kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка 3 класс по программе «Школа России»

Учитель: Ирхина Ирина Владимировна

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные

Цель: формировать умения различать собственные и нарицательные имена существительные, писать заглавную букву в именах собственных. Углубить представления обучающихся об именах существительных, о правописании и грамматических признаках собственных имен существительных. Учить решать проблемные задачи. Закреплять ранее изученный материал. Обогащать словарный запас, развивать речь. Развивать мышление, внимание, речь обучающихся. Воспитывать интерес к урокам русского языка. Работать с толковыми словарями.

Планируемые результаты: научиться распознавать существительные среди других частей речи; различать собственные и нарицательные имена существительные; приобретение знаний о правописании и грамматических признаках собственных имен существительных.

           Ход урока

1. Организационный момент

Ребята, все ли готовы к уроку? Я желаю, чтобы он прошел плодотворно, и каждый из вас открыл бы для себя что-то новое. Приступим. Не будем терять ни минуты.

2. Самоопределение к деятельности. Словарно-орфографическая работа.

Записать одним словом:

  • Синоним слова «дело» (работа)
  • Множественное слово от слова «ребенок» (ребята)
  • Страна, расположенная в Европе и Азии (Россия)
  • Столица нашей страны (Москва)
  • Маленькая серо-коричневая птица, живущая вблизи домов (воробей)
  • Сшитые листы чистой разлинованной бумаги в обложке (тетрадь)
  • Родная сторона (родина)

- В каких случаях написание этого слова должно быть с заглавной буквы, а в каких со строчной? (Какие источники информации могут нам помочь? (интернет, спросить у взрослых,  посмотреть в толковом словаре Ожегова…)

Какие задания можно выполнить с этими словами?

  • Определить части речи
  • Разделить на группы: одушевленные и неодушевленные
  • Разделить на группы двусложные и трехсложные
  • Разделить на группы с безударной О, А, Е
  • Разделить на группы с заглавной и строчной буквой

- Выполним последнее задание, т.е. разделим на группы слова с заглавной и строчной буквой.

- Объясните написание слов с большой буквы.

- Сформулируйте тему урока (Имена существительные: собственные и нарицательные)

- Чему будем учиться на уроке? (различать собственные и нарицательные имена существительные)

 

(смотреть диск 1 (2))

 

3. Работа по теме урока.

Работа по учебнику

Упр.22 (с.15) (Устно разобрать)

  • Прочитайте. Назовите собственные имена существительные. Объясните их значение.
  • Назовите нарицательные имена существительные.
  • К данным именам нарицательным подберите другие имена собственные
  • Сделайте вывод. Как пишутся имена собственные?

4. Физкультминутка. Я называю имена сущ. собственные, вы хлопнете, нарицательные – присядете)

Пушкин, город, деревня, Курск, Жучка, воробей, Марс, озеро, Медвенка, Байкал, одуванчик, Екатерина, лисица,

__________________________________________________________

5. Упр. 23 (с.16) (Письменно. Самостоятельно. Взаимопроверка. 1 чел. на  компьютере) Диск 4

__________________________________________________________

6. Физкультминутка с глазками.

7.Упр. 24 (с.16) Работа в парах (устная). Проверка по компьютеру. Диск 5

- Что вы заметили и можете сказать о написании названий художественных произведений? (пишутся в кавычках)

Диск 1 (3)

8. - Кто написал стихотворение «Смешная фамилия?» (С.Михалков)

В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых:

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селёдкин, Мышкин, Тёлкин,

Мокрицин, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепёлкин.

- Запишем в тетрадке  предложение: Прозвучало стихотворение Сергея Михалкова «Смешная фамилия».

9. Работа по карточке. Слайд 1

     Сережа (М,м)орозов не боится (М,м)орозов. Витя (В,в)асильков нарвал букет васильков. В (П,п)оле (П,п)оля полет картофель.

- Назовите слова одинаковые по звуковому составу слова и объясните написание большой буквы.

10. Разбор домашнего задания.

Упр. 26. (с. 17) – выполняет первая группа (слабые и средние ученики)

Упр. 27 (с.17) – выполняет вторая группа (сильные ученики)

11. Музыкальная физкультминутка

12. Рефлексия Слайд 2

- Какие имена сущ. пишутся с большой буквы?

- Почему они так называются? (Дают названия каждой реке, городу, улице, планете… Это собственное имя, только им принадлежащее).

- Какие еще имена собственные вы знаете?

- Запомните, что собственные наименования относятся к предметам (в грамматическом смысле этого слова, разумеется), существующим в единственном числе.

- Итак, распределим слова в нужную колонку правописания заглавной буквы)

Работа в группах Слайд 3

1. Собственные имена лиц и имена животных: Иван Грозный, Дон-Кихот, Пегас

2. Названия организаций и фирм: Академия наук, фирма «Дженерал моторс», Большой театр.

3. Названия произведений: опера «Пиковая дама», роман «Отцы и дети», Библия.

4. Географические названия: Рио-де-Жанейро, Московская область.

5. Названия исторических событий: Куликовская битва.

6. Названия праздников: Девятое мая, Восьмое марта, Масленица.

13. Оцените свою работу на уроке.

Слайд 4

- Что было самым трудным? Интересным?

- Какие затруднения вызвали выполнения заданий?

 

14. Подведение итогов

- О чем говорили сегодня на уроке?

- Что нового узнали?

- Какие знания и умения пригодились?

Слайд 5

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные" »

Урок русского языка 3 класс по программе «Школа России»

Учитель: Ирхина Ирина Владимировна

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные

Цель: формировать умения различать собственные и нарицательные имена существительные, писать заглавную букву в именах собственных. Углубить представления обучающихся об именах существительных, о правописании и грамматических признаках собственных имен существительных. Учить решать проблемные задачи. Закреплять ранее изученный материал. Обогащать словарный запас, развивать речь. Развивать мышление, внимание, речь обучающихся. Воспитывать интерес к урокам русского языка. Работать с толковыми словарями.

Планируемые результаты: научиться распознавать существительные среди других частей речи; различать собственные и нарицательные имена существительные; приобретение знаний о правописании и грамматических признаках собственных имен существительных.

Ход урока

1. Организационный момент

Ребята, все ли готовы к уроку? Я желаю, чтобы он прошел плодотворно, и каждый из вас открыл бы для себя что-то новое. Приступим. Не будем терять ни минуты.

2. Самоопределение к деятельности. Словарно-орфографическая работа.

Записать одним словом:

  • Синоним слова «дело» (работа)

  • Множественное слово от слова «ребенок» (ребята)

  • Страна, расположенная в Европе и Азии (Россия)

  • Столица нашей страны (Москва)

  • Маленькая серо-коричневая птица, живущая вблизи домов (воробей)

  • Сшитые листы чистой разлинованной бумаги в обложке (тетрадь)

  • Родная сторона (родина)

- В каких случаях написание этого слова должно быть с заглавной буквы, а в каких со строчной? (Какие источники информации могут нам помочь? (интернет, спросить у взрослых, посмотреть в толковом словаре Ожегова…)

Какие задания можно выполнить с этими словами?

  • Определить части речи

  • Разделить на группы: одушевленные и неодушевленные

  • Разделить на группы двусложные и трехсложные

  • Разделить на группы с безударной О, А, Е

  • Разделить на группы с заглавной и строчной буквой

- Выполним последнее задание, т.е. разделим на группы слова с заглавной и строчной буквой.

- Объясните написание слов с большой буквы.

- Сформулируйте тему урока (Имена существительные: собственные и нарицательные)

- Чему будем учиться на уроке? (различать собственные и нарицательные имена существительные)


(смотреть диск 1 (2))


3. Работа по теме урока.

Работа по учебнику

Упр.22 (с.15) (Устно разобрать)

  • Прочитайте. Назовите собственные имена существительные. Объясните их значение.

