Изложение по русскому языку
в 4 классе 1 полугодие
Автор: Казанцева Ирина Павловна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ №102 Алтайский край г. Барнаул.
Описание материала: Предлагаю Вам изложения по русскому языку для учащихся 4 классов
Данный материал может быть полезен учителям начальной школы для любого УМК.
Изложение
Дата проведения «____» _________________
Цель – способствовать обогащению речи учащихся; формировать умение употреблять однородные члены предложения в речи; тренировать в умениях анализировать текст, называть идею, тему текста, делить текст на части и озаглавливать их.
Теплинка.
Пошли мы с Витей однажды в лес. Были у нас с собой соль, яйца и хлеб. На опушке набрал рыжиков.
На лесной лужайке мы вырыли ямку. Туда положили яйца и засыпали землей.
На этом месте развели теплинку. Так у нас зовется маленький костер.
Рыжики мы надевали на прутики посыпали солью. Грибки шипели на огне и быстро пеклись.
Погасили мы нашутеплинку. А яички под ней упеклись на славу. Ох и вкусен же был наш обед! (75 слов)
Вопросы и задания к тексту.
Что в рассказе называют теплинкой?
Как герои испекли яйца?
Как жарили ребята грибы?
Что сделали, когда теплинка не стала нужна?
Как по-другому можно назвать героев рассказа?
Примерный план
1. Припасы мальчиков.
2. Разведение теплинки.
3. Готовка рыжиков.
4. Обед в лесу.
Словарно-орфографическая подготовка.
Вставить пропущенные буквы: …днажды, с с…бой, н…брал, з…млей, мален…кий, яич…ки, быстр….
Раскрой скобки, объяснить: (с)Витей, (в)лес, (с)собой, (на)опушке, (на)брал, (на)лесной, (вы)рыли, (на)этом, (раз)вели, у(мы), (на)девали, (на)прутики, (на)огне, (по)гасили
Изложение по коллективно составленному плану.
Дата проведения «____» _________________
Цель-формировать умения составлять план текста для изложения, излагать связно текст при самостоятельном написании, выявлять связь между частями текста, устанавливать связь слов в предложении; способствовать развитию умений самостоятельно излагать содержание текста в соответствии с составленным планом.
Медвежонок.
Выследили охотники медведицу с медвежонком. Медведицу убили, а медвежонка принесли в село.
Хозяин налил в блюдечко молоко. Ходит малыш кругом, скулит, а не пьёт.
Охотник намочил молоком палец и дал лизнуть медвежонку. Малыш стал сосать палец и заодно тянул молочко.
Ночью всех разбудил плач. Это мишка озяб и заплакал. Положил его охотник с собой, укрыл полушубком. Малыш забрал палец охотника в рот и засосал, как соску.
(По Г. Скребицкому).
Вопросы и задания к тексту.
О чем говорится в тексте? Какое настроение навеяло на вас содержание?
Кто виноват в том, что медвежонок остался один?
Что можете сказать о возрасте медвежонка?
Что хотел автор нам сказать этим текстом?
Примерный план
1. Почему медвежонок осиротел
2. Малыш не умеет самостоятельно пить
3. Охотник накормил медвежонка
4. Ночью
5. Мое отношение к действиям охотников
Словарно-орфографическая подготовка.
Словарные слова: охотники, молочко, медведица, медвежонок, хозяин, молоком
Звонкие и глухие согласные: малыш, озяб, полушубком
Разделительный ь: пьет, ночью,
Правописание предлогов и приставок
Изложение
Дата проведения «____» _________________
Цель- формировать умение составлять план из готовых заголовков; способствовать развитию умений наблюдать и устанавливать причинно-следственные связи, понимать язык текста, подбирать наиболее точные слова для выражения мысли.
Враги змей.
Яд змеи очень опасен для всех животных. Но некоторые звери смело вступают с ними в бой.
Особенно ловко расправляется со змеёй ёж. Он подставляет змее свои колючки. Когда змея устанет от прыжков, ёж вонзает зубы в тело змеи.
Прославились победами над змеями мангусты. Это маленькие зверьки. У мангуста жёсткая шерсть и толстая кожа.
В борьбе с очковой змеёй зверьку помогают прыжки. Он прыгает очень высоко и в любом направлении. Прыжок- и зубки мангуста вонзаются в шею змеи. Мангуст победил.
(По Н. Коростылёву).
Вопросы и задания к тексту.
Что вы узнали из текста?
Какие животные опасны для змеи?
Каким образом маленькому ежу удается справиться со змеей?
Что помогает мангусту не бояться укусов змеи?
Каким образом мангуст побеждает змею?
Деформированный план
- Каков внешний вид мангуста
- Как еж расправляется со змеей
- Что помогает мангусту победить змею
- Что мы узнали о яде змеи
- Самостоятельная работа над изложением
Словарно-орфографическая подготовка.
Слова для справок: мангуст, очковая змея
Изложение
Дата проведения «____» _________________
Цель- формировать умения составлять план текста для изложения, излагать связно текст при самостоятельном написании, выявлять связь между частями текста, устанавливать связь слов в предложении; способствовать развитию умений самостоятельно излагать содержание текста в соответствии с составленным планом
Схватка со змеёй.
Однажды ночью раздался сильный крик. Я оделся и выбежал на палубу. Матросы столпились у груды брёвен. Из неё выползла змея и скрылась.
Я побежал в каюту и взял клетку. В ней находились дикая и ручная мангусты. Я выпустил их на палубу. Зверьки юркнули в темноту.
Прошло несколько минут. Показалась дикая мангуста. Она вцепилась острыми зубами в хвост змеи и тащила её из брёвен. Змея извивалась, рвалась. Вот появилась её голова. Выскочила ручная мангуста. Она вцепилась в шею змеи. Схватка закончилась. Матросы с любовью смотрели на мангуст.
(По Б. Житкову).
Примерный план:
1.Змея на палубе.
2.Мангуст выпустили из клетки.
3.Змея побеждена.
Слова для справок: матросы, каюта, мангуста, выскочила, несколько.
Изложение
Дата проведения «____» _________________
Цель - Продолжать работу над развитием умения писать изложения по составленному плану;
Развивать орфографическую зоркость учащихся;
Воспитывать бережное отношение к природе, любви к ней, учить охранять природу.
Пусть птица выводит птенцов!
Ребята отправились с лесником в лес убирать хворост. Он остался от зимней рубки леса.
Хорошо в эту пору в лесу! Лес казался прозрачным. Он умылся весенней водой. Мелкие ручейки торопливо прокладывают себе дорогу. Ветки осин украсились длинными сережками. Зазеленели молодые березки. Первые листочки переливаются на солнце.
Мальчики добрались до вырубки. На краю вырубки была большая куча хвороста. Вдруг что-то захлопало, зашумело. Из хвороста вылетела большая пестрая птица. Внизу было гнездо. Там лежали крупные светлые яйца.
Лесник поправил гнездо и повел ребят на другой конец вырубки. Пусть птица выводит птенцов!
Вопросы и задания к тексту.
О каком времени года говорится?
Что на это указывало, какие слова?
Объясните значения выражений: лес казался прозрачным, умылся весенней водой, украсились длинными сережками?
Зачем ребята отправились в лес?
С кем они столкнулись в лесу?
Как поступил лесник?
Какова основная мысль текста?
Примерный план:
1. На помощь леснику.
2. Природа оживает.
3. Неожиданная находка.
4. Птенцы спасены.
Словарно-орфографическая подготовка.
Объясните подчеркнутую орфограмму.
Лесником, казался, водой, зеленели, вылетела, рубки, березки.