kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок ( русский язык, литература, изобразительное искусство, музыка) на тему: «Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Познавательные:

- подготовить учащихся к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень»;

- подобрать рабочие материалы к сочинению;

- расширить знания учащихся о художнике и его творчестве;

- познакомить с поэтическими и музыкальными произведениями об осени.

Развивающие:

- развивать устную и письменную речь учащихся, навык анализа текста (поэтического и прозаического);

- развивать художественный и музыкальный вкус.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к Родине, гордость за выдающиеся отечественные произведения литературы, музыки и живописи.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок ( русский язык, литература, изобразительное искусство, музыка) на тему: «Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень» »


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя школа №39» города Смоленска












Интегрированный урок

( русский язык, литература,

изобразительное искусство, музыка)

в 6 классе на тему:

«Подготовка к сочинению по картине

И. И. Левитана «Золотая осень»

Шевцовой Елены Александровны,

учителя высшей категории























2014 г.






Цели:

Познавательные:

- подготовить учащихся к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень»;

- подобрать рабочие материалы к сочинению;

- расширить знания учащихся о художнике и его творчестве;

- познакомить с поэтическими и музыкальными произведениями об осени.

Развивающие:

- развивать устную и письменную речь учащихся, навык анализа текста (поэтического и прозаического);

- развивать художественный и музыкальный вкус.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к Родине, гордость за выдающиеся отечественные произведения литературы, музыки и живописи.



Ход урока:

1.Сегодня у нас необычный урок, он совмещает в себе элементы нескольких учебных предметов: русского языка, литературы, изобразительного искусства и музыки.

Тема урока: «Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень». Определите цели урока, запишите тему урока.


2. Беседа о художнике, просмотр слайдов других картин И. И. Левитана.

Работа с репродукцией картины «Золотая осень»:

- Что изображено на картине?

- К какому виду искусства относится данное произведение? (живопись)

- Что называется живописью? (живопись-вид изобразительного искусства, воспроизводящий предметы и явления в красках)

- Какой жанр картины? (пейзаж)

- Что такое пейзаж? (пейзаж-картина, изображающая природу)


3. От слов живопись и пейзаж образуйте существительные, обозначающие лицо. (живописец, пейзажист)

- Данные слова обозначают одно и то же. Как называются эти слова? (синонимы)

- Продолжите синонимический ряд (живописец, пейзажист, художник, Левитан, Исаак Ильич, автор картины, мастер)

- Для чего нужны эти слова? (чтобы избежать повторов при написании сочинения, чтобы речь (устная и письменная) была красивой и выразительной)

4. Работа с квадратиками разных цветов. Отобрать только те, которые понадобятся при составлении палитры картины Левитана «Золотая осень» и назвать эти цвета.

При помощи красок и кистей изображение на бумаге палитры к картине «Золотая осень» под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Осень»


5. Настроение золотой осени можно также выразить при помощи слова, особенно поэтического. Работа с текстами:

Позолотчик сентябрь прикатил с позолотой,

Засучил рукава и немедля взялся за работу. (А. Прокофьев)


Задремали золотые пряди

В волосах притихнувших лесов. (М. Исаковский)


Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой. (И. Бунин)


Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной. (И. Бунин)


«Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и –запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести». (И, Бунин)


Все предложения связаны темой «Золотая осень». В каждом – целая картина. Достигается это благодаря использованию поэтами различных средств выразительности языка: метафор, олицетворений, эпитетов.

- Что такое метафора? Найдём их в предложениях. (желтолистная река=листопад, он льётся подобно реке; золотые пряди= листья на деревьях подобно волосам окаймляют стволы деревьев).

- Что такое олицетворение? Приведите примеры олицетворений. (задремали пряди; сентябрь прикатил, засучил рукава, взялся за работу и др.)

- Что такое эпитеты? Назовите эпитеты в данных предложениях.

После анализа предложений с указанием художественных средств выразительности можно сделать вывод: прав К. Г. Паустовский, который утверждал: «С русским языком можно творить чудеса»

На доске висят таблички: музыка, изобразительное искусство, литература. Эти искусства помогают человеку выразить свои чувства.


6.Продолжение работы по сбору материалов к сочинению: определяется тема картины, основная мысль, ставится цель сочинения: выразить красоту золотой осени при помощи слов.

7.Работа с основными словами-образами:

Небо - голубое, лазурное, синее, светлое, чистое, солнечное, покрытое лёгкими белыми облаками.

Река – серо-голубая, отражается пожухлая трава, неширокая, чистая, спокойная; глубокая, как бездна; тихая, с медленным течением, густо-синяя, вода вздыбилась, поднялась.

Деревья – золотые, жёлтые, охристые, разноцветные, рыжие, золотистые, красивые, красно-бронзовые дубы.

Трава - жёлтая, оливковая, бурая, сухая, колючая, побуревшая.

Поле - зелёное, свежее, как бархатный ковёр, изумрудно - зелёная полоска озими, поля бескрайние.

Деревушка - маленькая, дальняя.

8. Работа с текстом Розенвассера:

«Простым и привычным кажется нам Левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил широкую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.

Слева мы видим берёзовую рощу, справа - отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно-зелёной полоской озими - деревня. Небо – синее – синее, ясное, покрытое лёгкими белыми облаками.

Перед нами речка, и кажется, что её густо – синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как художник написал ту часть воды, что ближе к нам. Мазки красок он положил не вдоль течения, а вертикально, и вода вздыбилась, поднялась, и только дальше становится светлее, она начала медленное движение.

Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей осенней травой. Багряно – золотые берёзы слева и красно – бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая взгляду бескрайние дали полей и лесов. Посмотрите, каким плотным слоем художник накладывает краски там, где изображена золотая листва берёз на переднем плане, как написаны трава и вода. Но чем дальше в глубину пейзажа, тем темнее, густыми и более лёгкими становятся мазки.

Всматриваясь в картину Левитана, мы вместе с ним переживаем ту красоту родной земли, осенней природы, которая всегда привлекала мастеров русской пейзажной живописи»

Чтобы активизировать деятельность учащихся, даётся не цельный текст, а разрезанный на части. Каждая пронумерована, но не по порядку. Нужно восстановить текст, разложить части в порядке очерёдности и проверить результат по ключу. Работа в группах в течение 3 -4 минут. Выразительное чтение восстановленного текста, дополнительные записи к словам – образам.

9. Написание сочинения под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Сентябрь».


Литература:

1.Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе.- М.: Просвещение, 2000.

2. Розенвассер В. Б. «Беседы об искусстве». М.: Просвещение, 1979.


Оборудование: компьютер, проектор, портрет И. И. Левитана.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Шевцовой Елены Александровны

Дата: 30.11.2014

Номер свидетельства: 137616


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства