kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Однородные члены предложения и знаки препинания при них

Просмотр содержимого документа
«Однородные члены»






Интегрированный урок

по теме «Однородные члены предложения и знаки препинания при них»


8 класс



Подготовила Гальцева В.А.,

учитель русского языка

и литературы















Тема урока: Однородные члены предложения и знаки препинания при них

Цель урока: обобщить и систематизировать знания об однородных членах предложения; сформировать умение правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; составлять схемы предложений с однородными членами; различать простые предложения с однородными членами, связанными союзом и, и сложные предложения с этим же союзом;

развивать культуру устной и письменной речи, произвольное внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, обобщать и делать выводы;

способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, чувства товарищества, добросовестного отношения к труду.

Задачи:

Обучающие:

Обобщение и систематизация знаний по теме "Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах".

Развивающие:

Развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

Развитие монологической речи учеников, умения анализировать свою деятельность.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию любви к русскому языку,

нравственных черт характера, коммуникативных умений и навыков.


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: интегрированный урок решения проблемно - познавательных задач.

Технология: личностно - ориентированное обучение.

Методы: интерактивный, проблемно - поисковый.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: интерактивная доска, таблицы - схемы, дидактический материал.

Ход урока.

Краткость – сестра таланта.

А.П. Чехов.

I. Организационный момент.

Сегодня у нас урок необычный. Что это значит? Вы сами поймёте, если подберёте к слову «необычный» синонимы. (Особенный, замечательный, чудесный, удивительный.)

- В чём необычность нашего урока?

II. Слово учителя.

У нас в гостях А.П. Чехов талантливый писатель и удивительный человек. Скромный, начисто свободный от суетного тщеславия, писатель предсказывал себе, как автору рассказов, повестей и пьес, недолговечную жизнь.

Но и сегодня А.П. Чехов является одним из самых любимых, читаемых писателей нашего времени. Его называют Шекспиром современности. Нет ни одного континента, где не шли бы его пьесы: «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад». Писатель говорил: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». Чеховская вера в человека не отрывается от правды: читатель должен увидеть себя в литературе таким, каков он есть.

- Вспомните рассказы А.П. Чехова: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий», «Каштанка». Среди его персонажей, «толстых» и «тонких», «хамелеонов», «господ обывателей» никто не вызывает сочувствия, все выступают объектом весёлой и беспощадной насмешки.

Как много сумел сказать А.П. Чехов в небольших по объёму рассказах. Не зря его крылатым изречением стали слова: «Краткость сестра таланта».

  1. Запись эпиграфа.

  2. Постановка цели и задач урока.

- Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему и используя краткую запись на доске.

Обобщить знания об O, O, O … ;

повторить правило о ... при O, O, O … ;

учиться находить O, O, O в [ ] и [ ], и [ ] ;

составлять схемы предложений с O, O, O.

III. Закрепление и обобщение изученного материала.

  1. Синтаксический разбор предложения: А.П. Чехов написал рассказы:

«Смерть чиновника», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия», «Каштанка».

  1. Устный связный рассказ об однородных членах и знаках препинания

при них. (Учащиеся записывают предложения, приведённые учеником в качестве примера, и объясняют знаки препинания.)

3. Проверка домашнего задания. (Упр. № 265.)

- Зачитайте предложения из произведений А.П. Чехова, соответствующие схемам.

  1. O, и O, и O, и O].

  2. [O, и O, и O, и O].

  3. [или O, или O, или O, или O ].

  4. [O, или O, или O, или O].

- В чём особенность 1,3; 2,4 предложений? Сделайте вывод.

4. Расставьте знаки препинания в схемах:

1 вариант

2 вариант

  1. O O O

  2. O зато O

  3. O и O и O

  4. O и O O и O

  5. и O и O и O

  6. не только O но и O

- Перечислите условия, при
которых всегда ставится
запятая. (Устно.)


  1. O и O

  2. O или O

  3. O а O

  4. ни O ни O ни O

5. ни свет ни заря

6. как O так и O

- Перечислите условия, при которых запятая не ставится. (Устно.)





  1. Из какого произведения эти строки? (Работа в группах.)

-Определите тему и идею текста. Выпишите 3-4 предложения с однородными членами, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

1 группа: Ванька Жуков в ночь под Рождество не ложился спать. Когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырёк с чернилами ручку с заржавленным п..ром и стал писать.

«Милый дедушка, Константин Макарыч! - писал он. – Поздр..вляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца ни маменьки, только ты у меня один остался».

2 группа: Каштанкой овладели отч..яние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать. Путешествие с Лукой Александрычем ут..мило её уши и лапы озябли и к тому же она была ужасно голодна. За весь день она покушала только у переплётчика немножко клейстеру да около прилавка нашла колбасную кожицу вот и всё. Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно».

3 группа: Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько бл..гоговения сладости и почтительной кислоты, что тайного советника ст..шнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощание руку.

Тонкий пожал три пальца поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.

4 группа: Иван Дмитриевич Червяков сидел во втором ряду кресел и гл.. дел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чу..ствовал себя на верху блаженства. Но вдруг лицо его поморщилось глаза подк..тились, дыхание ост.. новилось он отвёл от глаз бинокль нагнулся и ... апчхи!!! Чихнул, как видите. Червяков нисколько не сконфузился утёрся платочком и, как вежливый человек, погл.. дел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханием? Но тут уж пришлось сконфузиться. Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно выт..рал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то. В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения.

- Какой союз считается самым «опасным» и почему? (Союз и.)

[ O и O]. [ ], и [ ]

  1. «Кто быстрее?». Вспомните сюжет рассказа «Каштанка» и допишите сложные предложения, используя однородные члены. Объясните постановку знаков препинания.

Из дома вышел незнакомец, и ... (прозвучал его тёплый голос: «Псина, пойдем со мной»).

Через полчаса он накормил её, и … (она съела кусочек мяса и корочку сыра).

Когда Каштанка сидела перед столом и глядела на него, … (он ни разу не ударил ее, не затопал ногами и ни разу не крикнул).

7. Графический диктант. Каштанка разлеглась на матрасике и закрыла глаза. Она вспомнила Луку Александрыча, его сына Федюшку, уютное местечко под верстаком. Когда столяр строгал или читал вслух газету, Федюшка играл с нею. Федюшка привязывал на ниточку кусочек мяса и давал его Каштанке, а потом со смехом вытаскивал её из желудка.

[ O и O].

[ = O , O , O].

(Когда O или O), [ =].

[ O и O , а O].

8. Проверочная диагностическая работа. (Взаимопроверка.)

Тест.


  1. вариант


  1. вариант

1.Укажите предложение, в котором есть обобщающее слово при однородных членах. (Знаки препинания не расставлены.)

А) Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт.

В) В человеке должно быть всё прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.

С) Волчата ничего не поняли, но замахали хвостами.

Д) Чистый звучный басистый звук колокольчика звенел вокруг.

Е) В лесу в поле у реки слышались птичьи голоса.




2. Найдите предложения с однородными определениями. (Знаки препинания не расставлены)

А) Ласковый ветер трепал непослушные чёрные волосы.

В) Девочка постелила на стол чистую суровую скатерть.

С) Я буду тогда обладать истиной вечной несомненной.

Д) Солнечный сосновый бор манил своей красотой.

Е) Последние два дня дул крепкий штормовой ветер.


3. Найдите предложение, в котором однородные члены связаны соединительным союзом.

А) Был уже весенний месяц март, но по ночам деревья трещали от холода.

В) Игнат всё кашлял и разговаривал сам с собой.

С) Налево от дороги высились какие-то бугры, не то прошлогодние стога, не то деревья.

Д) Было тихо, но холодно, морозно.

Е) Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы?


4. Найдите предложения, в которых перед союзом и ставится запятая. (Знаки препинания не расставлены).

А) Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке.

В) Из лавок высовываются сонные физиономии и скоро около дровяного склада собирается толпа.

С) Прохор зовёт собаку и идёт с ней от дровяного склада.

Д) В этом возгласе было и восхищение и благодарность и любовь.

Е) Вороны сидели на высокой сосне и смотрели сверху на их борьбу.



5. Укажите, в каких предложениях не нужна запятая перед союзом да.

А) Отсталый да ленивый всегда позади.

В) Снайпер бьёт редко да метко.

С) Много прочёл да мало учёл.

Д) Щи да каша – пища наша.

Е) Не ладно скроен да крепко сшит.


1.Укажите предложение, в котором есть обобщающее слово при однородных членах. (Знаки препинания не расставлены.)

А) Он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, выбежал на улицу.

В) Изба Игната его сарай хлев и колодец были окружены высокими сугробами.

С) Слышалось там и пение и смех и ворчание.

Д) Запах человеческих и лошадиных следов пни сложенные дрова и тёмная дорога пугали её.

Е) Рассуждали обо всём о погоде музыке машинах.


2. Найдите предложения с однородными определениями. (Знаки препинания не расставлены)

А) Тёплая летняя ночь трепетала бесчисленными звёздами.

В) Профессор жил в большом одиноком доме на краю парка.

С) Наступила дождливая грязная тёмная осень.

Д) Волчиха упала передними лапами и грудью на что-то мягкое и тёплое.

Е) Снег скрипел под его маленькими чёрными ботинками.


3. Найдите предложение, в котором однородные члены связаны соединительным союзом.

А) Волчиха остановилась и положила свою ношу на снег.

В) Волчата ничего не поняли, но замахали хвостами.

С) Это был не ягнёнок, а щенок, чёрный, с большой головой.

Д) Её мучил голод, и от этих мыслей зубы ее щелкали.

Е) Дождь шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморось.





4. Найдите предложения, в которых перед союзом и запятая не ставится. (Знаки препинания не расставлены).

А) Пашка взбежал на ступени, взглянул в окно и острая, захватывающая радость вдруг овладела им.

В) В старом саду дорожки и грядки заросли лопухами и укропом.

С) Он хладнокровно встречал и удачу и неудачу.

Д) По сугробу волчиха взобралась на хлев и стала разгребать лапами и мордой соломенную крышу.

Е) Вчерашняя дыра была уже заделана соломой и по крыше протянулись две новые слеги.


5. Укажите, в каких предложениях нужна запятая перед союзом да.

А) Учился писать да читать, а выучился петь да плясать.

В) Мал золотник да дорог.

С) Ученье да труд к славе ведут.

Д) Ум имей хоть маленький да свой.

Е) У зазнайки Егорки похвалы да отговорки.

Ключ:


1

2

3

4

5

1 вариант

В

С, Е

В

В, Д

А, Д

2 вариант

Е

С, Д

Е

В, Д

В, Д

9. «Фразы растерялись». Восстановите эпизод текста. (Устно.)

1 и 2 группа

  1. Тётка вздрогнула и посмотрела туда, где кричали.

  2. Она вспомнила, упала со стула и забилась на песке, потом вскочила и с радостным визгом бросилась к этим лицам.

  3. Два лица: одно волосатое, пьяное и ухмыляющееся, другое - пухлое краснощёкое и испуганное - ударили ей по глазам, как раньше ударил яркий свет...

  4. Раздался оглушительный рёв, пронизанный насквозь свистками и пронзительным детским криком: «Каштанка! Каштанка!»

Ответ: 4, 3, 2, 1

3 и 4 группа

  1. Каштанка откликалась на слова Тётка или талант.

  2. Училась Тётка охотно.

  3. Раньше всех просыпался Иван Иваныч и подходил к Тётке или к коту, выгибал шею и начинал говорить о чём-то горячо и убедительно.

  1. Всякий удавшийся фокус она сопровождала звонким, восторженным лаем.

  2. Беганье на корде, прыганье в обруч, и езда верхом на старом Федоре Тимофеевиче доставляли ей величайшее наслаждение.

Ответ: 1,3,2,5,4.

IV. Итог урока. Каштанка очень быстро овладела цирковым искусством.

- Овладели ли вы постановкой запятой при однородных членах предложения? (Лидеры групп анализируют работу учащихся, аргументируют выставленные ученикам оценки.)

Слово учителя. Рассказы А.П. Чехова небольшие по объёму, но глубокие по содержанию. В этих коротеньких произведениях автор высмеивает всё дурное, мешающее людям жить честно и справедливо: лицемерие, грубость, чинопочитание, пошлость. А.П. Чехов хотел, чтобы у каждого человека были высокие нравственные идеалы, чтобы каждый воспитывал себя: избавлялся от недостатков, повышал свою культуру. Он говорил: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

V. Рефлексия.

- Понравился ли урок? Чем интересен? Чему научились?

VI. Домашнее задание: §29-33. 1 гр. Упражнение 372 (с 1 - 5предлож.).

2 гр. Выписать из произведений русских поэтов и писателей 5-6 предложений

с однородными членами.

3гр. Сочинение - отзыв на прочитанную книгу А.П. Чехова. Использовать в сочинении однородные члены.

Самоанализ

урока русского языка

Тема урока: Однородные члены предложения и знаки препинания при них

Цель урока: обобщить и систематизировать знания об однородных членах предложения; сформировать умение правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; составлять схемы предложений с однородными членами; различать простые предложения с однородными членами, связанными союзом и, и сложные предложения с этим же союзом; развивать культуру устной и письменной речи, произвольное внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, обобщать и делать выводы; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, чувства товарищества, добросовестного отношения к труду.

Задачи:

Обучающие:

Обобщение и систематизация знаний по теме: "Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах".

Развивающие:

Развитие логического мышления школьников, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

Развитие монологической речи учеников, умения анализировать свою деятельность.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию любви к русскому языку,

нравственных черт характера, коммуникативных умений и навыков.


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: интегрированный урок решения проблемно - познавательных задач.

Технология: личностно - ориентированное обучение.

Методы: интерактивный, проблемно - поисковый.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, таблицы - схемы, дидактический материал.

Познавательный аспект цели связан с формированием опорной системы знаний по теме, осознанием учебного материала и осмыслением связей и отношений между однородными членами.

Развивающий аспект цели связан с развитием речи через обогащение словарного запаса учащихся при введении новых слов; развитием логического мышления при анализе и формированием умения делать выводы из наблюдений.

Воспитывающий аспект цели связан с воспитанием дисциплинированности, собранности, требовательности к себе, созданием дидактических условий для обеспечения положительного эмоционального процесса обучения:

  • Привлечение яркого фактического материала.

  • Опора на знакомые произведения («Рассказы А.П. Чехова»).

  • Побуждение учащихся к оценке и выражению собственного отношения к изучаемым произведениям.

Содержание этапов урока:

Под цели и содержание учебного материала была отобрана совокупность методов обучения:

  1. Организационный этап. Самый сложный и важный этап, на котором главной целью было удивить учащихся нестандартным началом урока, предложить их вниманию некую задачу, решение которой откроет для них новое, необычное, важное, а поиск ответа будет поддерживать интерес на всех этапах урока. Так появилось решение использовать тексты рассказов А.П. Чехова. Богатый языковой материал рассказов позволил выдержать урок в едином стиле. Иллюстрации к произведениям, использованные в презентации к уроку, сделали урок ярким, образным.

  2. Этап подготовки к активному сознательному обобщению знаний. На данном этапе была создана проблемная ситуация: учащиеся должны были сформулировать тему и цель урока, выписать предложения из рассказов А.П. Чехова, соответствующие схемам. Также был проведён графический диктант, который позволил повторить теоретический материал, актуализировал знания по теме и позволил, на мой взгляд, быстро проверить умение расставлять знаки препинания при однородных членах предложения.

  3. Этап закрепления знаний. На уроке учащиеся должны были обобщить и систематизировать знания, участвуя в поисковой деятельности. Опираясь на уже имеющиеся знания, обучающиеся включились в процесс решения проблем, сумели найти предложения с однородными членами в текстах и расставить знаки препинания при них, а также выполнили тест. Все учащиеся получили хорошие оценки. Следовательно, тема ими усвоена.

  4. Этап подведения итогов урока. На данном этапе учащиеся обобщили полученные сведения, сказали, что нового узнали на уроке, чем интересен был урок.

  5. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж к его выполнению.

В качестве домашнего задания предложено задание творческого характера, связанного с рассказами А.П. Чехова, что позволило связать начало и конец урока.

На уроке сочетались коллективная, групповая, парная и индивидуальная работа. Познавательная и творческая активность учащихся была на высоком уровне. Использование на уроке презентации, диалог с учащимися, атмосфера доброжелательности и требовательности позволили поддерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Цели урока достигнуты, урок был познавательным и эффективным. Использование презентации, единый языковой материал, связанный с рассказами А.П. Чехова, позволил нестандартно и интересно провести урок.

В.А. Гальцева, учитель

русского языка и литературы







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Интегрированный урок по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Автор: Гальцева Валентина Александровна

Дата: 10.02.2018

Номер свидетельства: 456355

Похожие файлы

object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(287) "Интегрированный урок русского языка и английского языка  в 8-м классе. Тема: «Защита окружающей среды. Однородные члены предложения. Повторение изученного.» "
    ["seo_title"] => string(179) "intieghrirovannyi-urok-russkogho-iazyka-i-anghliiskogho-iazyka-v-8-m-klassie-tiema-zashchita-okruzhaiushchiei-sriedy-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia-povtorieniie-izuchiennogho"
    ["file_id"] => string(6) "110983"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406875244"
  }
}
object(ArrayObject)#903 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Однородные члены предложения и знаки препинания при них "
    ["seo_title"] => string(65) "odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia-i-znaki-priepinaniia-pri-nikh"
    ["file_id"] => string(6) "146567"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419190521"
  }
}
object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Интегрированный урок по теме "Однородные члены предложения""
    ["seo_title"] => string(68) "intieghrirovannyi-urok-po-tiemie-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "295422"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455811352"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства