Этапы урока | Содержание урока (деятельность учителя и учащихся) | Учебные задачи | Методы и приёмы |
1.Мотивационный настрой на урок (1 мин) | Здравствуйте, уважаемые ребята. К вам сегодня на урок пришло не так много знакомых людей, поэтому, чтобы всем было хорошо, необходимо познакомиться. Начнём с меня. Сегодня я попробую заменить Вашего учителя. Меня зовут Ирина Викторовна. Каждый назовёт себя по имени, а я постараюсь запомнить. А теперь, я назову имя каждого. Если я права, вы кивнёте головой, если же нет, поправите. Моё имя и отчество произнесём хором. Повернёмся к гостям и поприветствуем их кивком головы. Садитесь удобно, расправьте плечи, покажите красоту осанки. | Сконцентрировать внимание детей. Развивать слуховое восприятие, кратковременную память. Напомнить о правильной посадке. | «Удивляй» - знакомство |
2.Актуализация опорных знаний (4 мин) | - Посмотрите, пожалуйста, на картинку. Что изображено? (Конфета, предмет) Прикрепляю: конфета. - Как в русском языке принято называть слова, называющие предметы? (Существительные) - На какие вопросы отвечают? (Кто? Что?) - Предмет, который вы видите на картинке, на какой вопрос отвечает? (Что?) - Почему? (Неодушевлённый) - К каким словам задаём вопрос Кто? (Одушевлённым) Приведите примеры одушевлённых существительных. Вывод: итак, мы вспомнили название части речи (проговариваем, с опорой на слайд), что обозначает, на какие вопросы отвечает, и какой бывает (проговариваем, с опорой на слайд). Эти знания помогут нам добиться успеха. Но, кроме знаний, нам и здоровье необходимо. Неуверенные в себе дети чаще сутулятся и горбатятся. Факт, установленный психологами. Думаю, что среди вас таких точно нет. | Вспомнить изученный ранее материал и обобщить для использования в дальнейшем на уроке. Мобилизовать учащихся на продолжение учебной деятельности через построение конструктивного диалога с опорой на интересные факты об осанке. | Словесные: беседа Наглядные: показ На слайде №2 появляется: СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (ПРЕДМЕТ) «Выплывают» после ответа: КТО? ЧТО? «Выплывают» после ответа: ОДУШЕВЛЁННЫЕ и НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ |
3.Формулирование целей урока (4 мин) | Поэтому, открываем тетрадь и кладём её наклонно. Низко не склоняемся, соблюдаем допустимое расстояние (30 см). Аккуратно записываем сегодняшнее число. Вторую строку оставляем пустой. На третьей строчке запишем слово КОНФЕТА с маленькой буквы. - Скажите, а этой конфеты на всех хватит? - Почему? - Как сделать, чтобы хватило всем? - Если я вас правильно поняла, то нужно сделать так: . Вывешиваю картинку со словом КОНФЕТЫ. - Запишите напротив слова КОНФЕТА через тире. - Сравните, пожалуйста, записанные слова. Что заметили? (Была одна, стало много) или (изменилась буква в конце слова) Вывод: значит, чтобы всем хватило, нужно изменить число предмета. - Чему же мы сегодня будем учиться? | Обратить внимание детей на правильную посадку при письме. Выявить и установить причинно-следственные связи на основе сравнения и подвести под вывод. Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности. | Создание проблемной ситуации с помощью наводящих вопросов. Слайд №3 Цели урока: 1.научиться узнавать число имени существительного; 2.изменять существительное по числам. Словесные: беседа Наглядные: демонстрация |
4.Работа по теме урока (15 мин) | - Откройте учебники на стр. 125 и прочитайте хором тему урока. Запишите в строчку, которую оставили пустой только первое предложение на слайде. - У меня в руках мешочек, в котором лежат разные предметы. Я иду с мешочком от стола к столу, к кому подхожу, тот берёт предмет из мешочка. Узнаёт его на ощупь, называет его, затем достаёт и показывает всем ребятам в классе. Называет ед. ч., а дети ставят его в форму мн.ч. У вас получилось узнать все предметы в мешочке и при этом заменить ед. ч. на мн.ч.? - Тогда давайте похвалим себя улыбкой одобрения. Ведь улыбка поднимает настроение, тренирует мышцы лица, а значит, также укрепляет наше здоровье. - А теперь посмотрим, сумеете ли вы вспомнить, записать названные слова в форме мн.ч. и заменить на ед.ч. Дети по одному называют слова, выходят к доске и записывают, остальные пишут в тетради. Ластики – ластик Шарики – шарик Ракушки – ракушка Карандаши – карандаш Монетки – монетки Кольца – кольцо Батарейки - батарейка - Проверим, все ли правильно записали. Вы смотрите у себя в тетради и сравниваете слово с записью на слайде. У всех правильно? Подкрепим наш настрой аплодисментами. - Какую работу мы сейчас выполнили? В каком источнике информации мы можем найти подтверждение нашим словам? Подтвердите словами из правила на стр.126. Кто прочитает? | Концентрировать внимание; обеспечить зрительное восприятие через использование тактильной памяти; осмысление и первичное запоминание знаний через тренировку кратковременной памяти. Упражнение на корреляцию мелкой моторики с произвольным вниманием. Продолжить работу над развитием самоконтроля и соотнесением действий с планируемыми результатами. | Наглядные: показ, демонстрация. Работа с учебником. Слайд №4 Тема урока «Волшебный мешочек». Слайд №5 Единственное число (ед.ч.) обозначает один предмет. Множественное число (мн.ч.) обозначает два или несколько предметов. Слайд №6 Ластики – ластик Шарики – шарик Ракушки – ракушка Карандаши – карандаш Монетки – монетка Кольца – кольцо Батарейки - батарейка |
5. Физминутка (2 мин) | Офтальмотренажёр - А теперь нашим глазам просто необходим отдых. | Способствовать снижению утомляемости глаз, создать положительный настрой на продолжение работы | Слайд №7 с тренажёром Релаксация (После остановки перейти к слайду 5) |
6.Закрепление нового материала (4 мин) | - Хорошо, вместе вам удобно работать. А сумеете ли показать себя по одному. Упр. 176. (Заранее раздать сигнальные карточки) Подготовка к с/р: 1. Прочитает про себя. 2.- Какую часть речи использовал автор для написания картины осени? - А сейчас какое время года за окном? - Что нужно делать, чтобы оставаться здоровым? И обязательно помнить о простых вещах: держать спину ровно, не носить тяжёлый рюкзак (2 кг), на твёрдой поверхности отдыхать не менее 2-х раз в день по 15 мин. Турник. - Давайте будем соблюдать эти простые правила. - И продолжаем работу. Я буду называть по одному существительному из упр. 176, а вы выбираете карточку с нужным числом и показываете мне. - Я рада, что у вас снова всё получилось. Погладьте себя по голове. 3. – Спишите. / /Я читаю, делаю паузы, а вы поднимаете сигнальную карточку с нужным числом. 4.- Сверху над сущ. подпишите число в сокращённой форме. Самостоятельная работа. - Кто первым выполнит, поднимет руку. Я подойду и проверю. Если учащийся выполнил работу правильно, становится помощником учителя и проверяет работу следующего, кто поднял руку. | Мотивировать к закреплению учебного материала. Упражнять в осознанном применении полученных знаний. Соблюдать культуру здорового образа жизни. | Использование слайда №3. Индивидуальная устная работа с использованием сигнальных карточек (как вариант) |
7.Итог урока (5 мин) | Наш урок подходит к концу. Игра «Пересадки» - Какую часть речи мы продолжаем изучать? - Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? - Какую тему мы изучили на уроке? - Сколько чисел у имени существительного? - Как они называются? - Что обозначает единственное число? - Что обозначает множественное число? - У вас возникли какие-либо трудности на уроке? - Какие задания вам запомнились? (-Подсчитай количество пересадок и запомни) | Мобилизовать учащихся на рефлексию своего поведения, мотивировать способы деятельности, общения; стимулировать навыки саморегуляции и сотрудничества. | Дидактическая игра «Пересадки» |
8.Рефлексия (1 мин) | Если вы собой довольны, покажите так: Если не очень довольны, покажите так: палец в сторону Если совсем не довольны, покажите так: палец вниз | Привлечь к самооценке деятельности на уроке. | Слайд 8. Координация крупной мускулатуры пальцев «Делай выбор» |
9. Оценивание работы на уроке (2 мин) | | Поддержать уверенность учащегося в успехе. | |
10.Домашнее задание (2 мин) | Теперь вам предстоит сделать выбор. Задание по уровням трудности на карточках. -Запишите в дневник: задание на карточке. Задание на индивидуально-дифференцированных карточках. 1 уровень: Определить число существительных (ед.ч., мн.ч.) и запиши в тетрадь. Деревья, ручка, река, цветы, облако, собака, дом. 2 уровень: Определить число существительных (ед.ч., мн.ч.) Ручка, дом, книги, животные, лимон, кот. | Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания; проверить соответствующие записи в дневниках. | Установка на выполнение домашнего задания. - Кто желает получить отметку «5» берёт красную карточку. (Поясняю задание) Кто желает получить отметку «4» берёт зелёную карточку. (Поясняю задание) |