  • Назовите нарицательные имена существительные.

  • К данным именам нарицательным подберите другие имена собственные

  • Сделайте вывод. Как пишутся имена собственные?

4. Физкультминутка. Я называю имена сущ. собственные, вы хлопнете, нарицательные – присядете)

Пушкин, город, деревня, Курск, Жучка, воробей, Марс, озеро, Медвенка, Байкал, одуванчик, Екатерина, лисица,

__________________________________________________________

5. Упр. 23 (с.16) (Письменно. Самостоятельно. Взаимопроверка. 1 чел. на компьютере) Диск 4

__________________________________________________________

6. Физкультминутка с глазками.

7.Упр. 24 (с.16) Работа в парах (устная). Проверка по компьютеру. Диск 5

- Что вы заметили и можете сказать о написании названий художественных произведений? (пишутся в кавычках)

Диск 1 (3)

8. - Кто написал стихотворение «Смешная фамилия?» (С.Михалков)

В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых:

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селёдкин, Мышкин, Тёлкин,

Мокрицин, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепёлкин.

- Запишем в тетрадке предложение: Прозвучало стихотворение Сергея Михалкова «Смешная фамилия».

9. Работа по карточке. Слайд 1

Сережа (М,м)орозов не боится (М,м)орозов. Витя (В,в)асильков нарвал букет васильков. В (П,п)оле (П,п)оля полет картофель.

- Назовите слова одинаковые по звуковому составу слова и объясните написание большой буквы.

10. Разбор домашнего задания.

Упр. 26. (с. 17) – выполняет первая группа (слабые и средние ученики)

Упр. 27 (с.17) – выполняет вторая группа (сильные ученики)

11. Музыкальная физкультминутка

12. Рефлексия Слайд 2

- Какие имена сущ. пишутся с большой буквы?

- Почему они так называются? (Дают названия каждой реке, городу, улице, планете… Это собственное имя, только им принадлежащее).

- Какие еще имена собственные вы знаете?

- Запомните, что собственные наименования относятся к предметам (в грамматическом смысле этого слова, разумеется), существующим в единственном числе.

- Итак, распределим слова в нужную колонку правописания заглавной буквы)

Работа в группах Слайд 3

1. Собственные имена лиц и имена животных: Иван Грозный, Дон-Кихот, Пегас

2. Названия организаций и фирм: Академия наук, фирма «Дженерал моторс», Большой театр.

3. Названия произведений: опера «Пиковая дама», роман «Отцы и дети», Библия.

4. Географические названия: Рио-де-Жанейро, Московская область.

5. Названия исторических событий: Куликовская битва.

6. Названия праздников: Девятое мая, Восьмое марта, Масленица.

13. Оцените свою работу на уроке.

Слайд 4

- Что было самым трудным? Интересным?

- Какие затруднения вызвали выполнения заданий?


14. Подведение итогов

- О чем говорили сегодня на уроке?

- Что нового узнали?

- Какие знания и умения пригодились?

Слайд 5










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные"

Автор: Ирхина Ирина Владимировна

Дата: 11.11.2014

Номер свидетельства: 129401

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи"."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-imia-sushchiestvitiel-noie-i-iegho-rol-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "303869"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457616403"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока по русскому языку "Имя существительное"."
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-imia-sushchiestvitiel-noie-2"
    ["file_id"] => string(6) "303877"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457617057"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Конспект урока "Собственные и нарицательные имена существительные"  (2 класс)  УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-sobstviennyie-i-naritsatiel-nyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-2-klass-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "180357"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425156850"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Собственные и нарицательные имена существительные"
    ["seo_title"] => string(53) "sobstvennye_i_naritsatelnye_imena_sushchestvitelnye_4"
    ["file_id"] => string(6) "643054"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1703326762"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Конспект урока по русскому языка в 5 классе по теме: "Имя существительное собственное и нарицательное". "
    ["seo_title"] => string(116) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-sobstviennoie-i-naritsatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "224127"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438512195"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства