Статья: "Коррекционно развивающее обучение в спец.классах"
Статья: "Коррекционно развивающее обучение в спец.классах"
Н.С. Сундетбаева. Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Жезказгана
Проблема неуспеваемости определённой части учащихся массовой общеобразовательной школы давно привлекает к себе внимание педагогов. Хотя такие дети в пределах имеющихся у них знаний и обнаруживают достаточную способность к обобщению и имеют широкую зону «ближайшего развития», но без специализированной помощи не могут усвоить школьную программу. Чем же обусловлены, имеющиеся у детей проблемы с успеваемостью? Социальные болезни нашего общества, недостаточно высокий уровень жизни, врождённые и приобретённые причины отклонения в развитии, экологические проблемы способствуют появлению большого количества ослабленных детей. Классы коррекционно-развивающего обучения призваны помочь таким детям.
Учащиеся, с которыми я сейчас работаю - это дети с ослабленным здоровьем, имеющие проблемы со слухом, зрением и дефекты речи. У многих из них недостаточно сформирован речевой навык, мелкая моторика рук, навык учебной деятельности. Да к тому же ещё добавляется новое окружение, новые учителя и т.д. Дети от нахлынувшей на них тревожности теряются, не могут верно построить ответ, допускают множество ошибок, забывают буквы, цифры. Учебно-коррекционная работа с такими детьми весьма обширна и разнообразна. Наиболее общие принципы и правила этой работы сводятся к следующему:
индивидуальный подход к каждому ребёнку, как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий;
- использование в работе разнообразных средств обучения для предотвращения наступления утомления (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование занимательного и красочного дидактического материала и средств наглядности и т.д.);
- использование в работе методов, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать речь и формировать необходимые навыки учебной деятельности.
В процессе обучения ребят я использую упражнения на развитие психических процессов (память, внимание, речь).
Упражнения на развитие психических процессов:
1.Развитие слуховой памяти.
Учитель говорит название фруктов, овощей, а дети на листе бумаги зарисовывают их в названном порядке.
2.Развитие концентрации внимания и его устойчивости.
На карточке напечатаны буквы. Необходимо обнаружить среди них слова и подчеркнуть их:
ФПИТЗМКУНКОТПЛМАРТПОМЯЧВТРПВНДПТОЛДЫМГПУЖМЫЛО
3.Развитие зрительной памяти:
На стол ставится несколько небольших предметов. Детям предлагается запомнить в каком порядке они расположены. Дети отворачиваются, учитель меняет несколько предметов местами. Ребята должны сказать, что изменилось.
Для реабилитации детей в классе КРО, для более успешного их самоутверждения я рекомендую применять приём внушения, направив его на утверждение, что в этом классе собраны дети с нераскрытыми талантами. Для обоснованности этого
утверждения надо провести «тестирование» и, к большому удивлению ребят, объявить по его результатам, что все они без исключения имеют хорошие учебные способности, хорошую память, которая лишь нуждается в ежедневной тренировке с помощью специальных упражнений и заучивания стихов.
Использование разнообразных дидактических игр, связанных с активным движением - хлопками, бегом, ходьбой, бросанием мяча и т.д., вызывает у детей неподдельный интерес, воспитывает положительное эмоциональное отношение к уроку. Игра с учётом дидактических требований к уроку должна носить обучающий характер, иметь дидактическую цель и быть связанной с материалом урока. Игры стараюсь подбирать с такими приёмами и упражнениями, чтобы в них участвовали все учащиеся класса (у меня 9 учеников).
Дидактические игры:
1.Игра «Синий, красный»
Дети садятся в круг, ведущий, бросая мяч, произносит слово. Поймавший мяч ученик называет количество в этом слове:
Дети идут по кругу, держась за руки. По сигналу останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение
Для развития интеллекта использую различные головоломки, шарады, ребусы. Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Вызывает интерес как сам процесс отгадывания загадок, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, через межпредметные связи развивают и обогащают речь, способствуют развитию логического и эвристического мышления. Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ученика. В свою работу на уроках русского языка, познания мира, математики я включаю разные типы загадок. Из отгадок можно составить кроссворды, лото, провести игру в виде викторины, лотереи. Часто на уроках использую различные игры на превращение слов. Они помогают мне развивать у учеников орфографическую зоркость, позволяют предупредить некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь.
Игры на превращение слов:
Составить новые слова из слова «велосипед» Например: дело, село, ели, диво, плед и т.д.
Формирование речевой деятельности у учащихся в спец. классах в большинстве случаев идёт очень медленно, традиционная методика здесь не поможет. Поэтому задачу развития речи детей необходимо решать на всех уроках. Дети как можно больше должны говорить. Ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не укрепляет его веру в себя, как удача, и наоборот, ничто так не состоянии заглушить в нём чувство самоуважения, осознание своей ценности, как часто повторяющиеся неудачи. Одним из слагаемых счастливого детства является ощущение пережитого успеха, достигнутого при преодолении трудностей, в том числе учебных. Учащиеся моего класса принимают участие в интеллектуальных марафонах, международных олимпиадах и добиваются неплохих результатов. Достигнутый успех создаёт у этих детей высокий эмоциональный настрой, положительно влияет на состояние нервной системы, тонизирует весь организм.
Для успешного осуществления коррекционной работы в младших классах необходимо кроме прошлого и сегодняшнего материала, небольшими порциями давать
труднейший материал, который будут проходить дети в будущем (возможно даже в следующем классе). Лучшие ученики интуитивно схватывают сложные будущие темы, испытывая интеллектуальное наслаждение, а слабые, не спеша, в многократных повторениях, постигают трудный материал, и в конце концов усваивают его к сроку, не отставая от класса.
Для повышения эффективности обучения стараюсь разнообразить виды уроков. Особенно плодотворно в спец. классах проходят интегрированные уроки, так как дают возможность часто менять в процессе обучения виды деятельности и экономить время. Например: в первом классе мною был проведён интегрированный урок (русская грамота и трудовое обучение) на тему «Русская сказка «Снегурочка». Конструирование из бумаги». Ребята читали, соотносили свой отрывок из сказки с иллюстрацией на доске, называли героев по-казахски, «возрождали» Снегурочку, собирая её из отдельных деталей. А дома необходимо было придумать сказке счастливый конец.
В третьем классе - интегрированный урок по литературе, русскому языку и казахскому языку на тему «Дружба». Виды предложений». На уроке ребята рассуждали о понятии «дружба», о необходимости жить в мире и согласии всем народам нашей многонациональной страны, читали казахские пословицы, переводили их на русский язык, повторяли виды предложений, составляли и записывали предложения на данную тему.
На таких уроках дети уверенно и с большим желанием работают. А там, где работа идёт с интересом, там и результаты лучше. Ведь самая важная задача учителя состоит в том, чтобы сделать трудное - привычным, привычное - лёгким, лёгкое - приятным, и тогда учёба в школе будет доставлять радость.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья: "Коррекционно развивающее обучение в спец.классах"»
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦ. КЛАССАХ.
Н.С. Сундетбаева. Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Жезказгана
Проблема неуспеваемости определённой части учащихся массовой общеобразовательной школы давно привлекает к себе внимание педагогов. Хотя такие дети в пределах имеющихся у них знаний и обнаруживают достаточную способность к обобщению и имеют широкую зону «ближайшего развития», но без специализированной помощи не могут усвоить школьную программу. Чем же обусловлены, имеющиеся у детей проблемы с успеваемостью? Социальные болезни нашего общества, недостаточно высокий уровень жизни, врождённые и приобретённые причины отклонения в развитии, экологические проблемы способствуют появлению большого количества ослабленных детей. Классы коррекционно-развивающего обучения призваны помочь таким детям.
Учащиеся, с которыми я сейчас работаю - это дети с ослабленным здоровьем, имеющие проблемы со слухом, зрением и дефекты речи. У многих из них недостаточно сформирован речевой навык, мелкая моторика рук, навык учебной деятельности. Да к тому же ещё добавляется новое окружение, новые учителя и т.д. Дети от нахлынувшей на них тревожности теряются, не могут верно построить ответ, допускают множество ошибок, забывают буквы, цифры. Учебно-коррекционная работа с такими детьми весьма обширна и разнообразна. Наиболее общие принципы и правила этой работы сводятся к следующему:
индивидуальный подход к каждому ребёнку, как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий;
- использование в работе разнообразных средств обучения для предотвращения наступления утомления (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование занимательного и красочного дидактического материала и средств наглядности и т.д.);
- использование в работе методов, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать речь и формировать необходимые навыки учебной деятельности.
В процессе обучения ребят я использую упражнения на развитие психических процессов (память, внимание, речь).
Упражнения на развитие психических процессов:
1.Развитие слуховой памяти.
Учитель говорит название фруктов, овощей, а дети на листе бумаги зарисовывают их в названном порядке.
2.Развитие концентрации внимания и его устойчивости.
На карточке напечатаны буквы. Необходимо обнаружить среди них слова и подчеркнуть их:
ФПИТЗМКУНКОТПЛМАРТПОМЯЧВТРПВНДПТОЛДЫМГПУЖМЫЛО
3.Развитие зрительной памяти:
На стол ставится несколько небольших предметов. Детям предлагается запомнить в каком порядке они расположены. Дети отворачиваются, учитель меняет несколько предметов местами. Ребята должны сказать, что изменилось.
Для реабилитации детей в классе КРО, для более успешного их самоутверждения я рекомендую применять приём внушения, направив его на утверждение, что в этом классе собраны дети с нераскрытыми талантами. Для обоснованности этого
утверждения надо провести «тестирование» и, к большому удивлению ребят, объявить по его результатам, что все они без исключения имеют хорошие учебные способности, хорошую память, которая лишь нуждается в ежедневной тренировке с помощью специальных упражнений и заучивания стихов.
Использование разнообразных дидактических игр, связанных с активным движением - хлопками, бегом, ходьбой, бросанием мяча и т.д., вызывает у детей неподдельный интерес, воспитывает положительное эмоциональное отношение к уроку. Игра с учётом дидактических требований к уроку должна носить обучающий характер, иметь дидактическую цель и быть связанной с материалом урока. Игры стараюсь подбирать с такими приёмами и упражнениями, чтобы в них участвовали все учащиеся класса (у меня 9 учеников).
Дидактические игры:
1.Игра «Синий, красный»
Дети садятся в круг, ведущий, бросая мяч, произносит слово. Поймавший мяч ученик называет количество в этом слове:
Дети идут по кругу, держась за руки. По сигналу останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение
Для развития интеллекта использую различные головоломки, шарады, ребусы. Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Вызывает интерес как сам процесс отгадывания загадок, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, через межпредметные связи развивают и обогащают речь, способствуют развитию логического и эвристического мышления. Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ученика. В свою работу на уроках русского языка, познания мира, математики я включаю разные типы загадок. Из отгадок можно составить кроссворды, лото, провести игру в виде викторины, лотереи. Часто на уроках использую различные игры на превращение слов. Они помогают мне развивать у учеников орфографическую зоркость, позволяют предупредить некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь.
Игры на превращение слов:
Составить новые слова из слова «велосипед» Например: дело, село, ели, диво, плед и т.д.
Формирование речевой деятельности у учащихся в спец. классах в большинстве случаев идёт очень медленно, традиционная методика здесь не поможет. Поэтому задачу развития речи детей необходимо решать на всех уроках. Дети как можно больше должны говорить. Ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не укрепляет его веру в себя, как удача, и наоборот, ничто так не состоянии заглушить в нём чувство самоуважения, осознание своей ценности, как часто повторяющиеся неудачи. Одним из слагаемых счастливого детства является ощущение пережитого успеха, достигнутого при преодолении трудностей, в том числе учебных. Учащиеся моего класса принимают участие в интеллектуальных марафонах, международных олимпиадах и добиваются неплохих результатов. Достигнутый успех создаёт у этих детей высокий эмоциональный настрой, положительно влияет на состояние нервной системы, тонизирует весь организм.
Для успешного осуществления коррекционной работы в младших классах необходимо кроме прошлого и сегодняшнего материала, небольшими порциями давать
труднейший материал, который будут проходить дети в будущем (возможно даже в следующем классе). Лучшие ученики интуитивно схватывают сложные будущие темы, испытывая интеллектуальное наслаждение, а слабые, не спеша, в многократных повторениях, постигают трудный материал, и в конце концов усваивают его к сроку, не отставая от класса.
Для повышения эффективности обучения стараюсь разнообразить виды уроков. Особенно плодотворно в спец. классах проходят интегрированные уроки, так как дают возможность часто менять в процессе обучения виды деятельности и экономить время. Например: в первом классе мною был проведён интегрированный урок (русская грамота и трудовое обучение) на тему «Русская сказка «Снегурочка». Конструирование из бумаги». Ребята читали, соотносили свой отрывок из сказки с иллюстрацией на доске, называли героев по-казахски, «возрождали» Снегурочку, собирая её из отдельных деталей. А дома необходимо было придумать сказке счастливый конец.
В третьем классе - интегрированный урок по литературе, русскому языку и казахскому языку на тему «Дружба». Виды предложений». На уроке ребята рассуждали о понятии «дружба», о необходимости жить в мире и согласии всем народам нашей многонациональной страны, читали казахские пословицы, переводили их на русский язык, повторяли виды предложений, составляли и записывали предложения на данную тему.
На таких уроках дети уверенно и с большим желанием работают. А там, где работа идёт с интересом, там и результаты лучше. Ведь самая важная задача учителя состоит в том, чтобы сделать трудное - привычным, привычное - лёгким, лёгкое - приятным, и тогда учёба в школе будет доставлять радость.