kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок по литературе и психологии для учащихся 10 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по литературе и психологии для учащихся 10 класса. Урок паравлен на  развитие опыта сопоставительного анализа любовной лирики поэтов 19 века, выявление способов раскрытия в ней драматических переживаний и индивидуальных ожиданий человека на основе понимания психологии личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по литературе и психологии для учащихся 10 класса»

Интегрированный урок по литературе и психологии

для учащихся 10 класса



Тема: «Поговорим о любви…»

Жизни богатство в одной лишь любви…

Ф. Тютчев

 Цель: развитие опыта сопоставительного анализа любовной лирики поэтов 19 века, выявление способов раскрытия в ней драматических переживаний и индивидуальных ожиданий человека на основе понимания психологии личности.

Проблемный вопрос: предполагает ли изучение любовной лирики определение читателем психотипа поэта и проникновение в миросозерцание лирического героя?

Задачи:

1. Создать условия для развития рефлексивного мышления учащихся.

2. Формировать навыки сравнительного анализа работы с поэтическим текстом.

2. Научить, используя знания из области психологии, делать выводы об особенностях индивидуальности лирического героя в творчестве поэтов 19 века.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, музыкальное сопровождение.

Подготовительная работа: подготовка вводной сценки, учебного материала для индивидуальной и групповой работы.

Ход урока.

СЛАЙД 1. 1.Звучит музыка. Под музыку произносятся слова:

1. Педагог: У нас сегодня необычный интегрированный урок, который проводят психолог Сыпкова Светлана Павловна

2. Психолог: и филолог Уколова Евгения Александровна.

(инсценировка).


3. Ученица: А можно мне сразу получить консультацию психолога, раз уж вы здесь?

4. Психолог: Конечно, думаю, никто не будет против…

5. Ученица: Жила девчонка и любви ждала, не это ли и значит, что жила? Она ждала любви, ломала пальцы, она читала в книгах про любовь…(показывает книгу психологу)


6. Психолог: (как бы размышляя, перелистывая книгу, которую протянула ученица) Про то, как любят страстные испанцы…


7. Ученица: (согласно кивая)…про то, что это щит, опора, панцирь, безумный миг, восстание рабов… Так что же такое любовь?


СЛАЙД 2. Эпиграф. «Жизни богатство в одной лишь любви…»

8. Педагог: А как вы думаете, при чем здесь литература? (ответы детей)

9. Психолог: И при чем здесь психология? (ответы детей)



СЛАЙД 3. 10. Психолог: Что такое любовь? Любовь. Красивое слово, нежное слово. Ради любви люди готовы на многое. Как много понятий мы вкладываем в это слово. Мы говорим «я люблю маму» и тут же «я люблю собак», «я люблю курицу» и «я люблю Родину». Трудно понять, что же такое на самом деле любовь. А что значит любовь для каждого из вас? Как вы это понимаете? (высказывания детей)


СЛАЙД 4. 11. Педагог: Действительно, наверное, в истории мировой литературы нет ни одного произведения , в котором герои не проверялись бы на прочность именно чувством любви. Любовь – это энергия, которая движет миром и управляет им. «Понять поэта – значит понять его любовь, природу и силу его любви!» Г. Чуйков.

Исходя из цитаты литературоведа Чуйкова определите проблему и цель нашего урока, над решением которых нам предстоит поработать. (ответы детей)

Вашему вниманию предлагаются тексты со стихотворениями известных поэтов. Попробуйте определить, кому могут принадлежать эти строки и таким образом очертить круг поэтов, с творческим миром которых мы будем работать сегодня. (Приложение 2)

(ответы детей)



СЛАЙД 5. 12. Психолог: Любовь – это скорее не слово, а определенные действия, благодаря которым ты понимаешь, что любишь ты или тебя любят.

По словам ученых, врачей, любовь- это болезнь, острое психическое расстройство, тяжелая зависимость от другого человека. (демонстрируется слайд с УЗИ головного мозга человека влюбленного и под кокаином)

Многие психологи поддерживают в этом вопросе физиологов, считая, что любовь -это болезнь, которая заразна, причем происходит эмоциональное заражение в психическом смысле. Эмоции или настроение одного человека передаются другому- так происходит, когда чувство взаимно.


СЛАЙД 6. В XX веке любовь постепенно становится предметом строгого научного изучения.

Взаимосвязь между любовью и сексуальностью лежит в основе работ Зигмунда Фрейда. Любовь по Фрейду- иррациональное понятие, из которого исключено духовное начало. Впоследствии были предприняты попытки развития теории Фрейда и перехода от чистого биологического описания к социальной и культурной составляющей как основе любви. Одним из лидеров в этом направлении считается психоаналитик Эрих Фромм. Эрих Фромм сравнивает две противоположные формы любви:

любовь по принципу бытия или плодотворную любовь,

и любовь по принципу обладания или неплодотворную любовь.

Первая «предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею.  Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения». Вторая означает лишение объекта своей «любви» свободы и держание его под контролем.

Мы в нашей схеме назовем эти формы как любовь созидательная – любовь разрушительная и добавим к ним такие виды любви, как любовь-принимающая – любовь отдающая, понимая, что у каждого человека свои ожидания от любви и свое переживание любви.

СЛАЙД 7. 13. Педагог: В творческом наследии каждого поэта тема любви является если не главной, то однозначно основополагающей, и по тому, как она реализуется в поэтическом пространстве каждого автора, читатель может судить об отношении поэта к миру, о причинах его противоречий с обществом и с самим собой.

Учитывая вышесказанное, выполните задание , разделившись на группы. Перед вами отрывки из стихотворений поэтов 19 века, объединенные общей тематикой. Это шедевры любовной лирики. Попробуйте развести эти отрывки по авторству и объединить их по характерным признакам, используя знания теории литературы. (Приложение 1)

Объясните свое решение, ответив на вопросы:

Группа 1 - Какие чувства испытывает лирический герой?

Группа 2 – С какими образами у поэта связано понятие любовь в предлагаемой цитате?

14. Психолог: Обе группы должны определить: к какому виду любви относятся ожидания поэта:

любовь-созидание или любовь-разрушение, любовь-дарю и любовь-беру. Сориентироваться вам помогут таблички-напоминания. (Приложение 2)

15.    Педагог: Для текстуального анализа выбраны стихи Лермонтова, Пушкина и Тютчева. (работа в группах и ответы детей проводятся под музыкальное сопровождение).


16. Педагог: Все вы правы. Поэтический язык помогает понять нам личные ожидания и переживания не только лирического героя, но и самого поэта, как человека.


СЛАЙД 8 . 17. Психолог: Язык любви. Таинственный и древний.
Знакомый всем. Он первый и последний там, где есть жизнь…

У каждого человека свой язык любви. В лингвистике люди, говорящие на разных языках, учат язык другого народа, чтобы быть понятым. Точно так же и в любви, если мы хотим быть понятыми нашим партнером, мы должны знать язык, на котором он воспринимает подтверждение любви к нему.

У каждого из вас также есть свой язык, на котором он понимает, что его любят. И сейчас с помощью несложного теста мы попробуем его определить. (Приложение 3)

Тест (индивидуальная работа учащихся) проводится под музыку.


СЛАЙД 9 – 13. 18. Психолог: ученые-психологи выделяют 5 основных языков любви:

Поощрения - Промолвив ласковое слово, В награду требуй жизнь мою…(Лермонтов)

Подарков - Я наконец нашел подарок Расшитый бисером платок… Этой зимой, в холодный вечер, В самом начале января Накинь его себе на плечи, представь, что обнял я тебя.

Помощи - Я падал и твоей заботой поднимался вновь, в глазах твоих я утоляю жажду. Какая ненасытная любовь. Меня поймёт любивший, хоть однажды…

Качественного времени - С тобой приятно уделить Часок, два, три уединенью: Один желаньям посвятить, А два последних наслажденью.,. (А. Пушкин)

Прикосновений - Душа тобой уязвлена, Лобзай меня: твои лобзанья Мне слаще мирра и вина… (А. Пушкин)



СЛАЙД-14-16. 19. Педагог: У каждого поэта свой язык. Языки любви в литературе ( язык гармонии, язык ожидания, язык разочарования, язык противоборства, язык обожествления).

Попробуем определить, на каких языках любви говорят наши поэты? Разделимся на три группы. Тексты (приложение 1). Провести лингвистический анализ, для чего:

1. Выделить слова-символы.

2. Определить художественно- стилистические средства, которые работают на создание образа.

3. Составить синквейн, обобщающий ваши представления о языках любви в творчестве лучших поэтов 19 века. Синквейн поможет нам приблизиться к пониманию внутреннего мира самих творцов.


СЛАЙД 17. 20. Психолог: ваши ответы показывают, что вы научились не только понимать свой язык любви, но и язык другого человека. Это обязательно поможет вам в жизни находить общий язык с любимыми вами людьми.

Любовь не требует, а просит.Если мы требуем, ставим ультиматумы, мы уничтожаем всякую возможность духовной близости, отталкиваем любимого человека.


(инсценировка)


21. Ученица: Так все-таки о девочке, что ждет...


22. Психолог: ну. Что ж: она живет – не просто хлеб жует… По вечерам, когда ей темнота мохнатую кладет на плечи лапу, она садится и включает лампу. Она Великим делом занята – она читает в книгах про любовь. И ждет любви, как обещает книга: безумного, таинственного мига, который, как восстание рабов.


23. Ученица: Так вот какая ты – любовь?!


24. Педагог: И в заключении я хочу у вас спросить следующее: кому из 3-х поэтов, творчества которых мы касались на сегодняшнем уроке, принадлежат строки, выбранные нами в качестве эпиграфа к уроку: «Жизни богатство в одной лишь любви…» (Ф. Тютчев) (ответы детей)

Это неслучайно: мы подошли с вами к более глубокому и емкому изучению жизни и творческого наследия Тютчева. Записываем домашнее задание: подготовить биографию Тютчева и 1 стихотворение по-выбору выучить наизусть.

      В финальной части урока звучит романс неизвестного автора на стихи Тютчева «К. Б. («Я встретил вас — и все былое…»)».

25. Психолог в заключение спрашивает, что понравилось детям на уроке, что не понравилось, что осталось непонятным.


Список литературы.

  1. Анализ лирики в старших классах:10-11/ И.Е.Каплан.-М.: Экзамен, 2005.

  2. Клименко И.В., Гуня Р.В. Интегрированные уроки психологии и литературы в практической деятельности психологов и филологов общеобразовательных учреждений.- Тирасполь. Изд-во «Тисса», 2008.

  3. Клименко И.В., Гуня Р.В. Методические рекомендации для педагогов и психологов. Интегрированный урок как современная образовательная технология./ Составители: Клименко И.В., Гуня Р.В. / Под общ.ред. И.В. Клименко.- Тирасполь. Изд-во «Ликрис», 2014.

  4. Психологический словарь. Под редакцией В.П. Зинченико, Москва, 1997.- See more at: http://mosi.ru/ru/node/4711#sthash.sUrI7zt5.dpuf

  5. Поурочные разработки по литературе 19 в. 10 кл. М.:Вако, 2004. http://window.edu.ru/window_catalog/redir?id=28079&file=prosv016.pdf

  6. Чепмен Гэри. Пять языков любви. Библия для всех, 2001. http://modernlib.ru/books/chepmen_geri/pyat_yazikov_lyubvi/read

























Приложение 1.





А.С.ПУШКИН

Но и тогда струны лукавой

Невольно звон я прерывал,

Когда твой голос величавый

Меня внезапно поражал.


Я лил потоки слез нежданных,

И ранам совести моей

Твоих речей благоуханных

Отраден чистый был елей.


И ныне с высоты духовной

Мне руку простираешь ты,

И силой кроткой и любовной

Смиряешь буйные мечты.


Счастлив, кто близ тебя, любовник упоенный,

Без томной робости твой ловит светлый взор,

Движенья милые, игривый разговор

И след улыбки незабвенной.

Красавица

Всё в ней гармония, всё диво,

Всё выше мира и страстей;

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей;

Она кругом себя взирает:

Ей нет соперниц, нет подруг;

Красавиц наших бледный круг

В ее сияньи исчезает.


Куда бы ты ни поспешал,

Хоть на любовное свиданье,

Какое б в сердце ни питал

Ты сокровенное мечтанье,-

Но встретясь с ней, смущенный, ты

Вдруг остановишься невольно,

Благоговея богомольно

Перед святыней красоты.





ЛЕРМОНТОВ

Напрасно!.. я молчал; усталая рука

Лежала, томная, на лире непослушной,

Я все еще горел — и в грусти равнодушной

На игры младости взирал издалека.

Любовь, отрава наших дней,

Беги с толпой обманчивых мечтаний.

Не сожигай души моей,

Огонь мучительных желаний.


1841 К *** (Всевышний произнес...)

Всевышний произнес свой приговор,

Его ничто не переменит;

Меж нами руку мести он простер,

И беспристрастно всё оценит.

Он знает, и ему лишь можно знать,

Как нежно, пламенно любил я,

Как безответно всё, что мог отдать,

Тебе на жертву приносил я.

Во зло употребила ты права,

Приобретенные над мною,

И, мне польстив любовию сперва,

Ты изменила — бог с тобою!



Пусть я кого-нибудь люблю:

Любовь не красит жизнь мою.

Она как чумное пятно

На сердце, жжет, хотя темно;

Враждебной силою гоним,

Я тем живу, что смерть другим:

Живу - как неба властелин -

В прекрасном мире - но один.

Ф.И. ТЮТЧЕВ

Предопределение

Любовь, любовь - гласит преданье -

Союз души с душой родной -

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье.

И... поединок роковой...


И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец...



Я очи знал,- о, эти очи!

Как я любил их - знает бог!

От их волшебной, страстной ночи

Я душу оторвать не мог.


В непостижимом этом взоре,

Жизнь обнажающем до дна,

Такое слышалося горе,

Такая страсти глубина!


И в эти чудные мгновенья

Ни разу мне не довелось

С ним повстречаться без волненья

И любоваться им без слез.

Не раз ты слышала признанье:

Не раз ты слышала признанье:
«Не стою я любви твоей».
Пускай мое она созданье –
Но как я беден перед ней...

Перед любовию твоею
Мне больно вспомнить о себе –
Стою, молчу, благоговею
И поклоняюся тебе...

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

























Приложение 2.

Я вяну жертвою страстей.
Ты видишь след любви несчастной,
Душевной бури след ужасный;
Оставь меня; но пожалей
О скорбной участи моей!

А я, повеса вечно праздный,
Потомок негров безобразный,
Взращенный в дикой простоте,
Любви не ведая страданий,
Я нравлюсь юной красоте
Бесстыдным бешенством желаний.

Когда в объятия мои
Твой стройный стан я заключаю,
И речи нежные любви
Тебе с восторгом расточаю,
Безмолвна, от стесненных рук
Освобождая стан свой гибкой,
Ты отвечаешь, милый друг,
Мне недоверчивой улыбкой;

Ах, первый поцелуй любви, 

Дрожащий, легкий, торопливый,

Не разогнал, друзья мои, Ее дремоты терпеливой...

Но полно, я болтаю вздор! (А. Пушкин)


Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье все готовы -
Никто не хочет грусть делить.

Любить… но кого же?

На время не стоит труда,

А вечно любить невозможно…, -


Всевышний произнес свой приговор,

Его ничто не переменит;

Меж нами руку мести он простер,

И беспристрастно всё оценит.

Он знает, и ему лишь можно знать,

Как нежно, пламенно любил я,

Как безответно всё, что мог отдать,

Тебе на жертву приносил я.

Во зло употребила ты права,

Приобретенные над мною,

И, мне польстив любовию сперва,

Ты изменила — бог с тобою! (М. Лермонтов)


О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

 

Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой -
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой...

 

Ты любишь, ты притворствовать умеешь, —
Когда в толпе, украдкой от людей,
Моя нога касается твоей —
Ты мне ответ даешь — и не краснеешь! (Ф. Тютчев)





































Приложение 3.



































Приложение 4.

Тест

Вспомните, когда в детстве за вами в детский сад приходил папа или мама, или просто они приходили домой, после долгого отсутствия, то вы, встречая их:

1. Висли на шее, садились на колени, обнимали. Просто любили, когда вас гладили по голове, любили «бороться». (Ваш язык – прикосновения).

2. Тащили рисунок, который нарисовали или дом. построенный из лего, ждали похвалы. (Ваш язык – одобрения).

3. Просили поиграть с вами в лего или в мячик. Любили ходить на улицу или поджарить сосиску на костре в парке. (Ваш язык – качественное время).

4. Просили помочь что нибудь сделать. Вам трудно было начать работу самостоятельно, обязательно было нужно, чтобы кто-то сел рядом. (Ваш язык – помощь).

5. Спрашивали,. а что ты мне сегодня подаришь, а ты купишь мне карандаши, куклу и т.д. С трудом дожидались Нового года, чтобы узнать наконец, что подарит в этот раз Дед Мороз. (Ваш язык – подарки).

Если вы отметили все пункты, то вы предпочитаете вид любви «Это все мне, мне и мне», т.е. БЕРУ… Стоит поработать над собой (шутка). Всегда что-то есть более важное, что вы поставите на первое место.

Тест

Вспомните, когда в детстве за вами в детский сад приходил папа или мама, или просто они приходили домой, после долгого отсутствия, то вы, встречая их:

1. Висли на шее, садились на колени, обнимали. Просто любили, когда вас гладили по голове, любили «бороться». (Ваш язык – прикосновения).

2. Тащили рисунок, который нарисовали или дом. построенный из лего, ждали похвалы. (Ваш язык – одобрения).

3. Просили поиграть с вами в лего или в мячик. Любили ходить на улицу или поджарить сосиску на костре в парке. (Ваш язык – качественное время).

4. Просили помочь что нибудь сделать. Вам трудно было начать работу самостоятельно, обязательно было нужно, чтобы кто-то сел рядом. (Ваш язык – помощь).

5. Спрашивали,. а что ты мне сегодня подаришь, а ты купишь мне карандаши, куклу и т.д. С трудом дожидались Нового года, чтобы узнать наконец, что подарит в этот раз Дед Мороз. (Ваш язык – подарки).

Если вы отметили все пункты, то вы предпочитаете вид любви «Это все мне, мне и мне», т.е. БЕРУ… Стоит поработать над собой (шутка). Всегда что-то есть более важное, что вы поставите на первое место.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интегрированный урок по литературе и психологии для учащихся 10 класса

Автор: Уколова Евгения Александровна

Дата: 04.05.2017

Номер свидетельства: 413199

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Разработка интегрированного урока по литературе и психологии по рассказу Ф.Достоевского "Мальчик у Христа на елке""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_intieghrirovannogho_uroka_po_litieraturie_i_psikhologhii_po_rasskazu_"
    ["file_id"] => string(6) "396680"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488301272"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "ИНТЕГРАЦИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ "
    ["seo_title"] => string(31) "intiegratsiia-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "101590"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402422855"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Интегрированный урок самопознания и психологии: «Красота души» "
    ["seo_title"] => string(65) "intieghrirovannyi-urok-samopoznaniia-i-psikhologhii-krasota-dushi"
    ["file_id"] => string(6) "181688"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425385483"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "программа факультатива для 4 класса "Я и моя Россия" "
    ["seo_title"] => string(55) "proghramma-fakul-tativa-dlia-4-klassa-ia-i-moia-rossiia"
    ["file_id"] => string(6) "223536"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437814307"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Среднесрочное планирование серии последовательных уроков по математике в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(93) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-sierii-posliedovatiel-nykh-urokov-po-matiematikie-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "189166"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426833097"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства