4 класс
Интегрированный урок (музыка, литературное чтение, трудовое обучение)
Разработали: Глазкова Е. В. (учитель музыки МОУ СОШ № 10)
Жучкина Е. Б. (учитель начальных классов МОУ СОШ № 10)
Тема: « Осенние образы в искусстве »
Цели:
- Обобщить знания об осени, полученные на уроках литературного чтения, музыки, трудового обучения;
- Развивать творческий потенциал детей, совершенствовать навыки коллективной творческой деятельности;
- Воспитывать любовь к природе, к культуре своего народа.
Оборудование:
1. Осенние иллюстрации (на доске);
2. К. Г. Паустовский « Скрипучие половицы»;
3. П. И. Чайковский Октябрь. « Осенняя песнь» из фортепианного цикла « Времена года»;
4. Карточки эмоциональных состояний;
5. Раздаточный природный материал для творческой работы учащихся.
Ход урока:
Учитель музыки:
- Сегодня у нас будет необычный урок. Он посвящен удивительной поре - осени. Ребята, многие поэты, писатели, музыканты очень любили осень и в своих произведениях рассказывали о ней. На уроке мы будем говорить об осени, петь про нее песни, любоваться картинами природы, читать стихи. А потом и сами порадуем друг друга своими творческими работами.
Учитель начального класса:
- Действительно, многие творческие люди любили осень. Например, А. С. Пушкин говорил:
« Унылая пора! Очей очарование!
Приятна мне твоя прощальная краса…»
Осень. По каким признакам мы судим о том, что она наступила?
( дети называют признаки осени)
-А как же поэты описывали осень? Мы послушаем учащихся.
А. С. Пушкин « Унылая пора! …»
Ф. И. Тютчев « Есть в осени первоначальной…»
А. С. Пушкин « Уж небо осенью дышало»
( Оценки)
-Какую осеннюю картину вы себе представили, слушая эти стихи?
Учитель музыки:
- Прозвучали стихи русских поэтов, посвященные осени. А теперь вспомним, есть ли в нашей «музыкальной копилке» песен об этом времени года?
Звучит песня « Осень» (исполняет весь класс)
-Посмотрите, на доске настоящая картинная галерея.
-Какая иллюстрация отражает настроение этой песни и почему? Какими красками пользовались художники, изображая осень?
Звучит песня « Скворушка прощается » (исполняет вокальная группа)
( перед прослушиванием ребятам предлагается подобрать иллюстрацию к данной песне)
Физ.минутка
Дует, дует ветер,
Листики летят.
Падают листочки
под ноги ребят
Покружись надо мной,
мой листочек золотой.
Потихоньку покружись,
На тропиночку ложись.
Учитель начального класса:
- Осень воспевали поэты, художники, композиторы. Очень любил природу П. И. Чайковский.
В каком произведении мы об этом с вами читали?
( К. Г. Паустовский « Скрипучие половицы»)
- Почему, ребята, вы поняли, что П. И. Чайковский любил природу?
- Что он делает, чтобы спасти лес?
- Почему он переживал?
- А что такое лес?
( лес-это чистый воздух, красота, жизнь, наше богатство)
( учитель зачитывает отрывок из рассказа К. Г. Паустовского « Скрипучие половицы»)
Учитель музыки:
-Очень хорошо, ребята, что вы уже столько знаете о русском композиторе П. И. Чайковском Он, действительно, сильно любил родную природу, любовался ею и хотел донести эту большую любовь до нас с вами. Он подарил нам целый фортепианный цикл «» Времена года», и в нем есть осенние страницы.
Мы будем слушать « Осеннюю песнь»
( задание классу - рассказать о характере музыки, используя карточки эмоциональных состояний; оценки)
Звучит Октябрь.« Осенняя песнь» из фортепианного цикла « Времена года»
Учитель начального класса:
- А сейчас, ребята, Вы сами будете творить, как великие поэты, художники, композиторы.
Осень у нас на Урале, особенно красива. Деревья разных пород создают ее неповторимый колорит. И вы постараетесь передать его в своих работах. А поможет вам музыка, она вас будет вдохновлять, т.е. создавать нужное настроение, волновать душу и настраивать на творчество.
( Ребята разбиваются на группы. Составляют картины осени из природного материала. Вместе с учителем оформляют выставку, оценивают работы)
Учитель музыки:
- Теперь вы еще с большей любовью, еще бережнее будете относиться к родной природе
Учитель начального класса:
- Вам самим понравился урок?
-У вас на партах имеются листочки разных цветов.
Если урок понравился, то используйте цвета осени. Если не понравился - выбирайте другие цвета.
( ребята наклеивают листики на большой чистый лист).
-Спасибо. До свидания.