Конспект урока: "Осеннее настроение в вокальной музыке, живописи и поэзии".
Конспект урока: "Осеннее настроение в вокальной музыке, живописи и поэзии".
Конспект урока «Осеннее настроение в вокальной музыке, живописи и поэзии».
( Разработка интегрированного урока для 2 класса )
Цель – помочь ребятам вслушаться, вглядеться в осеннее настроение разных видов искусства; обобщить музыкально-жизненные впечатления детей; вовлечь учащихся в творческий процесс через анализ музыки, живописи и поэзии; развивать творческое воображение.
Задачи: Образовательные:
• Закрепить знания о простых музыкальных жанрах – марш, танец, песня;
• Формировать устойчивый интерес к музыкальному, изобразительному искусству и поэзии;
• Учить понимать музыку, рассуждать о ней;
• Прививать интерес и любовь к музыке, потребность в общении с ней.
Коррекционно-развивающие:
• Учить определять характер контрастных музыкальных произведений и связывать с ними соответствующие по настроению стихотворения, картины;
• Учить сравнивать контрастные произведения искусств;
• Развивать внимание, воображение, мышление, музыкальную память, слух, певческие навыки, образную речь обучающихся;
• Формировать осмысленное отношение к музыке, раскрывать её красоту и глубину содержания;
• Формировать навыки анализа произведений разных видов искусств;
• Эмоционально, самостоятельно исполнять песню, передавая характер произведения;
• Расширять музыкальный кругозор обучающихся.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь и глубокий интерес к музыкальному, литературному и изобразительному искусству;
• Воспитывать любовь к окружающему миру;
• Формировать чувство прекрасного.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, диск с презентацией, магнитофон, CD - диск, синтезатор.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учащиеся входят в класс под мелодию песни «Падают листья» М. Красева, учитель исполняет её в жанре марша.
Учитель и дети приветствуют друг друга музыкально.
2. Вступительное слово учителя.
У: - Ребята, я рада видеть вас сегодня на уроке. У всех хорошее настроение, сели все прямо.
У: - А вот о чём мы сегодня будем говорить, вам подскажут загадки:
Слайд № 1
1. На тёплый юг летит журавль,
Позолотил листву … (сентябрь)
2. Позолотил листву сентябрь,
Сорвал листву с ветвей … (октябрь)
3. Сорвал листву с ветвей октябрь,
Укрыл снежком листву … (ноябрь)
У: - Итак, о чём эти загадки?
Д: - Об осени.
У: - Верно. Эти загадки о трёх осенних месяцах. Каких?
Ответы учащихся.
У: - И тема нашего урока: «Осеннее настроение в вокальной музыке, живописи и поэзии».
Слайд № 2
У: - Что значит вокальная музыка?
Ответы учащихся.
У: - Под какую музыку вы сейчас вошли в класс? Вы её узнали?
Учитель может наиграть вступление.
Д: - Это была песня «Падают листья».
У: - Название правильное. Но разве эта музыка похожа на нашу песню? В каком жанре я вам играла?
Ответы учащихся.
Д: - Музыка звучала как марш.
У: - А мы исполняли как?
Учитель играет мелодию и поёт (фрагмент).
Д: - Как песня и танец.
У: - Верно. Значит в этом произведении два кита: песня и танец. А какой ещё есть кит?
( Марш ). Вот мы с вами и повторили основные музыкальные жанры.
Слайд № 3
3. Работа по теме урока.
У: - На предыдущих уроках мы разучили два вокальных произведения. Давайте вспомним их названия и фамилии авторов.
Учитель играет мелодии песен: «Падают листья» муз. М.И. Красева, сл. М. Ивенсен и «Листопад» муз. Т.А. Попатенко, сл. Е. Авдиенко, учащиеся их отгадывают.
Слайд № 4
У: - О чём они?
Д: - Об осени.
У: - А сейчас мы исполним эти две замечательные песни об осени. Постарайтесь передать настроение и характер вокальных произведений.
Учащиеся исполняют песни.
У: - Молодцы. Давайте сравним эти песни? Какое выражено в них настроение?
Учащиеся пользуются таблицей музыкальных характеров.
Д: - Песня «Листопад» Т. Попатенко - грустная, печальная, спокойная, жалобная, хмурая, тёмная, а «Падают листья» М. Красева - светлая, плавная, весёлая, радостная, танцевальная.
У: - Значит, по характеру произведения разные. А мелодия, какая в песнях?
Учитель даёт творческое задание.
Дети показывают рукой движение мелодии двух песен – пластическое интонирование.
Ответы учащихся.
У: - Итак, по мелодии произведения одинаковые. Оба имеют плавную, волнообразную мелодию. Но вокальные произведения «Листопад» и «Падают листья» очень контрастны по характеру музыки и по содержанию.
Ребята, а вы замечали в природе, что осень бывает тоже разная. И это мы увидели в вокальных произведениях, которые для нас сочинили Т.Попатенко и М.Красев.
Слайд № 5
У: - Представьте, природа наряжается, деревья разукрашиваются чудесными красками: желтыми и красными. Кажется, что листочки переливаются на солнце, ласковый ветерок подхватил и закружил их. Лес становится сказочно - красивым. Как называют такую осень?
Д: - Золотая осень.
У: - Какое настроение возникает под такую золотую осень?
Д: - Радостное, веселое, праздничное, бодрое.
У: - Молодцы! Но вскоре листья потемнеют, опадут, оголив деревья, всё чаще и чаще будут лить дожди. Грустно будет расставаться с лесом, видеть, что природа увядает. Как такую осень называют?
Д: - Поздняя осень.
У: - Итак, мы с вами сейчас определим по настроению и содержанию музыки, в каком вокальном произведении «золотая осень», а в каком «поздняя осень».
Д: - В песне «Листопад» - поздняя осень, а в песне «Падают листья» - золотая осень.
У: - Молодцы. А сейчас мы немного отдохнём.
Физкультминутка:
На зарядке 2 класс. Мы присядем 10 раз.
Высоко поднимем руки. Будем жить всегда без
Скуки. Повернёмся вправо, влево.
Вновь работать будем смело.
У: - Молодцы. А сейчас послушайте стихи об осени ( можно сравнить их с репродукциями картин, например, «Ранний снег» В.Поленов, «Золотая осень» И.Левитан, «Осень» М.Башкирцева, «Золотая осень» И.Остроухов) и скажите, какой песне по настроению они созвучны?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: "Осеннее настроение в вокальной музыке, живописи и поэзии". »
Тема урока: «Осеннее настроение в вокальной музыке,
живописи и поэзии».
( Разработка интегрированного урока для 2 класса )
Цель– помочь ребятам вслушаться, вглядеться в осеннее настроение разных видов искусства; обобщить музыкально-жизненные впечатления детей; вовлечь учащихся в творческий процесс через анализ музыки, живописи и поэзии; развивать творческое воображение.
Задачи:Образовательные:
Закрепить знания о простых музыкальных жанрах – марш, танец, песня;
Формировать устойчивый интерес к музыкальному, изобразительному искусству и поэзии;
Учить пониматьмузыку, рассуждать о ней;
Прививать интерес и любовь к музыке, потребность в общении с ней.
Коррекционно-развивающие:
Учить определять характер контрастных музыкальных произведений и связывать с ними соответствующие по настроению стихотворения, картины;
Учить сравнивать контрастные произведения искусств;
Формировать осмысленное отношение к музыке, раскрывать её красоту и глубину содержания;
Формировать навыки анализа произведений разных видов искусств;
Эмоционально, самостоятельно исполнять песню, передавая характер произведения;
Расширять музыкальный кругозор обучающихся.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и глубокий интерес к музыкальному, литературному и изобразительному искусству;
Воспитывать любовь к окружающему миру;
Формировать чувство прекрасного.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, диск с презентацией, магнитофон, CD - диск, синтезатор.
Ход урока
Организационный момент.
Учащиеся входят в класс под мелодию песни «Падают листья» М. Красева, учитель исполняет её в жанре марша.
Учитель и дети приветствуют друг друга музыкально.
Вступительное слово учителя.
У: - Ребята, я рада видеть вас сегодня на уроке. У всех хорошее настроение, сели все прямо.
У: - А вот о чём мы сегодня будем говорить, вам подскажут загадки:
Слайд № 1
На тёплый юг летит журавль,
Позолотил листву … (сентябрь)
Позолотил листву сентябрь,
Сорвал листву с ветвей … (октябрь)
Сорвал листву с ветвей октябрь,
Укрыл снежком листву … (ноябрь)
У: - Итак, о чём эти загадки?
Д: - Об осени.
У: - Верно. Эти загадки о трёх осенних месяцах. Каких?
Ответы учащихся.
У: - И тема нашего урока: «Осеннее настроение в вокальной музыке, живописи и поэзии».
Слайд № 2
У: - Что значит вокальная музыка?
Ответы учащихся.
У: - Под какую музыку вы сейчас вошли в класс? Вы её узнали?
Учитель может наиграть вступление.
Д: - Это была песня «Падают листья».
У: - Название правильное. Но разве эта музыка похожа на нашу песню? В каком жанре я вам играла?
Ответы учащихся.
Д: - Музыка звучала как марш.
У: - А мы исполняли как?
Учитель играет мелодию и поёт (фрагмент).
Д: - Как песня и танец.
У: - Верно. Значит в этом произведении два кита: песня и танец. А какой ещё есть кит?
( Марш ). Вот мы с вами и повторили основные музыкальные жанры.
Слайд № 3
Работа по теме урока.
У: - На предыдущих уроках мы разучили два вокальных произведения. Давайте вспомним их названия и фамилии авторов.
Учитель играет мелодии песен: «Падают листья» муз. М.И. Красева, сл. М. Ивенсен и «Листопад» муз. Т.А. Попатенко, сл. Е. Авдиенко, учащиеся их отгадывают.
Слайд № 4
У: - О чём они?
Д: - Об осени.
У: - А сейчас мы исполним эти две замечательные песни об осени. Постарайтесь передать настроение и характер вокальных произведений.
Учащиеся исполняют песни.
У: - Молодцы. Давайте сравним эти песни? Какое выражено в них настроение?
Учащиеся пользуются таблицей музыкальных характеров.
Д: - Песня «Листопад» Т. Попатенко - грустная, печальная, спокойная, жалобная, хмурая, тёмная, а «Падают листья» М. Красева - светлая, плавная, весёлая, радостная, танцевальная.
У: - Значит, по характеру произведения разные. А мелодия, какая в песнях?
Учитель даёт творческое задание.
Дети показывают рукой движение мелодии двух песен – пластическое интонирование.
Ответы учащихся.
У: - Итак, по мелодии произведения одинаковые. Оба имеют плавную, волнообразную мелодию. Но вокальные произведения «Листопад» и «Падают листья» очень контрастны по характеру музыки и по содержанию.
Ребята, а вы замечали в природе, что осень бывает тоже разная. И это мы увидели в вокальных произведениях, которые для нас сочинили Т.Попатенко и М.Красев.
Слайд № 5
У: - Представьте, природа наряжается, деревья разукрашиваются чудесными красками: желтыми и красными. Кажется, что листочки переливаются на солнце, ласковый ветерок подхватил и закружил их. Лес становится сказочно - красивым. Как называют такую осень?
Д: - Золотая осень.
У: - Какое настроение возникает под такую золотую осень?
Д: - Радостное, веселое, праздничное, бодрое.
У: - Молодцы! Но вскоре листья потемнеют, опадут, оголив деревья, всё чаще и чаще будут лить дожди. Грустно будет расставаться с лесом, видеть, что природа увядает. Как такую осень называют?
Д: - Поздняя осень.
У: - Итак, мы с вами сейчас определим по настроению и содержанию музыки, в каком вокальном произведении «золотая осень», а в каком «поздняя осень».
Д: - В песне «Листопад» - поздняя осень, а в песне «Падают листья» - золотая осень.
У: - Молодцы. А сейчас мы немного отдохнём.
Физкультминутка:
На зарядке 2 класс. Мы присядем 10 раз.
Высоко поднимем руки. Будем жить всегда без
Скуки. Повернёмся вправо, влево.
Вновь работать будем смело.
У: - Молодцы. А сейчас послушайте стихи об осени ( можно сравнить их с репродукциями картин, например, «Ранний снег» В.Поленов, «Золотая осень» И.Левитан, «Осень» М.Башкирцева, «Золотая осень» И.Остроухов) и скажите, какой песне по настроению они созвучны?
Слайд № 6
репродукции картин: «Ранний снег» В. Поленов, «Золотая осень» И. Левитан,
«Осень» М. Башкирцева, «Золотая осень» И. Остроухов
Небо холодное - в тучах; Есть в осени первоначальной
Хмуры лужайки и чащи; Короткая, но длинная пора -
Слышен в берёзах плакучих Весь день стоит как бы хрустальный,
Ветер, уныло гудящий… И лучезарны вечера…
( А.М. Жемчужников ) ( Ф.И. Тютчев )
Д: - В первом стихотворении А.М. Жемчужникова настроение грустное, хмурое, как в песне «Листопад» Т.Попатенко; во втором стихотворении Ф.И. Тютчева настроение радостное, бодрое, светлое, как в песне «Падают листья» М. Красева.
У: - Давайте исполним ещё раз песни ( перед исполнением каждой песни учитель читает стихотворение ).
Учащиеся исполняют 2-е песни об осени.
У: - Много хорошего и прекрасного есть в осенней поре. Кому то нравится осень своей красотой, окраской листьев, деревьев, кому-то не нравится из-за холода, дождей, слякоти. И всё же, осень нам дарит много подарков. Об этих подарках мы узнаем из загадок, которые я вам загадаю?
1. Что за дождик золотой
Сделал светлым лес густой? ( листопад )
Посмотрю я в окошко:
Идёт длинный Антошка. ( дождь )
3. Озорной повеса пролетел над лесом, Крыльями взмахнул - листья с дерева стряхнул. ( ветер ) 4. Перед долгою зимой Землю он польет водой. ( дождь )
5. И красна, и кисла
На болоте росла. ( клюква )
6. Землю пробуравил, корешок оставил,
Сам на свет явился, шапочкой прикрылся. ( гриб )
7. К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи. ( арбузы )
8. И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом ... ( картошка )
У: - Молодцы. Итак, какие же осенние подарки дарит осень?
Д: - Осень дарит много осенних грибов, ягод, фруктов, овощей, урожай, долгожданный первый снег, осенью начинаются уроки в школе, встреча с одноклассниками, друзьями.
У: - Верно. А сейчас угадайте, что я вам сыграю?
Учитель играет мелодию песни «Что нам осень принесёт».
У: - Узнали? Как называется это музыкальное произведение?
Д: - «Что нам осень принесёт».
У: - Сейчас мы исполним это вокальное произведение. В каком настроении мы будем петь?
Д: - Веселом, радостном, задорном, светлом.
У: - Верно. Встали все прямо. Постарайтесь передать настроение и характер этой песни.
Слайд № 7 – Текст песни
Учащиеся исполняют песню «Что нам осень принесёт»,
муз. З. Левиной, сл. Л. Некрасовой.
1. Что нам осень принесет? Что нам осень принесет? - Яблоки румяные, сладкий мед, Яблоки румяные, сладкий мед. 2. Что нам осень принесет? Что нам осень принесет? - Разных овощей полный огород, Разных овощей полный огород! 3. Что нам осень принесет? Что нам осень принесет? - Золотого хлебушка на весь год, Золотого хлебушка на весь год!
У: - Наш урок подошёл к концу. Сегодня вы для себя узнали много нового интересного на уроке. Поделитесь своими впечатлениями.
Обобщение.
У: - Наш урок подходит к концу. Сегодня вы для себя узнали много нового интересного на уроке. Давайте вспомним, о чём мы говорили в течение урока? Поделитесь своими впечатлениями? Что вам больше всего понравилось на уроке?
Слайд № 8 – Вопросы к обобщению урока
О чём на уроке шла речь?
Какую осень изобразили в своих произведениях композиторы и художники?
Какие виды искусства сегодня преобладали на уроке?
Какие вокальные произведения звучали на уроке, кто их авторы?
Ответы учащихся.
Итог урока.
У: - Вот такую разную осень – красавицу, золотую и позднюю мы с вами увидели в музыке, живописи и поэзии – трёх видах искусства. Я благодарю вас за активную работу на уроке. Вы сегодня справились со всеми заданиями. Молодцы! Урок окончен. До следующей встречи.