Интегрированный урок по русской грамоте.
1 –ый класс
Тема: «Сочетание ча - ща, чу – щу, жи – ши.»
Цели: 1. Закрепить и углубить знания уч-ся о сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу;
способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала.
2. Развивать воображение, речь, сообразительность, внимание, умение логически мыслить.
3. Воспитывать усидчивость на уроке, содействовать воспитанию любви к предмету.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, сказочные герои, таблицы, рисунки, карточки с сочетаниями, схемы слов, кроссворд..
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний..
Ход урока.
I.Организационный момент.
Приветствие: Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей,
Всех знакомых, незнакомых
И серьёзных и весёлых.
II. Сообщение темы и цели.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок.
Мы побываем в городке «Весёлая грамматика». Его жители – весёлые человечки и сказочные герои. Каждый из них предложит задание, которое вы должны выполнить. Но прежде чем мы начнем выполнять задания, послушайте несколько стихотворений. Слушая, обращайте внимание, какие правила встречаются в словах.
Дети читают стихи.
Озеро.
Чуть колыша камыши,
Дремлет озеро в тиши.
Отраженья в нем живут:
Тучи в озере плывут,
Бор сосновый, как живой,
Дремлет книзу головой.
Щука.
Щука в озере жила,
Щёткой дно она мела,
Щи варила для гостей,
Угощала пескарей.
Свеча.
Голова огнем пылает.
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу.
Учитель: Назовите слова. Которое вы выделили в стихотворениях?
(Ответы детей.)
- Сегодня на занятии мы повторим и закрепим знания правил о правильном написании сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
III. Работа над темой.
1. Устно:
- Ребята, а какой у нас недавно был праздник ? (Ответы детей)
- Вокруг чего вы танцевали на празднике? (Ответы детей)
- А вот у Петрушки ёлка не такая, как на празднике, а бумажная. На ёлке он написал слова с сочетаниями ЧА – ЩА, а какие – узнайте сами.
Задание №1.
(Дети записывают слова.)
- Петрушка доволен вашими ответами.
- Ребята, посмотрите, на доске нарисован круг, но не простой, а заколдованный, и придумал его человечек родом из Солнечной Италии – Чиполлино. Нужно составить из слогов слова с сочетаниями ЧУ-ЩУ.
2. Работа у доски
Задание №2: Нужно составить из слогов слова с сочетаниями ЧУ-ЩУ.
(Дети составляют слова)
- Молодцы, ребята!
3. Работа в прописи:
- Ребята, а у Чиполлино есть ещё одно желание, чтобы вы поработали в прописях и прописали написанные там сочетания.
Физминутка.
Мы писали, мы читали,
Что-то очень мы устали,
Мы сейчас потопаем,
Ручками похлопаем,
Раз присядем, быстро встанем,
Улыбнёмся, тихо сядем.
– Ребята, а у какого сказочного героя, желания исполнялись «по-щучьему велению»? (Ответы детей)
- Емеля просит вас помочь ему правильно написать ЖИ-ШИ. Для этого вам нужно хором прочитать то, что написано, и поднять карточку с нужным сочетанием.
Задание №3:
Лу жи\жы, жы\жи молость, чи жи\жы,
Лы жи\жы, мы ши\шы, камы ши\шы,
Ши\шы мпанзе, ши\шы пы, ма ши\шы на,
Ши\шы шки, ё жи\жы ки, пру жы\жи на.
4. Работа у доски:
* записать предложение: Щука рыбок приглашала, щедро щами угощала.
* подчеркнуть слово, в котором есть сочетание, над которыми мы сегодня работаем.
* сделать схему предложения.
Учитель:
- Дети, а почему «самоделкина» так называют?
(Ответы детей)
Учитель: Он сам сделал домик с окошками, но некоторые окошки закрыты ставнями, а вы должны догадаться, какая буква там спрятана.
Задание №4: учащиеся вставляют пропущенные буквы.
Учитель: Молодцы, справились с заданием, но «самоделкин» очень трудолюбивый и поэтому он приготовил для вас ещё одно задание, чтобы вы самостоятельно прочитали текст в букваре и выбрали слова на изучаемое правило.
5. Самостоятельная работа по букварю.
Задание №5
- чтение текста цепочкой;
- выборочное чтение;
- ответы на вопросы по содержанию
Учитель: А теперь, отгадайте загадку:
Он не знает ничего!
Вы все знаете его…
Мне ответьте без утайки,
Как зовут его?
(Ответы детей) – Незнайка
Учитель: Правильно, Незнайка. Он, ребята, не знает где в цепочке слов «лишнее»..
-Давайте ему поможем.
6. Работа в группах.
Задание №6
I- группа II-группа III- группа
Чайка, чашка, ёжики, моржи, малыши, камыши,
чайник, чугунок. ландыши, жирафы шалаши, лыжи
Учитель:
- Незнайка не знает ни одного правила, и ему скучно в нашем городке, давайте развеселим его частушками.
Девочки поют частушки.
-Жи да ши, жи да ши
С буквой И всегда пиши:
Мыши, ёжики, ужи,
Лужи, крыши и моржи.
Ча и ща, ча и ща,
Роща, чаща и свеча,
Пища, туча, саранча –
С буквой А и ча , и ща.
Сочетания чу и щу
Пишем только с буквой У.
Чудо, щука, ухвачу
И кричу, лечу, хочу.
Учитель: Сегодня в свой городок весёлые человечки пригласили в гости Чупа-Чупса – своего друга, который за ваши знания правил раздаст по своей маленькой конфетке.
(Детям вручаются сладости)
IV. Рефлексия: Понравился ли вам урок?
Что показалось наиболее интересным?
Какие задания понравились больше всего?
Какие показались более сложными?
Кто по вашему мнению был самым активным на уроке?
V. Комментирование оценок.
Открытый интегрированный урок
по «Русской грамоте»
в 1-ом классе.
Урок – игра:
Учитель: Ирза С.М.
Береговая СОШ Качирский район Павлодарская область