Цели урока:
- Формировать умение определять род имен существительных с основой, оканчивающейся на шипящий звук; тренировать умение правильно употреблять мягкий знак после шипящих букв, обозначающих звуки.
- Развивать орфографическую зоркость, умение распознавать орфограммы.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Каллиграфия + актуализация знаний.
А@А //М@М \\ Л@Л // Я@Я \\
На доске слова:
Еж, ночь, плащ, мышь, рожь, нож, ключ, печь.
- Слова какой части речи записаны на доске?
- На какие 2 группы можно разделить эти имена существительные?
- Назовите имена существительные женского рода, мужского рода.
- Запишите их в 2 столбика.
Ж. Р.
М.Р.
Ночь
еж
Мышь
плащ
Рожь
нож
Печь
ключ
- Какой вывод можно сделать? (везде нулевое окончание, в конце шипящий звук).
3. Работав по учебнику:
- стр 62 опрос правила.
- стр 63 № 174 С.Р.
4. Постановка темы урока
Продолжим тренировать умение правильно употреблять мягкий знак в именах существительных с основой, заканчивающийся буквой, обозначающей шипящий звук.
1) Игра “Добавь словечко”
Записать существительные, определить род. Объяснить написание мягкого знака на конце.
Она бывает детской, бывает устной и письменной - … (речь).
Он бывает тупой или острый - … (нож).
Круглый, упругий … (мяч).
Верный, преданный …(товарищ).
Правда лучше, чем …(ложь).
В поле колосится золотая …(рожь).
У матери бывает сын и …(дочь).
2) Внимательно послушайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить. При повторном чтении, ориентируясь на первое слово, напишите вторые слова словосочетаний. Подчеркните орфограмму, с которой мы работаем сегодня на уроке.
Скорая помощь
острый нож
Железный обруч
тяжелый багаж
Верный товарищ
темная ночь
Глазной врач
ночная тишь
5. Физкультминутка.
Я буду называть имена существительные женского и мужского рода с шипящими на конце. Если я назову существительное женского рода, вы хлопаете ладонями за спиной. Если услышите существительное мужского рода, хлопаете ладонями над головой.
Еж, лещ, печь, мышь, товарищ, кирпич, помощь, ночь, тишь, борщ.
6. Выбрать нужное место для мягкого знака.
В цирке имен существительных
В полноч… на манеж… вышел циркач… и его доч…. На нем был плащ…. В руках он держал мяч…. Скрипач… играл марш…. Вот морж… поймал мяч…. В зале сидела молодёж…. Стояла тиш….
7. Самостоятельная работа. На 3 уровня.
1 уровень.
Прочитайте отрывки из стихотворений. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Дремлет чуткий камыш…, тиш… - безлюдье вокруг.