kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок по теме "Однородные члены предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Однородные члены предложения и знаки препинания при них

Цель урока: обобщить и систематизировать знания об однородных членах предложения; сформировать умение правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; составлять схемы предложений с однородными членами; различать простые предложения с однородными членами, связанными союзом и,  и сложные предложения с этим же союзом;

       развивать культуру устной и письменной речи, произвольное внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, обобщать и делать выводы;

способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, чувства товарищества, добросовестного отношения к труду.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: интегрированный урок  решения

проблемно - познавательных задач.

Технология: личностно - ориентированное обучение.

Методы: интерактивный, проблемно - поисковый.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование:  интерактивная доска, таблицы - схемы, дидактический материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по теме "Однородные члены предложения"»

КГУ «Качарская средняя школа №1»



Однородные члены предложения

и знаки препинания при них


(8 класс)



Подготовила Гальцева В.А.,

учитель русского языка и литературы.

Домашний адрес: Костанайская область,

п. г. т. Качар



















2016 год




Тема: Однородные члены предложения и знаки препинания при них

Цель урока: обобщить и систематизировать знания об однородных членах предложения; сформировать умение правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; составлять схемы предложений с однородными членами; различать простые предложения с однородными членами, связанными союзом и, и сложные предложения с этим же союзом;

развивать культуру устной и письменной речи, произвольное внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, обобщать и делать выводы;

способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, чувства товарищества, добросовестного отношения к труду.


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: интегрированный урок решения

проблемно - познавательных задач.

Технология: личностно - ориентированное обучение.

Методы: интерактивный, проблемно - поисковый.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: интерактивная доска, таблицы - схемы, дидактический материал.


Ход урока.

Краткость - сестра таланта.

А.П. Чехов.

I. Организационный момент.

Сегодня у нас урок необычный. Что это значит? Вы сами поймёте, если подберёте к слову «необычный» синонимы. (Особенный, замечательный, чудесный, удивительный.)

- В чём необычность нашего урока?

II. Слово учителя.

У нас в гостях А.П. Чехов - талантливый писатель и удивительный человек. Скромный, начисто свободный от суетного тщеславия, писатель предсказывал себе, как автору рассказов, повестей и пьес, недолговечную жизнь.

Но и сегодня А.П. Чехов является одним из самых любимых, читаемых писателей нашего времени. Его называют Шекспиром современности. Нет ни одного континента, где не шли бы его пьесы: «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад». Писатель говорил: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». Чеховская вера в человека не отрывается от правды: читатель должен увидеть себя в литературе таким, «каков он есть».

- Вспомните рассказы А.П. Чехова: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий», «Каштанка». Среди его персонажей, «толстых» и «тонких», «хамелеонов», «господ обывателей» никто не вызывает сочувствия, все выступают объектом весёлой и беспощадной насмешки.

Как много сумел сказать А.П. Чехов в небольших по объёму рассказах. Не зря его крылатым изречением стали слова: «Краткость - сестра таланта».


  1. Запись эпиграфа.

  2. Постановка цели и задач урока.

- Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему и используя краткую запись на доске.

Обобщить знания об O, O, O … ;

повторить правило о ... при O, O, O … ;

учиться находить O, O, O в [ ] и [ ], и [ ] ;

составлять схемы предложений с O, O, O.

III. Закрепление и обобщение изученного материала.

  1. Синтаксический разбор предложения: А.П. Чехов написал рассказы:

«Смерть чиновника», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия», «Каштанка».

  1. Устный связный рассказ об однородных членах и знаках препинания

при них. (Учащиеся записывают предложения, приведённые учеником в качестве примера, и объясняют знаки препинания.)

3. Проверка домашнего задания. (Упр. № 265.)

- Зачитайте предложения из произведений А.П. Чехова, соответствующие схемам.

  1. [и O, и O, и O, и O].

  2. [O, и O, и O, и O].

  3. [или O, или O, или O, или O ].

  4. [O, или O, или O, или O].

- В чём особенность 1,3; 2,4 предложений? Сделайте вывод.

4. Расставьте знаки препинания в схемах:

1 вариант

2 вариант

  1. O O O

  2. O зато O

  3. O и O и O

  4. O и O O и O

  5. и O и O и O

  6. не только O но и O

- Перечислите условия, при
которых всегда ставится
запятая. (Устно.)


  1. O и O

  2. O или O

  3. O а O

  4. ни O ни O ни O

5. ни свет ни заря

6. как O так и O

- Перечислите условия, при которых запятая не ставится. (Устно.)






  1. Из какого произведения эти строки? (Работа в группах.)

-Определите тему и идею текста. Выпишите 3-4 предложения с однородными членами, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

1 группа: Ванька Жуков в ночь под Рождество не ложился спать. Когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырёк с чернилами ручку с заржавленным п..ром и стал писать.

«Милый дедушка, Константин Макарыч! - писал он. – Поздр..вляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца ни маменьки, только ты у меня один остался».

2 группа: Каштанкой овладели отч..яние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать. Путешествие с Лукой Александрычем ут..мило её уши и лапы озябли и к тому же она была ужасно голодна. За весь день она покушала только у переплётчика немножко клейстеру да около прилавка нашла колбасную кожицу - вот и всё. Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно».

3 группа: Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько бл..гоговения сладости и почтительной кислоты, что тайного советника ст..шнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощание руку.

Тонкий пожал три пальца поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.

4 группа: Иван Дмитриевич Червяков сидел во втором ряду кресел и гл.. дел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чу..ствовал себя на верху блаженства. Но вдруг лицо его поморщилось глаза подк..тились, дыхание ост.. новилось он отвёл от глаз бинокль нагнулся и ... апчхи!!! Чихнул, как видите. Червяков нисколько не сконфузился утёрся платочком и, как вежливый человек, погл.. дел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханием? Но тут уж пришлось сконфузиться. Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно выт..рал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то. В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения.

- Какой союз считается самым «опасным» и почему? (Союз и.)



[ O и O]. [ ], и [ ]



  1. «Кто быстрее?». Вспомните сюжет рассказа «Каштанка» и допишите сложные предложения, используя однородные члены. Объясните постановку знаков препинания.

Из дома вышел незнакомец, и ... (прозвучал его тёплый голос: «Псина, пойдем со мной»).

Через полчаса он накормил её, и … (она съела кусочек мяса и корочку сыра).

Когда Каштанка сидела перед столом и глядела на него, … (он ни разу не ударил ее, не затопал ногами и ни разу не крикнул).

7. Графический диктант. Каштанка разлеглась на матрасике и закрыла глаза. Она вспомнила Луку Александрыча, его сына Федюшку, уютное местечко под верстаком. Когда столяр строгал или читал вслух газету, Федюшка играл с нею. Федюшка привязывал на ниточку кусочек мяса и давал его Каштанке, а потом со смехом вытаскивал её из желудка.

[ O и O].

[ = O , O , O].

(Когда O или O),[ =].

[ O и O , а O].


8. Проверочная диагностическая работа. (Взаимопроверка.)


Тест.


  1. вариант


  1. вариант

1.Укажите предложение, в котором есть обобщающее слово при однородных членах. (Знаки препинания не расставлены.)

А) Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт.

В) В человеке должно быть всё прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.

С) Волчата ничего не поняли, но замахали хвостами.

Д) Чистый звучный басистый звук колокольчика звенел вокруг.

Е) В лесу в поле у реки слышались птичьи голоса.


2. Найдите предложения с однородными определениями. (Знаки препинания не расставлены)

А) Ласковый ветер трепал непослушные чёрные волосы.

В) Девочка постелила на стол чистую суровую скатерть.

С) Я буду тогда обладать истиной вечной несомненной.

Д) Солнечный сосновый бор манил своей красотой.

Е) Последние два дня дул крепкий штормовой ветер.


3. Найдите предложение, в котором однородные члены связаны соединительным союзом.

А) Был уже весенний месяц март, но по ночам деревья трещали от холода.

В) Игнат всё кашлял и разговаривал сам с собой.

С) Налево от дороги высились какие-то бугры, не то прошлогодние стога, не то деревья.

Д) Было тихо, но холодно, морозно.

Е) Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы?


4. Найдите предложения, в которых перед союзом и ставится запятая. (Знаки препинания не расставлены).

А) Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке.

В) Из лавок высовываются сонные физиономии и скоро около дровяного склада собирается толпа.

С) Прохор зовёт собаку и идёт с ней от дровяного склада.

Д) В этом возгласе было и восхищение и благодарность и любовь.

Е) Вороны сидели на высокой сосне и смотрели сверху на их борьбу.



5. Укажите, в каких предложениях не нужна запятая перед союзом да.

А) Отсталый да ленивый всегда позади.

В) Снайпер бьёт редко да метко.

С) Много прочёл да мало учёл.

Д) Щи да каша – пища наша.

Е) Не ладно скроен да крепко сшит.


1.Укажите предложение, в котором есть обобщающее слово при однородных членах. (Знаки препинания не расставлены.)

А) Он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, выбежал на улицу.

В) Изба Игната его сарай хлев и колодец были окружены высокими сугробами.

С) Слышалось там и пение и смех и ворчание.

Д) Запах человеческих и лошадиных следов пни сложенные дрова и тёмная дорога пугали её.

Е) Рассуждали обо всём о погоде музыке машинах.


2. Найдите предложения с однородными определениями. (Знаки препинания не расставлены)

А) Тёплая летняя ночь трепетала бесчисленными звёздами.

В) Профессор жил в большом одиноком доме на краю парка.

С) Наступила дождливая грязная тёмная осень.

Д) Волчиха упала передними лапами и грудью на что-то мягкое и тёплое.

Е) Снег скрипел под его маленькими чёрными ботинками.


3. Найдите предложение, в котором однородные члены связаны соединительным союзом.

А) Волчиха остановилась и положила свою ношу на снег.

В) Волчата ничего не поняли, но замахали хвостами.

С) Это был не ягнёнок, а щенок, чёрный, с большой головой.

Д) Её мучил голод, и от этих мыслей зубы ее щелкали.

Е) Дождь шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморось.



4. Найдите предложения, в которых перед союзом и запятая не ставится. (Знаки препинания не расставлены).

А) Пашка взбежал на ступени, взглянул в окно и острая, захватывающая радость вдруг овладела им.

В) В старом саду дорожки и грядки заросли лопухами и укропом.

С) Он хладнокровно встречал и удачу и неудачу.

Д) По сугробу волчиха взобралась на хлев и стала разгребать лапами и мордой соломенную крышу.

Е) Вчерашняя дыра была уже заделана соломой и по крыше протянулись две новые слеги.


5. Укажите, в каких предложениях нужна запятая перед союзом да.

А) Учился писать да читать, а выучился петь да плясать.

В) Мал золотник да дорог.

С) Ученье да труд к славе ведут.

Д) Ум имей хоть маленький да свой.

Е) У зазнайки Егорки похвалы да отговорки.

Ключ:


1

2

3

4

5

1 вариант

В

С, Е

В

В, Д

А, Д

2 вариант

Е

С, Д

Е

В, Д

В, Д


9. «Фразы растерялись». Восстановите эпизод текста. (Устно.)

1 и 2 группа

  1. Тётка вздрогнула и посмотрела туда, где кричали.

  2. Она вспомнила, упала со стула и забилась на песке, потом вскочила и с радостным визгом бросилась к этим лицам.

  3. Два лица: одно волосатое, пьяное и ухмыляющееся, другое - пухлое краснощёкое и испуганное - ударили ей по глазам, как раньше ударил яркий свет...

  4. Раздался оглушительный рёв, пронизанный насквозь свистками и пронзительным детским криком: «Каштанка! Каштанка!»

Ответ: 4, 3, 2, 1

3 и 4 группа

  1. Каштанка откликалась на слова Тётка или талант.

  2. Училась Тётка охотно.

  3. Раньше всех просыпался Иван Иваныч и подходил к Тётке или к коту, выгибал шею и начинал говорить о чём-то горячо и убедительно.

  1. Всякий удавшийся фокус она сопровождала звонким, восторженным лаем.

  2. Беганье на корде, прыганье в обруч, и езда верхом на старом Федоре Тимофеевиче доставляли ей величайшее наслаждение.

Ответ: 1,3,2,5,4.


IV. Итог урока. Каштанка очень быстро овладела цирковым искусством.

- Овладели ли вы постановкой запятой при однородных членах предложения? (Лидеры групп анализируют работу учащихся, аргументируют выставленные ученикам оценки.)

Слово учителя. Рассказы А.П. Чехова небольшие по объёму, но глубокие по содержанию. В этих коротеньких произведениях автор высмеивает всё дурное, мешающее людям жить честно и справедливо: лицемерие, грубость, чинопочитание, пошлость. А.П. Чехов хотел, чтобы у каждого человека были высокие нравственные идеалы, чтобы каждый воспитывал себя: избавлялся от недостатков, повышал свою культуру. Он говорил: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда , и душа, и мысли».

V. Домашнее задание: §29-33. 1 гр. Упражнение 372 (с 1 - 5предлож.).

2 гр. Выписать из произведений русских поэтов и писателей

5-6 предложений с однородными членами.

3 гр. Сочинение - отзыв на прочитанную книгу А.П. Чехова. Использовать в сочинении однородные члены предложения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интегрированный урок по теме "Однородные члены предложения"

Автор: Гальцева Валентина Александровна

Дата: 18.02.2016

Номер свидетельства: 295422

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(287) "Интегрированный урок русского языка и английского языка  в 8-м классе. Тема: «Защита окружающей среды. Однородные члены предложения. Повторение изученного.» "
    ["seo_title"] => string(179) "intieghrirovannyi-urok-russkogho-iazyka-i-anghliiskogho-iazyka-v-8-m-klassie-tiema-zashchita-okruzhaiushchiei-sriedy-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia-povtorieniie-izuchiennogho"
    ["file_id"] => string(6) "110983"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406875244"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Интегрированный урок по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них""
    ["seo_title"] => string(80) "intieghrirovannyi_urok_po_tiemie_odnorodnyie_chlieny_priedlozhieniia_i_znaki_pri"
    ["file_id"] => string(6) "456355"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1518287786"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Однородные члены предложения и знаки препинания при них "
    ["seo_title"] => string(65) "odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia-i-znaki-priepinaniia-pri-nikh"
    ["file_id"] => string(6) "146567"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419190521"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (РУССКИЙ ЯЗЫК - ЧТЕНИЕ)  ТЕМА: ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.С.ПУШКИНА "
    ["seo_title"] => string(148) "intiegrirovannyi-urok-russkii-iazyk-chtieniie-tiema-zakrieplieniie-znanii-ob-odnorodnykh-chlienakh-priedlozhieniia-na-proizviedieniiakh-a-s-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "149350"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420140601"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока толерантности по русскому языку "Повторение частей речи" 3-4 класс "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-tolierantnosti-po-russkomu-iazyku-povtorieniie-chastiei-riechi-3-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "113147"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409328596"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства