Тема : Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.
Цель.
-образовательная: обобщить и систематизировать материал по теме «Имя существительное». закрепить орфографические и пунктуационные умения и навыки;
-развивающая: развитие устной и письменной речи, расширение словарного запаса учащихся; закрепить навык работы с текстом.
-воспитательная: развитие творческого потенциала учащихся, формирование интереса к языку
Оборудование: презентация, учебник: «Русский язык», Москва, «Просвещение», 2009 год.
Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.
Ход урока:
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
- Проверка усвоения изученного материала
- Ребята, мы с вами в 5 классе изучили тему «Имя существительное». Сегодня нам предстоит вспомнить пройденный материал, показать свои знания, умения по данной теме, т. к. сегодняшний урок это повторение изученного об имени существительном. Слайд 1
А какой раздел науки о языке изучает слово как часть речи?
-Морфология.
-Кто является исследователем этого раздела? Слайд 2
- А. А. Потебня; выступление ученика.
Большую роль в развитии отечественного языкознания сыграл основатель харьковской лингвистической школы, русско-украинский языковед Александр Афанасьевич Потебня, который в четырёхтомном труде «Из записок по русской грамматике» (т. 1—2, 1874, т. 3, 1889, т. 4, 1941) и в ряде других работ создал оригинальную лингвистическую концепцию взаимосвязи языка и мышления в их длительном историческом развитии, возникновения и функционирования частей речи и членов предложения, различных синтаксических категорий.
В 1862 г. Потебня опубликовал свой первый большой труд „Мысль и язык“. В 1863-1891 гг. он преподавал в Харьковском университете. В 1877 был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.
1) Имя существительное как часть речи.
Цель. Обобщение и систематизация теоретических сведений.
Для рассмотрения грамматических и морфологических признаков имен существительных обратимся к заданиям. Слайд 3
задание № 1
Прочитай предложение, найди в нем имя существительное в косвенном падеже, запиши его, произведи морфологический разбор:
На территории России Олимпийские игры пройдут во второй раз, и впервые — зимние Игры
задание № 2.
Прочитай предложение, запиши его. Найди имя существительное, подчеркни его. Каким членом предложения оно является? Слайд 4
В2011 году талисманами зимних Олимпийских игр 2014 были избраны Белый мишка, снежный Леопард и Зайка.
Взаимопроверка – Сималтиниус релли тэйбл
Коллективная работа
- Дайте определение имени существительному как части речи, не забудьте привести примеры . Слайд 5
- Назови любое существительное и докажи, что слово является существительным (3-4 ученика).
2)Место среди других частей речи.
- Сейчас вы прослушаете сообщение, из которого узнаете, какое место среди других частей речи занимает имя существительное.
Сообщение ученика.
К. Г. Паустовский утверждал: "Нет ничего такого в жизни, и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, нежность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия".
Эти слова К.Г. Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Недаром поэт говорит: "Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам".
-А какие названия предметам дает имя сущ.?
3) грамматическое значение имени существительного.
Обратите внимание на слайд 6, приведите примеры.
Слайд…
Конкретные:
Вещественные:
Отвлечённые:
Собирательные:
- Какой вывод можем сделать? (Имена существительные обозначают не только предметы, но и отвлеченные(абстрактные) понятия, которые не потрогать, не попробовать и т.д.).
4) Цель. Закрепление орфографического навыка.
- Сейчас вы выполните упр 198, но чтобы вы с ним успешно справились, предлагаю вспомнить: слайд 8
- склонение имен существительных (3 типа);
- падежи и падежные вопросы Слайд 7
Итог.
- Мы повторили основные теоретические сведения об имени существительном.
5)Работа с текстом.
Цель. Повторение и закрепление ЗУН по теме. Развитие связной монологической речи.
1. Чтение текста про себя.
2. Выразительное чтение вслух.
Слайд 9 ЗУМ ИН
Пусть тот бой (не)уп…мянут
В списк…славы з…л…той,
День пр…дет – еще п…встанут
Люди в памят… ж…вой.
(А. Твардовский)
3. Определение темы и идеи текста.
- О чем этот текст? (ВОв)
- Определите основную мысль (идею) текста. ( Еще повстанут люди в памяти живой. Никто не забыт , ничто не забыто).
- Почему именно это четверостишие я взяла для работы на уроке?
4. Работа над художественными образными средствами.
- Найдите эпитет.
- В каком значении употреблены слова «славы золотой»? (Переносное значение). Что значит «золотая» слава? Подберем синонимы (великая, вечная).
- Что значит словосочетание «в памяти живой»? Подберите антоним к слову ЖИВАЯ (МЕРТВАЯ).
5. Орфографическая работа.
- Найдите слова с пропущенными буквами. По цепочке объясняем тип орфограммы, записываем слово , вставляем пропущенную букву.
6. Синтаксический разбор предложения.
Еще повстанут люди в памяти живой.
6) Роль существительных в тексте.
Я предлагаю вам прослушать несколько строк из стихотворения А. Фета. Это стихотворение имеет свою особенность, а какую вы сейчас сами поймете и скажете. Слайд 10
А. А. Фет
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
- Кто-то, может быть, уже догадался? (В этом стихотворении много существительных).
Какова особенность таких предложений при синтаксическом разборе? (В них содержится только подлежащее).
- Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. Л.Н.Толстой так писал об этом стихотворении: "В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина". Из 22 -ух слов стихотворения - 14 существительных, 6-ть прилагательных, 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.
- Прочитайте отрывки из других стихотворений
Слайд 11
Вечер, поле,
Огоньки.
Дальняя дорога.
(В.Маяковский)
Опять дожди, опять туманы.
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий, серый свод небес.
(С. Аксаков)
Итог. Какие картины могут "нарисовать" существительные?
- Сделайте, пожалуйста, вывод о роли существительных в речи вообще и в поэтической в частности.
(С помощью существительных можно нарисовать картину природы, портрет и т.д. Действие происходит здесь и сейчас, как будто в настоящем времени).
7) Дом.з. Слайды 19,20,21. Сочинение – миниатюра. ЗУМ ИН
Цель. Развитие речи. Формирование умений в употреблении существительных в речи.
- Мы рассмотрели примеры, в которых с помощью существительных можно нарисовать картину природы.
- Я предлагаю вам дома написать мини – сочинение на тему «Олимпийские надежды» Что значит сочинение – миниатюра? (3-5 предложений) Но картину необходимо «нарисовать» при помощи существительных.
8. КЛОК БАДДИС.
Выводы делают ученики Слайды 12-18
9. Срезовая тестовая работа по вариантам. (5 мин.)
10. Итог урока. Проставление оценок.