Технологическая карта урока.
Г. Киров
Тип урока: Объяснение изученного материала в новом контексте.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, дидактические материалы, раздаточные таблицы.
Тема: «Имя существительное как художественное слово».
Заключительный урок в теме «Имя существительное».
-закрепить знания учащихся о роли существительного в художественнойречи, в речевом высказывании.
-развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.
-формирование эмоциональную культуру учащихся и целостное отношения к искусству через выразительное чтение стихов.
Знать выразительные средства языка, в основе которых лежат существительные, уметь определять роль имен существительных.
Коммуникативные: уметь управлять поведением партнера, развить свою интеллектуальную компетентность .Планирование учебного сотрудничества с учителем и другими обучающимися
Познавательные:уметь анализировать объектов с целью выделения ведущих признаков.
№ | Этапы урока , слайды | Действия учителя. Формы организации работы учителя | Действия обучающихся, Формы организации работы детей |
1 | Организационный момент | Проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой. Учитель: Здравствуйте, садитесь. Давайте откроем тетради и запишем число, классная работа. | Записывают тему урока. |
2 | Проверка домашнего задания. Слайд №1 | Проверяет домашнее задание, дает комментарий. Домашним заданием было прочитать это стих –е Фета и выполнить некоторые задания. | Выразительно читает стих ученик. А.Фет «Чудная картина». Комментированное прочтение этого стихотворения. Остальные слушают стихотворение и определяют тему урока. |
3. | Актуализация знаний. Видео - клип. | Побуждает к высказыванию своего мнения. Слова, какой части речи, использует автор, чтобы изобразить мир природы, выразить свое отношение ? (существительное) - НО что обозначает сущ. ? (предмет.) - можно ли считать, что мир, который изображает автор, находится в состоянии покоя? (нет) -Это стихотворение, несмотря на то, что вызывает чувство умиротворения, полно движения: свет от луны, бег саней в предложениях практически отсутствуют глаголы , но мы все равно наблюдаем быстро сменяющиеся события, за счет существительных ,которые показывают движение , динамику событий. -Мы видим, что возможности имени существительного не ограничены, и сегодня мы в этом убедимся, говоря о зиме. Каким настроением проникнуто стих-е? (радостным, восторг от зимы, зимних радостей) | Ученики формулируют выводы наблюдений, объясняют свой выбор, высказывают свои предположения. Отвечают на поставленные вопросы. |
4. | Постановка учебной цели и задачи. Слайд № 2 Слайд № 3 | Учитель уточняет понимание учащимися поставленных целей урока, проводит параллель с изученным материалом. -Вот мы и приблизились к теме нашего урока. Попробуйте её сформулировать. | Школьники предлагают цели на урок. Формулируют тему урока. |
5. | Работа по теме урока. Слайд №4 Слайд №5 | Учитель формулирует задание -У вас на партах рабочий лист сегодняшнего урока, - приложение , работать частично будем в тетради по рр , а основная работа будет на нем . - тексты продублированы в приложении. 1.Темный ельник снегами, как мехом, Опушили седые морозы. В блестках инея, точно в алмазах, Задремали, склонившись, березы. (И.Бунин). Читает Лиля -Давайте посмотрим, какими художественными средствами выразительности пользуется автор, чтобы точнее передать свои мысли , чувства ? -Сравнениями, метафорами. -Верно, в этом отрывке поэт дважды использует сравнения: Снег- как мех, блестки инея – точно алмазы. -в начале поговорим подробнее о сравнении. Чаще всего сравниваются обычные предметы и явления, поэтому языковой основой сравнения оказывается имя существительное. - Существует несколько способов выражения сравнения: - Ребята, здесь сравнение выражено сравнительным оборотом. Прием1. Делает запись в тетрадях: (слайд 5) Прием 1 Сравнительный оборот, в который входит существительное и с сравнительными союзами как , словно, точно, и выделяется запятыми с обеих сторон. Пример берем из текста , который понравился из отрывка этого стихотворения. - Но существуют и другие формы выражения сравнений. В приложении в задании № 2 прочитайте и найдите сравнения в другой форме. 2. Задание. Тревога змеей вползла в наши сердца. Бабочки похожи на цветы. Называют. Прочитайте статью о сравнении на рабочем листе под номером 3 и назовите три способа выражения сравнения. - Итак, какие существуют способы выражения сравнений? Слайд 5 Запись в тетради продолжаем. | Анализируют текст, выявляют средства художественной выразительности. Делают записи в тетради, находят самостоятельно примеры из текста приложения. Находят другие формы выражения сравнений. Читают текст, находят в тексте информацию. |
6. | Первичное закрепление. Слайд № 6 Слайд №7 | Учитель предлагает творческое задание. 3). Наблюдение над языком. - А теперь задание № 4 Слайд № 6 Продолжи ряды сравнений 1 . Снег, как … 2 . Снежинка, как… 3 . Ветер, как … 4 . Зимние деревья, как… - Проверка - Какое сравнение больше всего понравилось? - Как изменится текст, если включить в него подобные сравнения? Делаем вывод: Так какую роль играют существительные в тексте? (дети отвечают) Слайд № 7 | Школьники выполняют творческое задание на закрепление понятия сравнения. Анализируют роль сравнений в тексте. Делают выводы о роли существительных в тексте. |
7. | Разминка | - Сравнения, ребята, окружают нас повсюду. И сегодня я построила нашу физкультминутку тоже на сравнениях. 1 - Вдыхаем глубоко через нос, как будто вдыхаем аромат цветов. - Задерживаем дыхание. - Выдыхаем, как будто задуваем пламя свечи. 2 - Потянулись к солнышку, как будто хотим до него достать, вытягиваем спинки. (1 мин) | Дети выполняют разминку . |
8. | Самостоятельная работа. Слайд № 8 | Учитель организует самостоятельную работу учащихся: Слайд № 8 –Прочитайте следующее предложение, есть ли в них сравнение? 1. Лишь у Васьки синим чертополохом цвела радость. 2. И ужас липкой гадюкой перевивает горло. Как называется такое средство художественной выразительности? Да, это скрытое сравнение - метафора. - Молодцы! Но о роли метафоры мы продолжим говорить на следующих Уроках.. | Учащиеся находят сравнения. Формулируют выводы наблюдений. |
9. | 6. Включение в систему знаний и повторение | Учитель организует самостоятельную работу учащихся , обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Следующее задание № 6 текст о зиме, в который надо вставить пропущенные слова, преимущественно сравнения. Зима как …………………. Деревья словно…………………………стоят. Снег, точно ……. -Эта работа, и другие задания на рабочем листе будут оценены, так же как и активное участие на сегодняшнем уроке. | Учащиеся выполняют творческое задание : составляют текст по шаблону. |
10. | Рефлексия Слайд №9 | Учитель организует беседу по уточнению и конкретизации знаний, связывает результаты урока с его целями. Акцентирует внимание на результаты учебной деятельности. -А сейчас послушаем ваши работы. -Ребята, какие языковые средства выразительности мы сегодня повторили? -А что нового узнали? Слайд 9 - Ребята, давайте вернемся к нашим целям урока и посмотрим удалось нам их выполнить. - Объявление оценок. Спасибо за урок! | Учащиеся формулируют конечный результат своей работы. Зачитывают получившиеся тексты. |
11. | Домашнее задание. Слайд №10 | Учитель дает комментарий к домашнему заданию. | Учащиеся записывают домашнее задание |