Для того чтобы нам решить 1 задачу урока - составить план, предлагаю вам послушать тест. На доске появляется заголовок текста - «Три весны». Слайд 10. Приём «Рассечение вопроса». Учитель предлагает обучающимся прочитать заглавие текста. Паша, прочитай, как озаглавлен текст. (Три весны) Как вы думаете, о чём пойдёт речь в тексте? (о признаках весны в природе, о птицах …) Для того чтобы узнать, верны ли ваши предположения, давайте послушаем текст. Я прочту его вам. А вы внимательно слушаете и думаете, о чём текст, на сколько частей его можно разделить. Первичное восприятие (слуховое) текста. Три весны. Первой приходит весна полевая. На земле чернеют первые проталины. Прилетают грачи, скворцы, жаворонки. Грачи таскают из земли червей. Скворцы ловят насекомых. Жаворонки собирают прошлогоднее зерно. В полях бежит ручьями снег и спасается от солнца под крепким льдом реки. Наступает весна речная. Треснул лёд. Проснулись рыбы, рачки. Рады водяные птицы – утки, гуси, лебеди, чайки. Зима уходить не хочет. Долго прячет последний снег в лесу. Но идёт весна лесная. Укутывает деревья зелёным туманом, возвращает певчих птиц. Это победа весны и солнца. (78, по В.Бианки). Общая беседа по содержанию: Понравился вам текст о весне? (Да) Какие три весны описывает автор? (Весна полевая, весна речная, весна лесная.) На доске вывешиваются картины – три весны. Слайд 11. Почему первой приходит весна в поле? (Солнце быстрее нагревает открытые участки земли.) Что происходит в это время в поле? (На земле чернеют проталины. Прилетают грачи, скворцы, жаворонки.) Куда весна направляется потом? Почему? (Тает снег, появляются ручьи. Они бегут в реку. Вода в реке поднимается и начинает ломать крепкий лёд. На реке начинается ледоход.) Почему в лес весна приходит последней? (Солнышку трудно пробраться сквозь ветки и стволы деревьев и растопить снег. Здесь он лежит дольше.) Действительно ли это три разные весны? (Нет. Весна одна. Но приходит она в поле, на реку, в лес в разное время.) Какая основная мысль текста? (Оживление природы. Победа весны и солнца.) Коррекционная работа. Чтобы определить основную мысль, нужно задать вопрос: о чем это произведение? (о весне) Основная мысль - что хотел сказать автор о весне? Что происходит, когда зима уходит? Что нам хотел сказать автор? Сколько частей в тексте? (Три.) Коррекционная работа. Из скольки абзацев состоит текст? (из трех) Значит сколько частей в тексте? (три) Составление плана. Послушайте ещё раз, как весна приходит в поле. (чтение первой части учителем). «Первой приходит весна полевая. На земле чернеют первые проталины. Прилетают грачи, скворцы, жаворонки. Грачи таскают из земли червей. Скворцы ловят насекомых. Жаворонки собирают прошлогоднее зерно.» У. О какой весне я прочитала? Д. О весне полевой. У. Молодцы, вы внимательны. Как можно озаглавить эту часть? Д. Весна полевая. (на доске карточка - Весна полевая.) Слайд 12. У. Первой весна приходит в поле. Что чернеет на земле? Д. На земле чернеют первые проталины. У. Что такое проталины? Д. Места, где растаял снег. У. Послушайте, как об этом говорится в толковом словаре Проталина – место, где стаял снег и открылась земля. (Только что на проталинах весенних показались ранние цветочки. Пушкин.) Слайд 13. У. Какие птицы прилетают весной? Д. Прилетают грачи, скворцы, жаворонки. У. Что таскают из земли грачи? Д. Грачи таскают из земли червей. У. Кого ловят скворцы? Д. Скворцы ловят насекомых. У. Что собирают жаворонки? Д. Жаворонки собирают прошлогоднее зерно. У. Почему о зерне сказано «прошлогоднее»? Д. Оно осталось с прошлого года. У. Вместе с весной отправимся дальше. Послушайте вторую часть.(чтение второй части учителем) «В полях бежит ручьями снег и спасается от солнца под крепким льдом. Наступает весна речная. Треснул лёд. Проснулись рыбы, рачки. Рады водяные птицы- утки, гуси. лебеди, чайки.» У. О какой весне говорится во второй части? Д. О весне речной. У. Как озаглавим вторую часть? Д. Весна речная. (на доске карточка - Весна речная.) Слайд 14. У. Какие перемены произошли на реке с приходом весны? Как бежит снег в полях? Д. Снег в полях бежит ручьями. У. Что значит «снег бежит ручьями»? Д. Тает, образует ручейки. Слайд 15. У. Где и от кого он спасается? Д. Он спасается от солнца под крепким льдом реки. У. Что произошло со льдом? Д. Лёд треснул. У. Кто проснулся в реке? Д. Проснулись рыбы, рачки. У. Кто ещё рад весне на реке? Д. Рады водяные птицы – утки, гуси, лебеди, чайки. У. Вот и здесь весна сделала свою работу. Отправилась весна дальше. Послушайте третью часть. (чтение третьей части учителем) «Зима уходить не хочет. Долго прячет последний снег в лесу. Но идёт весна лесная. Укутывает деревья зелёным туманом, возвращает певчих птиц. Это победа весны и солнца.» У. О какой весне говорится в третьей части? Д.О весне лесной. У. Как можно озаглавить эту часть? Д. Весна лесная. (на доске карточка - Весна лесная.) Слайд 16. У. В лесу мы ещё застали зиму. Что она не хочет делать? Д. Зима уходить не хочет. Что на это указывает? Что она прячет в лесу? Д. Долго прячет последний снег в лесу. У. Какой снег? Д. Снег последний. У. Но идёт весна лесная. Чем укутывает она деревья? Д. Укутывает деревья зелёным туманом. У. Что значит «укутывает»? Д. Заворачивает, кутает. У. В толковом словаре говорится так - укутать-закутать со всех сторон.(укутать ребёнка в одеяло или одеялом.) Туманом каким? Д. Зелёным туманом. У. Почему? Д. Ещё нет листочков, но почки лопнули и показались краешки зелёных листьев. Это и есть зелёный туман. Вот и весна укутывает деревья зелёным туманом как своих детей. У. Кого возвращает весна? Что значит «возвращает»? (прилетают из тёплых стран.)Слайд 17. Д. Возвращает весна певчих птиц. У. Чья это победа? Д. Это победа весны и солнца. У. В каком предложении выражается основная мысль текста? Д. Это победа весны и солнца. У. Запишите план в тетрадь. Чтение текста второй раз. Послушайте ещё раз весь текст. Пересказ по частям. Орфографическая работа. 1 часть. Весна полевая. Попробуйте рассказать, о чём напишете в первой части. Нам встретилось слово проталины, мы уже знаем, что оно обозначает, прочитаем по слогам, как оно пишется - про-та-ли-ны. Жаворонки, в этом слове часто неправильно ставят ударение, Прочитаем с ударением, по слогам – жа-во-рон-ки. Нам часто встречается слово насекомые. Прочитаем по слогам все вместе как оно пишется - на-се-ко-мы-е. Прочитаем и запомним как пишется это слово - со- би-ра-ют. Приставка со-, корень-бир-, суффикс-а-. Прошлогоднее - сложное слово, состоит из двух корней. Что, значит «прошлогоднее» - осталось с прошлого года. (Эти слова вывешиваются на доске, по отношению к 1 части.) Слайд 18. 2 часть. Весна речная. Попробуйте рассказать, о чём напишете во второй части. Спасается - слышим тца, а пишем тся. Это слово с трудной орфограммой, прочитаем его по слогам. Спа-са-ет-ся. 3 часть. Весна лесная. О чём напишете в третьей части? Укутывает. Что значит? У-ку-ты-ва-ет. Возвращает. Возвращать - вернуть кого - что. Воз-вра-ща-ет. (Эти слова вывешиваются на доске, по отношению к 2 и 3 части.) Слайд 19. Пересказ всего текста. Кто хочет пересказать весь текст, как он его запомнил? |