Урок русского языка 3 класс по программе «Школа России»
Учитель: Ирхина Ирина Владимировна
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные
Цель: формировать умения различать собственные и нарицательные имена существительные, писать заглавную букву в именах собственных. Углубить представления обучающихся об именах существительных, о правописании и грамматических признаках собственных имен существительных. Учить решать проблемные задачи. Закреплять ранее изученный материал. Обогащать словарный запас, развивать речь. Развивать мышление, внимание, речь обучающихся. Воспитывать интерес к урокам русского языка. Работать с толковыми словарями.
Планируемые результаты: научиться распознавать существительные среди других частей речи; различать собственные и нарицательные имена существительные; приобретение знаний о правописании и грамматических признаках собственных имен существительных.
Ход урока
1. Организационный момент
Ребята, все ли готовы к уроку? Я желаю, чтобы он прошел плодотворно, и каждый из вас открыл бы для себя что-то новое. Приступим. Не будем терять ни минуты.
2. Самоопределение к деятельности. Словарно-орфографическая работа.
Записать одним словом:
- Синоним слова «дело» (работа)
- Множественное слово от слова «ребенок» (ребята)
- Страна, расположенная в Европе и Азии (Россия)
- Столица нашей страны (Москва)
- Маленькая серо-коричневая птица, живущая вблизи домов (воробей)
- Сшитые листы чистой разлинованной бумаги в обложке (тетрадь)
- Родная сторона (родина)
- В каких случаях написание этого слова должно быть с заглавной буквы, а в каких со строчной? (Какие источники информации могут нам помочь? (интернет, спросить у взрослых, посмотреть в толковом словаре Ожегова…)
Какие задания можно выполнить с этими словами?
- Определить части речи
- Разделить на группы: одушевленные и неодушевленные
- Разделить на группы двусложные и трехсложные
- Разделить на группы с безударной О, А, Е
- Разделить на группы с заглавной и строчной буквой
- Выполним последнее задание, т.е. разделим на группы слова с заглавной и строчной буквой.
- Объясните написание слов с большой буквы.
- Сформулируйте тему урока (Имена существительные: собственные и нарицательные)
- Чему будем учиться на уроке? (различать собственные и нарицательные имена существительные)
(смотреть диск 1 (2))
3. Работа по теме урока.
Работа по учебнику
Упр.22 (с.15) (Устно разобрать)
- Прочитайте. Назовите собственные имена существительные. Объясните их значение.
- Назовите нарицательные имена существительные.
- К данным именам нарицательным подберите другие имена собственные
- Сделайте вывод. Как пишутся имена собственные?
4. Физкультминутка. Я называю имена сущ. собственные, вы хлопнете, нарицательные – присядете)
Пушкин, город, деревня, Курск, Жучка, воробей, Марс, озеро, Медвенка, Байкал, одуванчик, Екатерина, лисица,
__________________________________________________________
5. Упр. 23 (с.16) (Письменно. Самостоятельно. Взаимопроверка. 1 чел. на компьютере) Диск 4
__________________________________________________________
6. Физкультминутка с глазками.
7.Упр. 24 (с.16) Работа в парах (устная). Проверка по компьютеру. Диск 5
- Что вы заметили и можете сказать о написании названий художественных произведений? (пишутся в кавычках)
Диск 1 (3)
8. - Кто написал стихотворение «Смешная фамилия?» (С.Михалков)
В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых:
Лисичкин, Раков, Индюков,
Селёдкин, Мышкин, Тёлкин,
Мокрицин, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепёлкин.
- Запишем в тетрадке предложение: Прозвучало стихотворение Сергея Михалкова «Смешная фамилия».
9. Работа по карточке. Слайд 1
Сережа (М,м)орозов не боится (М,м)орозов. Витя (В,в)асильков нарвал букет васильков. В (П,п)оле (П,п)оля полет картофель.
- Назовите слова одинаковые по звуковому составу слова и объясните написание большой буквы.
10. Разбор домашнего задания.
Упр. 26. (с. 17) – выполняет первая группа (слабые и средние ученики)
Упр. 27 (с.17) – выполняет вторая группа (сильные ученики)
11. Музыкальная физкультминутка
12. Рефлексия Слайд 2
- Какие имена сущ. пишутся с большой буквы?
- Почему они так называются? (Дают названия каждой реке, городу, улице, планете… Это собственное имя, только им принадлежащее).
- Какие еще имена собственные вы знаете?
- Запомните, что собственные наименования относятся к предметам (в грамматическом смысле этого слова, разумеется), существующим в единственном числе.
- Итак, распределим слова в нужную колонку правописания заглавной буквы)
Работа в группах Слайд 3
1. Собственные имена лиц и имена животных: Иван Грозный, Дон-Кихот, Пегас
2. Названия организаций и фирм: Академия наук, фирма «Дженерал моторс», Большой театр.
3. Названия произведений: опера «Пиковая дама», роман «Отцы и дети», Библия.
4. Географические названия: Рио-де-Жанейро, Московская область.
5. Названия исторических событий: Куликовская битва.
6. Названия праздников: Девятое мая, Восьмое марта, Масленица.
13. Оцените свою работу на уроке.
Слайд 4
- Что было самым трудным? Интересным?
- Какие затруднения вызвали выполнения заданий?
14. Подведение итогов
- О чем говорили сегодня на уроке?
- Что нового узнали?
- Какие знания и умения пригодились?
Слайд 5