Интегрированный урок по теме "Однородные члены предложения"
Интегрированный урок по теме "Однородные члены предложения"
Тема: Однородные члены предложения и знаки препинания при них
Цель урока: обобщить и систематизировать знания об однородных членах предложения; сформировать умение правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; составлять схемы предложений с однородными членами; различать простые предложения с однородными членами, связанными союзом и, и сложные предложения с этим же союзом;
развивать культуру устной и письменной речи, произвольное внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, обобщать и делать выводы;
способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, чувства товарищества, добросовестного отношения к труду.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по теме "Однородные члены предложения"»
КГУ «Качарская средняя школа №1»
Однородные члены предложения
и знаки препинания при них
(8 класс)
Подготовила Гальцева В.А.,
учитель русского языка и литературы.
Домашний адрес: Костанайская область,
п. г. т. Качар
2016 год
Тема: Однородные члены предложения и знаки препинания при них
Цель урока: обобщить и систематизировать знания об однородных членах предложения; сформировать умение правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; составлять схемы предложений с однородными членами; различать простые предложения с однородными членами, связанными союзом и, и сложные предложения с этим же союзом;
развивать культуру устной и письменной речи, произвольное внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, обобщать и делать выводы;
способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, чувства товарищества, добросовестного отношения к труду.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Сегодня у нас урок необычный. Что это значит? Вы сами поймёте, если подберёте к слову «необычный»синонимы. (Особенный, замечательный, чудесный, удивительный.)
- В чём необычность нашего урока?
II. Слово учителя.
У нас в гостях А.П. Чехов - талантливый писатель и удивительный человек. Скромный, начисто свободный от суетного тщеславия, писатель предсказывал себе, как автору рассказов, повестей и пьес, недолговечную жизнь.
Но и сегодня А.П. Чехов является одним из самых любимых, читаемых писателей нашего времени. Его называют Шекспиром современности. Нет ни одного континента, где не шли бы его пьесы: «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад». Писатель говорил: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». Чеховская вера в человека не отрывается от правды: читатель должен увидеть себя в литературе таким, «каков он есть».
- Вспомните рассказы А.П. Чехова: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий», «Каштанка». Среди его персонажей, «толстых» и «тонких», «хамелеонов», «господ обывателей» никто не вызывает сочувствия, все выступают объектом весёлой и беспощадной насмешки.
Как много сумел сказать А.П. Чехов в небольших по объёму рассказах. Не зря его крылатым изречением стали слова: «Краткость - сестра таланта».
Запись эпиграфа.
Постановка цели и задач урока.
- Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему и используя краткую запись на доске.
Обобщить знания об O, O, O … ;
повторить правило о ... при O, O, O … ;
учиться находить O, O, O в [ ] и [ ], и[ ];
составлять схемы предложений с O, O, O.
III. Закрепление и обобщение изученного материала.
Синтаксический разбор предложения: А.П. Чехов написал рассказы:
«Смерть чиновника», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия», «Каштанка».
Устный связный рассказ об однородных членах и знаках препинания
при них. (Учащиеся записывают предложения, приведённые учеником в качестве примера, и объясняют знаки препинания.)
3. Проверка домашнего задания. (Упр. № 265.)
- Зачитайте предложения из произведений А.П. Чехова, соответствующие схемам.
[и O, и O, и O, и O].
[O, и O, и O, и O].
[или O, или O, или O, или O ].
[O, или O, или O, или O].
- В чём особенность 1,3; 2,4 предложений? Сделайте вывод.
4. Расставьте знаки препинания в схемах:
1 вариант
2 вариант
O O O
O зато O
O и O и O
O и O O и O
и O и O и O
не только O но и O
- Перечислите условия, при которых всегда ставится запятая. (Устно.)
O и O
O или O
O а O
ни O ни O ни O
5. ни свет ни заря
6. как O так и O
- Перечислите условия, при которых запятая не ставится. (Устно.)
Из какого произведения эти строки? (Работа в группах.)
-Определите тему и идею текста. Выпишите 3-4 предложения с однородными членами, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.
1 группа: Ванька Жуков в ночь под Рождество не ложился спать. Когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырёк с чернилами ручку с заржавленным п..ром и стал писать.
«Милый дедушка, Константин Макарыч! - писал он. – Поздр..вляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца ни маменьки, только ты у меня один остался».
2 группа: Каштанкой овладели отч..яние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать. Путешествие с Лукой Александрычем ут..мило её уши и лапы озябли и к тому же она была ужасно голодна. За весь день она покушала только у переплётчика немножко клейстеру да около прилавка нашла колбасную кожицу - вот и всё. Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно».
3 группа: Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько бл..гоговения сладости и почтительной кислоты, что тайного советника ст..шнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощание руку.
Тонкий пожал три пальца поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.
4 группа: Иван Дмитриевич Червяков сидел во втором ряду кресел и гл.. дел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чу..ствовал себя на верху блаженства. Но вдруг лицо его поморщилось глаза подк..тились, дыхание ост.. новилось он отвёл от глаз бинокль нагнулся и ... апчхи!!! Чихнул, как видите. Червяков нисколько не сконфузился утёрся платочком и, как вежливый человек, погл.. дел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханием? Но тут уж пришлось сконфузиться. Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно выт..рал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то. В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения.
- Какой союз считается самым «опасным» и почему? (Союз и.)
[O и O]. [ ], и [ ]
«Кто быстрее?». Вспомните сюжет рассказа «Каштанка» и допишите сложные предложения, используя однородные члены. Объясните постановку знаков препинания.
Из дома вышел незнакомец, и ... (прозвучал его тёплый голос: «Псина, пойдем со мной»).
Через полчаса он накормил её, и … (она съела кусочек мяса и корочку сыра).
Когда Каштанка сидела перед столом и глядела на него, … (он ни разу не ударил ее, не затопал ногами и ни разу не крикнул).
7. Графический диктант. Каштанка разлеглась на матрасике и закрыла глаза. Она вспомнила Луку Александрыча, его сына Федюшку, уютное местечко под верстаком. Когда столяр строгал или читал вслух газету, Федюшка играл с нею. Федюшка привязывал на ниточку кусочек мяса и давал его Каштанке, а потом со смехом вытаскивал её из желудка.
Раньше всех просыпался Иван Иваныч и подходил к Тётке или к коту, выгибал шею и начинал говорить о чём-то горячо и убедительно.
Всякий удавшийся фокус она сопровождала звонким, восторженным лаем.
Беганье на корде, прыганье в обруч, и езда верхом на старом Федоре Тимофеевиче доставляли ей величайшее наслаждение.
Ответ: 1,3,2,5,4.
IV. Итог урока. Каштанка очень быстро овладела цирковым искусством.
- Овладели ли вы постановкой запятой при однородных членах предложения? (Лидеры групп анализируют работу учащихся, аргументируют выставленные ученикам оценки.)
Слово учителя. Рассказы А.П. Чехова небольшие по объёму, но глубокие по содержанию. В этих коротеньких произведениях автор высмеивает всё дурное, мешающее людям жить честно и справедливо: лицемерие, грубость, чинопочитание, пошлость. А.П. Чехов хотел, чтобы у каждого человека были высокие нравственные идеалы, чтобы каждый воспитывал себя: избавлялся от недостатков, повышал свою культуру. Он говорил: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда , и душа, и мысли».
V. Домашнее задание: §29-33. 1 гр. Упражнение 372 (с 1 - 5предлож.).
2 гр. Выписать из произведений русских поэтов и писателей
5-6 предложений с однородными членами.
3 гр. Сочинение - отзыв на прочитанную книгу А.П. Чехова. Использовать в сочинении однородные члены предложения.