Использование разноуровневых заданий по таксономии Блума».
Использование разноуровневых заданий по таксономии Блума».
1.Знание
Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания – от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этой категории – припоминание соответствующих сведений. Ученик: знает (запоминает и воспроизводит) употребляемые термины, знает конкретные факты;знает методы и процедуры; знает основные понятия, знает правила и принципы.Узнаёт ответы на вопросы типа «правильно—неправильно» или с множественным выбором.А также выбор образа среди ряда ему подобных. Может перечислить факты, события, явления. Представление собственного мнения об изученном материале
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование разноуровневых заданий по таксономии Блума».»
Содержание работы
1.Определение понятию «таксономия».
2.Зачем нужны таксономии?
3.Характеристика каждого уровня мыслительных умений по таксономии Б.Блума
4. Разноуровневые задания к уроку русского языка по теме «Причастие, как особая форма глагола» в 7 классе
ТАКСОНОМИЯ (от греч. táxis — расположение, строй, порядок и nómos — закон) — теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение ТАКСОНОМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — построение четкой системы педагогических целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (иерархия).
Б. Блум и его коллеги разработали классификацию шести различных уровней мышления — таксономию
Категории мыслительных умений рассматриваются им как умения разного уровня сложности: от самого простого умения к самому сложному.
Знание-понимание—применение - анализ - синтез - оценка
Большинство мыслительных процессов, характерных для учебной деятельности в школе, соответствуют уровням знания или понимания, они являются наиболее распространенными из мыслительных умений. Они служат базой или фундаментом, на котором строятся все мыслительные умения более высокого порядка. С каждым последующим уровнем мыслительные умения становятся более сложными и используются реже.
Для чего нужны таксономии?
По сути дела обучение – это процесс усвоения (овладения) знаний, умений, навыков на требуемом уровне за определенный период.
Под уровнем усвоения понимают степень мастерства овладения деятельностью, достигнутую учащимся в результате обучения. Тысячи лет при оценке уровня усвоения использовалось только субъективное мнение учителя. Первую серьезную таксономию учебных задач предпринял американский учёный Б. Блум.
«Таксономия» обозначает классификацию и систематизацию объектов, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и использует для описания категории, расположенные последовательно, по нарастающей сложности, то есть по иерархии.
Для чего нужно создание достоверной, надёжной системы оценки уровней усвоения?
Упорядоченная, иерархическая классификация важна прежде всего для педагога-практика по следующим причинам:
1. Концентрация усилий на главном. Пользуясь таксономией, учитель не только выделяет и конкретизирует цели учения, но и упорядочивает их, определяя первоочередные задачи, порядок и перспективы дальнейшей работы.
2. Ясность и гласность в совместной работе учителя и учеников. Конкретная классификация даёт возможность разъяснить учащимся ориентиры учебной работы, обсудить их.
3. Создание эталонов оценки результатов обучения. Обращение к чётким формулировкам целей, которые выражены через результаты деятельности, поддаётся более надёжной и объективной оценке.
С использованием таксономии учебных задач можно конструировать систему задач для выполнения поставленных дидактических целей, проводить диагностику знаний и уровня сформированности учебных действий учащихся, а также прогнозировать ход обучения с учетом меры сложности задач и степени нагрузки на все виды познавательной деятельности.
К настоящему времени известно большое количество разнообразных вариантов таксономий. Наибольшую известность получили подходы Б. Блума, В.П. Беспалько, Д. Толингеровой.
Характеристика каждого уровня мыслительных умений
1.Знание
Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания – от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этой категории – припоминание соответствующих сведений. Ученик: знает (запоминает и воспроизводит) употребляемые термины, знает конкретные факты;знает методы и процедуры; знает основные понятия, знает правила и принципы.Узнаёт ответы на вопросы типа «правильно—неправильно» или с множественным выбором .А также выбор образа среди ряда ему подобных. Может перечислить факты, события, явления. Представление собственного мнения об изученном материале
2.Интерпретация .Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую – его «перевод» с одного «языка» на другой (например, из словесной формы в схемы, таблицы). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала. Ученик: понимает факты, правила и принципы; интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из им пересказ какой-либо информации своими словами.
3.Применение
Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и в новых ситуациях. Сюда входят применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание. Ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях применяет знания предмета в практических ситуациях; демонстрирует правильное применение метода или процедуры. .Распределяет информацию по группам. .Придумываает заголовка к тексту. Представляет выводы . Проводит сравнительный анализа текстов. Использует диаграммы, схемы для представления информации.
Анализ – разбиение целого на части и описание того, как части соотносятся с целым . Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Ученик выделяет скрытые (неявные) предположения; видит ошибки и упущения в логике рассуждений; проводит разграничения между фактами и следствиями; оценивает значимость данных.
4.Синтез
Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий, схемы, упорядочивающие имеющиеся сведения. Достижение соответствующих учебных результатов предполагает деятельность творческого характера, направленную на создание новых схем, структур. Ученик: пишет небольшое творческое сочинение; предлагает план проведения эксперимента; использует знания из различных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы.
Оценка
Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных и т. д.).
Суждения ученика должны основываться на чётких критериях: внутренних (структурных, логических) или внешних(соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или предлагаться ему извне, например, учителем. Данная категория предполагает достижение учебных результатов всех предшествующих категорий.
Ученик оценивает соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев;
оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев.Эта категория обозначает готовность и способность ученика воспринимать те или иные явления, поступающие из окружающего мира стимулы. С позиции учителя путь к достижению таких целей состоит в том, чтобы привлечь, удержать и направить внимание ученика.
Разноуровневые задания
тема: Имя прилагательное (Обобщение)
1.Имя прилагательное – это__________________,которая отвечает на вопросы______________и обозначает_______________.
3.Качественные, относительные и притяжательные -это__________________.
4. _____________обозначают качество, свойство предметовего размер (маленький), форму (круглый), цвет (белый), физические характеристики (теплый), а также склонность предмета к совершению действия (колючий).
3.Упражнение 43. Поставьте прилагательные и наречия, данные в скобках, в сравнительную и превосходную степени. Обоснуйте выбор формы.
1. Её обеды всегда более (вкусные), чем мои. 2. Эта лодка значительно (прочная), чем та, которую мы видели у причала. 3). 5. Его оценки событий стали (резкие). 4. Его голос стал (жёсткий, сухой и строгий).. 5. Этот подъём (крутой), а тот более (пологий). 6. На юге звёзды (яркие), чем на севере.. 7. Дорога стала (гладкая, ровная), без ухабов. 8. Не лейте много воды, иначе глина станет (жидкая), чем это необходимо для производства посуды . 9. Ущелье стало (узкое). 10. Я люблю чай (сладкий).
IY уровень... Дополните предложения прилагательными.
1. Однажды зимой мы отправились в лес. В(…) бору было тихо. Все покрыто (…)снегом. В (…)воздухе носились (…) (…) пушинки. Ветви украсились (…)инеем. В этом (…) (…) наряде каждая ветка казалась (…).
Прочитайте текст и выполните задания.
Величайшее3 богатство народа — его язык! Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна3 та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость...
Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих3 отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.
Из первого абзаца выпишите словосочетания «прилаг. + сущ.», укажите род, число и падеж прилагательного. Найдите случаи использования прилагательного в роли определения и в роли сказуемого
Объясните, почему использование форм сравнительной и превосходной степени прилагательных является ошибочным. Обоснуйте ответ.
1. У команды соперников более худшее соотношение забитых и пропущенных мячей. 2. Семёнов – наиболее лучший игрок в нашей команде. 3. Дела в команде шли всё хужее. 4. Воздух в цеху становился всё более жарче. 5. Наш завод оказался более передовым. 6. Чилийский соус острее и горчее китайского. 7. Твои босоножки дешевее.
8. Листья к концу сентября стали желтее. 9. Твой голос звончее моего. 10. Сделай узел послабже. 11. Команда соперников выглядела легчее и более свежее.
Спиши, объясни пропущенные буквы . Подчеркни волнистой линией эпитеты
Тихо шёл тенист..й тропкой я задумчивый и робк..й;
Вкруг меня седой и топк..й, таял, таял снег.
В тонк..й сети палых игл таял, таял снег… .
5. Составить синквейн на тему «Словосочетание»
6.Сочинение « Цвети, родная Астана!»
ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Мангистауской области
Самостоятельная работа на тему:
«Использование разноуровневых заданий по таксономии Блума».