kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изменение существительных по числам. Понятие о единственном и множественном числе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменение существительных по числам.

Понятие о единственном и множественном числе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изменение существительных по числам. Понятие о единственном и множественном числе»

Технологическая карта урока


Учитель: Булова Ирина Фёдоровна

Учебник: «Русский язык» Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова

Предмет: Русский язык

Класс: 5 класс

Тип урока: комбинированный

Тема

Изменение существительных по числам.

Понятие о единственном и множественном числе

Цели








Образовательные: знакомство обучающихся с единственным и множественным числом существительных через закрепление знаний об имени существительном и на основе операций сравнения и обобщения; формирование умения определять, изменять число существительного;

Коррекционно-развивающие: развитие связной устной и письменной речи через организацию фронтальной и индивидуальной работы; коррекция слухового и зрительного восприятия путём построения учебного диалога и самоконтроля; развитие логического мышления, концентрации внимания, разных видов памяти, крупной и мелкой моторики рук; профилактика сохранения зрения учащихся с помощью смены демонстрационного материала и специальных упражнений.

Воспитательные: формирование навыков межличностного общения учащихся через пробуждение стремления заботиться о своём здоровье.

Основные понятия

Имя существительное, единственное, множественное числа.

Ресурсы:

Рабочие тетради, набор предметов в мешочке, сигнальные карточки, индивидуально-дифференцированные карточки, мультимедийная установка, ноутбук, учебники.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, уплотнённый опрос, самостоятельная, релаксация, физпауза для глаз.

Технологическая карта

Этапы урока

Содержание урока (деятельность учителя и учащихся)

Учебные задачи

Методы и приёмы

1.Мотивационный настрой на урок

(1 мин)

Здравствуйте, уважаемые ребята. К вам сегодня на урок пришло не так много знакомых людей, поэтому, чтобы всем было хорошо, необходимо познакомиться. Начнём с меня. Сегодня я попробую заменить Вашего учителя. Меня зовут Ирина Викторовна. Каждый назовёт себя по имени, а я постараюсь запомнить. А теперь, я назову имя каждого. Если я права, вы кивнёте головой, если же нет, поправите. Моё имя и отчество произнесём хором. Повернёмся к гостям и поприветствуем их кивком головы.

Садитесь удобно, расправьте плечи, покажите красоту осанки.

Сконцентрировать внимание детей.

Развивать слуховое восприятие, кратковременную память.

Напомнить о правильной посадке.

«Удивляй» - знакомство

2.Актуализация опорных знаний

(4 мин)

- Посмотрите, пожалуйста, на картинку.

Что изображено? (Конфета, предмет) Прикрепляю: конфета.

- Как в русском языке принято называть слова, называющие предметы? (Существительные)

- На какие вопросы отвечают? (Кто? Что?)

- Предмет, который вы видите на картинке, на какой вопрос отвечает? (Что?)

- Почему? (Неодушевлённый)

- К каким словам задаём вопрос Кто? (Одушевлённым)

Приведите примеры одушевлённых существительных.

Вывод: итак, мы вспомнили название части речи (проговариваем, с опорой на слайд), что обозначает, на какие вопросы отвечает, и какой бывает (проговариваем, с опорой на слайд). Эти знания помогут нам добиться успеха. Но, кроме знаний, нам и здоровье необходимо.

Неуверенные в себе дети чаще сутулятся и горбатятся. Факт, установленный психологами. Думаю, что среди вас таких точно нет.


Вспомнить изученный ранее материал и обобщить для использования в дальнейшем на уроке.

Мобилизовать учащихся

на продолжение учебной деятельности через построение конструктивного диалога с опорой на интересные факты об осанке.

















Словесные: беседа

Наглядные: показ

На слайде №2 появляется: СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

(ПРЕДМЕТ)

«Выплывают» после ответа:

КТО? ЧТО?

«Выплывают» после ответа:

ОДУШЕВЛЁННЫЕ и НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ









3.Формулирование целей урока

(4 мин)

Поэтому, открываем тетрадь и кладём её наклонно. Низко не склоняемся, соблюдаем допустимое расстояние (30 см). Аккуратно записываем сегодняшнее число. Вторую строку оставляем пустой. На третьей строчке запишем слово КОНФЕТА с маленькой буквы.

- Скажите, а этой конфеты на всех хватит?

- Почему?

- Как сделать, чтобы хватило всем?

- Если я вас правильно поняла, то нужно сделать так: . Вывешиваю картинку со словом КОНФЕТЫ.

- Запишите напротив слова КОНФЕТА через тире.

- Сравните, пожалуйста, записанные слова. Что заметили?

(Была одна, стало много) или (изменилась буква в конце слова)

Вывод: значит, чтобы всем хватило, нужно изменить число предмета.

- Чему же мы сегодня будем учиться?

Обратить внимание детей на правильную посадку при письме.

Выявить и установить причинно-следственные связи на основе сравнения и подвести под вывод.

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.



Создание проблемной ситуации с помощью наводящих вопросов.

Слайд №3

Цели урока:

1.научиться узнавать число имени существительного; 2.изменять существительное по числам.

Словесные: беседа

Наглядные: демонстрация

4.Работа по теме урока

(15 мин)

- Откройте учебники на стр. 125 и прочитайте хором тему урока. Запишите в строчку, которую оставили пустой только первое предложение на слайде.

- У меня в руках мешочек, в котором лежат разные предметы. Я иду с мешочком от стола к столу, к кому подхожу, тот берёт предмет из мешочка. Узнаёт его на ощупь, называет его, затем достаёт и показывает всем ребятам в классе. Называет ед. ч., а дети ставят его в форму мн.ч.

У вас получилось узнать все предметы в мешочке и при этом заменить ед. ч. на мн.ч.?

- Тогда давайте похвалим себя улыбкой одобрения. Ведь улыбка поднимает настроение, тренирует мышцы лица, а значит, также укрепляет наше здоровье.

- А теперь посмотрим, сумеете ли вы вспомнить, записать названные слова в форме мн.ч. и заменить на ед.ч.

Дети по одному называют слова, выходят к доске и записывают, остальные пишут в тетради.

Ластики – ластик

Шарики – шарик

Ракушки – ракушка

Карандаши – карандаш

Монетки – монетки

Кольца – кольцо

Батарейки - батарейка

- Проверим, все ли правильно записали. Вы смотрите у себя в тетради и сравниваете слово с записью на слайде. У всех правильно? Подкрепим наш настрой аплодисментами.

- Какую работу мы сейчас выполнили? В каком источнике информации мы можем найти подтверждение нашим словам? Подтвердите словами из правила на стр.126. Кто прочитает?

Концентрировать внимание; обеспечить зрительное восприятие через использование тактильной памяти; осмысление и первичное запоминание знаний через тренировку

кратковременной памяти.

Упражнение на корреляцию мелкой моторики с произвольным вниманием.

Продолжить работу над развитием самоконтроля и соотнесением действий с планируемыми результатами.

Наглядные: показ, демонстрация.

Работа с учебником.

Слайд №4 Тема урока

«Волшебный мешочек».

Слайд №5

Единственное число (ед.ч.) обозначает один предмет.

Множественное число (мн.ч.) обозначает два или несколько предметов.

Слайд №6

Ластики – ластик

Шарики – шарик

Ракушки – ракушка

Карандаши – карандаш

Монетки – монетка

Кольца – кольцо

Батарейки - батарейка


5. Физминутка

(2 мин)

Офтальмотренажёр

- А теперь нашим глазам просто необходим отдых.

Способствовать снижению утомляемости глаз, создать положительный настрой на продолжение работы

Слайд №7 с тренажёром

Релаксация

(После остановки перейти к слайду 5)

6.Закрепление нового материала

(4 мин)

- Хорошо, вместе вам удобно работать. А сумеете ли показать себя по одному. Упр. 176. (Заранее раздать сигнальные карточки)

Подготовка к с/р: 1. Прочитает про себя.

2.- Какую часть речи использовал автор для написания картины осени?

- А сейчас какое время года за окном?

- Что нужно делать, чтобы оставаться здоровым?

И обязательно помнить о простых вещах: держать спину ровно, не носить тяжёлый рюкзак (2 кг), на твёрдой поверхности отдыхать не менее 2-х раз в день по 15 мин. Турник.

- Давайте будем соблюдать эти простые правила.

- И продолжаем работу. Я буду называть по одному существительному из упр. 176, а вы выбираете карточку с нужным числом и показываете мне.

- Я рада, что у вас снова всё получилось. Погладьте себя по голове.

3. – Спишите. / /Я читаю, делаю паузы, а вы поднимаете сигнальную карточку с нужным числом.

4.- Сверху над сущ. подпишите число в сокращённой форме.

Самостоятельная работа.

- Кто первым выполнит, поднимет руку. Я подойду и проверю.

Если учащийся выполнил работу правильно, становится помощником учителя и проверяет работу следующего, кто поднял руку.

Мотивировать к закреплению учебного материала.

Упражнять в осознанном применении полученных знаний.

Соблюдать культуру здорового образа жизни.






Использование слайда №3.

Индивидуальная устная работа с использованием сигнальных карточек (как вариант)

7.Итог урока

(5 мин)

Наш урок подходит к концу. Игра «Пересадки»

- Какую часть речи мы продолжаем изучать?

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Какую тему мы изучили на уроке?

- Сколько чисел у имени существительного?

- Как они называются?

- Что обозначает единственное число?

- Что обозначает множественное число?

- У вас возникли какие-либо трудности на уроке?

- Какие задания вам запомнились?


(-Подсчитай количество пересадок и запомни)


Мобилизовать учащихся на рефлексию своего поведения, мотивировать способы деятельности, общения; стимулировать навыки саморегуляции и сотрудничества.


Дидактическая игра «Пересадки»

8.Рефлексия

(1 мин)

Если вы собой довольны, покажите так:

Если не очень довольны, покажите так: палец в сторону

Если совсем не довольны, покажите так: палец вниз

Привлечь к самооценке деятельности на уроке.


Слайд 8.

Координация крупной мускулатуры пальцев «Делай выбор»

9. Оценивание работы на уроке

(2 мин)


Поддержать уверенность учащегося в успехе.


10.Домашнее задание

(2 мин)

Теперь вам предстоит сделать выбор. Задание по уровням трудности на карточках.

-Запишите в дневник: задание на карточке.

Задание на индивидуально-дифференцированных карточках.

1 уровень:

Определить число существительных (ед.ч., мн.ч.) и запиши в тетрадь.

Деревья, ручка, река, цветы, облако, собака, дом.

2 уровень:

Определить число существительных (ед.ч., мн.ч.)

Ручка, дом, книги, животные, лимон, кот.


Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания; проверить соответствующие записи в дневниках.


Установка на выполнение домашнего задания.

- Кто желает получить отметку «5» берёт красную карточку. (Поясняю задание)

Кто желает получить отметку «4» берёт зелёную карточку.

(Поясняю задание)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Изменение существительных по числам. Понятие о единственном и множественном числе

Автор: Ирина Фёдоровна Булова

Дата: 15.12.2024

Номер свидетельства: 661801

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект открытого урока по русскому языку "Изменение имен существительных по числам""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_otkrytogho_uroka_po_russkomu_iazyku_izmienieniie_imien_sushchiestvitie"
    ["file_id"] => string(6) "407537"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491573757"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Урок по теме: "Число имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(49) "urok-po-tiemie-chislo-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "233939"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443284071"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "конспект урока русского языка по теме "Число имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-chislo-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "207322"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430401301"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект урока по русскому языку "Единственное и множественное число имен существительных",2 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_iedinstviennoie_i_mnozhiestviennoie_chislo_im"
    ["file_id"] => string(6) "393121"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487408885"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "урок "Обобщение знаний об именах существительных" "
    ["seo_title"] => string(60) "urok-obobshchieniie-znanii-ob-imienakh-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "187296"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426498889"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства