Просмотр содержимого документа
«Имя существительное. Обобщение»
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 «В» классе
Тема: «Имя существительное. Обобщение».
Цели:
Образовательные: создание условий для систематизации знаний учащихся о роде, числе, падеже имен существительных; научить делать разбор имени существительного как части речи.
Развивающие: развивать познавательные способности учащихся, умение анализировать, обобщать, доказывать, систематизировать, применять знания на практике; развивать речь учащихся; расширять кругозор.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, умение преодолевать трудности, уважение к чужому мнению; воспитывать положительные качества личности учащихся.
Формирование УУД
Личностные УУД:
-положительное отношение к школе;
-развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
-формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные действия:
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
Универсальные логические действия:
- подведение под понятие, выведение следствий;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД:
-ориентация на партнера по общению;
-умение слушать собеседника;
-учет разных мнений и умение обосновать собственное;
-умение договариваться, находить общее решение;
-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
Регулятивные УУД
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция;
- оценка.
Оборудование: карточки
Ход урока
Организационный момент
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке -
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Сядьте ровненько и красиво. Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, и классная работа. Тот, кто закончил, покажите мне, как должен сидеть
II. Актуализация знаний
Словарная работа
Ученики получают на парте пословицу, им нужно выписать слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова.
Русский солдат не знает преград..
Будь не только сыном своего отца – будь сыном своего народа.
Кто за Родину горой, тот испытанный герой.
Москва – всем городам мать.
- Запишите словарные слова в начальной форме. Что это начальная форма?
- Как вы понимаете смысл этих пословиц? На какую тему все слова? Какой праздник приближается?
III. Самоопределение к деятельности
1.Игра «Узнай падеж»
(Учитель называет сведения о падеже, учащиеся поднимают карточку с первой буквой в названии падежа.)
Что? Второстепенный член предложения.
Два предлога: «к» и «по»
Вспомогательное слово «нет»
Не употребляется без предлогов.
«Самый щедрый» падеж
Подлежащее
2. Синтаксический разбор предложения.
- Составить из слов предложение. (Поздравляем, мальчики, с, праздник, мы).
Мы поздравляем мальчиков с праздником.
- Назовите слово, которое относится к орфограмме непроизносимые согласные. Выпишите это слово и сделайте морфологический разбор.
3. Составление блок-схемы
- Какая форма у имени существительного является начальной.
- Какие признаки надо сначала указать при разборе?
- Какие признаки указывают в последнюю очередь?
Алгоритм
Назови часть речи (значение и вопрос).
Поставь слово в начальную форму (Им.п., ед.ч.)
Перечисли постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение.
Перечисли непостоянные признаки: падеж, число
Укажи, каким членом предложения является данное существительное.
4. Морфологический разбор
(С) праздником
Двое у доски, проверка. Учащиеся оценивают свою работу
IV. Новый материал
1. Исследовательская работа (в парах и группе). Найдите ошибку.
1 ряд
Проехать по стране (ж.р., 1 скл., Р.п.)
Плывет по реке (ср.р., 1скл., Д.п.)
Прислущаться к песне (м.р., 1скл., Д.п.)
Шли по площадке (ж.р., 1 скл., Р.п.)
Погладить по голове (ж.р., 1 скл., Р.п.)
Вышли к опушке (ср.р., 1скл., Д.п.)
Бегать по лужайке (м.р., 1скл., Д.п.)
Клонилось к зиме (ж.р., 1 скл., Р.п.)
Ходить по комнате (ж.р., 1 скл., Р.п.)
Скользит по дороге (ср.р., 1скл., Д.п.)
2 ряд
Росла у дороги (ж.р., 2 скл., Р.п.)
Скачет около берёзки (ж.р., 1скл., Д.п.)
Выбралась из чащи (ж.р., 2 скл., Р.п.)
Взяла у подруги (ж.р., 1скл., Д.п.)
Ходит у клетки (ж.р., 2 скл., Р.п.)
Гостила у бабушки (ж.р., 1скл., Д.п.)
Шли вдоль дороги (ж.р., 2 скл., Р.п.)
Стояла у дороги (ж.р., 1скл., Д.п.)
Сидел у кроватки (ж.р., 2 скл., Р.п.)
Прыгнула с ветки (ж.р., 1скл., Д.п.)
3 ряд
Лежали в коробке (м.р., 2 скл., П.п.)
Дежурили на выставке (ж.р., 1скл., Д.п.)
Висит на груше (ж.р., 2 скл., П.п.)
Сидела на ветке (м.р., 1скл., Д.п.)
Писал в тетрадке (ж.р., 2 скл., П.п.)
Прятался в траве (м.р., 1скл., Д.п.)
Просил о поездке (ж.р., 2 скл., П.п.)
2.Сделать вывод, что общего у всех слов. Собрать опорными словами.
Имя существительное
1-ое склонение
Р.п. –и
Д.п. – е
П.п. – е
- К какой части речи относятся эти признаки?
V. Работа по учебнику
1.Выборочный диктант.
Письменно ответить на вопросы, указать падежи имен существительных. Упр.78 стр.44
Прочитайте текст. Сколько абзацев? О чём говорится в каждой части? Какая тема текст? Какой тест – научный или художественный? Почему? Выполнить задание с комментированием.
VI. Физкультминутка
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(Вращение головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем.
(Повороты вправо и влево.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны прогнулись.
(Потягивание вверх и в стороны.)
От разметки раскраснелись
И за парты снова сели.
VII. Работа по теме урока.
Работа в группе по упр.81
Составить рассказ об имени существительном. Составьте план, написать текст об имени существительном. Найдите в получившем тексте все имена существительные, укажите падеж, выделите окончание.
Какой тип текста вы составили? Докажите.
Преобразуйте этот текст в текст- рассуждение.
VIII. Рефлексия
Игра «Самый внимательный»
- Определите падежи у имен существительных, какую букву в окончании вы записали?
Идти по дороге
Выбрался из чащи
Спит в берлоге
Набрали черёмухи
Помогали дедушке
Поехали на машине
-Кто может сказать о себе, что я потрудился хорошо?
- Кто может сказать о себе, что я потрудился хорошо, но есть на чем работать?
IX. Домашнее задание
Объяснение домашнего задания. Упр.79 стр.44
X. Подведение итогов урока
- Чему был посвящен урок?
- Какая тема урока?
- Какое задание вам понравилось выполнять?
- Что интересного вы узнали на уроке?
-Какой раздел мы закончили?
Приложение:
Русскийсолдат не знает преград.
Будь не только сыном своего отца – будь сыном своего народа.
Кто за Родину горой, тот испытанныйгерой.
Москва– всем городам мать.
1.Проехать по стране (ж.р., 1 скл., Р.п.)
Плывет по реке (ср.р., 1скл., Д.п.)
1.Прислущаться к песне (м.р., 1скл., Д.п.)
Шли по площадке (ж.р., 1 скл., Р.п.)
1.Погладить по голове (ж.р., 1 скл., Р.п.)
Вышли к опушке (ср.р., 1скл., Д.п.)
1.Бегать по лужайке (м.р., 1скл., Д.п.)
Клонилось к зиме (ж.р., 1 скл., Р.п.)
1.Ходить по комнате (ж.р., 1 скл., Р.п.)
Скользит по дороге (ср.р., 1скл., Д.п.)
2.Росла у дороги (ж.р., 2 скл., Р.п.)
Скачет около берёзки (ж.р., 1скл., Д.п.)
2.Выбралась из чащи (ж.р., 2 скл., Р.п.)
Взяла у подруги (ж.р., 1скл., Д.п.)
2.Ходит у клетки (ж.р., 2 скл., Р.п.)
Гостила у бабушки (ж.р., 1скл., Д.п.)
2.Шли вдоль дороги (ж.р., 2 скл., Р.п.)
Стояла у дороги (ж.р., 1скл., Д.п.)
2.Сидел у кроватки (ж.р., 2 скл., Р.п.)
Прыгнула с ветки (ж.р., 1скл., Д.п.)
3.Лежали в коробке (м.р., 2 скл., П.п.)
Дежурили на выставке (ж.р., 1скл., Д.п.)
3.Висит на груше (ж.р., 2 скл., П.п.)
Сидела на ветке (м.р., 1скл., Д.п.)
3.Писал в тетрадке (ж.р., 2 скл., П.п.)
Прятался в траве (м.р., 1скл., Д.п.)
3.Просил о поездке (ж.р., 2 скл., П.п.)
Стоит на дороге (ж.р., 1скл., Д.п.)
Алгоритм
Назови часть речи (значение и вопрос).
Поставь слово в начальную форму (Им.п., ед.ч.)
Перечисли постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение.
Перечисли непостоянные признаки: падеж, число
Укажи, каким членом предложения является данное существительное.
Алгоритм
Назови часть речи (значение и вопрос).
Поставь слово в начальную форму (Им.п., ед.ч.)
Перечисли постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение.
Перечисли непостоянные признаки: падеж, число
Укажи, каким членом предложения является данное существительное.
Алгоритм
Назови часть речи (значение и вопрос).
Поставь слово в начальную форму (Им.п., ед.ч.)
Перечисли постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение.
Перечисли непостоянные признаки: падеж, число
Укажи, каким членом предложения является данное существительное.