kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Имена существительные с шипящими на конце.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Имена существительные с шипящими на конце.

Цель:  развитие умения правильно писать имена существительные с      шипящими на конце  слова. 

Задачи: уметь различать существительные с шипящими на конце слова, правильно  писать их;

 способствовать обучению  учащихся умению анализировать, классифицировать, группировать, обосновывать логику доказательства.
 воспитывать у учащихся уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Имена существительные с шипящими на конце.»

Тема: Имена существительные с шипящими на конце.

Цель: развитие умения правильно писать имена существительные с шипящими на конце слова.

Задачи: уметь различать существительные с шипящими на конце слова, правильно писать их;

способствовать обучению учащихся умению анализировать, классифицировать, группировать, обосновывать логику доказательства.
воспитывать у учащихся уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения.

Тип урока: освоение нового материала

Методы: словесный, практический, частично-поисковый, наглядный.

Оборудование: учебник, компьютер, карточки для самостоятельной работы.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, в группах.

Межпредметная связь: чтение, математика

Ход урока

I. Организационный момент

Эмоциональный настрой учащихся.

Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно, ребята,
Надо потрудиться.


II. Проверка выполнения домашнего задания


III.Мин. чистописания

Тетрадь наклонно положу.

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою я дружу,

И красиво напишу.


- Кто внимательно слушал, тот попробует ответить, группа каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других? (Шипящие согласные звуки).

- Какие согласные звуки называются шипящими? Почему? Назовите их.

- Какими буквами эти согласные звуки обозначим на письме?

(буквы - на доске)

- Я предлагаю вам написать вот такую цепочку: жшчщ

Аккуратно написали

И нисколько не устали.

Наш урок мы продолжаем,

Тему дальше развиваем.

IV. Актуализация знаний

— На доске написаны слова. Прочитайте их.

— Расскажи, зачем и как,
Служит в речи мягкий знак?


Ручьи, день,

семья, тень,

крылья осень,

листья, окунь,

улья, морковь

— Прочитайте слова в первом столбике.

Какую работу в этих словах выполняет мягкий знак?

(Он отделяет согласную от гласных: е, ё, ю, я, и).

— Как он называется? (Разделительный мягкий знак).

— Прочитайте слова во втором столбике.

Какую работу в этих словах выполняет мягкий знак?

(В  этих словах мягкий знак — это показатель мягкости согласного звука).

Вывод: мягкий знак может быть смягчающим и разделительным.

V. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи


На доске записаны слова:
меч                       сушь
ключ                     тишь
шалаш                  мышь   
багаж                 полночь

— К какой части речи относятся эти слова? (Имена существительные).

— Подумайте, какую работу выполняет мягкий знак?

(Ответы детей: -Он указывает на мягкость. Но буквы «ж» и «ш» всегда твердые, им не нужна мягкость. Буквы «ч» и «щ» обозначают всегда только мягкие звуки).

— Так какую функцию выполняет мягкий знак?

Может быть, у него есть еще неизвестная нам функция?

Это мы сегодня и будем выяснять.


VI. Сообщение темы урока.

Работа в группах.

—  Проведем исследование в группах (каждой группе дается карточка с заданием).

1 группа
1. Чем схожи слова первого и второго столбика?
2. Чем они отличаются?
3. На что указывает мягкий знак?

2 группа
1. Определите род существительных.
2. Чем схожи слова первого и второго столбика?
3. Чем они различаются?
4. На что указывает мягкий знак?

3 группа
1. Определите род существительных первого и второго столбика.
2. Чем отличаются существительные?
3. Что общего в звучании данных слов?
4. На что указывает мягкий знак?

Ответы детей.

— Давным-давно произошла эта история. Случилась она в Стране Слов в Королевстве Существительных с шипящими на конце (ш, ж, щ, ч). Эти слова захотели быть похожими на людей. Ведь мы можем по внешнему виду отличить мужчину от женщины. Захотели этого и существительные с шипящими на конце. Как сделать так, чтобы, не задавая вопроса, не подставляя слов он или она, можно было сразу же сказать, к какому роду относится слово — к мужскому или женскому?

Слова задумались. В это время мимо проходил мягкий знак. Вот и попросили его существительные с шипящими на конце помочь им советом. И мягкий знак нашел выход: он решил встать на конце существительных жен — ского рода с шипящими на конце, а к существительным мужского рода с ши- пящими на конце и близко не подходить. С тех пор, только посмотрев на слово с шипящими на конце, можно сразу же сказать, какого оно рода — женского или мужского.

Вывод: мягкий знак указывает на женский род существительных с шипящим на конце.

Существительные с шипящими на конце



Женский род                             Мужской род
ь пишется                               ь не пишется


VII. Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко – легко подышим.


VIII. Первичное закрепление.

Выполнение практических заданий.


а) Работа по учебнику

— Прочитайте правило на стр. 141

б) Запиши имена существительные в единственном числе.

*Определи их род. (работа у доски с объяснением) упр.372

* Допиши существительные с шипящими согласными на конце слова.

упр.376

в) Самостоятельная работа.

Вставь мягкий знак в слова, где он нужен.

Сторож…, суш…, борщ…,
доч…, дрож…, царевич…,
меч…, дич…, мыш…,
плащ…, тиш…, мяч…

— А теперь проверьте работу по монитору компьютера

Итог урока: в каких существительных после шипящих будем писать мягкий знак?


IX. Итог урока. Рефлексия

— Мы с вами хорошо потрудились?

Если урок понравился, пусть ваш клоун заулыбается.


X. Оценки результатов деятельности учащихся на уроке.


XI. Домашнее задание

Закрепить умение правильно употреблять мягкий знак на конце существительных после шипящих при выполнении упр. 373 стр.141


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Имена существительные с шипящими на конце.

Автор: Ефименко Татьяна Дмитриевна

Дата: 01.01.2016

Номер свидетельства: 271570

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Разработка открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Имена существительные с шипящими на конце" "
    ["seo_title"] => string(125) "razrabotka-otkrytogho-uroka-po-russkomu-iazyku-vo-2-klassie-po-tiemie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-s-shipiashchimi-na-kontsie"
    ["file_id"] => string(6) "226990"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440563806"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Открытый урок по русскому языку в 3-м классе "Имена существительные с шипящим звуком на конце""
    ["seo_title"] => string(92) "otkrytyiurokporusskomuiazykuv3mklassieimienasushchiestvitielnyiesshipiashchimzvukomnakontsie"
    ["file_id"] => string(6) "275115"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452520554"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока  русского языка "Имена существительные  сшипящими на конце". "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-imiena-sushchiestvitiel-nyie-sshipiashchimi-na-kontsie"
    ["file_id"] => string(6) "168343"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423224322"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Итоговый урок – путешествие по зимнему лесу:      « Имя существительное». "
    ["seo_title"] => string(75) "itoghovyi-urok-putieshiestviie-po-zimniemu-liesu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "174134"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424093639"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Урок русского языка  во 2 классе Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(126) "urok-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-tiema-odushievlionnyie-i-nieodushievlionnyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "189617"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426967639"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства