kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Имя существительное как художественное слово

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является заключительным этапом изучения существительных в 6 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урока»

Технологическая карта урока.



Методические рекомендации к уроку русского языка









«Имя существительное как художественное слово»

























Козлова

Наталья Владимировна

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 40











Г. Киров

2017

Тип урока: Объяснение изученного материала в новом контексте.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, дидактические материалы, раздаточные таблицы.

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема: «Имя существительное как художественное слово».

Место урока в системе уроков по данной теме:

Заключительный урок в теме «Имя существительное».

Цели и задачи:

Образовательная:

-закрепить знания учащихся о роли существительного в художественнойречи, в речевом высказывании.

Развивающие

-развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

Воспитательные

-формирование эмоциональную культуру учащихся и целостное отношения к искусству через выразительное чтение стихов.

УУД

Личностные:

Самоконтроль,

Регулятивные:

Знать выразительные средства языка, в основе которых лежат существительные, уметь определять роль имен существительных.

Коммуникативные: уметь управлять поведением партнера, развить свою интеллектуальную компетентность .Планирование учебного сотрудничества с учителем и другими обучающимися

Познавательные:уметь анализировать объектов с целью выделения ведущих признаков.

Этапы урока

Этапы урока ,

слайды

Действия учителя.

Формы организации работы учителя

Действия обучающихся,

Формы организации работы детей

1

Организационный момент

Проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой. Учитель:

Здравствуйте, садитесь.

Давайте откроем тетради и запишем число, классная работа.


Записывают тему урока.

2

Проверка домашнего задания.

Слайд №1

Проверяет домашнее задание, дает комментарий. Домашним заданием было прочитать это стих –е Фета и выполнить некоторые задания.



Выразительно читает стих ученик. А.Фет «Чудная картина». Комментированное прочтение этого стихотворения. Остальные слушают стихотворение и определяют тему урока.

3.

Актуализация знаний.

Видео - клип.


Побуждает к высказыванию своего мнения.

Слова, какой части речи, использует автор, чтобы изобразить мир

природы, выразить свое отношение

? (существительное)


- НО что обозначает сущ. ?

(предмет.)

- можно ли считать, что мир,

который изображает автор, находится в состоянии покоя?

(нет)

-Это стихотворение, несмотря на то, что вызывает чувство умиротворения,

полно движения: свет от луны, бег саней

в предложениях практически отсутствуют глаголы , но мы все равно наблюдаем быстро сменяющиеся события, за счет

существительных ,которые показывают движение , динамику событий.


-Мы видим, что возможности имени существительного не ограничены, и сегодня мы в этом убедимся, говоря о зиме.

Каким настроением проникнуто стих-е?

(радостным, восторг от зимы, зимних радостей)



Ученики формулируют выводы наблюдений, объясняют свой выбор, высказывают свои предположения.

Отвечают на поставленные вопросы.

4.

Постановка учебной цели и задачи.

Слайд № 2

Слайд № 3

Учитель уточняет понимание учащимися поставленных целей урока, проводит параллель с изученным материалом.

-Вот мы и приблизились к теме нашего урока.

Попробуйте её сформулировать.


Школьники предлагают цели на урок.

Формулируют тему урока.

5.

Работа по теме урока.

Слайд №4

Слайд №5

Учитель формулирует задание

-У вас на партах рабочий лист сегодняшнего урока, - приложение , работать частично будем в тетради по рр , а основная работа будет на нем .

- тексты продублированы в приложении.


1.Темный ельник снегами, как мехом,

Опушили седые морозы.

В блестках инея, точно в алмазах,

Задремали, склонившись, березы.

(И.Бунин).

Читает Лиля

-Давайте посмотрим, какими художественными средствами выразительности пользуется автор, чтобы точнее передать свои мысли , чувства ?


-Сравнениями, метафорами.

-Верно, в этом отрывке поэт дважды использует сравнения:

Снег- как мех, блестки инея – точно алмазы.

-в начале поговорим подробнее о сравнении.

Чаще всего сравниваются обычные предметы и явления, поэтому языковой основой сравнения оказывается имя существительное.


- Существует несколько способов выражения сравнения:



- Ребята, здесь сравнение выражено сравнительным оборотом.

Прием1.

Делает запись в тетрадях: (слайд 5)

Прием 1

Сравнительный оборот, в который входит существительное и с сравнительными союзами как , словно, точно, и выделяется запятыми с обеих сторон.


Пример берем из текста , который понравился из отрывка этого стихотворения.


- Но существуют и другие формы выражения сравнений.

В приложении в задании № 2 прочитайте и найдите сравнения в другой форме.



2. Задание.

Тревога змеей вползла в наши сердца.

Бабочки похожи на цветы.

Называют.

Прочитайте статью о сравнении на рабочем листе под номером 3 и назовите три способа выражения сравнения.

- Итак, какие существуют способы выражения сравнений?

Слайд 5

Запись в тетради продолжаем.



Анализируют текст, выявляют средства художественной выразительности.

Делают записи в тетради, находят самостоятельно примеры из текста приложения. Находят другие формы выражения сравнений. Читают текст, находят в тексте информацию.

6.

Первичное закрепление.

Слайд № 6

Слайд №7

Учитель предлагает творческое задание.

3). Наблюдение над языком.

- А теперь задание № 4

Слайд № 6

Продолжи ряды сравнений


1 . Снег, как …

2 . Снежинка, как…

3 . Ветер, как …

4 . Зимние деревья, как…

- Проверка

- Какое сравнение больше всего понравилось?

- Как изменится текст, если включить в него подобные сравнения?

Делаем вывод: Так какую роль играют существительные в тексте?

(дети отвечают)


Слайд № 7



Школьники выполняют творческое задание на закрепление понятия сравнения.

Анализируют роль сравнений в тексте.

Делают выводы о роли существительных в тексте.

7.

Разминка

- Сравнения, ребята, окружают нас повсюду.


И сегодня я построила нашу

физкультминутку тоже на сравнениях.

1 - Вдыхаем глубоко через нос, как будто вдыхаем аромат цветов.

- Задерживаем дыхание.

- Выдыхаем, как будто задуваем пламя свечи.

2 - Потянулись к солнышку, как будто хотим до него достать, вытягиваем

спинки.

(1 мин)


Дети выполняют разминку .

8.

Самостоятельная работа.

Слайд № 8

Учитель организует самостоятельную работу учащихся:

Слайд № 8

–Прочитайте следующее предложение, есть ли в них сравнение?


1. Лишь у Васьки синим чертополохом цвела радость.

2. И ужас липкой гадюкой перевивает горло.

Как называется такое средство художественной выразительности?

Да, это скрытое сравнение - метафора.


- Молодцы! Но о роли метафоры мы продолжим говорить на следующих

Уроках..


Учащиеся находят сравнения. Формулируют выводы наблюдений.

9.

6. Включение в систему знаний и повторение

Учитель организует самостоятельную работу учащихся , обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Следующее задание № 6

текст о зиме, в который надо вставить пропущенные слова, преимущественно сравнения.


Зима как ………………….

Деревья словно…………………………стоят.

Снег, точно …….


-Эта работа, и другие задания на рабочем листе будут оценены, так же как и активное участие на сегодняшнем уроке.



Учащиеся выполняют творческое задание : составляют текст по шаблону.

10.

Рефлексия

Слайд №9

Учитель организует беседу по уточнению и конкретизации знаний, связывает результаты урока с его целями. Акцентирует внимание на результаты учебной деятельности.

-А сейчас послушаем ваши работы.

-Ребята, какие языковые средства выразительности мы сегодня повторили?

-А что нового узнали?

Слайд 9

- Ребята, давайте вернемся к нашим целям урока и посмотрим удалось нам

их выполнить.

- Объявление оценок.

Спасибо за урок!


Учащиеся формулируют конечный результат своей работы.

Зачитывают получившиеся тексты.

11.

Домашнее задание.

Слайд №10

Учитель дает комментарий к домашнему заданию.

Учащиеся записывают домашнее задание







Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»

Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна.  Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег.

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна.

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

Тема урока:   «Имя существительное  как художественное слово»

Тема урока:

«Имя существительное

как художественное слово»

ЦЕЛИ УРОКА:

ЦЕЛИ УРОКА:

  • Знать – знать выразительные средства языка, в основе которых лежат
  • существительные.
  • Уметь – определять роль имен существительных в тексте.
Темный ельник снегами, как мехом, Опушили седые морозы. В блестках инея, точно в алмазах, Задремали, склонившись, березы. (И.Бунин).
  • Темный ельник снегами, как мехом,
  • Опушили седые морозы.
  • В блестках инея, точно в алмазах,
  • Задремали, склонившись, березы.
  • (И.Бунин).
Способы выражения сравнения :

Способы выражения сравнения :

  • 1) Сравнительный оборот - сущ. + сравнительные союзы как , словно, точно , и выделяется запятыми с обеих сторон.
  • 2) сущ. в творительном падеже.
  • 3) сравнения + слова : похож, подобен, напоминает .
Продолжи ряды сравнений

Продолжи ряды сравнений

  • 1. Снег, как …
  • 2. Снежинка, как…
  • 3. Ветер, как …
  • 4. Зимние деревья, как…
Сравнение Точность Яркость Выразительность Эмоциональность  Красота

Сравнение

Точность Яркость

Выразительность Эмоциональность

Красота

1. Лишь у Васьки синим  чертополохом цвела радость.   2. И ужас липкой гадюкой перевивает горло.

1. Лишь у Васьки синим чертополохом цвела радость. 2. И ужас липкой гадюкой перевивает горло.

Сравнение,  метафора,  уменьшительно – ласкательные суффиксы.

Сравнение,

метафора,

уменьшительно –

ласкательные суффиксы.

Домашнее задание написать сочинение – миниатюру, используя тропы, на свободную тему о зиме («Зимнее утро», «Узор на стекле»,  и т.п.)

Домашнее задание

  • написать сочинение – миниатюру, используя тропы, на свободную тему о зиме («Зимнее утро», «Узор на стекле»,

и т.п.)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Имя существительное как художественное слово

Автор: Козлова Наталья Владимировна

Дата: 11.04.2017

Номер свидетельства: 408540

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе. "
    ["seo_title"] => string(65) "imia-sushchiestvitiel-noie-povtorieniie-izuchiennogho-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "117138"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412702418"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "урок повторения по теме "Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-povtorieniia-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "232562"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442858359"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Открытый урок по русскому языку. 5 класс Имя прилагательное как часть речи"
    ["seo_title"] => string(68) "otkrytyiurokporusskomuiazyku5klassimiaprilaghatielnoiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "291779"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455187228"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "конспект урока на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sobstviennyie-i-naritsatiel-nyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "129401"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415703141"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "ИМЯ ?СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ "
    ["seo_title"] => string(31) "imia-dwaegsushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "203887"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429553324"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства