Урок проведен с целью повторения, систематизизации сведений об имени числительном; совершенствования навыков, умений учащихся по правописанию, употреблению в речи числительных, углубления знаний, расширения словарного запаса учащихся;ознакомления учащихся с историей Мархинской школы, развития интереса к жизни поселка, воспитания чувства гордости и патриотизма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«" Имена числительные в нашей жизни" »
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Мархинская средняя общеобразовательная школа №1»
мкр. Марха, г. Якутска, Республики Саха( Якутия)
Конспект открытого урока
«Имена числительные в нашей жизни»
(к 100-летнему юбилею школы)
Подготовила : Гаврильева Л. Н.
мкр. Марха, г. Якутск
Конспект открытого урока
«Имена числительные в нашей жизни»
(к 100-летнему юбилею школы)
Цель:
1)Повторить, систематизировать сведения об имени числительном
2) Совершенствовать навыки, умения учащихся по правописанию, употреблению в речи числительных, углубить знания, расширить словарный запас учащихся
3) Познакомить учащихся с историей Мархинской школы, развить интерес к жизни поселка, воспитать чувство гордости и патриотизма
Оборудование:
Таблица склонения числительных; листочки для словарного диктанта; листочки с названием овощей, фруктов; текст с историей Мархинской школы.
Ход урока:
Организационный момент:
Сегодня мы продолжаем изучение имен числительных. Мы поговорим о том, какую роль выполняют числительные в нашей жизни, узнаем много нового, интересного.
Сегодня на уроке мы повторим и закрепим наши знания по правописанию и употреблению в речи различных имен числительных.
Повторение изученного материала. И начнем мы наш урок с проверочной работы.
- На какую орфограмму даны числительные? На листочках пишем их прописью
( Учащиеся пишут цифры прописью, вспоминая правила « Ь в числительных». После работы проводится быстрая проверка )
– Если правильно ставим плюс, неправильно – минус. На полях отметьте количество ошибок.
Хорошо, отложили в сторону, в конце урока соберем. Проверю и поставлю оценку.
II.Актуализация темы.
Тема сегодняшнего урока «Имена числительные в нашей жизни»
Да, действительно в нашей жизни числительные встречаются очень часто, поэтому мы должны уметь их правильно писать и использовать в речи. В связи с этим я попросила дома написать пословицы и поговорки, устойчивые выражения с именами числительными.
(Проверка домашнего задания. Дети дают толкование пословиц и поговорок)
- В русском языке много устойчивых выражений, в которых есть числительное 7. Как понимать выражения:
- За семью печатями…
- На седьмом небе…
- Семь пятниц на неделе.
- До седьмого пота…
/ Учащиеся дают толкование фразеологизмов/
- Молодцы вы справились!
III. – А где же еще мы в своей жизни сталкиваемся с именительными числительными (на урокахматематики) .А сейчас мы проверим, умеете ли вы правильно читать арифметические примеры.
На доске: 7+14=31
4+3=7
53-11=42
100-60=40
( Учащиеся читают примеры в разных вариантах: Например,
« К семнадцати прибавить четырнадцать…»
« Сумма семнадцати и четырнадцати равняется тридцати одному»
«От пятидесяти трех отнимаем одиннадцать …»
«Разность чисел сто и шестьдесят равняется сорока» и т.д.
- А теперь давайте усложним нашу работу. Но прежде вспомним, склонение сложных числительных. Перед вами таблица, что мы можем сказать о склонении числительных?/ в сложных числительных изменяются обе части/
Сейчас на наших листочках с обратной стороны вы напишите числительные, раскрывая скобки (Работа ведется с опорой на таблицу. Один ученик пишет на доске, раскрывая скобки/
Из( 500 учащихся)
К (437 учеников)
С( 350 рублей)
В (200 метров)
IV. Игровая ситуация.– Молодцы, вы справились. Надо отметить, что в нашей повседневной речи люди обычно не меняют формы таких числительных, но грамотные, образованные люди должны знать, в какой правильной форме их надо использовать в речи.
- А еще в каких ситуациях мы используем числительные в своей речи? (правильно, в магазинах)
- Сейчас выходят 2 человека. Один из них покупатель, другой – продавец.
Поиграем в магазин.
1 Ситуация: Надо купить овощи и фрукты для семейного торжества.
На карточке слова :11 (апельсины, мандарины), 10 (яблоки), 10 (помидоры), 2 ( килограмма лука), 3 (килограмма картофеля).
/ Ученики обыгрывают ситуацию/
2 ситуация:- Завхоз школы-интерната покупает для детей вещи.
/ на карточке слова/ : 6 пар (сапоги, валенки и ботинки), 4 пары (чулки и носки), 5 пар (туфли).
V. / Слово учителя./ - Также имена числительные в нашей жизни встречаются в различных документах: паспортах, свидетельствах, счетах, квитанциях, договорах, извещениях.
В них после цифр обязательно надо писать прописью эту цифру. (Показывает извещения, расписку ). Поэтому очень важно знать правописание имен числительных.
VI. /Работа по тексту/
Мы знаем, в этом году наша школа отмечает 100-летний юбилей. Наша школа очень старая, потому она имеет полное право называться школой вековой. И каждый из нас должен уважать, ценить и любить свою родную школу.
Перед вами текст «История Мархинской школы». Из него мы узнаем интересные факты. /Читает Даша П./
Текст «История Мархинской школы»
Впервые в селе Марха школа была основана 15 августа 1907 года. Она называлась Мархинское одноклассное училище от Министерства Просвещения.
Школа находилась в доме, арендованном у вдовы урядника Решетникова, на улице Береговой, ныне имени Е . Ярославского. Первой учительницей была Зинаида Константиновна Середкина. Первый выпуск состоялся 20мая 1910 года. Учеников всего было 10. Окончившие трое учеников поступили в Городское учебное заведение. Второй выпуск был весною 1912 года. Из 9 учеников в Городское учебное заведение поступили четверо.
В 1915 году одноклассное училище стало двуклассным, где учителями были двое: Н.Г. Бубякин и А.С. Середкина. В связи с началом гражданской войны в 1921 г. школа была закрыта, и вновь приняла детей в 1924г.
С 1931 -1932 год двуклассное училище было преобразовано в Мархинскую начальную школу. В 1938 году была основана начальная школа в селении Малая Марха. В 1939-1941 годах Мархинская школа стала неполной средней.
- Почему оно называлось одноклассное?
- Где она находилась?
- Что такое аренда?
- Сколько лет нынче нашей школе?
Скорей всего здесь они получали начальное образование, более успешные имели право дальше пойти учиться.
Задание: - Прямо на этом листе подчеркнуть числительные, указать разряд .(Проверка)
-Теперь выпишите из первого предложения числительные.
-Как изменяется составное порядковое числительное. ( У него изменяется последнее слово)
VII.Рефлексия. На следующем уроке мы продолжим изучение порядковых числительных.
Узнаем, как надо писать расписку, поздравительную открытку.
- Что мы сегодня узнали?
- Над чем работали?
- На что надо обратить внимание?
Список использованной литературы:
Учебник. Русский язык. 6 класс./ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др./ Москва , 2010.
Архивный материал из фонда школьной библиотеки МСОШ №1.
Бланки извещения.
Методичесое пособие. Русский язык.6 класс.1 часть. Поурочные планы по учебнику М. П. Баранова и др./ Н.М. Скоркина – Волгоград: ИТД «Корифей»/