kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование имен прилагательных в речи для описания предмета.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел: имя прилагательное

Тема:  Использование  имен прилагательных в речи для описания предмета.

Цель: создать условия для самостоятельного определения учащимися роли прилагательных в речи.

Задачи:

  1. Учить проводить мини - следования и делать выводы;
  2. Развивать мыслительные операции анализа, сравнения, обобщения, обогащать словарный запас учащихся;
  3. Оценить уровень усвоения материала  урока.

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

- самоопределение

(мотивация деятельности)

- самооценивание

- целеполагание;

- планирование;

- контроль  результата деятельности

- выделение неизвестного материала от изученного;

- поиск и выделение нужной информации;

- анализ, синтез учебного материала,  осознавать прилагательное как часть речи.

- умение работать в группе, паре;

- умение задавать вопрос;

- слушать друг друга;

- доказать правильность суждения.

- находить и распознавать имена прилагательные в потоке речи;

- использовать имена прилагательные для описания предметов.

Средства обучения: учебник «Русский язык 3 класс 2 часть» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, рабочая тетрадь № 2, интерактивная доска, карточки для групповой работы, словарь эпитетов на листах.

Просмотр содержимого документа
«Использование имен прилагательных в речи для описания предмета. »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа № 19»

Урок русского языка в 3 «б» классе

Учитель: Захарченко Наталья Владимировна I КК

Раздел: имя прилагательное

Тема: Использование имен прилагательных в речи для описания предмета.

Цель: создать условия для самостоятельного определения учащимися роли прилагательных в речи.

Задачи:

  1. Учить проводить мини - следования и делать выводы;

  2. Развивать мыслительные операции анализа, сравнения, обобщения, обогащать словарный запас учащихся;

  3. Оценить уровень усвоения материала урока.

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

- самоопределение

(мотивация деятельности)

- самооценивание

- целеполагание;

- планирование;

- контроль результата деятельности

- выделение неизвестного материала от изученного;

- поиск и выделение нужной информации;

- анализ, синтез учебного материала, осознавать прилагательное как часть речи.

- умение работать в группе, паре;

- умение задавать вопрос;

- слушать друг друга;

- доказать правильность суждения.

- находить и распознавать имена прилагательные в потоке речи;

- использовать имена прилагательные для описания предметов.


Средства обучения: учебник «Русский язык 3 класс 2 часть» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, рабочая тетрадь № 2, интерактивная доска, карточки для групповой работы, словарь эпитетов на листах.

Ход урока

  1. Орг. момент

- Скажем вместе:

- Я все сумею, все смогу.

У: Я вам в этом помогу.

Запись в тетради даты, слов: «Классная работа».

Знакомство с технологической картой урока(у каждого).Оцените своё настроение в начале урока.

- Сегодня я на урок принесла корзинку с секретом. В ней два предмета.

-Какие они?

2. Актуализация знаний о согласовании прилагательных с существительными.

Игра «Экстрасенсы» (3 мин)

-Что же это за предметы?

Попросим 2 ученика выйти из класса. Он сегодня будет экстрасенсами. Сами заглянем в шкатулку, посмотрим, что там лежит, и подберем слова, которые помогут угадать предмет.

- Как вы думаете, какой частью речи надо воспользоваться?

Прилагательными.

-Почему?

Они отвечают на вопрос какой? и обозначают признаки предмета.

а. В отсутствие «экстрасенса» детям демонстрируется яблоко и мяч. Они рассматривают их, запоминают характерные признаки. Приглашается первый ребенок. Дети называют прилагательные – признаки яблока:

Круглое, румяное, ароматное, садовое, сочное, хрустящее,…

в. Дети называют прилагательные – признаки мяча:

Круглый, резиновый, яркий, упругий, разноцветный, детский,…

Ученик отгадывает слова.

Какие части речи вы сейчас называли?

Прилагательные.

В латыни прилагательное - это подкинутое, прибавленное, приложенное.

- К чему вы сейчас прилагали слова?

К существительным, обозначающим предметы.

Зачем вы подбирали так много разных прилагательных к каждому предмету?

Чтобы уточнить, какой предмет в шкатулке.

- Что вы знаете о прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое?, в предложении является членом предложения)

-Какую часть речи использовали для описания мяча и яблока?

Определите тему урока?

Использование имен прилагательных в речи для описания предмета.

3.Постановка проблемы

Об одной роли прилагательных мы сейчас узнали: уточнить предмет.

- Какую еще роль играют прилагательные в речи нам сегодня нужно открыть.

- А вы знаете, кто совершает открытия?

(Открытия делают учёные, открыватели, исследователи.)
- Как вы думаете, ребята, а мы с вами могли бы сделать открытия?
-Давайте же сегодня на уроке будем научными исследователями, и вместе найдем ответ на вопрос: «Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?

Задачи:1.узнать о роли прилагательных в речи.

  1. учиться использовать прилагательные для описания предмета

  1. Решение учебной задачи

  1. Словарная работа

Запишите отгадки столбиком, подчеркните орфограммы.

А) Летом в огороде свежие, зеленые,

А зимой в бочонке, желтые, соленые (огурцы)

Б) За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая. (морковь)



В)Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки (яблоко)

Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осень пришла –

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки (горох)





- Самопроверка по эталону на интерактивной доске. ОЦЕНИТЕ РАБОТУ.

- Выпишите имена прилагательные, которые использовали для описания отгадок. (работа в группе)ОЦЕНИТЬ

Огурцы – свежие, соленые, желтые, соленые.

Морковь – гладкая, сладкая.

Яблоко – круглое, румяное.

Горох – гладкий.


Проблемный вопрос: -Что вы поможете сказать об этих именах прилагательных? Какую роль они играют? Сравните с выводом на стр. 99.

2)Давайте понаблюдаем над именами прилагательными. Прочитайте два текста. Определите, чем они отличаются? (Работа в паре)Подчеркните прилагательные.

Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы. 
Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы. 

-О чем эти тексты? (О весне) 
-Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Докажите. 
-Что же отличает первый текст от второго? (наличие прилагательных) 
-Какую роль играют прилагательные в речи? ОЦЕНИТЕ
Во втором тексте я использовала прилагательное последний для описания снега. Но это прилагательное не такое уж красивое. Ведь можно было взять, например, слово пушистый, серебристый. (Это точное описание снега) 
3)Давайте попробуем наиболее точно описать зимний снег и весенний снег. Работа в группе: (слова даны на карточках).

- Распределите слова. (снег весенний и снег зимний)
Последний, искристый, мокрый, колючий, грязный, пушистый, серебристый, мягкий, рыхлый, белый, свежий, серый. 
проверка: снег весенний снег зимний

мокрый последний

колючий искристый

грязный пушистый

мягкий серебристый

рыхлый белый

серый свежий

Вывод: Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя. 

-Подчеркните орфограммы.
физ.мин

(Дополнительный текст для обобщения ответов детей:

Представьте себе ровную асфальтированную дорогу и летнюю лесную поляну. Как утомительно смотреть долгое время на серое однообразие первой и как радует глаз вторая. Каких там только нет форм, размеров, окрасок: зеленые, стройные, узорные, тонкие, бархатные, белые, длинные, низкорослые, голубые, круглые и т.д.)

Все это разнообразие передается с помощью прилагательных. Именно они делают нашу речь живописной. Без них речь бедна и не выразительна. Спросите любого человека: «Какова трава? Снег? Ночь? Он ответит: «Трава зеленая. Снег белый. Ночь темная». А всегда ли снег белый? Конечно, нет. Он бывает темно-голубой. Синий, серебристый. На закате даже красный , а еще – пушистый, рассыпчатый. Его можно потрогать – он холодный, колючий, свежий. Когда мы научимся пользоваться этим богатством, вдумчиво относиться к подбору прилагательных, тогда наша речь станет ярче и красивее.

4) Пример такой красивой речи есть в нашей рабочей тетради (стр. 84, упр. 136). Прочитайте, найдите прилагательные, которые И.Бунин написал в своем стихотворении. Выполнение по заданию самостоятельно. Проверка по доске с проговариванием.

1)Попробуйте сами описать весну, весенний снег, используя прилагательные. (Работа индивидуальная) В помощь вам даны слова для справок. Эти прилагательные я нашла в интернете на сайте encdic Словарь эпитетов. Если вам будет интересна эта работа, то там можно посмотреть и другие слова…. нужные для чего? (написания сочинений, чтобы речь была образной и красивой)


  1. Повторение, что такое текст. Типы текстов.

  2. Творческая работа: составьте текст –описание «Весна». Можете составить текст самостоятельно, а кому трудно, то поработайте со словами для справок и текстом, с которым работали. Выберите понравившиеся прилагательные для описания снега, весны, солнца. Запишите текст в тетрадь. Заслушать 2-3 ученика.

  1. Подведение итогов урока

- Что можете сказать о роли имен прилагательных в речи?

Какую роль они играют в речи?

  1. Служат для уточнения предметов

  2. Делают речь богатой, образной.

6. Рефлексия

- Чему вы сегодня научились на уроке? (Сказать о детях, работавших на уроке очень хорошо)

- Что было важным для каждого из вас?

-Что использовали для достижения результата?

-Все ли получилось?

-Что пожелали ли бы своим одноклассникам?

-Какая работа понравилась?

-Оцените своё настроение. Почему изменилось?

7.Домашнее задание:1) по выбору упражнения на стр. 99 – 100 №№177, 179

2)составление текста о весне, используя эпитеты, или сочинить стихотворение о весне

Технологическая карта урока

Ученика(цы)……………………………………………………………………

Задание 1

баллы

1.

Я правильно записал(а) словарные слова

3

2.

Я я допустил 1 ошибку

2

3.

Мне необходима помощь товарищей

1

Задание 2


1.

Я принимал(а) участие в обсуждении и записал(а) все прилагательные правильно.

3

2

Я принимал(а) участие в обсуждении, но записал(а) прилагательные с ошибками.

2

3.

Я с трудом справился с заданием.

1

Задание 3


1.

Я помогал(а) найти все прилагательные

3

2.

Я допустил(а) 1-2 ошибку

2

3.

Я не смог(ла) найти все прилагательные

1

Задание 4.


1.

Я правильно распределил(а) слова на группы

3

2.

Я не все слова распределил(а) правильно на группы

2

3.

При распределении слов на группы мне была необходима помощь товарищей

1


Задание №5 (РТ №136)


1

Я правильновыписал(а) прилагательные

2

2

Я допустил(а) 1 ошибку

1

Мои баллы





Настроение Критерии: 14-13 баллов – 5, 12-9 баллов – 4 , 8-5 баллов - 3

3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование имен прилагательных в речи для описания предмета.

Автор: Захарченко Наталья Владимировна

Дата: 22.05.2015

Номер свидетельства: 214413

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) ""Использование имени прилагательного при описании предметов и животных""
    ["seo_title"] => string(69) "ispolzovaniieimieniprilaghatielnoghopriopisaniipriedmietovizhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "303751"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457599821"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока и презентация по русскому языку для 3 класса"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekturokaipriezientatsiiaporusskomuiazykudlia3klassa"
    ["file_id"] => string(6) "306435"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458129642"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Урок-исследование на тему: "Имя прилагательное. Употребление имён прилагательных в речи" "
    ["seo_title"] => string(100) "urok-issliedovaniie-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-upotrieblieniie-imion-prilaghatiel-nykh-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "232060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442742964"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Тема урока: Текст – описание."
    ["seo_title"] => string(28) "tiema_uroka_tiekst_opisaniie"
    ["file_id"] => string(6) "455765"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1518093443"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Урок русского языка в 4 классе на тему: Роль имени прилагательного в речи"
    ["seo_title"] => string(68) "urokrusskoghoiazykav4klassienatiemurolimieniprilaghatielnoghovriechi"
    ["file_id"] => string(6) "282154"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453650680"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства