kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изменение существительных по падежам. Склонение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Изменение существительных по падежам. Склонение.

Цель урока: Расширить  понятийную базу и формировать умения самостоятельно строить и применять новое знание.

Задачи: 

  • организовать деятельность учащихся по закреплению умений изменять существительные по вопросам;
  • создать условия для реализации взаимообучения;
  • воспитывать умение выслушивать и уважать мнение другого человека.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока.

п/п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Оргмомент.

Игра – приветствие «Здравствуйте!»

- желаю (прикосновение большими пальцами)

- успеха (указательными)

- большого (средними)

- во всём (безымянными)

- и везде (мизинцами)

- здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Учащиеся одновременно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят…

Повторяют действия второй раз, руки переплетаются, и произносят фразу «Удачи тебе на уроке!»

Мотивациия детей на работу УУД

Личностные: понимают значимость готовности к обучениюправильно соотносит себя с позицией школьника

2

Словарная работа.

Загадываю загадки.

В два ряда дома стоят-

10,12,100 подряд

И квадратными глазами

Друг на друга глядят (улица)

Её переходи по переходу.

(дорога)

Назовите синоним для слова дорога. ( шоссе)

Что за чудо жёлтый дом!

Ребятишек много в нём!

Носит обувь из резины

И питается бензином (автобус)какой город – столица нашей Родины. (Москва)

Пассажир, не зевай, отправляется…(трамвай)

То я в клетку, то в линейку.

Написать по мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать, а зовут меня  (тетрадь)

Запись на доске (дорога, улица, шоссе, автобус, трамвай, Москва, тетрадь)

На какие 2 группы, на 3 группы можно разделить слова?

Назовите лишнее слово.

Отгадывают загадки, кто из ребят отгадает загадку, выходит к доске и записывает слово – отгадку.

Информацию говорит ученик

(первый автобус появился в Германии в 1895 году, в нашей стране в Москве)

Информацию говорит ребёнок.

(у нас впервые появился в г. Киеве, а изобрели его в Нью – Йорке. Его предок – это конка, вагончик, который по рельсам тянула лошадь.

Ответы детей.

Актуализация знаний.

УУД регулятивные: осуществляют пошаговый контроль, ориентируются на результат;

познавательные: логические- осуществляют поиск необходимой информации из собственного опыта.

3.

Повторение опорных знаний.

Какую часть речи изучаем?

Давайте повторим, что мы знаем о существительном.

(прикрепляю карточки-ответы)

Определение темы и цели урока.

(Работа в паре)

На карточках 1 записаны слова.

Прочитайте слова и  найдите в них орфограммы, объясните их и расшифруйте зашифрованное слово.

Какое слово прочитали?

Знакомо оно вам? Что же вы хотите узнать?

Значит, какова тема урока и цель?

Ответы детей.

Выполняют самостоятельно работу

Ответы детей

Называют тему и цели.

Актуализация знаний.

УУД регулятивные личностные: осознают свои возможности в учении,

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации, делают выводы

4.

Изучение нового.

О чём не узнали  из информации?

Эту информацию о падежах в русском языке вы найдёте сами, поработав в группах.

Работа в группах

Из текста карточек находят название падежа и его вопросы. (текст смотреть в приложении)

Назовите, то что вы узнали из своей карточки.(прикрепляю карточки падежа и его вопросы.

Что узнали о падежах в русском языке?

Ребёнок читает информацию о падежах. (смотреть в приложении)

Самостоятельная работа в группах.

Называют падеж и вопросы.

Ответы по составленной таблице.

(6 падежей, название падежей и их вопросов)

Создание проблемной ситуации, прогноз предстоящей деятельности.

УУД познавательные- извлекают необходимую информацию, дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом материале.

Коммуникативные- обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные высказывания

5

Закрепление нового.

  • Сравнение знаний о падежах в учебнике и выеденных знаний учащимися.

Прочтите информацию в учебнике и сравните её с нашим выводом о падежах.

  • Склонение существительных конь и трава

Самостоятельная работа.

Склонение слов слон и книга.

  • Творческая работа.

(работа в паре)

В последнем задании, вам нужно восстановить стихотворение, вставив в него слово кот в разных падежах вместе с подходящими по смыслу предлогами, укажите падеж. (текст смотреть в приложении)

Читают в учебнике и дают ответ.

Один у доски, остальные в тетрадях.

Все работают в тетрадях сами, два человека на обороте доски, проверяем способом сигнала (открывают доску, дети показывают сигнальную карточку)

Работают в паре самостоятельно

Проверка способом сигнала по готовому алгоритму.

Закрепление полученных знаний.

УУД познавательные- выделяют и формулируют цели; регулятивные – ориентируются в учебнике

6.

Домашнее задание:  №96 стр. 91 Просмотрите задание и поднимите руку у кого есть вопросы по выполнению задания?

Запись в дневники.

7.

Итог и рефлексия:

Что узнали на уроке?

(прикрепляю карточки-ответы) (приложение).

Давайте оценим нашу работу: поднимите зелёный кружок, если вы уроком довольны. Не совсем довольны жёлтый, не довольны – красный.

Ответы детей.

У детей на столах кружки разного цвета, поднимают их.

Обобщить, сделать выводы, самооценка.

УУД регулятивные- прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

 

 

 

 

 

 

Приложение к уроку

Что знаем?     Хотим узнать?         Мы узнали.

(опоры к составлению таблицы)

  • Сущ-е бывают:

(одушевлённые, неодушевлённые, собственные и нарицательные)

 

  • Сущ-е изменяются

(по родам м.р, ж.р, ср.р, и

числам ед. ч, мн.ч, вопросам)

Карточки для работы в паре

  • Памятник                      
  • Аллея                                
  • Длина                               
  • Единица    
  • Женщина                         

Это интересно!

      Школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить названия 14 падежей, а Финляндии 15. А вот в Грамматике Венгрии целых 22 падежа.

     Звание чемпиона по количеству падежей могут оспаривать только некоторые языки народов Дагестана, в грамматике которых может быть свыше 50 падежей.

     А вот у китайцев, напротив, существительные совсем не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов.

  •  

Карточки для работы в группах

  1. Я Именительный падеж,
    И нет на мне чужих одежд.
    Меня легко все узнают,
    И в подлежащие зовут.
    Предлогов с детства не люблю,
    С собою рядом не терплю.
    Мои вопросы КТО? и ЧТО?
    Ни с чем не спутает никто.

    2. А я падеж Родительный
    Характер мой общительный.
    КОГО? ЧЕГО? И вот он я!
    Предлоги часто мне друзья.
    Предлоги часто мне друзья.
    Похож я на винительный,
    Бываю иногда,
    Но в тексте различите вы,
    Два падежа всегда.

    3. Я называюсь Дательным,
    Работаю старательно.
    кому отдать? К чему призвать?
    Лишь только я могу сказать.

    4. А я Винительный падеж,
    И я во всем виню невежд.
    Зато отличников люблю,
    Для них «пятерки» я ловлю.
    Кого назвать, во что играть,
    Готов ребятам подсказать.
    Не прочь с предлогами дружить,
    Но и без них могу прожить.

    5. А я творительный падеж
    Исполнен всяких я надежд.
    Творите! – Чем? Творите! С кем?
    Я подскажу вам - нет проблем!

    6. А я падеж предложный,
    Со мною случай сложный.
    Мне без предлогов свет не мил.
    О КОМ? О ЧЕМ? Я говорил?
    Ах да нужны предлоги,
    Без них мне нет дороги.
    Тогда смогу я рассказать,
    О чем мечтать и в чем гулять.

 

 

Карточка для творческой работы в парах.

У норы добычи ждёт, притаившись серый ….

Мышь осталась без хвоста, вырываясь от ….

А теперь и за версту, не приблизится к ….

Крыса старая – и та, видя грозного ….

Убежит в нору под дом, чтоб не встретиться с ……

Там сидит, и в темноте, вспоминает о ….

Карточка-ответ к рефлексии

Что узнали? (карточка)

Сущ. изменяются по падежам.

В русском языке 6 падежей.

Изменение по падежам (по вопросам) называется склонением.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изменение существительных по падежам. Склонение »

Тема: «Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня»

Цель урока: Расширение понятийной базы, формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание

Задачи урока:

• Обобщить знания детей об удвоенных согласных, об орфограммах в корне;

• Практически знакомить с механизмом образования слов с удвоенной согласной на стыке приставки и корня;

• Развивать умение объяснять орфограмму графически;

• Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать;

• Отрабатывать каллиграфию письма;

• Воспитывать умения общаться.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)




-А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё на месте, всё ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?



ЦЕЛЬ: Замотивировать детей на работу

УУД: личностные


  1. Актуализация знаний На доске: (8 мин)




- Прочитайте слова и разделите их на группы по столбикам, ответ обоснуйте:

(запишите по столбикам)

Грамм, звёздный, масса, праздник, кросс, сердце, сказка


- Сравните. Все согласны с ребятами? Дополнения есть?

- На какие группы разделили слова?

-Где пишется удвоенная согласная?

- Где пишется парная согласная

- Где пишется непроизносимая согласная?


К доске выходят 2 человека:

- ваша задача – распределить слова по группам

- задача остальных – распределить по группам и записать в тетрадь









(в корне)

(в корне)

(в корне)

ЦЕЛЬ: Актуализировать знания детей по теме «Правописание проверяемых согласных букв в корне слова

УУД: регулятивные

  1. Пробное учебное действие




-Допишите к слову СКАЗКА слова однокоренные слова с приставкой


- Запишите эти слова в тетрадь


- Объясните, почему во всех словах одна С, а в слове РАССКАЗ – две буквы СС?

(пересказ, присказка, рассказ)



(1 человек у доски)

УУД: регулятивные


  1. Выявление места и причины затруднения (7 мин)



- Кто попробует сформулировать тему сегодняшнего урока?

-Давайте проверим, правы ли вы


- Какая цель возникает перед вами?



После ответа детей открывается доска с названием темы урока


(научиться правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

УУД: познавательные

5) Построение проекта выхода из затруднения (какие знания применяю)



  1. - Что предстоит выяснить?



  1. –Какие знания вам понадобятся, чтобы научиться правильно писать такие слова?

- Предложите план, по которому будем действовать

- Определим в слове РАССКАЗ его части. Чтобы найти корень, подбираем однокоренные слова

- В слове РАССКАЗ приставка РАС-, потому что можно образовать однокоренные слова с другими приставками (рассказ, пересказ)

- Сделайте вывод - Почему в слове РАССКАЗ пишется удвоенная согласная?

(в каких случаях на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная)




(сказать, сказ, сказочка). Значит, - СКАЗ- корень

Выделяется только приставка и подчёркивается первая буква корня и удвоенная согласная

(одной буквой С заканчивается приставка РАС-, с другой начинается корень СКАЗ- )

ЦЕЛЬ: спланировать дальнейшую деятельность

УУД: познавательные

регулятивные

6) Физминутка (2 мин)



Встаньте, пожалуйста. Определите на слух слова с удвоенными согласными, подпрыгивая при этом.

Спросите, не повысив тона:

Что больше, центнер или тонна?

Необходимы соль и крупы,

Чтоб кашу наварить для группы.

Кто получит низкий балл,

Не придёт на школьный бал.

Радиоволна идёт сквозь стену.

Мы её поймаем на антенну.

Если пьёте в школе квас,

Не забрызгайте весь класс.

Если в доме много сора,

Может в доме вспыхнуть ссора.

Приятнее найти под ёлкой гриб,

Чем получить ангину или грипп



7) Первичное закрепление с комментированием (9 мин)




Давайте слова на это правило рассмотрим в учебнике на с. 108

- Почему в этих словах пишется удвоенная согласная?


УПР. 158 Ученики выполняют задание устно

(одной согласной оканчивается приставка, а с другой согласной начинается корень)

ЦЕЛЬ: Развивать умения применять новые знания

УУД: регулятивные, познавательные

8) Самостоятельная работа с самопроверкой (10 мин)




На доске прикреплены карточки



- Образуйте от данных приставок и слов новые слова


- Почему в этих словах пишется удвоенная согласная?



- На доске вы видите ещё одну группу слов. Предложите задание с этой группой




У доски по одному человеку по очереди, остальные - в тетрадях

(дети образуют слова и объясняют свой выбор)

(одной согласной оканчивается приставка, а с другой согласной начинается корень)

(дети предлагают)

У доски – 2 чел, остальные - в тетрадях

Затем дети должны обосновать, почему разделили слова на такие группы


ЦЕЛЬ: Закрепить полученные знания

УУД: познавательные

9) Рефлексия (2 мин)




  1. - Какую цель вы поставили в начале урока?



  1. –Выполнили вы цель? Научились писать слова на это правило?


-Если вы поняли тему урока, возьмите этот знак:





- А если не поняли – такой знак





(научиться правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня)

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка


9) Домашнее задание с.111, упр. №5 (1 мин)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Изменение существительных по падежам. Склонение

Автор: Грищеко Галина Фёдоровна

Дата: 02.11.2015

Номер свидетельства: 246937

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Открытый урок на тему "Изменение имен существительных по падежам.Склонение"."
    ["seo_title"] => string(88) "otkrytyi-urok-na-tiemu-izmienieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-po-padiezham-sklonieniie"
    ["file_id"] => string(6) "305267"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457890582"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока "Множественное число имён существительных 1 склонения""
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-mnozhiestviennoie-chislo-imion-sushchiestvitiel-nykh-1-sklonieniia"
    ["file_id"] => string(6) "249732"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446969337"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Открытый урок на тему: Изменение существительных по падежам "
    ["seo_title"] => string(70) "otkrytyi-urok-na-tiemu-izmienieniie-sushchiestvitiel-nykh-po-padiezham"
    ["file_id"] => string(6) "114455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1411496760"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Урок русского языка в 3 классе по теме «Как еще изменяются слова. Изменение по падежам», по учебнику: Русский язык  Соловейчик М.С. "
    ["seo_title"] => string(148) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-kak-ieshchie-izmieniaiutsia-slova-izmienieniie-po-padiezham-po-uchiebniku-russkii-iazyk-solovieichik-m-s"
    ["file_id"] => string(6) "126558"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415195720"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Тема: Изменение имен существительных по падежам (склонение) (Изучение нового материала) "
    ["seo_title"] => string(102) "tiema-izmienieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-po-padiezham-sklonieniie-izuchieniie-novogho-matieriala"
    ["file_id"] => string(6) "145031"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418833020"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства