kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока: "Осеннее настроение в вокальной музыке, живописи и поэзии".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока «Осеннее настроение в вокальной музыке, живописи и поэзии». ( Разработка интегрированного урока для 2 класса ) Цель – помочь ребятам вслушаться, вглядеться в осеннее настроение разных видов искусства; обобщить музыкально-жизненные впечатления детей; вовлечь учащихся в творческий процесс через анализ музыки, живописи и поэзии; развивать творческое воображение. Задачи: Образовательные: • Закрепить знания о простых музыкальных жанрах – марш, танец, песня; • Формировать устойчивый интерес к музыкальному, изобразительному искусству и поэзии; • Учить понимать музыку, рассуждать о ней; • Прививать интерес и любовь к музыке, потребность в общении с ней. Коррекционно-развивающие: • Учить определять характер контрастных музыкальных произведений и связывать с ними соответствующие по настроению стихотворения, картины; • Учить сравнивать контрастные произведения искусств; • Развивать внимание, воображение, мышление, музыкальную память, слух, певческие навыки, образную речь обучающихся; • Формировать осмысленное отношение к музыке, раскрывать её красоту и глубину содержания; • Формировать навыки анализа произведений разных видов искусств; • Эмоционально, самостоятельно исполнять песню, передавая характер произведения; • Расширять музыкальный кругозор обучающихся. Воспитательные: • Воспитывать любовь и глубокий интерес к музыкальному, литературному и изобразительному искусству; • Воспитывать любовь к окружающему миру; • Формировать чувство прекрасного. Оборудование: мультимедийный проектор, экран, диск с презентацией, магнитофон, CD - диск, синтезатор. Ход урока 1. Организационный момент. Учащиеся входят в класс под мелодию песни «Падают листья» М. Красева, учитель исполняет её в жанре марша. Учитель и дети приветствуют друг друга музыкально. 2. Вступительное слово учителя. У: - Ребята, я рада видеть вас сегодня на уроке. У всех хорошее настроение, сели все прямо. У: - А вот о чём мы сегодня будем говорить, вам подскажут загадки: Слайд № 1 1. На тёплый юг летит журавль, Позолотил листву … (сентябрь) 2. Позолотил листву сентябрь, Сорвал листву с ветвей … (октябрь) 3. Сорвал листву с ветвей октябрь, Укрыл снежком листву … (ноябрь) У: - Итак, о чём эти загадки? Д: - Об осени. У: - Верно. Эти загадки о трёх осенних месяцах. Каких? Ответы учащихся. У: - И тема нашего урока: «Осеннее настроение в вокальной музыке, живописи и поэзии». Слайд № 2 У: - Что значит вокальная музыка? Ответы учащихся. У: - Под какую музыку вы сейчас вошли в класс? Вы её узнали? Учитель может наиграть вступление. Д: - Это была песня «Падают листья». У: - Название правильное. Но разве эта музыка похожа на нашу песню? В каком жанре я вам играла? Ответы учащихся. Д: - Музыка звучала как марш. У: - А мы исполняли как? Учитель играет мелодию и поёт (фрагмент). Д: - Как песня и танец. У: - Верно. Значит в этом произведении два кита: песня и танец. А какой ещё есть кит? ( Марш ). Вот мы с вами и повторили основные музыкальные жанры. Слайд № 3 3. Работа по теме урока. У: - На предыдущих уроках мы разучили два вокальных произведения. Давайте вспомним их названия и фамилии авторов. Учитель играет мелодии песен: «Падают листья» муз. М.И. Красева, сл. М. Ивенсен и «Листопад» муз. Т.А. Попатенко, сл. Е. Авдиенко, учащиеся их отгадывают. Слайд № 4 У: - О чём они? Д: - Об осени. У: - А сейчас мы исполним эти две замечательные песни об осени. Постарайтесь передать настроение и характер вокальных произведений. Учащиеся исполняют песни. У: - Молодцы. Давайте сравним эти песни? Какое выражено в них настроение? Учащиеся пользуются таблицей музыкальных характеров. Д: - Песня «Листопад» Т. Попатенко - грустная, печальная, спокойная, жалобная, хмурая, тёмная, а «Падают листья» М. Красева - светлая, плавная, весёлая, радостная, танцевальная. У: - Значит, по характеру произведения разные. А мелодия, какая в песнях? Учитель даёт творческое задание. Дети показывают рукой движение мелодии двух песен – пластическое интонирование. Ответы учащихся. У: - Итак, по мелодии произведения одинаковые. Оба имеют плавную, волнообразную мелодию. Но вокальные произведения «Листопад» и «Падают листья» очень контрастны по характеру музыки и по содержанию. Ребята, а вы замечали в природе, что осень бывает тоже разная. И это мы увидели в вокальных произведениях, которые для нас сочинили Т.Попатенко и М.Красев. Слайд № 5 У: - Представьте, природа наряжается, деревья разукрашиваются чудесными красками: желтыми и красными. Кажется, что листочки переливаются на солнце, ласковый ветерок подхватил и закружил их. Лес становится сказочно - красивым. Как называют такую осень? Д: - Золотая осень. У: - Какое настроение возникает под такую золотую осень? Д: - Радостное, веселое, праздничное, бодрое. У: - Молодцы! Но вскоре листья потемнеют, опадут, оголив деревья, всё чаще и чаще будут лить дожди. Грустно будет расставаться с лесом, видеть, что природа увядает. Как такую осень называют? Д: - Поздняя осень. У: - Итак, мы с вами сейчас определим по настроению и содержанию музыки, в каком вокальном произведении «золотая осень», а в каком «поздняя осень». Д: - В песне «Листопад» - поздняя осень, а в песне «Падают листья» - золотая осень. У: - Молодцы. А сейчас мы немного отдохнём. Физкультминутка: На зарядке 2 класс. Мы присядем 10 раз. Высоко поднимем руки. Будем жить всегда без Скуки. Повернёмся вправо, влево. Вновь работать будем смело. У: - Молодцы. А сейчас послушайте стихи об осени ( можно сравнить их с репродукциями картин, например, «Ранний снег» В.Поленов, «Золотая осень» И.Левитан, «Осень» М.Башкирцева, «Золотая осень» И.Остроухов) и скажите, какой песне по настроению они созвучны?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: "Осеннее настроение в вокальной музыке, живописи и поэзии". »

Тема урока: «Осеннее настроение в вокальной музыке,

живописи и поэзии».


( Разработка интегрированного урока для 2 класса )



Цель – помочь ребятам вслушаться, вглядеться в осеннее настроение разных видов искусства; обобщить музыкально-жизненные впечатления детей; вовлечь учащихся в творческий процесс через анализ музыки, живописи и поэзии; развивать творческое воображение.

Задачи: Образовательные:


  • Закрепить знания о простых музыкальных жанрах – марш, танец, песня;

  • Формировать устойчивый интерес к музыкальному, изобразительному искусству и поэзии;

  • Учить понимать музыку, рассуждать о ней;

  • Прививать интерес и любовь к музыке, потребность в общении с ней.

Коррекционно-развивающие:

  • Учить определять характер контрастных музыкальных произведений и связывать с ними соответствующие по настроению стихотворения, картины;

  • Учить сравнивать контрастные произведения искусств;

  • Развивать внимание, воображение, мышление, музыкальную память, слух, певческие навыки, образную речь обучающихся;

  • Формировать осмысленное отношение к музыке, раскрывать её красоту и глубину содержания;

  • Формировать навыки анализа произведений разных видов искусств;

  • Эмоционально, самостоятельно исполнять песню, передавая характер произведения;

  • Расширять музыкальный кругозор обучающихся.


Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и глубокий интерес к музыкальному, литературному и изобразительному искусству;

  • Воспитывать любовь к окружающему миру;

  • Формировать чувство прекрасного.


Оборудование: мультимедийный проектор, экран, диск с презентацией, магнитофон, CD - диск, синтезатор.


Ход урока


  1. Организационный момент.


Учащиеся входят в класс под мелодию песни «Падают листья» М. Красева, учитель исполняет её в жанре марша.


Учитель и дети приветствуют друг друга музыкально.


  1. Вступительное слово учителя.


У: - Ребята, я рада видеть вас сегодня на уроке. У всех хорошее настроение, сели все прямо.

У: - А вот о чём мы сегодня будем говорить, вам подскажут загадки:


Слайд № 1


  1. На тёплый юг летит журавль,

Позолотил листву … (сентябрь)

  1. Позолотил листву сентябрь,

Сорвал листву с ветвей … (октябрь)

  1. Сорвал листву с ветвей октябрь,

Укрыл снежком листву … (ноябрь)


У: - Итак, о чём эти загадки?

Д: - Об осени.

У: - Верно. Эти загадки о трёх осенних месяцах. Каких?


Ответы учащихся.


У: - И тема нашего урока: «Осеннее настроение в вокальной музыке, живописи и поэзии».


Слайд № 2

У: - Что значит вокальная музыка?

Ответы учащихся.


У: - Под какую музыку вы сейчас вошли в класс? Вы её узнали?


Учитель может наиграть вступление.


Д: - Это была песня «Падают листья».

У: - Название правильное. Но разве эта музыка похожа на нашу песню? В каком жанре я вам играла?

Ответы учащихся.


Д: - Музыка звучала как марш.

У: - А мы исполняли как?

Учитель играет мелодию и поёт (фрагмент).


Д: - Как песня и танец.

У: - Верно. Значит в этом произведении два кита: песня и танец. А какой ещё есть кит?

( Марш ). Вот мы с вами и повторили основные музыкальные жанры.


Слайд № 3


  1. Работа по теме урока.


У: - На предыдущих уроках мы разучили два вокальных произведения. Давайте вспомним их названия и фамилии авторов.


Учитель играет мелодии песен: «Падают листья» муз. М.И. Красева, сл. М. Ивенсен и «Листопад» муз. Т.А. Попатенко, сл. Е. Авдиенко, учащиеся их отгадывают.


Слайд № 4


У: - О чём они?

Д: - Об осени.

У: - А сейчас мы исполним эти две замечательные песни об осени. Постарайтесь передать настроение и характер вокальных произведений.


Учащиеся исполняют песни.


У: - Молодцы. Давайте сравним эти песни? Какое выражено в них настроение?


Учащиеся пользуются таблицей музыкальных характеров.


Д: - Песня «Листопад» Т. Попатенко - грустная, печальная, спокойная, жалобная, хмурая, тёмная, а «Падают листья» М. Красева - светлая, плавная, весёлая, радостная, танцевальная.

У: - Значит, по характеру произведения разные. А мелодия, какая в песнях?


Учитель даёт творческое задание.

Дети показывают рукой движение мелодии двух песен – пластическое интонирование.

Ответы учащихся.


У: - Итак, по мелодии произведения одинаковые. Оба имеют плавную, волнообразную мелодию. Но вокальные произведения «Листопад» и «Падают листья» очень контрастны по характеру музыки и по содержанию.

Ребята, а вы замечали в природе, что осень бывает тоже разная. И это мы увидели в вокальных произведениях, которые для нас сочинили Т.Попатенко и М.Красев.


Слайд № 5


У: - Представьте, природа наряжается, деревья разукрашиваются чудесными красками: желтыми и красными. Кажется, что листочки переливаются на солнце, ласковый ветерок подхватил и закружил их. Лес становится сказочно - красивым. Как называют такую осень?

Д: - Золотая осень.

У: - Какое настроение возникает под такую золотую осень?

Д: - Радостное, веселое, праздничное, бодрое.

У: - Молодцы! Но вскоре листья потемнеют, опадут, оголив деревья, всё чаще и чаще будут лить дожди. Грустно будет расставаться с лесом, видеть, что природа увядает. Как такую осень называют?

Д: - Поздняя осень.

У: - Итак, мы с вами сейчас определим по настроению и содержанию музыки, в каком вокальном произведении «золотая осень», а в каком «поздняя осень».

Д: - В песне «Листопад» - поздняя осень, а в песне «Падают листья» - золотая осень.

У: - Молодцы. А сейчас мы немного отдохнём.

Физкультминутка:


На зарядке 2 класс. Мы присядем 10 раз.

Высоко поднимем руки. Будем жить всегда без

Скуки. Повернёмся вправо, влево.

Вновь работать будем смело.


У: - Молодцы. А сейчас послушайте стихи об осени ( можно сравнить их с репродукциями картин, например, «Ранний снег» В.Поленов, «Золотая осень» И.Левитан, «Осень» М.Башкирцева, «Золотая осень» И.Остроухов) и скажите, какой песне по настроению они созвучны?

Слайд № 6

репродукции картин: «Ранний снег» В. Поленов, «Золотая осень» И. Левитан,

«Осень» М. Башкирцева, «Золотая осень» И. Остроухов


Небо холодное - в тучах; Есть в осени первоначальной

Хмуры лужайки и чащи; Короткая, но длинная пора -

Слышен в берёзах плакучих Весь день стоит как бы хрустальный,

Ветер, уныло гудящий… И лучезарны вечера…


( А.М. Жемчужников ) ( Ф.И. Тютчев )


Д: - В первом стихотворении А.М. Жемчужникова настроение грустное, хмурое, как в песне «Листопад» Т.Попатенко; во втором стихотворении Ф.И. Тютчева настроение радостное, бодрое, светлое, как в песне «Падают листья» М. Красева.

У: - Давайте исполним ещё раз песни ( перед исполнением каждой песни учитель читает стихотворение ).

Учащиеся исполняют 2-е песни об осени.


У: - Много хорошего и прекрасного есть в осенней поре. Кому то нравится осень своей красотой, окраской листьев, деревьев, кому-то не нравится из-за холода, дождей, слякоти. И всё же, осень нам дарит много подарков. Об этих подарках мы узнаем из загадок, которые я вам загадаю?



1. Что за дождик золотой

Сделал светлым лес густой? ( листопад )

  1. Посмотрю я в окошко:

Идёт длинный Антошка. ( дождь )

3. Озорной повеса пролетел над лесом,
Крыльями взмахнул - листья с дерева стряхнул. ( ветер )
4. Перед долгою зимой
Землю он польет водой. ( дождь )

5. И красна, и кисла

На болоте росла. ( клюква )

6. Землю пробуравил, корешок оставил,

Сам на свет явился, шапочкой прикрылся. ( гриб )

7. К нам приехали с бахчи

Полосатые мячи. ( арбузы )

8. И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом ... ( картошка )

У: - Молодцы. Итак, какие же осенние подарки дарит осень?

Д: - Осень дарит много осенних грибов, ягод, фруктов, овощей, урожай, долгожданный первый снег, осенью начинаются уроки в школе, встреча с одноклассниками, друзьями.

У: - Верно. А сейчас угадайте, что я вам сыграю?


Учитель играет мелодию песни «Что нам осень принесёт».


У: - Узнали? Как называется это музыкальное произведение?

Д: - «Что нам осень принесёт».

У: - Сейчас мы исполним это вокальное произведение. В каком настроении мы будем петь?

Д: - Веселом, радостном, задорном, светлом.

У: - Верно. Встали все прямо. Постарайтесь передать настроение и характер этой песни.


Слайд № 7 – Текст песни


Учащиеся исполняют песню «Что нам осень принесёт»,

муз. З. Левиной, сл. Л. Некрасовой.


1. Что нам осень принесет?
Что нам осень принесет?
- Яблоки румяные, сладкий мед,
Яблоки румяные, сладкий мед.
2. Что нам осень принесет?
Что нам осень принесет?
- Разных овощей полный огород,
Разных овощей полный огород!
3. Что нам осень принесет?
Что нам осень принесет?
- Золотого хлебушка на весь год,
Золотого хлебушка на весь год!


У: - Наш урок подошёл к концу. Сегодня вы для себя узнали много нового интересного на уроке. Поделитесь своими впечатлениями.


  1. Обобщение.


У: - Наш урок подходит к концу. Сегодня вы для себя узнали много нового интересного на уроке. Давайте вспомним, о чём мы говорили в течение урока? Поделитесь своими впечатлениями? Что вам больше всего понравилось на уроке?


Слайд № 8 – Вопросы к обобщению урока


  • О чём на уроке шла речь?

  • Какую осень изобразили в своих произведениях композиторы и художники?

  • Какие виды искусства сегодня преобладали на уроке?

  • Какие вокальные произведения звучали на уроке, кто их авторы?


Ответы учащихся.


  1. Итог урока.


У: - Вот такую разную осень – красавицу, золотую и позднюю мы с вами увидели в музыке, живописи и поэзии – трёх видах искусства. Я благодарю вас за активную работу на уроке. Вы сегодня справились со всеми заданиями. Молодцы! Урок окончен. До следующей встречи.


Выход учащихся из класса.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока: "Осеннее настроение в вокальной музыке, живописи и поэзии".

Автор: Андреянова Светлана Анатольевна

Дата: 02.11.2015

Номер свидетельства: 246919


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства