6 класс
I четверть
Урок № 6
Тема урока: «Картины природы в музыке и поэзии».
Подтема: «Осень в музыке и поэзии прошлых столетий».
Цель урока:
1. Образовательная:
На примере произведений об осени показать учащимся взаимосвязь музыки поэзии, как основы любой песни.
Активизировать воображение, нравственно-эстетические и эмоциональные переживания учащихся на основе восприятия природы, углубить и расширить понятие «прекрасное
в музыке и поэзии».
Познакомить с творчеством поэтов и композиторов, чьё творчество украшает нашу жизнь.
2. Развивающая:
Развивать у учащихся умение соотносить по настроению музыкальные и поэтические образы, обогащать образную речь.
Через эмоциональное восприятие дать учащимся знания о передаче картин осени в инструментальной и вокальной музыке.
Развитие вокально - хоровых навыков, чувства ритма в трехдольном размере.
Развивать умение размышлять о музыке и поэзии, их единстве и красоте, необходимости нести людям радость и удовольствие.
3. Воспитывающая:
Вызвать эмоциональный отклик на музыкальные и поэтические образы.
Воспитывать эстетический вкус.
Формирование любви и бережного отношения к природе через творчество композиторов и поэтов.
Тип урока: интегрированный, урок объяснения нового материала.
Методы музыкального обучения:
1. Метод наблюдения, музыкального обобщения.
2. Метод звуковой и зрительной наглядности.
3. Метод эмоциональной драматургии урока.
4. Методы вариантности впечатлений, забегания вперёд и возвращения к пройденному.
5. Метод объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: фонохрестоматия, текстовые заготовки, магнитофон, видеомагниофон, портреты Абая, Курмангазы, Чайковского, картины осенней природы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Музыкальный ряд:
1. Чайковский «Осенняя песнь» - слушанье, беседа о произведении, краткий рассказ об альбоме для фортепиано «Времена года». Текст читает Алексей Баталов. Зачитать стихи, связанные с осенними пьесами из цикла.
2. А. Чугайкина «Золотой осенний вальс» - разучивание песни, работа над дикцией, ритмом, характером, настроением.
3. Курмангазы «Сарыарка» - слушанье, беседа о разном восприятии осени композиторами, поэтами. Чтение стихов Абая.
Дополнение:
Романс «Отговорила роща».
Художественный ряд:
1. Загадка об осени: Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? (Осень)
2. Стихи русских поэтов
«Охота». Сентябрь:
«Пора, пора! Рога трубят:
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах.» А.С.Пушкин
«Осенняя песнь». Октябрь:
«Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья желтые по ветру летят...» А.К.Толстой
«На тройке». Ноябрь:
"Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши». Н.А.Некрасов.
3. Абай Кунанбаев «Осень»
«Тучи мрачно окутали весь небосвод -
Это осень в дождях и туманах ползет,
И застывшую землю, от стужи дрожа,
Кобылица напрасно копытом скребет.
Нет уж больше травы на просторе степей,
Смеха больше не слышно и гама детей,
А деревья, иссохшие, как старики,
Тянут к небу безлистые руки ветвей…
Журавли в теплый край вереницей летят,
Голодают верблюды и грустно глядят,
Приуныли аулы - куда ни пойдешь,
Не услышишь веселого смеха ребят.
Старики над остывшей поникли золой,
Молча слушают ветер, холодный и злой…
И уже ни травинки вокруг не найти,
Пылью ветер заносит дороги в степи.
Будь ты проклят, обычай глухой старины,
Что мешает нам в юртах огонь развести!» 1888 Перевод А. Готова
Зрительный ряд:
Портреты композиторов, поэтов, картины художников, видеозарисовка.
Ход урока:
I. Организационный этап.
Приветствие учителя. Психологическая подготовка учащихся к уроку, проверка готовности, напоминание правил поведения и техники безопасности в кабинете.
Проверка готовности учащихся к уроку (учебник, тетрадь, письменные принадлежности).
Организация внимания, включение в деловой ритм.
II. Актуализация.
- Сегодня мы с вами поговорим об осени. Какое это чудесное время года! Осенью природа так красива! И о ней написано много картин, стихов, песен и программных инструментальных произведений.
III. Формирование новых понятий и способов действия.
Рассказ – сопровождение к музыке Чайковского П.И.
«Времена год» Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы, цикл из 12 картин для фортепиано. Все пьесы этого цикла получили эпиграфы из стихов русских поэтов: Пушкина, Майкова, Фета, Плещеева, Некрасова, Толстого, Жуковского. Поводом к написанию цикла «Времена года» послужил заказ издателя журнала «Нувеллист» Н.М.Бернарда, полученный Чайковским в письме в ноябре 1875 года. В декабрьском номере журнала за 1875 год уже появилось объявление для подписчиков об издании в следующем году нового цикла пьес Чайковского и перечень названий пьес, соответствующих каждому месяцу года и совпадающий с названиями, выставленными позже композитором в рукописи цикла. При издании каждая пьеса получила поэтический эпиграф. Идея принадлежит Н.М.Бернарду, который был большим знатоком русской литературы и поэзии. Знал ли Чайковский об этом заранее, согласовывались ли с ним стихи при издании - неизвестно. Но все прижизненные издания включали эти стихотворные эпиграфы, следовательно, Чайковский так или иначе их принял и одобрил. Журнал выходил ежемесячно, первого числа. Пьесы Чайковского открывали каждый номер. Н.М.Бернард опубликовал в конце 1876 года весь цикл Чайковского отдельным изданием с названием «ВГ». Обложка была с 12 картинками - медальонами и названием «ВГ». Очень скоро «ВГ» стали необычайно популярными и у музыкантов - любителей, и у профессионалов, а впоследствии одним из самых знаменитых фортепианных произведений всей русской музыки. В связи с этим музыкальным фрагментом вспоминается высказывание Чайковского: «Не могу изобразить, до чего обаятельны для меня русская деревня, русский пейзаж... Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта».
«Осенняя песнь». Октябрь. Осень всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени - это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни. Умирание в природе в канун зимы - это одна из самых трагичных и печальных страниц осенней жизни. «Осенняя песнь» занимает в цикле особое место - это песнь умирания всего живого. В мелодии преобладают грустные интонации - вздохи. Заключительные фразы пьесы с авторской пометкой «morendo» - «замирая»…
Далее учитель начинает разучивание песни нашей соотечественницы, ныне живущей в России, Арины Чугайкиной (Лакс). В целях экономии времени, используются текстовые заготовки. Можно разучить только 1-2 куплета. Особое внимание необходимо уделить ритму, который в трёхдольных размерах всегда считается сложным для исполнения.
Закончить урок можно музыкой Курмангазы.
- С кем из композиторов созвучны стихи Абая в пейзажной лирике?
Поэт искал и находил прекрасное в самой природе. Он тонко и верно чувствовал красоту суровой степной осени. Абай впервые в казахской письменной литературе создает произведения о временах года. Он созерцал природу, и под его пером каждая картина становилась прекрасной, была полна неотразимой поэзии. В стихах «Осень», «Октябрь с ноябрем» - эти два месяца всё ярче проявляют мастерство Абая. Он рисует картины степи и аула, в которых изображается человек, находящий в себе силы противостоять суровой природе. Степь осенью, её унылый пейзаж согреты чувством пожилого человека, жизнь которого так же связана с обнажившими ветви деревьями и иссохшими кустарниками. Дети скажут, что наиболее созвучны Абай и Чайковский.
IV. Применение. Формирование умений и навыков.
V. Этап информации о домашнем задании. Найти небольшое стихотворении об осени, выписать в тетрадь (на отдельный лист), красочно оформить.
VI. Подведение итогов урока. Оценки за работу на уроке.
VII. Этап рефлексии.
Мы сегодня на уроке побывали в мире музыки и поэзии о природе.
- Что запомнилось на уроке?
- Что удивило?
- Какое чувство объединяет композиторов поэтов, и художников?
- А каковы ваши чувства?
Дополнение для учителя
Каждое время года по-своему прекрасно. Люди ждут прихода осени, ведь осень дарит дни, полные такой тихой и ясной задумчивости, что кажется: зима не придёт ещё долго. Как приятно наслаждаться золотистыми красками осени, радоваться красотой деревьев, полей. Богатство красок, их оттенков восхищает, удивляет нас. Помните, как мы с вами ждали прихода осени? Как хотелось увидеть неповторимую палитру осени, угоститься фруктами, овощами, радоваться её по-своему чудесной погоде. Осень всегда была порой, которую воспевали многие писатели, художники, музыканты и поэты. Александр Сергеевич Пушкин очень любил осень, вот как он говорит о её приходе:
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.»
Осенью природа притихает, как будто готовится к зимнему сну, кажется усталой, утомлённой. Деревья скидывают с себя листву. Птицы покидают нас и летят в тёплые страны. Когда смотришь на эту увядающую осеннюю природу, тебя охватывают разные чувства: нежность, удивление от любования красотой, и грусть от того, что прощаешься с летом, теплом, что красота осени уходит. Если сравнить время года с временем дня, то весна – это утро, ведь всё просыпается, приходит в движение, лето – это середина дня, а осень – сумерки, вечер, конец дня.
- Скажите, а вам нравится осень?
- Какая бывает осень? (Золотая, дождливая, хмурая, красивая, холодная, ненастная, ветреная.)
Музыкальный руководитель:
Осень бывает такая разная! Ранней осенью природа раскрашивается разноцветным нарядом. Каких только цветов и оттенков не увидишь! А поздней осенью льют дожди, листья опадают, вся сказочная красота природы увядает, уходит. Грустно видеть голые деревья, тучи и лужи.
Давайте, обратим внимание на то, как в разных произведениях искусства музыканты, поэты и художники передают различные состояния осенней природы. Чтобы нарисовать картину: у художника есть краски, у поэтов - слова, у композитора - только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же, как это делает Пётр Ильич Чайковский. Эту пьесу композитор назвал «Осенняя песнь». К этой музыке удивительно подходит стихотворение Сергея Есенина:
«Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком…»
Предполагаемый результат:
Вызвать эмоциональный отклик, желание прочитать стихи поэтов, послушать музыку композиторов о временах года. Включить в работу на уроке наибольшее количество учащихся.