kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок + презентация по русскому языку для 2 класса "Имена нарицательные и имена собственные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка

2 класс

УМК «Перспектива»

Тема: «Имена нарицательные и имена собственные»

Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.

Задачи:

образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;

развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему хутору, гордости за своих земляков.

Планируемые предметные результаты:

- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы. 

Планируемые метапредметные результаты:

личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.

Формируемые УУД:

- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;

- уметь осуществлять самооценку результатов работы;

- уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе;

- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение;

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

- формулировать понятные высказывания, используя термины;

- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию;

Организация пространства:

фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.

Ресурсы:

компьютер, проектор интерактивная доска, учебник «Русский язык» 2 класс

Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, карточки для  парной и групповой работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«имена нарицательные и имена собственные»


Урок русского языка

2 класс

УМК «Перспектива»


Тема: «Имена нарицательные и имена собственные»


Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.


Задачи:

образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;

развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему хутору, гордости за своих земляков.


Планируемые предметные результаты:

- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.


Планируемые метапредметные результаты:

личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.


Формируемые УУД:

- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;

- уметь осуществлять самооценку результатов работы;

- уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе;

- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение;

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

- формулировать понятные высказывания, используя термины;

- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию;


Организация пространства:

фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.


Ресурсы:

компьютер, проектор интерактивная доска, учебник «Русский язык» 2 класс

Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, карточки для парной и групповой работы.


Ход урока


I Организация начала урока

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно.

И скорей начнем урок.

Будем мы писать, трудиться.

Ведь заданья нелегки.

Нам друзья, нельзя лениться.

Так как мы ученики

- Но не простые ученики. А ученики – моряки.

- Как вы уже поняли, сегодня у нас необычный урок. Вместе с нашими гостями мы отправимся в морское путешествие по океану «РУССКИЙ ЯЗЫК» Слайд__2__


II. Минутка чистописания.

- Перед дальней дорогой нужно подготовить корабль. Юнга вымоет палубу. А мы проведем минутку ЧИСТОписания. Слайд 3 - 4

Кк Кк Кк ко ко ко [ карабл/]


- Прочитайте транскрипцию, какое слова вы прочитали. Назовите орфограммы. (безударная гласная - о, бль)

- Слово корабль на уроке вы будете слышать часто, поэтому запомните, как правильно писать словарное слово корабль.


III. Проверка домашнего задания.

- Свистать всех наверх. Держим курс на остров «Проверяй-ка». Слайд_5_

Дома вы должны были записать загадку, вставляя пропущенные буквы. Перед вами слова из дом. задания, объясните какие буквы в словах пропущены.

Л…сной – Слайд _6_

П…лянке –

Б…рёза - (правописание безударной гласной)


- Как проверить правописание безударной гласной в слове?

(подобрать проверочное слово)

Л…сной – лес

П…лянке – поле

Б…рёза – словарное слово

- Почему к слову берёза вы не смогли подобрать проверочное слово?

(это словарное слово)

IV. Орфографическая работа.

- Молодцы! Держим курс в бухту «Орфографическая» Слайд _7_

Работа в парах по карточкам.


Карточка

1. Вставьте пропущенные слова:

Чтобы проверить ____________________ гласную в слове, нужно изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ________________________ .


2. Подберите проверочное слово, вставьте пропущенную букву:

___________ - ш…гать

___________ - д…жди

___________ - т…шина

___________ - в…да

(проверка) Слайд _8_

- Проверим. А теперь пусть встанут те дети, у кого нет ошибок,

у кого 1 ошибка,

у кого 2 ошибки,

у кого 3 ошибки,

Все встали: подняли руки вверх, сделали глубокий вдох, опустили руки, тихо присели.


V. Актуализация знаний.

- Ребята, как вы думаете во 2 задании, какое слово будет лишним? Почему? (шагать, это слово обозначает действие – глагол)

Что обозначают остальные слова?

(остальные слова обозначают предметы и отвечают на вопрос что? – существительные)

Запишем эти слова в тетрадь по образцу

Что?

дождь

тишина

вода Слайд _9_


- На какой ёще вопрос отвечают существительные? (кто?)

Приведите примеры:……………..

- Посмотрите, какие слова я записала во второй столбик

Что? Кто?

дождь Света

тишина Рыжик

вода Ивановна запишите второй столбик

- Итак, в бухте мы пополнили свой корабль необходимыми знаниями и теперь можем отправляться к острову «Новый».

Слайд _10_


VI. Изучение нового материала.

1 Определение темы урока Слайд _11_

- Посмотрите ещё раз на слова. Объясните, почему в одном столбике слова записаны с маленькой буквы, а в другом с большой?

( во 2 столбике записаны собственные имена)

- Что обозначают эти слова?

(Света – имя, Рыжик – кличка, Ивановна - отчество)


- Как вы думаете, а как будут называться все остальные существительные?

Ребята, в словаре Ефремовой слова, относящиеся к однородным предметам называются именами Нарицательными.


- На какие группы делятся имена существительные? (имена нарицательные и имена собственные)

- Ребята, кто уже готов назвать тему урока? Слайд _12_


- Откройте учебник на стр 15. Прочитайте, как объясняет Иван Иванович понятие «собственные имена»

Слайд _13_

(- Имена собственные – это имена, отчества и фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, рек.

Имя собственное называет предмет своим особым именем, выделяя его среди других, и поэтому пишется с заглавной буквы.

Другие слова – имена, общие для целой группы похожих предметов, - называются именами нарицательными)

2. Первичное закрепление нового материала. Слайд _14_

- Ребята распределите слова в две группы, подумайте как вы их запишите?

С(с)трана, Б(б)орис, Р(р)ека, О(о)зеро, Р(р)оссия, Д(д)он.


VII. Физминутка.

- Прежде чем мы отправимся в обратный путь. Проведем небольшую разминку.

- Я попрошу вас встать. Разминку выполним следующим образом.

Если вы услышите имя собственное, которое надо писать с большой буквы, то подымите руки вверх, если услышите имя нарицательное, которое надо писать с маленькой буквы, опустите руки вниз.

Будьте внимательными.

Алёша, космонавт, Юля, пилот, Марина, ученица, солнце, Пойда, Рудомаха, Настя тетрадь, Олег.


- Все вы молодцы, можем отправляться в пути.


VII. Закрепление знаний.

1. Работа по слайду.

- Внимание! На горизонте появились рифы.

Слайд _15_

(подводные или находящиеся на уровне моря скалы, опасные для корабля).

Чтобы успешно пройти рифы нужно правильно выполнить задание, определив наше место положения.

Слайд _16_

Мы живём в стране Россия, в хуторе Ленина. Наша школа находится на улице Карла Маркса.


2. Работа по учебнику упр 15 Слайд _17_

- В следующем задании упр. 15, нужно разгадать ребусы и записать только имена ребят (по 1 ученику на доске: Наташа, Вова, Валя, Ваня, Надя)


VIII. Итог урока.

- Молодцы вы успешно прошли рифы. На горизонте я вижу маяк, он указывает путь в наш порт. А для нас маяком являются наши знания. Проверим их.

Слайд _18_

- Назовите тему урока.

- Какие слова мы называем именами собственными,

Какие слова называем именами нарицательными?

(общие имена для группы похожих предметов)

- Как пишутся имена собственные,

Как пишутся имена нарицательные?

- Мы вернулись домой. Слайд _19_

IX. Рефлексия.

- Ребята, подымите руки, кому понравился урок?

- Поаплодируйте те, для кого урок был удачным?

- Ребята, если у нас все получилось то, как бы вы назвали наш корабль

(«Дружба», «Победа», «Успешный»)

- Каждой группе я даю конверт. В нем вы найдете слова, из которых нужно составить предложение о нашем корабле. Так же вы увидите 3 варианта имен корабля выберете, подходящее на ваш взгляд и объясните, почему вы так назвали.

( Корабль «________» вернулся домой).


X. Оценивание детей. Домашняя работа. Слайд _20_

Стр 15 упр 14

























Приложение 1.


Карточка

1. Вставьте пропущенные слова:

Чтобы проверить ____________________ гласную в слове, нужно изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ________________________ .


2. Подберите проверочное слово, вставьте пропущенную букву:

___________ - ш…гать ___________ - т…шина

___________ - д…жди ___________ - в…да



Карточка

1. Вставьте пропущенные слова:

Чтобы проверить ____________________ гласную в слове, нужно изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ________________________ .


2. Подберите проверочное слово, вставьте пропущенную букву:

___________ - ш…гать ___________ - т…шина

___________ - д…жди ___________ - в…да



Приложение 2.


«Успешный»

«Победа»

«Дружба»

Корабль

«Успешный»

«Победа»

«Дружба»

Корабль

«Успешный»

«Победа»

«Дружба»

Корабль

вернулся

домой.

вернулся

домой.

вернулся

домой.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Пятибратова Ирина Анатольевна

Дата: 25.02.2015

Номер свидетельства: 178757

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока по русскому языку в 5 классе " Имена существительные собственные и нарицательные". "
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-sobstviennyie-i-naritsatiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "148923"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419877392"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Открытый урок по русскому языку на тему: " Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(68) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "161337"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422202873"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Правописание заглавной буквы в именах собственных "
    ["seo_title"] => string(55) "pravopisaniie-zaghlavnoi-bukvy-v-imienakh-sobstviennykh"
    ["file_id"] => string(6) "130126"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415819903"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи"."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-imia-sushchiestvitiel-noie-i-iegho-rol-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "303869"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457616403"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока по русскому языку "Имя существительное"."
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-imia-sushchiestvitiel-noie-2"
    ["file_id"] => string(6) "303877"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457617057"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства