Интегрированный урок ( русский язык, литература, изобразительное искусство, музыка) на тему: «Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
Интегрированный урок ( русский язык, литература, изобразительное искусство, музыка) на тему: «Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
Цели урока:
Познавательные:
- подготовить учащихся к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень»;
- подобрать рабочие материалы к сочинению;
- расширить знания учащихся о художнике и его творчестве;
- познакомить с поэтическими и музыкальными произведениями об осени.
Развивающие:
- развивать устную и письменную речь учащихся, навык анализа текста (поэтического и прозаического);
- развивать художественный и музыкальный вкус.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине, гордость за выдающиеся отечественные произведения литературы, музыки и живописи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок ( русский язык, литература, изобразительное искусство, музыка) на тему: «Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень» »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя школа №39» города Смоленска
Интегрированный урок
( русский язык, литература,
изобразительное искусство, музыка)
в 6 классе на тему:
«Подготовка к сочинению по картине
И. И. Левитана «Золотая осень»
Шевцовой Елены Александровны,
учителя высшей категории
2014 г.
Цели:
Познавательные:
- подготовить учащихся к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень»;
- подобрать рабочие материалы к сочинению;
- расширить знания учащихся о художнике и его творчестве;
- познакомить с поэтическими и музыкальными произведениями об осени.
Развивающие:
- развивать устную и письменную речь учащихся, навык анализа текста (поэтического и прозаического);
- развивать художественный и музыкальный вкус.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине, гордость за выдающиеся отечественные произведения литературы, музыки и живописи.
Ход урока:
1.Сегодня у нас необычный урок, он совмещает в себе элементы нескольких учебных предметов: русского языка, литературы, изобразительного искусства и музыки.
Тема урока: «Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень». Определите цели урока, запишите тему урока.
2. Беседа о художнике, просмотр слайдов других картин И. И. Левитана.
Работа с репродукцией картины «Золотая осень»:
- Что изображено на картине?
- К какому виду искусства относится данное произведение? (живопись)
- Что называется живописью? (живопись-вид изобразительного искусства, воспроизводящий предметы и явления в красках)
- Какой жанр картины? (пейзаж)
- Что такое пейзаж? (пейзаж-картина, изображающая природу)
3. От слов живопись и пейзаж образуйте существительные, обозначающие лицо. (живописец, пейзажист)
- Данные слова обозначают одно и то же. Как называются эти слова? (синонимы)
- Продолжите синонимический ряд (живописец, пейзажист, художник, Левитан, Исаак Ильич, автор картины, мастер)
- Для чего нужны эти слова? (чтобы избежать повторов при написании сочинения, чтобы речь (устная и письменная) была красивой и выразительной)
4. Работа с квадратиками разных цветов. Отобрать только те, которые понадобятся при составлении палитры картины Левитана «Золотая осень» и назвать эти цвета.
При помощи красок и кистей изображение на бумаге палитры к картине «Золотая осень» под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Осень»
5. Настроение золотой осени можно также выразить при помощи слова, особенно поэтического. Работа с текстами:
Позолотчик сентябрь прикатил с позолотой,
Засучил рукава и немедля взялся за работу. (А. Прокофьев)
Задремали золотые пряди
В волосах притихнувших лесов. (М. Исаковский)
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой. (И. Бунин)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной. (И. Бунин)
«Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и –запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести». (И, Бунин)
Все предложения связаны темой «Золотая осень». В каждом – целая картина. Достигается это благодаря использованию поэтами различных средств выразительности языка: метафор, олицетворений, эпитетов.
- Что такое метафора? Найдём их в предложениях. (желтолистная река=листопад, он льётся подобно реке; золотые пряди= листья на деревьях подобно волосам окаймляют стволы деревьев).
- Что такое олицетворение? Приведите примеры олицетворений. (задремали пряди; сентябрь прикатил, засучил рукава, взялся за работу и др.)
- Что такое эпитеты? Назовите эпитеты в данных предложениях.
После анализа предложений с указанием художественных средств выразительности можно сделать вывод: прав К. Г. Паустовский, который утверждал: «С русским языком можно творить чудеса»
На доске висят таблички: музыка, изобразительное искусство, литература. Эти искусства помогают человеку выразить свои чувства.
6.Продолжение работы по сбору материалов к сочинению: определяется тема картины, основная мысль, ставится цель сочинения: выразить красоту золотой осени при помощи слов.
Река – серо-голубая, отражается пожухлая трава, неширокая, чистая, спокойная; глубокая, как бездна; тихая, с медленным течением, густо-синяя, вода вздыбилась, поднялась.
Поле - зелёное, свежее, как бархатный ковёр, изумрудно - зелёная полоска озими, поля бескрайние.
Деревушка - маленькая, дальняя.
8. Работа с текстом Розенвассера:
«Простым и привычным кажется нам Левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил широкую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.
Слева мы видим берёзовую рощу, справа - отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно-зелёной полоской озими - деревня. Небо – синее – синее, ясное, покрытое лёгкими белыми облаками.
Перед нами речка, и кажется, что её густо – синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как художник написал ту часть воды, что ближе к нам. Мазки красок он положил не вдоль течения, а вертикально, и вода вздыбилась, поднялась, и только дальше становится светлее, она начала медленное движение.
Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей осенней травой. Багряно – золотые берёзы слева и красно – бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая взгляду бескрайние дали полей и лесов. Посмотрите, каким плотным слоем художник накладывает краски там, где изображена золотая листва берёз на переднем плане, как написаны трава и вода. Но чем дальше в глубину пейзажа, тем темнее, густыми и более лёгкими становятся мазки.
Всматриваясь в картину Левитана, мы вместе с ним переживаем ту красоту родной земли, осенней природы, которая всегда привлекала мастеров русской пейзажной живописи»
Чтобы активизировать деятельность учащихся, даётся не цельный текст, а разрезанный на части. Каждая пронумерована, но не по порядку. Нужно восстановить текст, разложить части в порядке очерёдности и проверить результат по ключу. Работа в группах в течение 3 -4 минут. Выразительное чтение восстановленного текста, дополнительные записи к словам – образам.
9. Написание сочинения под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Сентябрь».
Литература:
1.Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе.- М.: Просвещение, 2000.
2. Розенвассер В. Б. «Беседы об искусстве». М.: Просвещение, 1979.
Оборудование: компьютер, проектор, портрет И. И. Левитана.