриб;
Ромашка – руки на пояс, т.к. это цветок.
После рассказа о ярусах этот ученик проверяет правильность расположения картинок по биоценозам. Учитель вместе с учащимися класса проверяет и обобщает сведения о биоценозах.
Работы учащихся оцениваются (можно выдать всем отвечавшим карточки-жетоны в виде капелек воды).
Учитель:
Молодцы! А теперь посмотрите на доску.
( В это время открывается другая доска, на которой расположена схема)
Каждый ученик получает «капельки» воды.
Учитель:
Ребята, напишите, пожалуйста, из каких водоемов к нам на урок могла попасть эта капелька.
Дети пишут: ручей, озеро, река и т.д.
Молодцы! Пора совершить нашей капельке путешествие. Припекает солнышко. Что происходит с водой? Верно, капелька превращается в пар, это газообразное состояние воды. (Капельки крепятся на схему). Пар поднимается в небо. Там капельки собираются во что? (Облака). Они сгоняются ветром и превращаются в тучи. ( Солнце закрывается тучами).
Грянул гром, сверкнула молния.
Гром мы слышим, молнию мы видим.
Гром плюс молния получилась гроза.
Шел долговяз и в землю увяз. Что это? (Дождь)
Старичок- дождевичок сфотографировал дождь. Посмотрите на карточки, бывает ли такой дождь?
Капли, будто нити, соединяют небо и землю – проливной.
Более мелкий, от него на лужах пузырьки. Это грибной дождь.
Мелкий, как бы незаметный – моросящий.
А бывают еще дожди: слепой, медленный, летний, осенний.
Учитель:
Дождь покапал и прошел,
Солнце в целом свете:
Это очень хорошо
И большим, и детям.
Попала наша капелька с дождем на землю. Заглянем в недра земли.
Как вы думаете, почему холм так разукрашен? Кто догадался?
(Ребята, которые первыми догадались, выходят к доске и прикрепляют карточки с надписями: ПЕСОК, ГЛИНА, ПОЧВА, КАМНИ.)
Учитель:
Посмотрим, где наша капелька может пройти, через какие слои?
Опыт: в три воронки заранее насыпаем глину, песок, рыхлую почву. Поставив их в стеклянные стаканчики, пытаемся пролить через них воду. Вода будет проходить через песок и рыхлую почву.
Учитель:
Ребята давайте на нашу схему прикрепим еще капельки, но только там, через какие слои нашего холма она пройдет.
Глина тоже необходима – она, располагаясь слоями, направляет воду в водоемы. Место выхода ручейка называется родником (прикрепляется еще одна карточка). Вода опять вернулась в наш водоем.
Как вы, ребята, думаете, вода, вытекающая из родника, чистая? А почему?
(Учащиеся отвечают, что она чистая, так как она прошла через природные фильтры – почву и песок).
Но вот опять припекло солнышко. Что произойдет с водой? Все повторяется? На что похоже это движение? Правильно это круговорот воды. Это и есть тема сегодняшнего урока – «Круговорот воды в природе». Молодцы.
Учитель:
Ребята, откройте тетради по русскому языку и запишите дату нашего путешествия. Мы сейчас повторим падежи и проведем малый круговорот.
(Повторение падежей происходит прочтением четверостиший учителем. При этом ученики выходят к доске. Такое повторение можно соотнести с физминуткой.
Учитель:
1.
Я совсем не виноват,
Что именительному брат.
А еще, что удивительно,
Я родня еще родительному.
Правильно, это винительный падеж.
(Ученик, давший правильный ответ, выходит к доске и получает кокошник (или шляпу) с надписью «Туча».)
2.
Бываю я доволен чем-то,
Бываю я доволен кем-то,
А с кем-то я творю добро –
Ведь в людях главное оно.
Правильно, это творительный падеж. Шляпа с надписью «Почва».
3.
Я, ребята, не при чем,
Что не знаю ни о чем.
Ни о ком совсем не знаю.
Узнать себя вам предлагаю.
Предложный падеж. Шляпа с надписью «Песок».
4.
Я имен не называю,
Я секрет не открываю.
Я спрошу лишь «кто?» да «что?» -
Это он, она, оно!
Именительный падеж. Шляпа с надписью «Море, река».
5.
И не рад я никому,
Ничему я не учу.
Только вам скажу я честно –
Всем понравиться хочу!
Дательный падеж – шляпа «Облако»
6.
Никого не вижу,
Ничего не слышу,
Никого не знаю,
Ничего, никому не скажу.
Родительный падеж – шляпа «Пар».
Учитель:
А теперь «Встаньте дети, встаньте в ряд». Именительный падеж – командир, а вы – отряд.
(Ребята быстро перестраиваются в порядке падежей и замечают, что они построились в порядке: водоем – пар – облако – туча – почва – песок)
Учитель:
Встаньте вкруг, спиной друг к другу. Солнце жарче припекает. Круговорот начинается. (Ученику – именительный падеж –дается карточка со словом «росинка», он читает его с учетом падежа и передает следующему – родительному падежу («росинки») и так до предложного падежа. После первого круга, можно предложить другую карточку – «снежинка», «капелька» и т.д.).
А состоит ли снежинка из воды? Правильно, это твердое состояние воды.
Учитель:
Ребята, запишите в тетрадях по падежам то слово, которое вам понравилось.
Скажите, произошло словообразование или словоизменение? Найдите основу этого слова.
А теперь составим словосочетание с этим словом, а заодно и поиграем.
Игра на внимание.
У доски одна ученица, она- снежинка. Ученица отвернулась от класса, чтобы не видеть остальных учеников. Учитель кладет по очереди руку на плечо какому-нибудь ученику, а тот должен проговорить ответ на вопрос «Снежинка какая?». Таким образом, получается словосочетание. Задача ученицы- определить по голосу ученика.
Получившиеся словосочетания ученики записывают в тетрадях.
Учитель:
Спасибо за работу по словосочетаниям. (Обращается к «снежинке»: Кто тебя лучше всех похвалил, какое словосочетание тебе больше понравилось? Отблагодари его». Снежинка может потереть щеки тому ученику кусочком люда, заранее запасенным учителем. Это внесет элемент игры урок, дети всколыхнутся и активизируются.)
Учитель:
Вот и подходит к концу наше путешествие. Запишите, пожалуйста, в тетрадях:
Снежная сказка.
Жила-была Снежинка. Однажды…
А что было однажды сочините и запишите дома. Как вы думаете, наш урок вам в этом поможет? Чем?
Учитель:
Долгожданный дан звонок –
Вот и кончился урок.
Получи сегодня «5» -
Завтра встретимся опять!
При выставлении оценок необходимо учесть и количество собранных каждым учеников «капелек» за правильные ответы.