Интегрированный урок самопознания и психологии: «Красота души»
Интегрированный урок самопознания и психологии: «Красота души»
Интегрированный урок самопознания и психологии
Тема: «Красота души» (5 класс)
Красота души придаёт прелесть даже невыразительному телу, точно так же, как безобразие души кладёт на великолепное сложение какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение. (Г. Лессинг)
Цели:
1. Ознакомление учащихся с понятиями «красота», «красота души»;
2. Развитие умения к сознательному поиску прекрасного в окружающем мире;
3. Формирование у школьников уважения к общечеловеческим ценностям.
Ход урока
1. «Круг радости»
Красота широко разлита в окружающем мире. Представление о ней частично заложено в нас от рождения, но в основном формируется в соприкосновении, взаимодействии с природой, людьми, окружающим миром. Это то, что доставляет нам особое, эстетическое удовольствие, наслаждение. Мы учимся понимать красоту у великих учителей и гениев человечества, выразивших красоту в своих произведениях – в изобразительном искусстве, музыке, литературе.
2. «Картинная галерея»
Учащимся предлагается посмотреть репродукции картин (под музыку).
В. Серов – «Девочка с персиками», С. Боттичелли – «Венера Милосская», Микеланджело – «Нефертити», А. Венецианов – «Крестьянка с васильками», Леонардо да Винчи – «Джоконда», Рафаэль – «Сикстинская мадонна», И.Крамской – «Неизвестная», В.Перов – «Портрет писателя Ф.М. Достоевского», И.Е. Репин – «Портрет Л.Н. Толстого», Н.Рерих – «Портрет жены».
Общим для всех картин является то, что на них изображены портреты людей. Учащимся нужно выбрать тот портрет, который им больше всего понравился.
Обсуждение:
- Какая картина вам понравилась больше других и почему?
- Можно ли найти красивое в каждом из портретов?
3. Писатели о красоте
Красота воспета в тысячах поэтических произведений.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
А как речь-то говорит –
Словно реченька журчит.
(А.С. Пушкин)
У него лицо было белое и нежное, словно выточенное из слоновой кости, и золотые кудри его были как лепестки нарцисса, а губы как лепестки алой розы, и глаза как фиалки, отражённые в прозрачной воде ручья. (О. Уайльд «Мальчик - звезда»)
Обсуждение:
- С чем авторы сравнивают красоту человека?
- Как вы думаете, а с чем ещё можно сравнить красоту человека?
4. Высказывания о красоте
Красота в широком смысле – искусство, музыка и сердечные отношения с людьми. (В. Сухомлинский)
Красота – совокупность качеств, доставляющих наслаждение слуху, взору.
Красота спасёт мир. (Ф. Достоевский)
Обсуждение:
- Как вы понимаете данные высказывания?
- Что такое настоящая красота?
5. «Интервью»
Заранее проведите интервью с учащимися «Что цените вы в людях?». Обобщив ответы, подсчитайте, какие качества нравятся школьникам в других людях. Обратите внимание, какое место в ответах занимает красота.
6. «Красота души»
Внешность человека – это первое качество, которое воспринимают окружающие люди. Но красота может быть холодной, чужой, не привлекающей, а порой даже отталкивающей. К. Колтон писал: «Красота тела может привлечь истинных поклонников, но для того, чтобы удержать их, требуется красота души».
В жизни внешняя красота не всегда совпадает с красивыми душевными качествами. Внешне некрасивый человек может покорить честностью, добротой, верностью.
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобие жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мёртвые лица
Закрыты решётками, словно темница.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живёт и не смотрит в окно.
Но малую хижину знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка её на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
(Н. Заболоцкий)
Обсуждение:
- Как вы понимаете выражение: «Красота души»?
- Какие человеческие качества можно назвать красивыми?
- Что важнее: красота души или красота тела?
7.Просмотр отрывка из мультфильма «Аленький цветочек»
(Фрагмент, когда Настенька возвращается к Чудовищу)
Обсуждение:
- Почему Настенька полюбила Чудовище?
- Обладало ли Чудовище внешней красотой?
- Красота человека – это только внешность или поступки человека?
- Приведите примеры красивых поступков.
Красота души придаёт прелесть даже невыразительному телу, точно так же, как безобразие души кладёт на великолепное сложение какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение. (Г. Лессинг)
8. Круг «От сердца к сердцу»
Учащиеся вместе с учителем проговаривают стихотворение:
Начинается с рассвета новый день всегда
Из поступков человека сложится судьба.
Нас добро ведёт по жизни словно проводник,
Помогая оставаться чистым как родник.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок самопознания и психологии: «Красота души» »
Интегрированный урок самопознания и психологии
Тема: «Красота души» (5 класс)
Красота души придаёт прелесть даже невыразительному телу, точно так же, как безобразие души кладёт на великолепное сложение какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение. (Г. Лессинг)
Цели:
Ознакомление учащихся с понятиями «красота», «красота души»;
Развитие умения к сознательному поиску прекрасного в окружающем мире;
Формирование у школьников уважения к общечеловеческим ценностям.
Ход урока
«Круг радости»
Красота широко разлита в окружающем мире. Представление о ней частично заложено в нас от рождения, но в основном формируется в соприкосновении, взаимодействии с природой, людьми, окружающим миром. Это то, что доставляет нам особое, эстетическое удовольствие, наслаждение. Мы учимся понимать красоту у великих учителей и гениев человечества, выразивших красоту в своих произведениях – в изобразительном искусстве, музыке, литературе.
2. «Картинная галерея»
Учащимся предлагается посмотреть репродукции картин (под музыку).
В. Серов – «Девочка с персиками», С. Боттичелли – «Венера Милосская», Микеланджело – «Нефертити», А. Венецианов – «Крестьянка с васильками», Леонардо да Винчи – «Джоконда», Рафаэль – «Сикстинская мадонна», И.Крамской – «Неизвестная», В.Перов – «Портрет писателя Ф.М. Достоевского», И.Е. Репин – «Портрет Л.Н. Толстого», Н.Рерих – «Портрет жены».
Общим для всех картин является то, что на них изображены портреты людей. Учащимся нужно выбрать тот портрет, который им больше всего понравился.
Обсуждение:
Какая картина вам понравилась больше других и почему?
Можно ли найти красивое в каждом из портретов?
3. Писатели о красоте
Красота воспета в тысячах поэтических произведений.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
А как речь-то говорит –
Словно реченька журчит.
(А.С. Пушкин)
У него лицо было белое и нежное, словно выточенное из слоновой кости, и золотые кудри его были как лепестки нарцисса, а губы как лепестки алой розы, и глаза как фиалки, отражённые в прозрачной воде ручья. (О. Уайльд «Мальчик - звезда»)
Обсуждение:
С чем авторы сравнивают красоту человека?
Как вы думаете, а с чем ещё можно сравнить красоту человека?
4. Высказывания о красоте
Красота в широком смысле – искусство, музыка и сердечные отношения с людьми. (В. Сухомлинский)
Заранее проведите интервью с учащимися «Что цените вы в людях?». Обобщив ответы, подсчитайте, какие качества нравятся школьникам в других людях. Обратите внимание, какое место в ответах занимает красота.
6. «Красота души»
Внешность человека – это первое качество, которое воспринимают окружающие люди. Но красота может быть холодной, чужой, не привлекающей, а порой даже отталкивающей. К. Колтон писал: «Красота тела может привлечь истинных поклонников, но для того, чтобы удержать их, требуется красота души».
В жизни внешняя красота не всегда совпадает с красивыми душевными качествами. Внешне некрасивый человек может покорить честностью, добротой, верностью.
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобие жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мёртвые лица
Закрыты решётками, словно темница.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живёт и не смотрит в окно.
Но малую хижину знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка её на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
(Н. Заболоцкий)
Обсуждение:
Как вы понимаете выражение: «Красота души»?
Какие человеческие качества можно назвать красивыми?
Что важнее: красота души или красота тела?
7.Просмотр отрывка из мультфильма «Аленький цветочек»
(Фрагмент, когда Настенька возвращается к Чудовищу)
Обсуждение:
Почему Настенька полюбила Чудовище?
Обладало ли Чудовище внешней красотой?
Красота человека – это только внешность или поступки человека?
Приведите примеры красивых поступков.
Красота души придаёт прелесть даже невыразительному телу, точно так же, как безобразие души кладёт на великолепное сложение какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение. (Г. Лессинг)
8. Круг «От сердца к сердцу»
Учащиеся вместе с учителем проговаривают стихотворение: