kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока. ПОДГОТОВКА К ИЗЛОЖЕНИЮ, БЛИЗКОМУ К ТЕКСТУ. (По тексту А.И. Куприна "Ю-ю".)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

1. Создавать условия для формирования ученика как субъекта учебной деятельности.

2. Формировать у учащихся доброе отношение к животным.

3. Совершенствовать умение воспроизводить текст, используя языковые средства исходного текста в соответствии с коммуникативной задачей и идейным замыслом автора.

Оборудование: распечатанный на каждого ученика текст и кроссворд; компьютер; мультимедийный проектор; экран; презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Целеполагание.

- Ребята, открываем тетради для контрольных работ, записываем число, тему урока. Какую орфограмму мы можем выделить в слове «изложение»? (Учащийся на доске графически выделяет орфограмму, устно поясняя выбор гласной корня.)

– Вспомним, что такое изложение. (Изложение – это письменный пересказ услышанного или прочитанного текста.)

– Какое виды изложений вы знаете? (Сжатое, выборочное, близкое к тексту.)

- Какое изложение называется изложением, близким к тексту? (Близкое к тексту изложение  – это пересказ текста, требующий не только полной передачи содержания текста, но сохранения его формы, то есть авторских особенностей текста, авторских языковых средств.)

– Сформулируйте цель урока. Задание, направленное на формирование регулятивных УУД: целеполагание. (Цель урока –  подготовиться к написанию изложения, близкого к тексту.)

– Что нужно, чтобы подготовиться к написанию изложения, близкого к тексту? Вопрос, позволяющий формировать регулятивные УУД: составление плана и последовательности действий. (Прослушать текст, понять его, определить языковые особенности текста, составить его план, предупредить ошибки.)

III. Слово об авторе текста.

– Ребята, сегодня мы с вами, как и все знаменитые писатели в начале своего творчества, будем подражать великому русскому писателю начала 20 века Александру Ивановичу Куприну. С его творчеством мы начали знакомиться на уроках литературы.

- Что вы о нём знаете? Что читали? Какие темы больше всего любил Куприн? (Цирк, дети и жизнь животных.)

– Сейчас мы просмотрим материалы презентации, которые для вас подготовили одноклассники. Ваша задача – внимательно прослушать и ответить на вопрос: «Каким человеком был А.И Куприн?» Вопрос, направленный на формирование познавательных УУД: анализ с целью выделения признаков. (Это смелый, талантливый человек, любивший свою работу и животных. Ему было интересно рассказывать о братьях наших меньших и о природе. Среди рассказов о животных «Ю-ю» занимает одно из первых мест.) «Кто такая Ю-ю?» (В доме писателя жила кошечка, её звали Ю-ю. именем этой кошки и назван рассказ.)

IV. Установка на слушание текста.

– Сейчас я буду читать текст, а вы закройте глаза и постарайтесь представить себе героиню рассказа. С какой целью вы будете это делать? Вопрос, направленный на формирование следующих УУД: регулятивных (самостоятельное формулирование задания), личностных (действия смыслообразования). (Чтобы определить тему и идею текста.)

V. Чтение текста учителем.

        Сначала это был только пушистый комок        с двумя весёлыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике,   на солнце. Лакал, жмурясь и мурлыча, молоко  из блюдечка. Ловил лапой мух на окне. Катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом…  

       И мы сами не помним, когда это вдруг вместо чёрно-рыже-белого пушистого комка     мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей.

       Выросла, словом, всем кошкам кошка. Тёмно-каштановая, с огненными пятнами,  на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапы в широких штанишках, хвост как ламповый ёрш.  

      (По А.И.Куприну.)

VI. Наблюдения над текстом.

– Ребята, всё ли в тексте вам понятно?  Нет ли слов с неясным значением?  (Аршин, манишка, ламповый ёрш, лоснится (шерсть)). (См. слайды презентации.) (Слова учащиеся записывают в тетради.)

- Ребята, давайте определим тип речи данного текста. (Описание: изображается кошка; вопрос «какая?»; 1 снимок). У каждого типа речи есть своя основа. Что является основой описания  как типа речи? (Перечень признаков предмета.) Какая часть речи обозначает признак предмета? (Прилагательное.) Обратитесь к тексту, слова какой части речи преобладают в тексте? Задание, направленное на развитие познавательных УУД: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. (Прилагательные.)

– Какое задание вам необходимо было выполнить? (Нужно было определить тему и идею текста.) Сформулируйте тему текста. Задание, направленное на развитие познавательных УУД: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. (Текст о кошке.)

– Сформулируйте идею текста. Задание, направленное на развитие познавательных УУД: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. (Куприн показывает, как красива и неповторима Ю-ю, как она из пушистого комка превратилась в первую красавицу.)

- Очень часто тема текста или идея бывают выражены в заглавии. Конечно, мы можем вслед за Куприным озаглавить отрывок «Ю-ю», но давайте придумаем своё заглавие (в котором должен быть отражён весь текст, а не какая-либо его часть). Вопрос, позволяющий формировать личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация учащихся. («Первая красавица».)

VII. Составление плана текста.

– Можно уже приступать к написанию изложения? Вопрос, позволяющий формировать регулятивные УУД: составление плана и последовательности действий.  (Нет, нужно составить план текста.)

– Посмотрите на текст. Сколько частей можно выделить в тексте? (Три части.) Ребята, я предлагаю разбить задания по рядам (1 ряд – 1 часть текста, 2 ряд – 2 часть текста, 3 ряд – 3 часть текста). Определите, как вы будете работать (индивидуально, в парах)? Вопрос на формирование регулятивных УУД: самостоятельное формулирование задания.

Учащиеся представляют план текста:

1. «Пушистый комок». (Вопросы-подсказки: как Куприн называет котёнка, как его описывает, с помощью каких языковых средств передаёт действия животного?)

2.  Незаметное превращение. (Вопросы-подсказки:  заметили ли люди, что произошло с котёнком, в какую кошку он превратился?)

3. «Всем кошкам кошка». (Вопросы-подсказки: спомощью каких языковых средств автор описывает Ю-ю?)

– Зачем мы составляли план текста? Вопрос, направленный на формирование личностных УУД: действия смыслообразования. (План текста поможет написать изложение.)

VIII. Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок -

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт,

Глазки моет, щечки трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять.

Хомка сильным хочет стать!

IX. Предупреждение ошибок.

– Что мы будем делать дальше?  Вопрос, направленный на формирование регулятивных УУД: составление плана и последовательности действий. (Необходимо предупредить ошибки.)

– Какие разновидности ошибок вы знаете? (Орфографические, пунктуационные, речевые, грамматические, логические, фактические.)

– Каким словом можно заменить слово кошка, чтобы избежать повтора? (Она, Ю-ю.) Для чего мы выполняли эту работу? Вопрос, направленный на формирование личностных УУД: действия смыслообразования. (Чтобы предупредить речевые ошибки.)

– Посмотрите на доску, на слова 1 строки. Для чего даны эти слова? На доске: лакал, предмет. (Написание этих слов нужно запомнить.) Ребята, спишите эти слова в свои тетради.

– Теперь посмотрим на слова 2 строки. На доске: бело-розовый, чёрно-рыже-белый, тёмно-каштановый (записаны без дефиса). Какое задание вам предстоит выполнить? Вопрос, направленный на формирование регулятивных УУД: самостоятельное формулирование задания. (Нужно грамотно списать,  объяснить написание слов.) (Учащийся на доске графически выделяет орфограмму, устно поясняя дефисное написание.)

-  Смотрим на третью группу слов. На доске: подоконник, собственный, длинный, огненный. (Учащиеся объясняют написание Н-НН.) (Учащийся на доске графически выделяет орфограммы, устно поясняя выбор Н-НН.)

– С какой целью мы выполняли эти задания? (Чтобы предупредить орфографические ошибки.)

– Ребята, обратите внимание на схемы предложений, которые представлены на доске, найдите эти предложения в тексте и объясните наличие или отсутствие знаков препинания: 1) схема простого предложения, осложнённого однородными членами; 2) схема сложноподчинённого предложения.

– Обратите внимание на предложение с вводным словом («словом»). Не забудьте про знаки препинания. (Учитель также обращает внимание ребят на предложения с деепричастными оборотами.)

– С какой целью мы работали со схемами предложений? Вопрос, направленный на формирование личностных УУД: действия смыслообразования. (Чтобы предупредить пунктуационные ошибки.)

X. Рефлексия.

Учащимся предлагается закрепить лексику и орфографию текста с помощью кроссворда.

XI.  Самостоятельная работа учащихся с текстом.

Школьники читают текст про себя.

XII.  Повторное чтение текста учителем.

Тексты собираются.

– Ребята, приступаем к написанию изложения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. ПОДГОТОВКА К ИЗЛОЖЕНИЮ, БЛИЗКОМУ К ТЕКСТУ. (По тексту А.И. Куприна "Ю-ю".)»

Подготовка к изложению, близкому к тексту.

(5 класс А)


Цели урока:

1. Создавать условия для формирования ученика как субъекта учебной деятельности.

2. Формировать у учащихся доброе отношение к животным.

3. Совершенствовать умение воспроизводить текст, используя языковые средства исходного текста в соответствии с коммуникативной задачей и идейным замыслом автора.


Оборудование: распечатанный на каждого ученика текст и кроссворд; компьютер; мультимедийный проектор; экран; презентация.


Ход урока

I. Организационный момент.


II. Целеполагание.

- Ребята, открываем тетради для контрольных работ, записываем число, тему урока. Какую орфограмму мы можем выделить в слове «изложение»? (Учащийся на доске графически выделяет орфограмму, устно поясняя выбор гласной корня.)

– Вспомним, что такое изложение. (Изложение – это письменный пересказ услышанного или прочитанного текста.)

– Какое виды изложений вы знаете? (Сжатое, выборочное, близкое к тексту.)

- Какое изложение называется изложением, близким к тексту? (Близкое к тексту изложение – это пересказ текста, требующий не только полной передачи содержания текста, но сохранения его формы, то есть авторских особенностей текста, авторских языковых средств.)

– Сформулируйте цель урока. Задание, направленное на формирование регулятивных УУД: целеполагание. (Цель урока – подготовиться к написанию изложения, близкого к тексту.)

– Что нужно, чтобы подготовиться к написанию изложения, близкого к тексту? Вопрос, позволяющий формировать регулятивные УУД: составление плана и последовательности действий. (Прослушать текст, понять его, определить языковые особенности текста, составить его план, предупредить ошибки.)


III. Слово об авторе текста.

– Ребята, сегодня мы с вами, как и все знаменитые писатели в начале своего творчества, будем подражать великому русскому писателю начала 20 века Александру Ивановичу Куприну. С его творчеством мы начали знакомиться на уроках литературы.

- Что вы о нём знаете? Что читали? Какие темы больше всего любил Куприн? (Цирк, дети и жизнь животных.)

– Сейчас мы просмотрим материалы презентации, которые для вас подготовили одноклассники. Ваша задача – внимательно прослушать и ответить на вопрос: «Каким человеком был А.И Куприн?» Вопрос, направленный на формирование познавательных УУД: анализ с целью выделения признаков. (Это смелый, талантливый человек, любивший свою работу и животных. Ему было интересно рассказывать о братьях наших меньших и о природе. Среди рассказов о животных «Ю-ю» занимает одно из первых мест.) «Кто такая Ю-ю?» (В доме писателя жила кошечка, её звали Ю-ю. именем этой кошки и назван рассказ.)


IV. Установка на слушание текста.

– Сейчас я буду читать текст, а вы закройте глаза и постарайтесь представить себе героиню рассказа. С какой целью вы будете это делать? Вопрос, направленный на формирование следующих УУД: регулятивных (самостоятельное формулирование задания), личностных (действия смыслообразования). (Чтобы определить тему и идею текста.)


V. Чтение текста учителем.

Сначала это был только пушистый комок с двумя весёлыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце. Лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка. Ловил лапой мух на окне. Катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом…

И мы сами не помним, когда это вдруг вместо чёрно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей.

Выросла, словом, всем кошкам кошка. Тёмно-каштановая, с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапы в широких штанишках, хвост как ламповый ёрш.

(По А.И.Куприну.)

VI. Наблюдения над текстом.

– Ребята, всё ли в тексте вам понятно? Нет ли слов с неясным значением? (Аршин, манишка, ламповый ёрш, лоснится (шерсть)). (См. слайды презентации.) (Слова учащиеся записывают в тетради.)

- Ребята, давайте определим тип речи данного текста. (Описание: изображается кошка; вопрос «какая?»; 1 снимок). У каждого типа речи есть своя основа. Что является основой описания как типа речи? (Перечень признаков предмета.) Какая часть речи обозначает признак предмета? (Прилагательное.) Обратитесь к тексту, слова какой части речи преобладают в тексте? Задание, направленное на развитие познавательных УУД: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. (Прилагательные.)

– Какое задание вам необходимо было выполнить? (Нужно было определить тему и идею текста.) Сформулируйте тему текста. Задание, направленное на развитие познавательных УУД: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. (Текст о кошке.)

– Сформулируйте идею текста. Задание, направленное на развитие познавательных УУД: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. (Куприн показывает, как красива и неповторима Ю-ю, как она из пушистого комка превратилась в первую красавицу.)

- Очень часто тема текста или идея бывают выражены в заглавии. Конечно, мы можем вслед за Куприным озаглавить отрывок «Ю-ю», но давайте придумаем своё заглавие (в котором должен быть отражён весь текст, а не какая-либо его часть). Вопрос, позволяющий формировать личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация учащихся. («Первая красавица».)


VII. Составление плана текста.

– Можно уже приступать к написанию изложения? Вопрос, позволяющий формировать регулятивные УУД: составление плана и последовательности действий. (Нет, нужно составить план текста.)

– Посмотрите на текст. Сколько частей можно выделить в тексте? (Три части.) Ребята, я предлагаю разбить задания по рядам (1 ряд – 1 часть текста, 2 ряд – 2 часть текста, 3 ряд – 3 часть текста). Определите, как вы будете работать (индивидуально, в парах)? Вопрос на формирование регулятивных УУД: самостоятельное формулирование задания.

Учащиеся представляют план текста:

1. «Пушистый комок». (Вопросы-подсказки: как Куприн называет котёнка, как его описывает, с помощью каких языковых средств передаёт действия животного?)

2. Незаметное превращение. (Вопросы-подсказки: заметили ли люди, что произошло с котёнком, в какую кошку он превратился?)

3. «Всем кошкам кошка». (Вопросы-подсказки: спомощью каких языковых средств автор описывает Ю-ю?)

– Зачем мы составляли план текста? Вопрос, направленный на формирование личностных УУД: действия смыслообразования. (План текста поможет написать изложение.)


VIII. Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок -

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт,

Глазки моет, щечки трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять.

Хомка сильным хочет стать!


IX. Предупреждение ошибок.

– Что мы будем делать дальше? Вопрос, направленный на формирование регулятивных УУД: составление плана и последовательности действий. (Необходимо предупредить ошибки.)

– Какие разновидности ошибок вы знаете? (Орфографические, пунктуационные, речевые, грамматические, логические, фактические.)

– Каким словом можно заменить слово кошка, чтобы избежать повтора? (Она, Ю-ю.) Для чего мы выполняли эту работу? Вопрос, направленный на формирование личностных УУД: действия смыслообразования. (Чтобы предупредить речевые ошибки.)

– Посмотрите на доску, на слова 1 строки. Для чего даны эти слова? На доске: лакал, предмет. (Написание этих слов нужно запомнить.) Ребята, спишите эти слова в свои тетради.

– Теперь посмотрим на слова 2 строки. На доске: бело-розовый, чёрно-рыже-белый, тёмно-каштановый (записаны без дефиса). Какое задание вам предстоит выполнить? Вопрос, направленный на формирование регулятивных УУД: самостоятельное формулирование задания. (Нужно грамотно списать, объяснить написание слов.) (Учащийся на доске графически выделяет орфограмму, устно поясняя дефисное написание.)

- Смотрим на третью группу слов. На доске: подоконник, собственный, длинный, огненный. (Учащиеся объясняют написание Н-НН.) (Учащийся на доске графически выделяет орфограммы, устно поясняя выбор Н-НН.)

– С какой целью мы выполняли эти задания? (Чтобы предупредить орфографические ошибки.)

– Ребята, обратите внимание на схемы предложений, которые представлены на доске, найдите эти предложения в тексте и объясните наличие или отсутствие знаков препинания: 1) схема простого предложения, осложнённого однородными членами; 2) схема сложноподчинённого предложения.

– Обратите внимание на предложение с вводным словом («словом»). Не забудьте про знаки препинания. (Учитель также обращает внимание ребят на предложения с деепричастными оборотами.)

– С какой целью мы работали со схемами предложений? Вопрос, направленный на формирование личностных УУД: действия смыслообразования. (Чтобы предупредить пунктуационные ошибки.)


X. Рефлексия.

Учащимся предлагается закрепить лексику и орфографию текста с помощью кроссворда.


XI. Самостоятельная работа учащихся с текстом.

Школьники читают текст про себя.


XII. Повторное чтение текста учителем.

Тексты собираются.

– Ребята, приступаем к написанию изложения.





Е.А. Москаева

3


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока. ПОДГОТОВКА К ИЗЛОЖЕНИЮ, БЛИЗКОМУ К ТЕКСТУ. (По тексту А.И. Куприна "Ю-ю".)

Автор: Москаева Елена Александровна

Дата: 31.01.2016

Номер свидетельства: 285832


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства