kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучающее изложение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  «Обучающее изложение.»

УМК: Школа России

Учебник: Русский язык, 3класс,2 часть, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.

Основная цель темы – формирование умения передавать содержание текста по составленному плану.

УУД:

Познавательные: формирование умения передавать содержание текста по составленному плану.

Регулятивные:  выполнение  учебного задания в соответствии с  целью.

Коммуникативные: формулирование  понятного  для одноклассников высказывание.

Личностные: повышение уровня познавательного интереса к предмету русский язык.

 

Предмет усвоения: обучающее изложение

Средства усвоения:

 

Опорные знания

Опорные умения

Знают, как рассказать  содержание текста по плану, знают что такое тема и основная мысль текста

 

Умеют передавать содержание текста по коллективно составленному плану, раскрывать тему и основную мысль текста;  применять правила при написании слов с изученными орфограммами

 .

Тип урока – открытие нового знания

Ресурсы урока (средства обучения)- учебник, рабочая тетрадь, карточки со словами

Соответствие этапов усвоения и этапов данного урока

Этапы усвоения:

Этапы урока:

 

Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности.

  Цель: подготовить учащихся к работе на уроке.

-Здравствуйте, ребята!

- Очень рада вас всех видеть, надеюсь мы сегодня хорошо поработаем.

- А теперь откройте свои рабочие тетради и запишите число. Изложение. Пишите красиво и правильно.

1. Подготовка к восприятию

Актуализация опорных знаний, умений.

Цель: организовать повторение опорных знаний и умений для дальнейшей работы; подготовить учащихся к письму

 

Учебное задание№1. Орфографическая минутка

Учебная задача для учителя: проверить умение записывать правильно предложение. 

Учебная задача для учащихся: продемонстрировать умение правильно записывать предложение.

 Содержание:

- Что записано перед вами? (Слова)
- Какое задание я предложу вам? (Составить из слов предложение)
- Молодцы! Составьте из слов предложение. Что у вас получилось? (Ученье и труд к победам ведут!)
- Как понимаете смысл этой пословицы? Запишите предложение в тетрадь. Какие правила написания предложения вы соблюдали? (Начало предложения пишем с заглавной буквы, в конце ставим точку)

Пишите аккуратно, разборчивым подчерком.

Форма организации: индивидуальная

Форма контроля: индивидуально-фронтальная

- Послушайте, о чём речь?
«Два и более предложений, связанных друг с другом по смыслу» (Текст)
«Это устный или письменный пересказ текста. Используется для развития речи учащихся» (Изложение)
- Как вы думаете, как звучит тема нашего урока? (Обучающее изложение)
- Какие цели поставим? (Учиться писать изложение)

2. Восприятие

3. Осмысление

Открытие нового знания. вспомнить как пишется изложение.

Учебное задание №3. Работа с заглавием

Учебная задача для учителя: проверить знания учащихся при работе с заглавием

Учебная задача для учащихся: продемонстрировать знания при работе с заглавием

Содержание:

 - Отгадайте загадку, и вы узнаете, о каком именно животном пойдет на уроке речь.
Очень сильный и высокий,
По колено снег глубокий.
Не олень, но он рогатый,
Все зовут его сохатый. (лось)
- По каким признакам вы догадались, что загадка про лося?
- Что вы знаете об этом животном?

- А где мы можем найти информацию о любом животном? ( в энциклопедиях)

Форма организации: фронтальная

Форма контроля: фронтальная, учитель слушает ответы учащихся, поправляя их при необходимости.

Учебное задание №2. Работа с текстом

Учебная задача для учителя: проверить знания о тексте и его признаках

Учебная задача для учащихся: продемонстрировать знания о тексте и его признаках.

Содержание:

Сообщение про лося
Лоси являются самыми крупными представителями семейства оленевых. Лося еще называют сохатым. Самцы носят на голове гигантские рога, которые сбрасывают каждую зиму. Они помогают лосям лучше слышать. Питаются лоси в основном травой, молодыми кустарниками, любят речные водоросли и грибы. Зимой же они обгладывают побеги ивы, рябины, акации, молодой сосны. Лоси съедают до 25 килограмм растительной пищи ежедневно. Живут лоси 12-15 лет. Бегать они не любят, даже при опасности переходят на быстрый шаг. Летнюю жару переносят плохо и стараются найти болота и озера, и проводят там весь день. Лоси любители поплавать, и когда находят любимые водоросли в реке или озере, могут даже нырнуть за ними.

 Мы сегодня будем говорить о лосях, но не только говорить, а еще и учиться писать изложение.

- Чтобы написать изложение, что нам необходимо? ( могут затрудниться, тогда вынести задачи на конец урока)
Чтобы написать изложение, нам необходимо повторить:
- Что такое текст? Назовите признаки текста.(Признаки: заголовок, начало, основная часть, концовка.
У текста есть тема и основная мысль.)

