Тема урока русского языка в 1 классе : «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных».
Тип урока: урок -путешествие
Цели урока:
Образовательные: формировать навык правописания большой буквы в именах собственных; обогащать словарный запас учащихся; обучать умению играть, строить отношения в игре; формировать каллиграфические навыки.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность культуру общения, прививать интерес к предмету.
Развивающие: развивать умение добывать знания в процессе наблюдения над словами, умения анализировать, сравнивать, квалифицировать; развивать речь, память, мышление, воображение, творческие способности учащихся; развивать интерес к русскому языку.
Оздоровительные: использовать здоровьесберегающие технологии с целью сохранения здоровья учащихся.
Оборудование:
- Компьютерная презентация, в которой представлены необходимые теоретические и практические задания к урокам.
- На рабочем столе учащихся тетрадь
Структура урока:
- Организационный этап.
- Знакомство с темой урока.
- Цели урока.
- Чистописание.
- Использование нового материала в письменной речи.
- Открытие знаний.
- Закрепление изученного материала.
- Итог урока.
Ход урока.
- Организационный этап урока.
Учитель. Ребята, любите ли вы преодолевать трудности. Поднимите руки, кто уверен, что справится. Трудности преодолеваются, если человек все делает с хорошим настроением, хорошими мыслями и если рядом друзья. Прислушайтесь к себе: какое у вас настроение? Посмотрите, на парте у каждого из вас лежит веселый смайлик и грустный смайлик. Кто из них отражает ваше настроение, покажите. Давайте постараемся все вместе улучшить наше настроение к концу урока.( Давайте постараемся все вместе сохранить наше настроение до конца урока).
- Постановка проблемы и ее решение.
Учитель. Девочка сотри, пожалуйста, с доски!
Ученица подходит к доске.
Извини, я не к тебе обратилась с просьбой, а к тебе.
Подходит другая ученица.
Почему не подошла та, кого я звала?
Дети. Вы попросили, а не назвали.
Учитель. Ребята, что я должна назвать?
Дети. Имя или фамилию.
Учитель. А если ребят с одинаковыми именами несколько?
Дети. Нужно назвать фамилию.
Учитель. Да, в вашем главном документе – свидетельстве о рождении – записано ваше имя. Записано оно на двух языках: на русском и на языке того народа, где вы родились. Мы живем в Мордовии и поэтому вторая запись в вашем документе на мордовском языке. Это имя вам присвоено. Это имя ваше – собственное.
Зачем нужны имена?
Дети. Чтобы обратиться к человеку.
Имя нужно, чтобы написать записку.
Когда разговариваешь по телефону.
- Чистописание.
Учитель. Для общения нужно знать имя и для этого мы должны с вами познакомиться. Выполним такое задание. У вас на партах лежат карточки с именами. Девочки, прикрепите листочки на правую часть доски, а мальчики на левую.
А Д И Е Я М Н Т Ю К В Л Н
Запишите первые буквы ваших имен в тетрадь. Ребята, почему я написала две буквы Н и они подчеркнуты.
Вы не знаете?
А как зовут вашего учителя?
Как вы думаете, ребята, пригодятся ли заглавные буквы нам с вами сегодня на уроке.
Об этом узнаем после физкультминутки.
- Физкультминутка.
- Использование нового материала в письменной речи.
А) Игра со словами.
Учитель. Но не только у вас есть имена.
Я буду называть слова, а вы хлопайте в ладоши, если будет звучать имя собственное. Не хлопайте, если другие слова.
Петя, город, столица, Россия, дежурный, Рузаевка, страна. Москва, Шарик, котик, Пушок, собака.
Почему не все ребята хлопали в ладоши, когда прозвучали слова Шарик, Пушок.
Дети. Слова Шарик и Пушок можно написать и с маленькой и с большой буквы.
Б) Работа с предложением.
Учитель. Я предлагаю вам составить предложения, в которых эти слова будут выступать в разной роли. Составьте предложение, в котором слово Шарик будет написано с большой буквы.
Мою собаку зовут Шарик.
Запишите это предложение в тетрадь. О чем вы должны помнить, когда будете писать это предложение.
- Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
- Слова в предложении пишутся отдельно.
- В конце предложения ставится точка.
Учитель. Составьте предложение, в котором слово шарик будет написано с маленькой буквы.
По небу летел красивый шарик.
Ребята, а я составила вот такое предложение.
Шарик поднялся высоко в небо.
О каком шарике идет речь в этом предложении?
Дети. О воздушном.
Учитель. Почему это слово написано с большой буквы?
Дети. Это начало предложения. Поэтому слово шарик написано с большой букв.
- Развитие речи (рассказ с картинками).
Меня зовут Вика, а мама зовет . . У меня есть братишка и
подружка . Мы пошли как то в лес за . Я нашла под ,
а . ушел в поле и нарвал . Их мы подарили
бабушке. Ее зовут . Она дала нам и .
Учитель. Какие слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Что поможет нам различить эти слова.
- Итог урока.
Учитель. Для чего же нужно имя?
Выслушиваются ответы детей.
– Человек проносит имя через всю свою жизнь. Его можно лишить всех благ, богатств, званий, прав, но нельзя лишить имени. Доброго, ласкового, уважаемого человека всегда называют по имени. Людей, создавших себе доброе имя, издавна называют знатными, знаменитыми. Именами (фамилиями) уважаемых, знаменитых, заслуженных людей названы города, улицы, парки.