Класс(ы): 6 класс Предмет(ы): Русский язык
Цель урока:
Сформировать понятие о вопросительных местоимениях, знания об их основных морфологических и синтаксических особенностях.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Ход урока:
I. Оргмомент. (Слайд 1)
II. Актуализация.
1. Создание проблемной ситуации. (Слайд 2)
- В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я)
- Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь я)
- Назовите местоимения в этих предложениях. Затрудняетесь? А какими будут эти предложения по цели высказывания? Вопросительными.
- А как вы думаете, вопросительные местоимения бывают? Сможете теперь их назвать в этом предложении?
Попробуйте сформулировать сами тему урока.
- Правильно! Сегодня мы познакомимся с новым разрядом местоимений - вопросительными местоимениями.
- Как вы думаете, что будет целью такого знакомства? (Слайд 3)
Узнать, что такое «вопросительные местоимения», с какой целью они используются, каковы особенности их употребления в речи.
- Запишите в тетради тему урока «Вопросительные местоимения».
Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока.
2. Повторение изученного ранее о местоимении.
- Что такое местоимение?
- Чем интересна эта часть речи?
- Представьте, что произошло с нашей речью, если бы исчезло местоимение?
III. Изучение нового материала. (Слайд 4,5)
- Зная, что местоимения ничего не называют, а лишь указывают, давайте попробуем определить, на что же указывают вопросительные местоимения. Это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
1. Самостоятельная работа. Исследование слов.
Цель: на основе исследования данных слов определить, на какие вопросы отвечают вопросительные местоимения и с какими частями речи они могут соотноситься,
Для этого мы проведем небольшое исследование. Даны слова: подберите к этим словам вопросы, на которые они отвечают, и определите часть речи. (Слайд 6)
Человек | кто? | Имя существительное |
Картина | что? |
Синий | какой? | Имя прилагательное |
Мамин | чей? |
Пятый (час) | который? | Имя числительное |
Семь | сколько? |
Вчера | когда? | Наречие |
За рекой | где? |
Направо | куда? |
Искренно | как? |
Слева | откуда? |
Сослепу | почему? |
Назло | зачем? |
- Все записанные вами посередине слова и есть вопросительные местоимения.
- С какой же целью используются они в речи?
При помощи этих местоимений мы задаем вопросы.
- На что они указывают?
Они указывают на неизвестный предмет, признак, количество или обстоятельство, при котором совершается действие.
- С какими же частями речи могут соотноситься вопросительные местоимения?
Они соотносятся с существительными, прилагательными, числительными и наречиями.
- Вы сможете теперь узнать вопросительные местоимения?
Давайте сверимся с компьютером.
2. Работа по карточкам в парах. (Слайды 7,8)
Цель: научиться находить вопросительные местоимения в художественном тексте, определять их синтаксическую роль.
1 ученик работает на компьютере (выделяет цветом вопросительные местоимения).
Задание: найдите и выпишите предложения с вопросительными местоимениями. Подчеркните вопросительные местоимения согласно выполняемой синтаксической роли. Постарайтесь выбрать вопросительные местоимения, соотносимые с различными частями речи.
Проверка.
3. Устная работа. Склонение вопросительных местоимений.
Цель: научиться употреблять вопросительные местоимения с учетом особенностей их склонений.
- Скажите, какие из вопросительных местоимений способны к изменению по падежам?
Местоимения – существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные.
- А какие из них могут изменяться и по падежам, и по числам?
Местоимения-прилагательные.
Задание: просклоняйте местоимения КТО, ЧТО, СКОЛЬКО.
-Давайте с помощью компьютера проверим, все ли правильно просклоняли данные вопросительные местоимения. (Слайд 9)
И. | кто? | что? | сколько? |
Р. | кого? | чего? | скольких? |
Д. | кому? | чему? | скольким? |
В. | кого? | чего? | сколько? (скольких?) |
Т. | кем? | чем? | сколькими? |
П. | о ком? | о чем ? | о скольких? |
4. Работа с учебником.
Цель: учиться анализировать теоретический материал согласно данной теме.
- Проанализируйте материал для наблюдения в учебнике на стр.147.
- На какую особенность в произношении слова «сколько» следует обратить внимание?
Во всех падежных формах ударение падает только на корневой гласный [О].
- С какой частью речи сходно вопросительное местоимение сколько?
С именем числительным. И склоняется оно в косвенных падежах как порядковое числительное.
5. Фонетический разбор.
Цель: показать особенности произношения и написания местоимений кого, чего, сколько.
- Произведите местоимений КОГО и ЧЕГО.
Учащиеся производят частичный фонетический разбор, делая транскрипцию предложенных слов: [каво], [чиэво].
- Какими фонетическими особенностями обладают эти местоимения?
Как и в окончаниях прилагательных, на месте буквы «Г» слышим [В].
Просклоняйте устно: сколько тетрадей, сколько яблок.
Два ученика по очереди склоняют данные словосочетания.
IY. Физкультминутка.
Цель: немного расслабиться, отвлечься от напряженного умственного труда.
- Сколько пальцев на руке?
- Пять.
- Сколько будет пятью пять?
- Двадцать пять.
- Кто сегодня руки мыл?
- Я!
- Кто учебники забыл?
- Не я.
- Кто без кисти и белил
Крыши города белил?
- Мороз.
- Кто сегодня отвечал?
- Я.
- Кто немножечко устал?
- Я.
- Будем дальше продолжать?
- Да!
- Вам понравилась играть?
- Да!
YI. Закрепление изученного материала.
1. Корректирование текста. (Слайд 10)
Цель: учиться находить речевые ошибки, исправлять их. (Подготовка к ЕГЭ)
Задание:
- Объясните, какие ошибки допущены в данных ниже вопросах, исправьте их и запишите верный вариант. Местоимения подчеркните в соответствии с их ролью в предложении:
а) Чего ты делаешь? Р. п. | Что ты делаешь? В. п. |
б) Сколько время? И. п. | Сколько времени? В. п. |
в) Сколько много книг ты прочитал за лето? | Сколько книг ты прочитал за лето? |
г) Кто там бегают? Мн.ч. | Кто там бегает? Ед.ч. |
Вывод:
В первом предложении неверно выбран падеж вопросительного местоимения: вместо родительного падежа требуется винительный: Что ты делаешь?
Во втором предложении неправильно выбран падеж существительного «время»: вместо именительного падежа требуется родительный: Сколько времени?
В третьем предложении избыточно слово «много»: Сколько книг ты прочитал за лето?
В четвертом предложении выбрана неверная форма глагола: вместо множественного числа требуется единственное: Кто там бегает?
YII. Домашнее задание (дифференцированное). (Слайд 10)
В качестве домашнего задания вам нужно будет сделать следующее:
1) познакомиться с материалом учебника (§69);
2) упр. 384;
2) составить диалог (5-10 предложений) в вопросно-ответной форме о недавно прочитанной книге, увиденном фильме или спортивном соревновании (по желанию учащихся).
YIII. Лингвистическая игра «Журналисты». (Слайд 11)
Цель: учить правильно и корректно задавать вопросы знаменитым людям.
Задание: представьте, что вам предстоит взять интервью у известного человека (актера, спортсмена, писателя и т. д.). Подумайте и запишите вопросы, ответы на которые вам хотелось бы услышать.
Примечание: помните, вопросы должны быть содержательными, оригинальными и тактичными, чтобы не поставить в неловкое положение того, кому вы задаете свои вопросы.
Учащиеся составляют семь-восемь вопросов для предполагаемого интервью.
Проверка и анализ работ. Учащиеся читают получившиеся вопросы. Работы сдаются и оцениваются.
IX. Подведение итогов урока.
- Что было главным объектом изучения на сегодняшнем уроке?
Вопросительные местоимения.
- Какими морфологическими и синтаксическими особенностями они обладают?
Изменяются (кроме местоимений-наречий) по падежам и (местоимения-прилагательные) по числам. В предложении они могут быть подлежащим, дополнением, определением, обстоятельством.
- В чем заключается практическая важность умения грамотно пользоваться вопросительными местоимениями?
С их помощью можно задать любой интересующий вопрос.
X. Рефлексия.
Мне понравилось заниматься исследованием текста, это интересно и
пригодится мне в будущем.
Я понял тему и теперь могу самостоятельно выполнить любое задание.
Тема оказалась трудной, поэтому я чувствовал себя на уроке
некомфортно.