- прочитайте ещё раз правило, и расскажите соседу по парте своими словами.
Практика
- Составьте в паре схему-опору, которая поможет запомнить сегодняшнюю тему.
Закрепление
Упр. из учебника
Итог урока
- Что нового узнали?
-Как определить род имени существительного?
Домашнее задание
Упр.№ +правило.
Тема: «Знакомство с родом имени существительного».
Цели и задачи:
1.Уточнять и систематизировать знания учащихся о признаках имени существительного.
2.Познакомить учащихся с грамматическим понятием рода.
3.Научить определять род имён существительных в единственном числе.
4.Закреплять орфографические умения находить и проверять орфограммы в корне слова; правильно писать собственные и нарицательные имена существительные.
5.Развитие способностей анализа и синтеза, логического мышления, речи, памяти, обогащение и расширение словарного запаса.
Оборудование:
1.Презентация.
2.Учебник русского языка Т.Г.Рамзаевой
3.Карточки с заданиями
Ход урока
1.Наш урок я предлагаю начать с загадки:
«Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам»
(имя существительное)
2.Повторение признаков имени существительного.
-Что такое имя существительное? Приведите примеры.
-Как изменяется имя существительное? (имена существительные изменяются по числам, например…)
-Какие существительные отвечают на вопрос кто?, а какие - на вопрос что?
-Каким членом предложения может быть существительное?
-Что мы узнали о существительном вчера на уроке? (имена существительные бывают собственные и нарицательные; собственные пишутся с заглавной буквы, нарицательные – с маленькой)
3.Повторение и закрепление знаний о правописании собственных и нарицательных имён существительных. Слайд 2. Прочитайте задание. Возьмите карточку с этим заданием. Объясните, что нужно сделать? Выполняйте самостоятельно, затем проверим.
Вставьте пропущенные буквы:
…от …атроскин …лица …ружбы
…леновый …ереулок …зеро …руглое
..ело …дуванчиково …ека …олга
…ядя …лья
Проверка: комментирование с места. При проверке сверяем правильность выполнения задания с компьютером.
-Кто выполнил всю работу без ошибок? Поднимите руку. Молодцы! Кто допустил 1-2 ошибки? Кто более 2-х? Будьте внимательнее в следующий раз.
4.Назовите из этого упражнения нарицательные имена существительные. Слайд 3.(кот, переулок, село, улица, озеро, река, дядя) . Прочитайте задание на экране.(Разделите слова на две группы.) По какому признаку можно разделить слова на две группы? (одушевленные и неодушевленные) Очень хорошо. Молодцы.
5. Новая тема. А теперь эти же слова разделите на три группы (дети делят слова на группы, объясняют свой выбор) Слайд 4.
-К каким из этих слов можно поставить слова он, мой? (кот, переулок, дядя) Это существительные мужского рода. К каким – слова она, моя? (улица, река) Это существительные женского рода. К каким – оно, моё? (село, улица) Это существительные среднего рода.
-Запишите эти слова в тетрадь по образцу на экране.
-Что узнали сегодня об имени существительном? ( они бывают м.р., ж.р., с.р.) Какая же тема сегодняшнего урока? (род имен существительных) Прочитайте правило на с.18 в учебнике и скажите, совпадает ли наш вывод с правилом и что нового вы из него узнали. ( ответы детей) Наша задача: выучить слова-помощники и научиться определять род имён существительных.
- Чтобы лучше запомнить правило, предлагаю выучить стихотворение:
Женский род запомню я
И скажу: она, моя
И запомню род мужской
И опять скажу: он, мой.
Средний род: оно, моё.
Это правило твоё.
Физпауза. Чтобы лучше запомнить это стихотворение, прочитаем вместе: я читаю стихотворение, девочки встают и говорят слова-помощники ж.р. , мальчики – слова-помощники м.р., а с.р. все вместе.
6. Как определить род существительных?
Упражнение № 404 устно по цепочке. Кто затрудняется, смотрим на экран, там слова-помощники. (Слайд 4.)
7.А теперь задание усложняется. На экране будут появляться картинки. Слайды 5-14. Надо определить род существительных и написать их в нужный столбик по родам. Начнём выполнять вместе, затем продолжите самостоятельно.
Слайд 15. Проверка: м.р ж.р с.р
червяк чашка сердце
ковер улитка блюдце
свисток лодка солнце
котёнок ложка
8.Слайд16:
-Какое правило вы использовали, чтобы грамотно написать существительные м.р.? ( правописание безударных гласных в корне) Устно подберите проверочное слово, подчеркните б/гл в корне. Сверяем с компьютером.
- Какое правило вы использовали, чтобы грамотно написать существительные ж.р.? ( правописание парных согласных в корне) Устно подберите проверочное слово, подчеркните парн.согл. в корне. Сверяем с компьютером.
- Какое правило вы использовали, чтобы грамотно написать существительные с.р.? ( правописание непроизносимых согласных в корне) Устно подберите проверочное слово, подчеркните согл. в корне. Сверяем с компьютером.
Физпауза. Упражнения на координацию левого и правого полушария мозга «Капитан», «Нос-ухо».
9.Упражнения на карточках.
1.Найди пару по смыслу, соедини их линиями, слова должны быть разного рода, обозначь род существительных:
папа мама ограда забор
сын бык лампа дело
овца дочь дом светильник
корова баран занятие жилище
тётя петух труд лес
2.Подберите однокоренные существительные другого рода:
ученик - _________________________
слон - ___________________________
кот - ____________________________
медведица - ______________________
заяц - ____________________________
10. Сайды 17-22. Как называют таких людей? (плакса, грязнуля, неряха, замарашка, забияка, задира, зазнайка, знайка, растяпа) Какого они рода? (ответы детей). Откуда можно понять, какого они рода? (только из предложения) Это существительные общего рода. Могли бы вы сами назвать такие существительные? (молодец, соня и др.)
-Что нового узнали сегодня об имени существительном? Как определить род существительных?