Цель: совершенствовать навык написания подробного изложения.
Задачи:
– воспитывать наблюдательность, аккуратность, бережное отношение к природе, любовь к ней, учить охранять природу;
– формировать умения учащихся определять тип, тему текста и его частей; подбирать заголовок к тексту, передавать содержание текста с использованием тех средств выразительности, которые даны в тексте-образце;
– развивать речь, орфографическую зоркость учащихся, внимание, зрительную и слуховую память.
Оборудование: учебник для 3 класса «Русский язык» (авторы Канакина В. П., Горецкий В. Г., рисунки детей «Лес осенью».
Этапы урока
Ход урока
УУД
1. Орг. момент
У: Сегодня на уроке мы будем учиться передавать содержание текста по плану, составлять предложения и правильно их оформлять на письме. Запишите сегодняшнее число в тетрадь.
2. Вводная беседа
У: На уроке рисования вы подготовили рисунки на тему «Лес осенью». Кратко сообщите, что вы изобразили?
Д: Березы, покрытые желтой листвой…Красные гроздья рябины…Грибы под деревьями…
У: Ваши рисунки замечательны, так и дышат осенним воздухом. Да, конечно, осенний лес – это деревья в разноцветных уборах, с падающими с них листьями, это поздние грибы, гроздья рябины. Все вы изобразили лиственные деревья, но ведь и у хвойных деревьев есть своя осень. Сегодня мы будем писать изложение об одном из представителей хвойных растений.
Познавательные УУД:
Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные результаты:
Развиваем умения выказывать своё отношение к изображенному на рисунке.
3. Работа с текстом
У: Откройте учебники на стр. 53, упражнение 88. Я читаю текст, вы внимательно слушаете и следите за мной по учебнику.
Елочка появилась на свет осенью. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листву.
Прошло много лет. Но каждую осень, в день, в день елочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики. Клен роняет оранжевые звезды. Ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.
И стоит елочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная. Раскинула лапки, а на ладошках подарки.
Давайте проанализируем содержание текста. О чем рассказывается в данном тексте?
Д: В тесте говорится о елочке.
У: Когда елочка появилась на свет:
Д: Елочка появилась на свет осенью.
У: Что увидела елочка, высунувшись из земли?
Д: Высунувшись из земли, елочка увидела, что деревья роняли листву.
У: Что делали деревья каждую осень в честь елочкиного дня рождения?
Д: Каждую осень в день елочкиного рождения деревья дарят ей подарки.
У: Что дарит осина?
Д: Осина дарит красные китайские фонарики.
У: Что дарит клен?
Д: Клен роняет оранжевые звезды.
У: Какие подарки у ивы?
Д: Ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.
У: Как чувствует себя елочка?
Д: Елочка счастлива.
У: Как она выглядит?
Д: Елочка раскинула лапки, а на ладошках подарки.
У: Какое название можно придумать к тексту?
Д: Елочка…День рождения елочки…Елочка осенью…
У: Какой заголовок наиболее точно передает тему текста?
Д: День рождения елочки.
У: Запишем его. Я на доске, а вы в тетради.
Познавательные УУД:
1. Выявлять сущность, особенности объектов.
2. На основе анализа объектов делать выводы.
3. Обобщать и классифициро-вать по признакам.
4. Находить ответы на вопросы в тексте.
Регулятивные УУД:
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные результаты:
Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
4. Составление плана
У: На сколько смысловых частей можно разделить текст?
Д: На 3 части.
У: Запишите в тетради слово «План». Прочитайте первую часть. О чем будет в ней писать?
Д: О том, как и когда, появилась елочка.
У: Да, верно. Прочитайте первый пункт плана, предложенного автором учебника.
Д: Когда появилась елочка?
У: В первой части текста вы будете отвечать на этот вопрос. Запишем его в наш план.
Прочитайте вторую часть. О чем она?
Д: О том, как елочка получала подарки от деревьев.
У: Прочитайте второй пункт плана, предложенного автором учебника.
Д: Какие подарки получала елочка в день рождения?
У: Во второй части будете отвечать на этот вопрос. Запишем его в наш план.
Прочитайте третью часть текста. О чем в ней говорится?
Д: О том, что елочка счастлива от полученных подарков.
У: Прочитайте третий пункт плана, предложенного автором учебника.
Д: Какая стояла елочка.
У: Запишите его в план. Вот наш план, по которому вы будете писать изложение.
Познавательные УУД:
1. Развиваем умения извлекать информацию из текста.
2. Представлять информацию в виде плана.
Регулятивные УУД:
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные результаты:
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
5. Физкульт
минутка
У: Давайте разомнем наши пальчики перед ответственной работой. Повторяйте за мной.
Перед нами ёлочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка ёлочки.)
Шишечки, иголочки, (Руки сжимают в кулачки, указательные пальчики выставлены.)
Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, вниз.)
Зайчики и свечки, («Ушки» из указательного и среднего пальцев.)
Звёзды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены.)
6. Орфогра
фическая подготовка
У: На доске записаны слова: …сен…ю, п…дарки, д…рев…я, …смотрелась, счас…ливая, п…явились. Разделите их четыре группы в зависимости от пропущенных в них орфограмм.
Д: 1 группа – проверяемая безударная гласная в корне слова – осенью, деревья, появилась. 2 группа – разделительный ь – осенью, деревья. 3 группа – правописание приставок – подарки, появилась, осмотрелась. 4группа – непроизносимая согласная в корне слова – счастливая.
У: При написании текста будьте внимательны, не допускайте ошибок в написании данных слов.
Познавательные УУД:
1. Представлять информацию в виде схемы.
2. Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД:
1. Развиваем умение высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные результаты:
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
7. Устное изложение по плану
У: А сейчас с помощью плана попробуем пересказать текст сначала по частям, а затем полностью.
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Оформлять свои мысли в устной форме.
8. Чтение текста
У: Еще раз прослушайте текст, следя за моим прочтением по учебнику.
Коммуникативные УУД:
Развиваем умение слушать.
9. Написание изложения
У: Закрываем учебники. Начинаем писать изложение сначала на черновиках.
Кто закончит работу в черновике, может приступить к переписыванию.
Познавательные УУД:
Развиваем умения извлекать информацию из плана.
10. Самопро
верка
У: Перед тем, как сдать готовые работы. Еще раз проверьте написанное. Можете сдавать работы.
Регулятивные УУД:
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
11. Итог урока. Рефлексия
У: Чему мы делали на уроке?
Д: Писали изложение.
У: Что понравилось на уроке?
Д: Отвечать на вопросы, пересказывать текст.
У: Что было сложным на уроке?
Д: Письменно излагать содержание текста.
У: Я думаю, вы все справились с поставленными задачами. На следующем уроке узнаете свои оценки за изложение. Урок окончен. До свидания.
Регулятивные УУД:
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты:
Развиваем умения выказывать своё отношение к уроку.