Цель урока: учить порядку действий при написании изложения.
Задачи урока:
- обучение алгоритму написания изложений,
- тренировка в использовании алгоритма.
Планируемые результаты обучения:
Познавательные: овладевают основами смыслового чтения текста; находят ответы на вопросы; осуществляют анализ; структурируют знания.
Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия; анализируют собственную работу.
Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; выбирают вид пересказа в соответствии с поставленной целью.
Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий.
Оборудование: учебник «Русский язык» (2 часть) стр. 71-73, презентация-сопровождение урока, раздаточный материал: карточки для индивидуальной работы учащихся и работе в парах.
Ход урока:
- Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Написание даты и классной работы в тетради.
- Каллиграфическая минутка. (слайд № 4)
Чтоб в мире не было войны, за мир бороться мы должны.
- Актуализация опорных знаний учащихся.
- О чём говорили на прошлом уроке?
- Чему учились?
Проверка домашнего задания.
Проверка правила о написании гласных О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц.
- Приведите примеры.
- А что ещё вы должны были дома подготовить?
(Ответы детей)
Словарный диктант.
Кастрюля, метро, аптека, вагон, болото, человек, восток, запад, север.
- Повторение изученного материала. (слайд № 5)
– Запишите имена существительные в Т. п.
- А чтобы было понятнее, что мы должны вспомнить, прежде чем выполнить это задание? (Ответы детей)
Трамвай, озеро, театр, запад, автобус, музей, поле, сахар, море.
V. Работа над новым материалом.
Обсуждение порядка действий при написании изложения.
Учитель:
- Ребята, откройте пожалуйста учебник на странице 71.
- Посмотрите, в каком блоке мы будем работать?
(Ответы учащихся)
- Как вы считаете, каким будет наш урок?
(Ответы учащихся)
- Запишите тему урока в тетрадь.
Расскажите пожалуйста всё, что вам известно об изложении.
(Ответы учащихся)
- Так что же такое изложение?
Изложение – это письменная работа, в которой необходимо по памяти изложить текст.
(Ответы учащихся)
(слайд № 6)
Учитель:
Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться писать изложение.
Вначале нам необходимо поработать с рубрикой «Обрати внимание» (стр. 71-72 учебника)
- Как вы считаете, что это?
(Ответы учащихся)
- Да, ребята, это алгоритм и нам его необходимо с вами тщательно изучить, а затем выполнить немного необычную для вас работу.
- Каждому из вас будет дана карточка (приложение 1), с которой вы будете работать индивидуально, но работа наша будет коллективная.
(слайды № 7-8)
Коллективная работа над алгоритмом.
Чтение алгоритма по пунктам.
- Внимательно слушайте название текста и сам текст. При первом чтении постарайтесь понять основную мысль текста.
- При повторном чтении постарайтесь запомнить порядок следования частей; можете записать ключевые слова, яркие образы, сравнения.
- Составьте план текста.
- Попробуйте одним предложением передать основную мысль каждого пункта плана. У вас должен получиться маленький текст.
- Следующее действие – расширение «маленького текста»: здесь помогут записанные вами ключевые слова, интересные образы и сравнения.
- В результате предварительной работы у вас получился черновик. Его надо внимательно прочитать, отредактировать, то есть поискать неудачные выражения, повторы, слова, которые не сочетаются друг с другом, затем проверить ошибки.
- Аккуратно, без ошибок перепишите изложение и ещё раз его проверьте.
Пошаговое его выполнение.
(детям раздаются карточки для индивидуальной работы и работе в парах)
(слайд №9) Учимся писать изложение.
- Внимательно слушайте название текста и сам текст. При первом чтении постарайтесь понять основную мысль текста, запомнить порядок
следования частей.
Лесной дом.
- Какова главная мысль текста?
- Какое предложение выражает эту мысль?
- Зачем губить свой лесной дом и природу?
А победу присудили муравью.
(слайды №10-11)
- При повторном чтении запишите ключевые слова, яркие образы, сравнения.
- поспорили, всех удивить, себя хвалил, решили, перенести.
- бобры, плотина, волк, лиса, ёж, заяц, мусор, муравей, жёлуди, медведь, необыкновенной силой.
- осень, встретились, удивлять, поразила плотина, понравился мост, чистота приятна, пустой и унылой, засажена, оказывается, муравей, жёлуди, выросли, деревца.
- очередь огромному дубу, поднатужился, вырвал, не восхищался, губить, дом, природу.
- присудили, устроили пир.
Физминутка «ЛАДОШКА».
Текст
(1) Твоя ладошка – это пруд,
По ней кораблики плывут.
(2) Твоя ладошка, как лужок,
А сверху падает снежок.
(3) Твоя ладошка, как тетрадь,
В тетради можно рисовать
(4) Твоя ладошка, как окно,
Его помыть пора давно.
(5) Твоя ладошка, как дорожка,
А по дорожке ходят кошки.
Рекомендации по выполнению движений
1 - медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке
2 - дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки
3 - указательным пальцем «нарисовать» солнышко и др.
4 - потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак
5 - осторожно переступать пальцами обеих рук
- Составьте план теста. (слайд №13)
Лесной дом.
План.
1. Спор.
2. Труд животных летом.
3. Встреча осенью.
4. Зачем губить лесной дом?
5. Победа муравья.
(слайд №14)
4. Попробуйте одним предложением передать основную мысль каждого пункта плана. У вас должен получиться маленький текст.
Лесной дом.
План.
1. Спор.
Поспорили однажды в лесу звери, кто чем сможет всех удивить.
2. Труд животных летом.
Всё лето трудились: бобры плотину строили, волк и лиса мост через реку наводили, ёж и заяц мусор в лесу убирали, а муравей жёлуди таскал.
3. Встреча осенью.
Встретились звери осенью и стали друг друга своими делами удивлять.
4. Зачем губить лесной дом?
Зачем губить лесной дом и природу?
5. Победа муравья.
А победу присудили муравью.
(слайды №15-16)
5. Следующее действие – расширение «маленького текста»: здесь могут быть записанные ключевые слова, интересные образы и сравнения.
Лесной дом.
План.
1. Спор.
Поспорили однажды в лесу звери, кто чем сможет всех удивить.
поспорили, всех удивить, себя хвалил, решили, перенести.
2. Труд животных летом.
Всё лето трудились: бобры плотину строили, волк и лиса мост через реку наводили, ёж и заяц мусор в лесу убирали, а муравей жёлуди таскал.
бобры, плотина, волк, лиса, ёж, заяц, мусор, муравей, жёлуди, медведь, необыкновенной силой.
3. Встреча осенью.
Встретились звери осенью и стали друг друга своими делами удивлять.
осень, встретились, удивлять, поразила плотина, понравился мост, чистота приятна, пустой и унылой, засажена, оказывается, муравей, жёлуди, выросли, деревца.
4. Зачем губить лесной дом?
Зачем губить лесной дом и природу?
очередь огромному дубу, поднатужился, вырвал, не восхищался, губить, дом, природу.
5. Победа муравья.
А победу присудили муравью.
присудили, устроили пир.
(слайд №17)
6. В результате предварительной работы у вас получился черновик. Его надо внимательно прочитать, отредактировать, т.е. поискать неудачные выражения, повторы, слова, которые не сочетаются друг с другом., затем проверить ошибки.
7. Аккуратно, без ошибок перепишите изложение и ещё раз его проверьте.
(Это и будет вашим домашним заданием)
(слайд №18)
VI. Итог урока.
– Чему мы учились на уроке?
– Как вы считаете, что необходимо соблюдать при написании изложения?
(слайд №19)
VII. Рефлексия.
Сегодня на уроке я:
Научился…
Было интересно…
Было трудно…
– Что показалось для вас новым?
- Как вы сможете использовать свой новый опыт?
(слайд №20)
VIII. Домашнее задание.
Аккуратно, без ошибок перепишите изложение в тетрадь и ещё раз его проверьте.
Спасибо, ребята, за урок. Надеюсь, он вам понравился и вы получили необходимые знания, которые будете в дальнейшем применять на практике.