Цель - формировать умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности; способствовать развитию творческого воображения детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
формировать умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности;
способствовать развитию творческого воображения детей;
формировать умение использовать изобразительные средства языка для описания образов, созданных художником;
способствовать развитию чувств и эмоций у детей.
Оборудование:
Репродукция картины И.И.Левитана « Золотая осень»,
словарь синонимов, толковый словарь, орфографический словарь для начальных классов.
Этапы урока:
1. Этап подготовки учителя к уроку;
2. Этап подготовки учащихся к уроку;
подготовка к восприятию картины;
рассматривание репродукции картины или в мультимедийном проектировании;
беседа по содержанию картины;
коллективное составление плана рассказа;
речевая подготовка к сочинению;
устное составление описания картины по плану;
написание сочинения учащимися.
Конспект урока.
1. Подготовка учителя к уроку.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса...
А.С.Пушкин
Левитан писал живопись, непосредственно находясь на природе, на открытом воздухе. Левитан не только видит природу, он её понимает и осмысливает.
Исаак Ильич Левитан очень любил родную страну. Его картины учат нас понимать всю красоту русской природы. Художник рано остался сиротой. Его детство было столь безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил всё красивое.
Художник оставил нам богатое наследие написанных картин. Многие его картины находятся в Третьяковской галерее. Русском музее
в. Санкт – Петербурге и других городах России.
Современники называли Левитана поэтом русской природы.
2. Подготовка учащихся к уроку.
Подготовка к восприятию картины учащимися.
- Знаете ли вы, что означает слово «пейзаж»?
это изображение природы.
Перед написанием сочинения-описания пейзажа И.И.Левитана «Золотая осень» необходимо с детьми провести экскурсию в парк и понаблюдать за осенними изменениями в природе. Написать мини-сочинения об увиденном на темы: «В осеннем парке», «Яркие краски осени», «Листопад», «Осенний ветер» и др.
На уроках чтения дети знакомятся с произведениями об осени.
Образные средства языка об осени записывают в свои блокноты наблюдений.
На уроках «окружающего мира» получают задание понаблюдать за осенним утром, изменениями в природе. Свои наблюдения записать.
Нарисовать картины своих наблюдений за осенними изменениями в природе.
Рассматривание репродукции картины или для просмотра использовать мультимедийный проектор.
(картину повесить в классе до написания сочинения или на индивидуальных листах на столе)
Под музыку П.И.Чайковского «Времена года» дети стараются прочувствовать и понять то, что изобразил художник.
Беседа по содержанию картины.
- Почему осень называется золотой? Объясните выражение «в багрец и золото одетые леса». Что это значит?
краски осени.
- Все ли деревья одеваются в золотые листья? какие деревья остаются зелёными?
ель, сосна.
- Сравните берёзки изображенные на переднем плане картины и на заднем плане.
слева небольшая берёзовая рощица, справа – отдельные деревья – красно-бронзовые дубы.
Картина – холст, полотно, законченное произведение живописи, в котором художник отображает различные стороны жизни.
Теплые оттенки – цветовые оттенки, которые приближаются к красным и жёлтым и напоминают тепло, огонь.
Фон – основной цвет, тон, на котором пишется картина и рисуется что-нибудь; задний план картины.
Холодные оттенки – цветовые оттенки, тяготеющие к зелёным, синим, фиолетовым и связанные с ощущением холода.
Устное составление описания картины по плану.
Варианты текста.
***
Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж берегов.
Слева на высоком берегу реки, показана небольшая берёзовая рощица. Справа – отдельные деревья – красно-бронзовые дубы. Вся картина Левитана пронизана светом. Здесь нет мрачных цветов. Преобладают яркие краски. Смотришь на картину и ощущаешь прохладный, бодрящий осенний воздух.
Пейзаж не вызывает грусти. Мы любуемся красотой родного края, которая всегда влекла к себе мастеров русского пейзажа.
***
Картина И,И.Левитана пронизана яркими, желтыми, оранжевыми, тёплыми красками. Художник написал погожий солнечный день. Краски осени играют, отливают золотом в лучах солнечного света.
Небольшая, спокойная, голубая речка узкой лентой убегает куда-то в даль. Зелёная трава луга покрыта опавшими жёлтыми листьями. Две передние осинки почти совсем сбросили листву.
Молодые тонкие берёзки сплошь покрыты золотистой листвой. Все эти цвета видим на фоне яркого, голубого неба.
Мне понравилась картина Левитана «Золотая осень».
Она пронизана любовью художника к природе и своей родине.