Форма организации: фронтальная

Форма контроля: учитель слушает учащихся, делает поправки при необходимости

1) Знакомство с текстом, чтение текста учителем

- Вы обдумайте рассказ,
Не заучивая фраз.
И задумайтесь о том:
Что рассказано? О чем?  (в тексте говорится о лосях)

Что зачем произошло?
И к чему все привело?
Расскажите еще раз –
И запомните рассказ.

Сейчас я прочитаю текст, по которому мы с вами будем писать изложение.
- Определите тему текста, а кто сможет-главную мысль текста?
- (люди помогают лосям зимой) - главная мысль

 (Чтение текста, у детей тоже есть карточка с текстом -1).
Лось – большой лесной зверь. Он ест траву и ветки.
Зимой трава засыпана снегом. Тяжело животным добывать пищу. Лесники подвозят им ветки и соль. Взрослым помогают школьники.
Не страшна зима лосю!
- Но у нашего текста нет названия. Нужно это исправить. Как мы его назовём? (Лось) Запись в тетради.
2) Вопросы к тексту:
- Кто такой лось?
- Чем он питается?
- Почему лосю трудно зимой?
- Как люди помогают животным?
- Страшна ли зима лосю?
3) У вас на партах есть карточка с планом в виде вопросов и опорными словами к каждому вопросу. Отвечая на этот вопрос, мы составляем предложение.
Чтобы нам соблюдать правильную последовательность при написании изложения мы будем пользоваться этим планом.
(Чтение плана, дети вместе с учителем отвечают на вопросы).
4) Словарная работа (даётся карточка с данными словами, одна на парту)
- В парах вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
- Читаем текст ещё раз вместе и разбираем орфограммы,
В каких словах пишется мягкий знак, для чего он нужен?

- Как избежать повтора в тексте слова лось? (Зверь, животное, он )

4. Закрепление

Закрепление новых знаний, умений (первичное закрепление). Усвоение нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, парно или в группах).

Цель: закрепить полученный материал

Учебное задание №3. Работа с текстом изложения упражнение 213 стр 120

Учебная задача для учителя: проверить умение делить текст на части и устно его пересказывать

Учебная задача для учащихся: продемонстрировать умение делить текст на части и устно его пересказывать

Содержание:

-Как мы можем назвать эти вопросы?
-Сколько в тексте частей? (3).
-Прочитайте вопросы, которые относятся к 1 части. Сколько предложений в 1 части? Перескажите 1 часть, отвечая на вопросы.
-Подумайте, какие вопросы относятся ко второй части? Сколько будет предложений? Перескажите 2 часть
- Какой вопрос относится к 3 части? Ответьте на него.
Сколько частей в тексте? Значит, сколько абзацев? Как пишется каждый абзац?

Форма организации: фронтальная, сначала учитель задаёт вопросы по содержанию упражнения, а учащиеся на них отвечают.

Форма контроля: учитель слушает ответы учащихся и при необходимости их корректирует

Учебное задание №4. Написание изложения.

Учебная задача для учителя: проверить умение писать изложение.

Учебная задача для учащихся: продемонстрировать умение писать изложение.

Содержание:

- План текста и опорные слова к нему у вас есть, теперь прочитаем текст ещё раз вместе, затем вы прочитаете ещё раз самостоятельно и перескажите его своему соседу по парте (работа в парах).
- Теперь попробуйте написать изложение. Пользуйтесь планом текста и опорными словами к нему. Помните: сколько частей в тексте – столько должно быть и красных строк.
Самостоятельная работа

Форма организации: индивидуальная, каждый обучающийся пишет изложение у себя в тетради

Форма контроля: учитель выборочно осуществляет проверку, вызывая к доске прочитать свое изложение, тех кто уже завершил работу

Рефлексия учебной деятельности. Оценивание учащимися собственной деятельности, фиксация неразрешенных затруднений на уроке как направление будущей учебной деятельности.

- Итак подведём итог нашего занятия.

- Что мы сегодня учились писать?
- Оцените свою работу.
- Кто испытал затруднение? В чем?
- Почему лосям не страшна зима?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучающее изложение»

Тема урока: «Обучающее изложение.»

УМК: Школа России

Учебник: Русский язык, 3класс,2 часть, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.

Основная цель темы – формирование умения передавать содержание текста по составленному плану.

УУД:

Познавательные: формирование умения передавать содержание текста по составленному плану.

Регулятивные: выполнение учебного задания в соответствии с целью.

Коммуникативные: формулирование понятного для одноклассников высказывание.

Личностные: повышение уровня познавательного интереса к предмету русский язык.


Предмет усвоения: обучающее изложение

Средства усвоения:


Опорные знания

Опорные умения

Знают , как рассказать содержание текста по плану, знают что такое тема и основная мысль текста


Умеют передавать содержание текста по коллективно составленному плану, раскрывать тему и основную мысль текста;  применять правила при написании слов с изученными орфограммами

.

Тип урока – открытие нового знания

Ресурсы урока (средства обучения)- учебник, рабочая тетрадь, карточки со словами

Соответствие этапов усвоения и этапов данного урока

Этапы усвоения:

Этапы урока:


Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности.

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке.

-Здравствуйте, ребята!

- Очень рада вас всех видеть, надеюсь мы сегодня хорошо поработаем.

- А теперь откройте свои рабочие тетради и запишите число. Изложение. Пишите красиво и правильно.

1. Подготовка к восприятию

Актуализация опорных знаний, умений.

Цель: организовать повторение опорных знаний и умений для дальнейшей работы; подготовить учащихся к письму


Учебное задание№1. Орфографическая минутка

Учебная задача для учителя: проверить умение записывать правильно предложение .

Учебная задача для учащихся: продемонстрировать умение правильно записывать предложение .

Содержание:

- Что записано перед вами? (Слова)
- Какое задание я предложу вам? (Составить из слов предложение)
- Молодцы! Составьте из слов предложение. Что у вас получилось? (Ученье и труд к победам ведут!)
- Как понимаете смысл этой пословицы? Запишите предложение в тетрадь. Какие правила написания предложения вы соблюдали? (Начало предложения пишем с заглавной буквы, в конце ставим точку)

Пишите аккуратно, разборчивым подчерком.

Форма организации: индивидуальная

Форма контроля: индивидуально-фронтальная

- Послушайте, о чём речь?
«Два и более предложений, связанных друг с другом по смыслу» (Текст)
«Это устный или письменный пересказ текста. Используется для развития речи учащихся» (Изложение)
- Как вы думаете, как звучит тема нашего урока? (Обучающее изложение)
- Какие цели поставим? (Учиться писать изложение)


2. Восприятие

3. Осмысление

Открытие нового знания. вспомнить как пишется изложение.

Учебное задание №3. Работа с заглавием

Учебная задача для учителя: проверить знания учащихся при работе с заглавием

Учебная задача для учащихся: продемонстрировать знания при работе с заглавием

Содержание:

- Отгадайте загадку, и вы узнаете, о каком именно животном пойдет на уроке речь.
Очень сильный и высокий,
По колено снег глубокий.
Не олень, но он рогатый,
Все зовут его сохатый. (лось)
- По каким признакам вы догадались, что загадка про лося?
- Что вы знаете об этом животном?

- А где мы можем найти информацию о любом животном? ( в энциклопедиях)

Форма организации: фронтальная

Форма контроля: фронтальная, учитель слушает ответы учащихся, поправляя их при необходимости.

Учебное задание №2. Работа с текстом

Учебная задача для учителя: проверить знания о тексте и его признаках

Учебная задача для учащихся: продемонстрировать знания о тексте и его признаках.

Содержание:

Сообщение про лося
Лоси являются самыми крупными представителями семейства оленевых. Лося еще называют сохатым. Самцы носят на голове гигантские рога, которые сбрасывают каждую зиму. Они помогают лосям лучше слышать. Питаются лоси в основном травой, молодыми кустарниками, любят речные водоросли и грибы. Зимой же они обгладывают побеги ивы, рябины, акации, молодой сосны. Лоси съедают до 25 килограмм растительной пищи ежедневно. Живут лоси 12-15 лет. Бегать они не любят, даже при опасности переходят на быстрый шаг. Летнюю жару переносят плохо и стараются найти болота и озера, и проводят там весь день. Лоси любители поплавать, и когда находят любимые водоросли в реке или озере, могут даже нырнуть за ними.

 Мы сегодня будем говорить о лосях, но не только говорить, а еще и учиться писать изложение.

- Чтобы написать изложение, что нам необходимо? ( могут затрудниться, тогда вынести задачи на конец урока)
Чтобы написать изложение, нам необходимо повторить:
- Что такое текст? Назовите признаки текста.(Признаки: заголовок, начало, основная часть, концовка.
У текста есть тема и основная мысль.)

Форма организации: фронтальная

Форма контроля: учитель слушает учащихся, делает поправки при необходимости

1) Знакомство с текстом, чтение текста учителем

- Вы обдумайте рассказ,
Не заучивая фраз.
И задумайтесь о том:
Что рассказано? О чем?  (в тексте говорится о лосях)

Что зачем произошло?
И к чему все привело?
Расскажите еще раз –
И запомните рассказ.

Сейчас я прочитаю текст, по которому мы с вами будем писать изложение.
- Определите тему текста, а кто сможет-главную мысль текста?
- (люди помогают лосям зимой) - главная мысль

(Чтение текста, у детей тоже есть карточка с текстом -1).
Лось – большой лесной зверь. Он ест траву и ветки.
Зимой трава засыпана снегом. Тяжело животным добывать пищу. Лесники подвозят им ветки и соль. Взрослым помогают школьники.
Не страшна зима лосю!
- Но у нашего текста нет названия. Нужно это исправить. Как мы его назовём? (Лось) Запись в тетради.
2) Вопросы к тексту:
- Кто такой лось?
- Чем он питается?
- Почему лосю трудно зимой?
- Как люди помогают животным?
- Страшна ли зима лосю?
3) У вас на партах есть карточка с планом в виде вопросов и опорными словами к каждому вопросу. Отвечая на этот вопрос, мы составляем предложение.
Чтобы нам соблюдать правильную последовательность при написании изложения мы будем пользоваться этим планом.
(Чтение плана, дети вместе с учителем отвечают на вопросы).
4) Словарная работа (даётся карточка с данными словами, одна на парту)
- В парах вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
- Читаем текст ещё раз вместе и разбираем орфограммы,
В каких словах пишется мягкий знак, для чего он нужен?

- Как избежать повтора в тексте слова лось? (Зверь, животное, он )


4. Закрепление

Закрепление новых знаний, умений (первичное закрепление). Усвоение нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, парно или в группах).

Цель: закрепить полученный материал

Учебное задание №3. Работа с текстом изложения упражнение 213 стр 120

Учебная задача для учителя: проверить умение делить текст на части и устно его пересказывать

Учебная задача для учащихся: продемонстрировать умение делить текст на части и устно его пересказывать

Содержание:

-Как мы можем назвать эти вопросы?
-Сколько в тексте частей? (3).
-Прочитайте вопросы, которые относятся к 1 части. Сколько предложений в 1 части? Перескажите 1 часть, отвечая на вопросы.
-Подумайте, какие вопросы относятся ко второй части? Сколько будет предложений? Перескажите 2 часть
- Какой вопрос относится к 3 части? Ответьте на него.
Сколько частей в тексте? Значит, сколько абзацев? Как пишется каждый абзац?

Форма организации: фронтальная, сначала учитель задаёт вопросы по содержанию упражнения , а учащиеся на них отвечают.

Форма контроля: учитель слушает ответы учащихся и при необходимости их корректирует

Учебное задание №4. Написание изложения.

Учебная задача для учителя: проверить умение писать изложение.

Учебная задача для учащихся: продемонстрировать умение писать изложение.

Содержание:

- План текста и опорные слова к нему у вас есть, теперь прочитаем текст ещё раз вместе, затем вы прочитаете ещё раз самостоятельно и перескажите его своему соседу по парте (работа в парах).
- Теперь попробуйте написать изложение. Пользуйтесь планом текста и опорными словами к нему. Помните: сколько частей в тексте – столько должно быть и красных строк.
Самостоятельная работа

Форма организации: индивидуальная, каждый обучающийся пишет изложение у себя в тетради

Форма контроля: учитель выборочно осуществляет проверку, вызывая к доске прочитать свое изложение, тех кто уже завершил работу


Рефлексия учебной деятельности. Оценивание учащимися собственной деятельности, фиксация неразрешенных затруднений на уроке как направление будущей учебной деятельности.

- Итак подведём итог нашего занятия .

- Что мы сегодня учились писать?
- Оцените свою работу.
- Кто испытал затруднение? В чем?
- Почему лосям не страшна зима?






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обучающее изложение

Автор: Зинаида Степановна Конева

Дата: 14.03.2022

Номер свидетельства: 602213

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Сборник обучающих изложений по русскому языку в 3 классе. "
    ["seo_title"] => string(66) "sbornik-obuchaiushchikh-izlozhienii-po-russkomu-iazyku-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "185695"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426231079"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Обучающее изложение "Ёжик и лисица" "
    ["seo_title"] => string(46) "obuchaiushchieie-izlozhieniie-iozhik-i-lisitsa"
    ["file_id"] => string(6) "233771"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443204996"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Обучающее изложение В здоровом теле -здоровый дух "
    ["seo_title"] => string(61) "obuchaiushchieie-izlozhieniie-v-zdorovom-tielie-zdorovyi-dukh"
    ["file_id"] => string(6) "128355"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415473742"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ С КАЗАХСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ.Тема: Урок развития речи. Обучающее изложение. "
    ["seo_title"] => string(123) "urok-russkogo-iazyka-v-4-klassie-s-kazakhskim-iazykom-obuchieniia-tiema-urok-razvitiia-riechi-obuchaiushchieie-izlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "140557"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417967601"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока русского языка.Тема.Обучающее изложение  "Белёк""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekturokarusskoghoiazykatiemaobuchaiushchieieizlozhieniiebieliok"
    ["file_id"] => string(6) "272665"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452020196"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства