Тема: Имена собственные
Класс: 4
Цель:
- формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные;
- развивать наблюдательность, внимание, умение сравнивать слова;
Воспитать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию;
- расширить кругозор учащихся.
Ход урока
- Орг. Момент
Прозвенел звонок для нас.
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо
Все легонечко вздохнем
И урок мы наш начнем.
- Закрепление знаний
- Итак, ребята, давайте вспомним, с какими темами мы знакомились на предыдущих уроках? (названия действий, предметов, признаков)
- На какие вопросы отвечают названия предметов? (кто? что?). А чем отличаются эти слова? (На вопрос кто? отвечают слова – одушевленные, а на вопрос что? – слова неодушевленные).
- Молодцы! А на какие вопросы отвечают названия действий? (что делает? что сделает? что будет делать?)
- Молодцы!
- На какие вопросы отвечают названия признаков? (какой? какое? какие?)
- Молодцы! А теперь, ребята, все внимательно посмотрите на доску. Здесь даны слова, кто нам прочитает? (Москва, красивый, пришел, Марина, доска, зеленый, увидел, Иванов, посмотрел, книга, муравей, хмурый).
- Нам нужно распределить слова по группам «На названия действий, признаков и предметов»
Названия предметов
Названия действий
Названия признаков
- Изучение новой темы
- Молодцы! А теперь прочитайте, какие же слова остались? Эти слова нужно распределить еще на две группы. На какие группы можно распределить эти слова? (Слова, которые пишутся с большой и маленькой буквы)
- Почему вы их так распределили? ( ответы детей)
- Молодцы! Имена людей, фамилии, отчества, клички, названия городов, деревень, озер и рек – это имена собственные. Они всегда пишутся с большой буквы.
4. Работа по учебнику
- Открываем тетради, записываем дату и тему нашего сегодняшнего урока. Запишите эти слова в тетрадь.
- Открываем учебники на странице 112, упражнение 2,3,4.
5. Закрепление изученного материала
- Ребята, вчера нашему классу пришло письмо от почтальона Печкина. Он нас просит уму помочь разобраться в обозначении слов. Он сделал таблицу и не может заполнить его. Поможем ему?
- У вас на партах лежат таблицы, но таблицу мы будем заполнять с помощью отгадывания загадок. Ответы будем записывать в левый столбик, а обозначения в правый столбик. Готовы?
1. Той девочки прекрасней нет,
Той девочки нет умней,
И Пьеро, ее вздыхатель,
Целый день поет о ней. (Мальвина)
2. В какой деревне жил дядя Федор со своими друзьями? (Простоквашино)
3. В Простоквашино живет
Все хозяйство там ведет.
Адрес точно я не знаю,
Но фамилия морская. (Матроскин)
- Продолжите фразу: Лиса Патрикеевна, Кот Котофеевич и Михайло … (Потапыч)
- Как звали любимую корову кота Матроскина? (Мурка)
- Самое глубокое озеро. (Байкал)
- Столица Республики Бурятия (Улан-Удэ)
- Молодцы! А теперь напишем в правый столбик обозначения этих слов. Что обозначает слово Мальвина? (имя)
Простоквашино – деревня
Матроскин – фамилия
Потапыч – отчество
Мурка – кличка
Байкал – озеро
Улан-Удэ – город.
- Значит, какой можно сделать вывод? Что имена, фамилии, названия городов, деревень, клички животных, озера, реки – это имена собственные. И как они пишутся? (С большой буквы)
- Молодцы! А теперь мы с вами попробуем составить рассказ с этими словами.
- Мы помогли почтальону Печкину. И мы уже готовы отправить ему ответ.
6. Итог урока
- С какой новой темой мы с вами познакомились?
- Что такое имена собственные? Как они пишутся?
7. Оценивание
8. Домашнее задание стр. 112 Упр. 1