Конспект урока. ПОДГОТОВКА К ИЗЛОЖЕНИЮ, БЛИЗКОМУ К ТЕКСТУ. (По тексту А.И. Куприна "Ю-ю".)
Конспект урока. ПОДГОТОВКА К ИЗЛОЖЕНИЮ, БЛИЗКОМУ К ТЕКСТУ. (По тексту А.И. Куприна "Ю-ю".)
Цели урока:
1. Создавать условия для формирования ученика как субъекта учебной деятельности.
2. Формировать у учащихся доброе отношение к животным.
3. Совершенствовать умение воспроизводить текст, используя языковые средства исходного текста в соответствии с коммуникативной задачей и идейным замыслом автора.
Оборудование: распечатанный на каждого ученика текст и кроссворд; компьютер; мультимедийный проектор; экран; презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Целеполагание.
- Ребята, открываем тетради для контрольных работ, записываем число, тему урока. Какую орфограмму мы можем выделить в слове «изложение»? (Учащийся на доске графически выделяет орфограмму, устно поясняя выбор гласной корня.)
– Вспомним, что такое изложение. (Изложение – это письменный пересказ услышанного или прочитанного текста.)
– Какое виды изложений вы знаете? (Сжатое, выборочное, близкое к тексту.)
- Какое изложение называется изложением, близким к тексту? (Близкое к тексту изложение – это пересказ текста, требующий не только полной передачи содержания текста, но сохранения его формы, то есть авторских особенностей текста, авторских языковых средств.)
– Сформулируйте цель урока. Задание, направленное на формирование регулятивных УУД: целеполагание. (Цель урока – подготовиться к написанию изложения, близкого к тексту.)
– Что нужно, чтобы подготовиться к написанию изложения, близкого к тексту? Вопрос, позволяющий формировать регулятивные УУД: составление плана и последовательности действий. (Прослушать текст, понять его, определить языковые особенности текста, составить его план, предупредить ошибки.)
III. Слово об авторе текста.
– Ребята, сегодня мы с вами, как и все знаменитые писатели в начале своего творчества, будем подражать великому русскому писателю начала 20 века Александру Ивановичу Куприну. С его творчеством мы начали знакомиться на уроках литературы.
- Что вы о нём знаете? Что читали? Какие темы больше всего любил Куприн? (Цирк, дети и жизнь животных.)
– Сейчас мы просмотрим материалы презентации, которые для вас подготовили одноклассники. Ваша задача – внимательно прослушать и ответить на вопрос: «Каким человеком был А.И Куприн?» Вопрос, направленный на формирование познавательных УУД: анализ с целью выделения признаков. (Это смелый, талантливый человек, любивший свою работу и животных. Ему было интересно рассказывать о братьях наших меньших и о природе. Среди рассказов о животных «Ю-ю» занимает одно из первых мест.) «Кто такая Ю-ю?» (В доме писателя жила кошечка, её звали Ю-ю. именем этой кошки и назван рассказ.)
IV.Установка на слушание текста.
– Сейчас я буду читать текст, а вы закройте глаза и постарайтесь представить себе героиню рассказа. С какой целью вы будете это делать? Вопрос, направленный на формирование следующих УУД: регулятивных (самостоятельное формулирование задания), личностных (действия смыслообразования). (Чтобы определить тему и идею текста.)
V. Чтение текста учителем.
Сначала это был только пушистый комок с двумя весёлыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце. Лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка. Ловил лапой мух на окне. Катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом…
И мы сами не помним, когда это вдруг вместо чёрно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей.
Выросла, словом, всем кошкам кошка. Тёмно-каштановая, с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапы в широких штанишках, хвост как ламповый ёрш.
(По А.И.Куприну.)
VI. Наблюдения над текстом.
– Ребята, всё ли в тексте вам понятно? Нет ли слов с неясным значением? (Аршин, манишка, ламповый ёрш, лоснится (шерсть)). (См. слайды презентации.) (Слова учащиеся записывают в тетради.)
- Ребята, давайте определим тип речи данного текста. (Описание: изображается кошка; вопрос «какая?»; 1 снимок). У каждого типа речи есть своя основа. Что является основой описания как типа речи? (Перечень признаков предмета.) Какая часть речи обозначает признак предмета? (Прилагательное.) Обратитесь к тексту, слова какой части речи преобладают в тексте? Задание, направленное на развитие познавательных УУД: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. (Прилагательные.)
– Какое задание вам необходимо было выполнить? (Нужно было определить тему и идею текста.) Сформулируйте тему текста. Задание, направленное на развитие познавательных УУД: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. (Текст о кошке.)
– Сформулируйте идею текста. Задание, направленное на развитие познавательных УУД: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. (Куприн показывает, как красива и неповторима Ю-ю, как она из пушистого комка превратилась в первую красавицу.)
- Очень часто тема текста или идея бывают выражены в заглавии. Конечно, мы можем вслед за Куприным озаглавить отрывок «Ю-ю», но давайте придумаем своё заглавие (в котором должен быть отражён весь текст, а не какая-либо его часть). Вопрос, позволяющий формировать личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация учащихся. («Первая красавица».)
VII. Составление плана текста.
– Можно уже приступать к написанию изложения? Вопрос, позволяющий формировать регулятивные УУД: составление плана и последовательности действий. (Нет, нужно составить план текста.)
– Посмотрите на текст. Сколько частей можно выделить в тексте? (Три части.) Ребята, я предлагаю разбить задания по рядам (1 ряд – 1 часть текста, 2 ряд – 2 часть текста, 3 ряд – 3 часть текста). Определите, как вы будете работать (индивидуально, в парах)? Вопрос на формирование регулятивных УУД: самостоятельное формулирование задания.
Учащиеся представляют план текста:
1. «Пушистый комок». (Вопросы-подсказки: как Куприн называет котёнка, как его описывает, с помощью каких языковых средств передаёт действия животного?)
2. Незаметное превращение. (Вопросы-подсказки: заметили ли люди, что произошло с котёнком, в какую кошку он превратился?)
3. «Всем кошкам кошка». (Вопросы-подсказки: спомощью каких языковых средств автор описывает Ю-ю?)
– Зачем мы составляли план текста? Вопрос, направленный на формирование личностных УУД: действия смыслообразования. (План текста поможет написать изложение.)
VIII. Физкультминутка.
Хомка, хомка, хомячок -
Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт,
Глазки моет, щечки трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять.
Хомка сильным хочет стать!
IX. Предупреждение ошибок.
– Что мы будем делать дальше? Вопрос, направленный на формирование регулятивных УУД: составление плана и последовательности действий. (Необходимо предупредить ошибки.)
– Каким словом можно заменить слово кошка, чтобы избежать повтора? (Она, Ю-ю.) Для чего мы выполняли эту работу? Вопрос, направленный на формирование личностных УУД: действия смыслообразования. (Чтобы предупредить речевые ошибки.)
– Посмотрите на доску, на слова 1 строки. Для чего даны эти слова? На доске: лакал, предмет. (Написание этих слов нужно запомнить.) Ребята, спишите эти слова в свои тетради.
– Теперь посмотрим на слова 2 строки. На доске: бело-розовый, чёрно-рыже-белый, тёмно-каштановый (записаны без дефиса). Какое задание вам предстоит выполнить? Вопрос, направленный на формирование регулятивных УУД: самостоятельное формулирование задания. (Нужно грамотно списать, объяснить написание слов.) (Учащийся на доске графически выделяет орфограмму, устно поясняя дефисное написание.)
- Смотрим на третью группу слов. На доске: подоконник, собственный, длинный, огненный. (Учащиеся объясняют написание Н-НН.) (Учащийся на доске графически выделяет орфограммы, устно поясняя выбор Н-НН.)
– С какой целью мы выполняли эти задания? (Чтобы предупредить орфографические ошибки.)
– Ребята, обратите внимание на схемы предложений, которые представлены на доске, найдите эти предложения в тексте и объясните наличие или отсутствие знаков препинания: 1) схема простого предложения, осложнённого однородными членами; 2) схема сложноподчинённого предложения.
– Обратите внимание на предложение с вводным словом («словом»). Не забудьте про знаки препинания. (Учитель также обращает внимание ребят на предложения с деепричастными оборотами.)
– С какой целью мы работали со схемами предложений? Вопрос, направленный на формирование личностных УУД: действия смыслообразования. (Чтобы предупредить пунктуационные ошибки.)
X. Рефлексия.
Учащимся предлагается закрепить лексику и орфографию текста с помощью кроссворда.
XI. Самостоятельная работа учащихся с текстом.
Школьники читают текст про себя.
XII. Повторное чтение текста учителем.
Тексты собираются.
– Ребята, приступаем к написанию изложения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. ПОДГОТОВКА К ИЗЛОЖЕНИЮ, БЛИЗКОМУ К ТЕКСТУ. (По тексту А.И. Куприна "Ю-ю".)»
Подготовка к изложению, близкому к тексту.
(5 класс А)
Цели урока:
1. Создавать условия для формирования ученика как субъекта учебной деятельности.
2. Формировать у учащихся доброе отношение к животным.
3. Совершенствовать умение воспроизводить текст, используя языковые средства исходного текста в соответствии с коммуникативной задачей и идейным замыслом автора.
Оборудование: распечатанный на каждого ученика текст и кроссворд; компьютер; мультимедийный проектор; экран; презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Целеполагание.
- Ребята, открываем тетради для контрольных работ, записываем число, тему урока.Какую орфограмму мы можем выделить в слове «изложение»? (Учащийся на доске графически выделяет орфограмму, устно поясняя выбор гласной корня.)
– Вспомним, что такое изложение. (Изложение – это письменный пересказ услышанного или прочитанного текста.)
– Какое виды изложений вы знаете? (Сжатое, выборочное, близкое к тексту.)
- Какое изложение называется изложением, близким к тексту? (Близкое к тексту изложение – это пересказ текста, требующий не только полной передачи содержания текста, но сохранения его формы, то есть авторских особенностей текста, авторских языковых средств.)
– Сформулируйте цель урока. Задание, направленное на формирование регулятивных УУД: целеполагание. (Цель урока – подготовиться к написанию изложения, близкого к тексту.)
– Что нужно, чтобы подготовиться к написанию изложения, близкого к тексту? Вопрос, позволяющий формировать регулятивные УУД: составление плана и последовательности действий. (Прослушать текст, понять его, определить языковые особенности текста, составить его план, предупредить ошибки.)
III. Слово об авторе текста.
– Ребята, сегодня мы с вами, как и все знаменитые писатели в начале своего творчества, будем подражать великому русскому писателю начала 20 века Александру Ивановичу Куприну. С его творчеством мы начали знакомиться на уроках литературы.
- Что вы о нём знаете? Что читали? Какие темы больше всего любил Куприн? (Цирк, дети и жизнь животных.)
– Сейчас мы просмотрим материалы презентации, которые для вас подготовили одноклассники.Ваша задача – внимательно прослушать и ответить на вопрос: «Каким человеком был А.И Куприн?» Вопрос, направленный на формирование познавательных УУД: анализ с целью выделения признаков. (Это смелый, талантливый человек, любивший свою работу и животных. Ему было интересно рассказывать о братьях наших меньших и о природе. Среди рассказов о животных «Ю-ю» занимает одно из первых мест.) «Кто такая Ю-ю?» (В доме писателя жила кошечка, её звали Ю-ю. именем этой кошки и назван рассказ.)
IV.Установка на слушание текста.
– Сейчас я буду читать текст, а вы закройте глаза и постарайтесь представить себе героиню рассказа. С какой целью вы будете это делать? Вопрос, направленный на формирование следующих УУД: регулятивных (самостоятельное формулирование задания), личностных (действия смыслообразования). (Чтобы определить тему и идею текста.)
V. Чтение текста учителем.
Сначала это был только пушистый комок с двумя весёлыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце. Лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка. Ловил лапой мух на окне. Катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом…
И мы сами не помним, когда это вдруг вместо чёрно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей.
Выросла, словом, всем кошкам кошка. Тёмно-каштановая, с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапы в широких штанишках, хвост как ламповый ёрш.
(По А.И.Куприну.)
VI. Наблюдения над текстом.
– Ребята, всё ли в тексте вам понятно? Нет ли слов с неясным значением? (Аршин, манишка, ламповый ёрш, лоснится (шерсть)). (См. слайды презентации.) (Слова учащиеся записывают в тетради.)
- Ребята, давайте определимтип речи данного текста.(Описание: изображается кошка; вопрос «какая?»; 1 снимок). У каждого типа речи есть своя основа. Что является основой описания как типа речи? (Перечень признаков предмета.) Какая часть речи обозначает признак предмета? (Прилагательное.) Обратитесь к тексту, слова какой части речи преобладают в тексте? Задание, направленное на развитие познавательных УУД: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. (Прилагательные.)
– Какое задание вам необходимо было выполнить? (Нужно было определить тему и идею текста.) Сформулируйте тему текста. Задание, направленное на развитие познавательных УУД: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. (Текст о кошке.)
– Сформулируйте идею текста. Задание, направленное на развитие познавательных УУД: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. (Куприн показывает, как красива и неповторима Ю-ю, как она из пушистого комка превратилась в первую красавицу.)
- Очень часто тема текста или идея бывают выражены в заглавии. Конечно, мы можем вслед за Куприным озаглавить отрывок «Ю-ю», но давайте придумаем своё заглавие (в котором должен быть отражён весь текст, а не какая-либо его часть). Вопрос, позволяющий формировать личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация учащихся. («Первая красавица».)
VII. Составление плана текста.
– Можно уже приступать к написанию изложения? Вопрос, позволяющий формировать регулятивные УУД: составление плана и последовательности действий. (Нет, нужно составить план текста.)
– Посмотрите на текст. Сколько частей можно выделить в тексте? (Три части.) Ребята, я предлагаю разбить задания по рядам (1 ряд – 1 часть текста, 2 ряд – 2 часть текста, 3 ряд – 3 часть текста). Определите, как вы будете работать (индивидуально, в парах)? Вопрос на формирование регулятивных УУД: самостоятельное формулирование задания.
Учащиеся представляют план текста:
1. «Пушистый комок». (Вопросы-подсказки: как Куприн называет котёнка, как его описывает, с помощью каких языковых средств передаёт действия животного?)
2. Незаметное превращение. (Вопросы-подсказки: заметили ли люди, что произошло с котёнком, в какую кошку он превратился?)
3. «Всем кошкам кошка». (Вопросы-подсказки: спомощью каких языковых средств автор описывает Ю-ю?)
– Зачем мы составляли план текста? Вопрос, направленный на формирование личностных УУД: действия смыслообразования. (План текста поможет написать изложение.)
VIII. Физкультминутка.
Хомка, хомка, хомячок -
Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт,
Глазки моет, щечки трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять.
Хомка сильным хочет стать!
IX. Предупреждение ошибок.
– Что мы будем делать дальше? Вопрос, направленный на формирование регулятивных УУД: составление плана и последовательности действий. (Необходимо предупредить ошибки.)
– Каким словом можно заменить слово кошка, чтобы избежать повтора? (Она, Ю-ю.) Для чего мы выполняли эту работу? Вопрос, направленный на формирование личностных УУД: действия смыслообразования. (Чтобы предупредить речевые ошибки.)
– Посмотрите на доску, на слова 1 строки. Для чего даны эти слова? На доске: лакал, предмет. (Написание этих слов нужно запомнить.) Ребята, спишите эти слова в свои тетради.
– Теперь посмотрим на слова 2 строки. На доске: бело-розовый, чёрно-рыже-белый, тёмно-каштановый (записаны без дефиса). Какое задание вам предстоит выполнить? Вопрос, направленный на формирование регулятивных УУД: самостоятельное формулирование задания. (Нужно грамотно списать, объяснить написание слов.) (Учащийся на доске графически выделяет орфограмму, устно поясняя дефисное написание.)
- Смотрим на третью группу слов. На доске: подоконник, собственный, длинный, огненный. (Учащиеся объясняют написание Н-НН.)(Учащийся на доске графически выделяет орфограммы, устно поясняя выбор Н-НН.)
– С какой целью мы выполняли эти задания? (Чтобы предупредить орфографические ошибки.)
– Ребята, обратите внимание на схемы предложений, которые представлены на доске, найдите эти предложения в тексте и объясните наличие или отсутствие знаков препинания: 1) схема простого предложения, осложнённого однородными членами; 2) схема сложноподчинённого предложения.
– Обратите внимание на предложение с вводным словом («словом»). Не забудьте про знаки препинания. (Учитель также обращает внимание ребят на предложения с деепричастными оборотами.)
– С какой целью мы работали со схемами предложений? Вопрос, направленный на формирование личностных УУД: действия смыслообразования. (Чтобы предупредить пунктуационные ошибки.)
X. Рефлексия.
Учащимся предлагается закрепить лексику и орфографию текста с помощью кроссворда.