пригодятся вам в жизни.
Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.
Из всех знаний и умений самым важным ,
самым необходимым для жизни является, конечно,
умение ясно, понятно говорить на своём языке.
Л.Н.Толстой.
Как вы поняли слова эпиграфа? Согласны ли вы с мыслями автора?
- А что нужно знать, чтобы научиться так ясно и понятно говорить?
(составлять высказывания-тексты.
Деление на группы «Повествование, описание, рассуждение»
Правила работы в группе: 1.Экономия времени.
- Слушать мнения друг друга, не перебивать.
- Совместная работа, помогать друг другу
- Активное участие на уроке.
2. Опрос домашнего задания. Выполнение упражнения № 13. Написать сочинение-рассуждение о своём любимом школьном предмете.
( Взаимопроверка домашнего задания.)
Учитель. Вопросы по предыдущей теме:
1.Что такое текст?
2. Какие типы текста вы знаете? Назовите их.
3.Какой тип текста называется повествованием? Назовите отличительные признаки
текста-повествования.
- Какой тип текста называется рассуждением? Назовите отличительные признаки
текста-рассуждения.
( Оценивание лидера группы)
3. Освоение новой темы. Знакомство с темой урока, целью, задачами.
Сформулируйте самостоятельно тему урока, выполнив задание: Я называю слова, вы выделяете в них первый звук и, сложив эти звуки, получаете новое слово.
Тяжёлый Облачный
Едкий Пушистый
Классный Игривый
Стройный Слепой
Толстый Аккуратный
Ночной
Известный
Единственный
-Запишите тему урока (сообщение цели урока)
-Что объединяет все эти слова? (имена прилагательные - сообщение задач урока).
3. Повторение знаний об имени прилагательном.
- С какой целью употребляются в речи имена прилагательные? (Чтобы сделать нашу речь
точно, выразительной).
-С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении?
Текст- описание.
Какой? Какая? Какое? Какие?
Использование образных выражений, ярких сравнений.
Описание предмета, состояния, явления, места.
Обилие имён прилагательных.
Описание - это словесное изображение какого-либо явления, предмета, лица путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая предмет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанка, походка, цвет волос, глаз, возраст, улыбка и т. д.
Описание помещения будет содержать такие его признаки, как, размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.
При описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д.
Знакомство с текстом- описанием.
Пример 1.
Яблоня - ранет пурпуровый – морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см.
Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.
Пример 2.
Липовые яблоки были крупные и прозрачно-жёлтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце,
то оно просвечивалось, как стакан свежего липового мёда. В середине чернели зёрнышки.
Потрясёшь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.
Сравните тексты. В чём их различие?
Вывод: описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика
предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на
самых ярких деталях.( Ответы учащихся)
4. Закрепление новой темы.
А )Творческая работа.( Групповая работа.)
Нарисовать сказочного героя из любимых сказок, описать их. Подготовить презентацию.
При описании использовать детали внешности. ( Оценивание лидера группы.)
*
Б ) Самостоятельное распознавание текста-описания. (Парная работа)
. Учащимся выдаются напечатанные тексты. ( Они должны выбрать текст-описание, доказать свою точку зрения, списать в тетрадь, назвать имена прилагательные).
В ) Составление текста-описания. (Индивидуальная работа)
Каждой паре учащихся даны предметные иллюстрации, они самостоятельно составляют тексты-описания, отвечают перед классом, не называя изображённый предмет, остальные ученики отгадывают. Запись самого удачного текста.
4. Рефлексия. 1. Доволен ли тем, как прошёл урок?
2. Было ли тебе интересно?
3. Что-то новое узнал?
4. Ты был активен на уроке?
5. Какую отметку поставишь за урок?
5. Итоги урока ( оценивание учителя) Домашнее задание. Работа по картине В.И.Сурикова «Портрет
дочери». Упражнение № 8.