kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Имена существительные собственные и нарицательные.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Имена  существительные собственные и нарицательные.

Цели:  Дать  понятие о  собственных  и  нарицательных  именах  существительных;

Развивать  письменную  и  связную  речь,  память,  воображение,  внимание;

Воспитывать  усидчивость,  чувство  коллективизма, ответственности, хорошие  манеры;

Оборудование: интерактивная доска, учебник

Тип  урока:  усвоение  нового  материала

Методы: словесный, письменный, наглядный, частично-поисковый

Ход урока:

I.Организационный  момент. Организация  внимания  и  подготовка  учеников   к  уроку. Выявление  отсутствующих  учеников  на  уроке /рапорт дежурного/

  1. Слово учителя. 

Колокольчик  наш  звенит

И урок  начать  велит

Слышишь, звонкий  голосок 

Нам  пора  начать  урок

II. Подготовка  к  усвоению  нового  материла.

- Какой раздел науки о языке мы начали изучать на прошлых уроках? (Морфология)

- Что изучает МОРФОЛОГИЯ?(Это раздел науки о языке, который изучает части речи)

- Какую часть речи мы изучаем? (Имя существительное)

- Сегодня мы продолжим говорить об особенностях этой части речи.

Блиц-опрос. (Слайды)

(На экране вопросы. Если дети отвечают «ДА», то хлопают один раз в ладоши,  если «НЕТ» - хлопают два раза)

-Имя существительное относится к служебным частям речи. (Нет)

-Имя существительное – самостоятельная часть речи. (Да)

-Имя существительное обозначает признак предмета. (Нет)

-Имя существительное  обозначает   предмет. (Да)

- Имя существительное  отвечает на вопросы  где? куда? когда?  как? (Нет)

-Имя существительное  отвечает на вопросы  кто? что? (Да)

-Имя существительное в предложении обычно является подлежащим и дополнением. (Да)

-Одушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО? (Нет)

-Одушевленные существительные  отвечают на вопрос КТО? (Да)

- Что же такое существительное? /ответы  учеников/

 Переход к новой теме (тема не объявляется):

(Предложение на слайде)

Нам близка и дорога республика Казахстан.

- Прочитайте предложение.

- Найдите существительные (республика и Казахстан).

- Докажите, что это существительные. (Отвечают на вопросы? ЧТО? Обозначают предмет)

- Определите морфологические признаки этих существительных (неодушевлённые,  республика ж.р.,   Казахстан м.р. слайд)

- Что же получается: оба эти слова существительные неодушевлённые, женского  и  мужского  рода.

- А что интересного вы заметили? (одно слово пишется с маленькой (строчной)  буквы, другое  - с большой (прописной).

 - Как вы думаете,  о чём же сегодня мы будем говорить на уроке? (О том, какие существительные пишутся с большой буквы)

- Правильно. А тема нашего урока звучит так:

«Существительные собственные и нарицательные». (Слайд)/ Жал?ы  ж?не  жалпы  зат  есімдер/ Собственное- жал?ы,  нарицательное- жалпы/ Запишите  в  тетрадь

    III.Объяснения  нового  матерала:   

Мир, в котором мы живем, можно назвать миром имён и названий, - практически каждый объект, каждое явление имеют или могут иметь своё собственное наименование.

 ( Слайд)  Назовите  имена  существительные, которые  пишутся  с большой  буквы.  Казахстан,   Россия,  Алатау,  Ертис,  Астана,  Москва, Рекс,  «Мурзилка». 

Это  имена  собственные. Они  пишутся с большой  буквы,  потому что  они  называют   отдельные  единичные  предметы

Слово «собственный» происходит от старославянского собьство, которое  означает «свое», «личное».  (Слайд)

Собственные имена существительные являются названиями единичных предметов. К ним относятся имена, отчества, фамилии людей, географические названия, названия литературных произведений, исторических событий, клички животных и т.п. (Слайд)

Имена собственные пишутся с большой буквы. Заглавия  книг,  названия журналов,  газет, кинофильмов, спектаклей, заводов, фабрик, кораблей и т.д. не только пишутся с большой буквы, но и заключаются в кавычки.

Приведите примеры собственных существительных.

(Слайд)

Русское слово «нарицательный»  образовалось от старославянского

слова нарицати – называть. Нарицательные  существительные   пишутся  с  маленькой  буквы,  потому что  называют  однородные  любые  предметы. Это множество одинаковых предметов. Пишутся эти слова со строчной буквы.

Приведите примеры собственных существительных.

(Слайд)

республика  Казахстан

- Какое же из слов является собственным существительным, а какое нарицательным?/ республика-нарицательное, а Казахстан- собственное/

IY.Проверка  усвоения  нового  материала. 1. Назовите собственные  имена  существительные:

 добрый, небо,  столица  Астана,   снег,  бежать, ученик,  Пушок, новый,   рисовать,  бабушка Зере, шоколад  «Казахстанский»,  журнал «Мурзилка».

Y. Закрепление:  1. Чтение  стихотворения «Умник  Атанас» стр.91

-Что вы  можете  рассказать  об  Атанасе?

-Найдите  в  стихотворении собственное  имя  существительное.

2.Упр. 213 стр 93.  Распределите  слова  по  группам:

А) названия  городов, сел, рек, озер, гор;

Б)  клички  животных;

В)  фамилии, имена, отчества людей.

- О чём мы  сегодня говорили на уроке?

- А что вам  особенно  запомнилось?

Дайте  себе  самооценку / слайд  со  смайликами/

Выставление  оценок  с комментированием.

YI.Д/ р    Упр.216 стр.94. выучить  правила

               «Жайсанская  средняя  школа  с дошкольным  мини-центром

государственного  коммунального  учреждения

Тема:«Имена существительные

               собственные  и  нарицательные»

/Объяснение  нового  материала/

5  класс

                                                        Провела:    Чичибаева Г.С.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Имена существительные собственные и нарицательные.»

Тема урока: Имена существительные собственные и нарицательные.


Цели: Дать понятие о собственных и нарицательных именах существительных;

Развивать письменную и связную речь, память, воображение, внимание;

Воспитывать усидчивость, чувство коллективизма, ответственности, хорошие манеры;

Оборудование: интерактивная доска, учебник

Тип урока: усвоение нового материала

Методы: словесный, письменный, наглядный, частично-поисковый


Ход урока:


I.Организационный момент. Организация внимания и подготовка учеников к уроку. Выявление отсутствующих учеников на уроке /рапорт дежурного/

  1. Слово учителя.

Колокольчик наш звенит

И урок начать велит

Слышишь, звонкий голосок

Нам пора начать урок

II. Подготовка к усвоению нового материла.

- Какой раздел науки о языке мы начали изучать на прошлых уроках? (Морфология)

- Что изучает МОРФОЛОГИЯ?(Это раздел науки о языке, который изучает части речи)

- Какую часть речи мы изучаем? (Имя существительное)

- Сегодня мы продолжим говорить об особенностях этой части речи.

Блиц-опрос. (Слайды)

(На экране вопросы. Если дети отвечают «ДА», то хлопают один раз в ладоши, если «НЕТ» - хлопают два раза)

-Имя существительное относится к служебным частям речи. (Нет)

-Имя существительное – самостоятельная часть речи. (Да)

-Имя существительное обозначает признак предмета. (Нет)

-Имя существительное обозначает предмет. (Да)

- Имя существительное отвечает на вопросы где? куда? когда? как? (Нет)

-Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? (Да)

-Имя существительное в предложении обычно является подлежащим и дополнением. (Да)

-Одушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО? (Нет)

-Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? (Да)

- Что же такое существительное? /ответы учеников/

Переход к новой теме (тема не объявляется):

(Предложение на слайде)

Нам близка и дорога республика Казахстан.

- Прочитайте предложение.

- Найдите существительные (республика и Казахстан).



- Докажите, что это существительные. (Отвечают на вопросы? ЧТО? Обозначают предмет)

- Определите морфологические признаки этих существительных (неодушевлённые, республика ж.р., Казахстан м.р. слайд)

- Что же получается: оба эти слова существительные неодушевлённые, женского и мужского рода.

- А что интересного вы заметили? (одно слово пишется с маленькой (строчной) буквы, другое - с большой (прописной).

- Как вы думаете, о чём же сегодня мы будем говорить на уроке? (О том, какие существительные пишутся с большой буквы)

- Правильно. А тема нашего урока звучит так:

«Существительные собственные и нарицательные». (Слайд)/ Жалқы және жалпы зат есімдер/ Собственное- жалқы, нарицательное- жалпы/ Запишите в тетрадь


III.Объяснения нового матерала:

Мир, в котором мы живем, можно назвать миром имён и названий, - практически каждый объект, каждое явление имеют или могут иметь своё собственное наименование.

( Слайд) Назовите имена существительные, которые пишутся с большой буквы. Казахстан, Россия, Алатау, Ертис, Астана, Москва, Рекс, «Мурзилка».

Это имена собственные. Они пишутся с большой буквы, потому что они называют отдельные единичные предметы

Слово «собственный» происходит от старославянского собьство , которое означает «свое», «личное» . (Слайд)

Собственные имена существительные являются названиями единичных предметов. К ним относятся имена, отчества, фамилии людей, географические названия, названия литературных произведений, исторических событий, клички животных и т.п. (Слайд)

Имена собственные пишутся с большой буквы. Заглавия книг, названия журналов, газет, кинофильмов, спектаклей, заводов, фабрик, кораблей и т.д. не только пишутся с большой буквы, но и заключаются в кавычки.

Приведите примеры собственных существительных.

(Слайд)

Русское слово «нарицательный» образовалось от старославянского

слова нарицати – называть. Нарицательные существительные пишутся с маленькой буквы, потому что называют однородные любые предметы. Это множество одинаковых предметов. Пишутся эти слова со строчной буквы.

Приведите примеры собственных существительных.

(Слайд)

республика Казахстан

- Какое же из слов является собственным существительным, а какое нарицательным?/ республика-нарицательное, а Казахстан- собственное/



IY.Проверка усвоения нового материала. 1. Назовите собственные имена существительные:

добрый, небо, столица Астана, снег, бежать, ученик, Пушок, новый, рисовать, бабушка Зере, шоколад «Казахстанский», журнал «Мурзилка».


Y. Закрепление: 1. Чтение стихотворения «Умник Атанас» стр.91

-Что вы можете рассказать об Атанасе?

-Найдите в стихотворении собственное имя существительное.

2.Упр. 213 стр 93. Распределите слова по группам:

А) названия городов , сел, рек, озер, гор;

Б) клички животных;

В) фамилии, имена, отчества людей.

- О чём мы сегодня говорили на уроке?

- А что вам особенно запомнилось?

Дайте себе самооценку / слайд со смайликами/

Выставление оценок с комментированием.

YI.Д/ р Упр.216 стр.94 . выучить правила



















«Жайсанская средняя школа с дошкольным мини-центром

государственного коммунального учреждения















Тема:«Имена существительные

собственные и нарицательные»

/Объяснение нового материала/

5 класс




Провела: Чичибаева Г.С.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Имена существительные собственные и нарицательные.

Автор: Чичибаева Гульмира Серикбаевна

Дата: 25.01.2016

Номер свидетельства: 282672

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Конспект урока русского языка "Имена существительные собственные и нарицательные. Прописная буква в собственных наименованиях." "
    ["seo_title"] => string(144) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-imiena-sushchiestvitiel-nyie-sobstviennyie-i-naritsatiel-nyie-propisnaia-bukva-v-sobstviennykh-naimienovaniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "148126"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419589983"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Конспект урока по русскому языка в 5 классе по теме: "Имя существительное собственное и нарицательное". "
    ["seo_title"] => string(116) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-sobstviennoie-i-naritsatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "224127"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438512195"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: Имя существительное собственное и нарицательное". "
    ["seo_title"] => string(116) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-sobstviennoie-i-naritsatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "224130"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438513055"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока по русскому языку в 5 классе " Имена существительные собственные и нарицательные". "
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-sobstviennyie-i-naritsatiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "148923"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419877392"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Имена существительные собственные и нарицательные "
    ["seo_title"] => string(63) "imiena-sushchiestvitiel-nyie-sobstviennyie-i-naritsatiel-nyie-1"
    ["file_id"] => string(6) "190543"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427191064"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства