1.Актуализация знаний. - Какую часть речи мы изучаем? - Что мы уже знаем о имени существительном? - Они Проверка (слайды№2,3,4) - Как вы думаете, мы уже всё знаем об имени существительном? - Да, мы сегодня откроем новое знание. - Прочитайте текст. - Что интересного заметили? (На экране слайд №5) Дело мастера боится. Без дела дома не сидится. Делу время – потехе час. Закончим дело мы сейчас. Этим делом гордиться будем. О другом деле не забудем. - Объясните смысл первой поговорки. - Я мечтаю, что, когда вы вырастите , то станете хорошими специалистами и любое дело будет вам по плечу. | Задаёт вопросы | Отвечают: Бывают: одушевленные и неодушевлённые; собственные и нарицательные; с твёрдым склонением и мягким склонением; м.р. ∕ Имеют − ж.р. \ ср.р. ⁄ по числам изменяются \ по вопросам Высказывания детей Высказывания детей. | Регулятивные УУД ( принимать и сохранять учебную задачу) Личностные УУД ( мотивация). |
2. Открытие нового знания. - Давайте выпишем формы слова «дело» с вопросами, выделим окончания что? дело чего? дела чему? делу что? дело чем? делом о чём? о деле - Одушевлённое или неодушевлённое слово «дело? - А на какие вопросы отвечают одушевлённые имена существительные? -Проверим (слайд№6) - Выполним подобное задание ( упр. 93). кто? друг скучаю без кого? без друга звоню кому? другу люблю кого? друга поделиться с кем? с другом стихи о ком? о друге -Поверим (слайд№7) - Ещё немного, и мы откроем новое знание. А сейчас – физкультминутка для глаз. Чтоб глаза твои зорче были, Чтоб в очках тебе не ходить, Эти лёгкие движенья Предлагаю повторить. Вдаль посмотрите и под ноги, Вправо, влево – побыстрей! Удивимся – что такое? И закроем их скорей. - Какой вид работы мы сейчас выполняли? ( изменяли существительные по вопросам) - Как бы вы заменили эту длинную фразу коротким словом? Учёные решили назвать так: изменение по падежам или склонение. На экране (слайд№8) - Слово «падеж» произошло то греческого слова «казус», что означает в переводе «падение». Но русские учёные заменили его на слово «падеж». Более короткое, звучное слово. - Догадайтесь кто « падает» в русском языке? - Чтобы вы хорошо запомнили названия падежей я расскажу вам сказку. (Слайд№9) Он ещё не родился. А уже думали, какое имя ему дать, решили назвать именительный. Родился – стал родительным. Это имя ему ещё больше понравилось. Но он был ещё маленьким, ему все давали и он стал - дательным. Но он был ещё большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал – винительным. Потом он подрос. Стал творить добрые дела и называться стал – творительным. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и он стал предложным. - Давайте ещё раз прочитаем названия падежей. (Слайд№10) Именительный падеж Родительный падеж Дательный падеж Винительный падеж Творительный падеж Предложный падеж - А теперь посмотрим на вопросы, сравните их и закончите высказывания в упражнении № 94. Физкультминутка - Теперь вы уже отдохнули. Новая забота. - Нужно сделать на отлично классную работу. - Предложите, как коротко будем записывать название названия падежей в тетради. На экране появляется слайд №11 - Рассмотрите таблицу в учебнике на странице 90, и сравните её с нашей таблицей! 3. Закрепление. 1. Первое задание вы будете выполнять в парах. Вы будете друг другу помогать. Нужно письменно просклонять слово «весна». Проверка (слайд№12) 2. Упражнение № 96.(С комментированием с места. Определение падежа имён существительных). - Как вы будете определять падеж? Итог. Рефлексия (слайд№13) - Что такое склонение? - Сколько падежей в русском языке? - Догадайтесь, к какому падежу относится начальная форма существительного? Проверка (слайд№14) - Что у вас хорошо получалось? - Что вам было трудно запомнить? - Поэтому домашнее задание вам даю: выучить таблицу в учебнике страница 90; узнать сколько падежей в английском языке. - Где будете применять новые знания? - Да, на этом уроке мы этого не выяснили, на этот вопрос мы сможем ответить только в четвёртом классе. Урок окончен. | Эту запись учитель ведёт на доске, учащиеся «подают» ответы Учитель помогает Учитель предлагает стать «учёным» - открыть новое слово. Вводит новые термины, объясняет значение новых слов. Сообщает сведения о происхождении слова «падеж» Рассказывает сказку. Предлагает ввести сокращённое название падежей. Предлагает выполнить упражнение на стр. 90 Предлагает сделать вывод. Даёт задние, контролирует. Даёт задание, слушает, контролирует. Задаёт вопросы. Мотивирует учащихся на приобретение новых знаний. | Учащиеся работают в тетради. Один ученик работает у доски. Работают самостоятельно Проверяют Предлагают свои «термины» . Знакомятся с новыми терминами. Слушают. Читают Самостоятельная работа с последующей проверкой. Называют начальные буквы падежей. Рассматривают, сравнивают, делают вывод. Выполняют. Проверяют. Выполняют задание с комментированием. Отвечают на вопросы, анализируя свои действия на уроке. | Регулятивные УУД: (планировать свои действия в связи с поставленной задачей.) Познавательные УУД. (Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.) Регулятивные УУД. (Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.) Познавательные УУД. ( Использовать знаково-символьные средства.) Коммуникативные УУД. (Контролировать действия партнёра). Регулятивные УУД. ( В сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи) |