kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тема :         Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

Цель.

 -образовательная: обобщить и систематизировать материал по теме «Имя существительное». закрепить  орфографические и пунктуационные умения и навыки;

-развивающая: развитие устной и письменной речи, расширение словарного запаса учащихся; закрепить навык работы с текстом.

-воспитательная: развитие творческого потенциала учащихся, формирование интереса к языку

Оборудование:  презентация, учебник: «Русский язык»,  Москва, «Просвещение», 2009  год.

Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская,  Л.А. Тростенцова.

                                                                            Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

  1. Проверка усвоения изученного материала

- Ребята, мы с вами  в 5 классе изучили тему «Имя существительное». Сегодня нам предстоит вспомнить пройденный материал, показать свои знания, умения  по данной теме, т. к. сегодняшний урок это повторение изученного  об  имени существительном. Слайд 1 

 А какой раздел науки о языке  изучает слово как часть речи?

-Морфология.

-Кто является исследователем этого раздела? Слайд 2

- А. А. Потебня;  выступление ученика.

Большую роль в развитии отечественного языкознания сыграл основатель харьковской лингви­сти­че­ской школы, русско-украинский языковед  Александр Афанасьевич Потебня, который в четырёхтомном труде «Из записок по русской грамматике» (т. 1—2, 1874, т. 3, 1889, т. 4, 1941) и в ряде других работ создал оригинальную лингвистическую концепцию взаимосвязи языка и мышления в их длительном историческом развитии, возникновения и функционирования частей речи и членов предложения, различных синтаксических категорий.

В 1862 г. Потебня опубликовал свой пер­вый большой труд „Мысль и язык“. В 1863-1891 гг. он преподавал в Харьков­ском университете. В 1877 был избран членом-корреспондентом Петер­бургской Акаде­мии наук

1) Имя существительное как часть речи.

Цель. Обобщение и систематизация теоретических сведений.

 Для рассмотрения грамматических и морфологических признаков имен существительных обратимся к заданиям. Слайд 3

задание № 1

Прочитай предложение, найди в нем имя существительное в косвенном падеже, запиши его, произведи морфологический разбор:

 На территории России Олимпийские игры пройдут во второй раз, и впервые — зимние Игры

                                                                       задание № 2.

Прочитай предложение, запиши его. Найди имя существительное, подчеркни его. Каким членом предложения оно является? Слайд 4

В2011 году талисманами зимних Олимпийских игр 2014 были избраны Белый мишка, снежный Леопард и Зайка.   

Взаимопроверка –  Сималтиниус  релли тэйбл

                                           Коллективная работа

Дайте определение имени существительному как части речи, не забудьте привести примеры .    Слайд   5                                                                                                                                                             

- Назови любое существительное и докажи, что слово является существительным (3-4 ученика).

2)Место среди других частей речи.

- Сейчас вы прослушаете сообщение, из которого   узнаете, какое место среди других частей речи занимает имя существительное.

                                  Сообщение ученика.

К. Г. Паустовский утверждал: "Нет ничего такого в жизни, и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, нежность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия".

Эти слова К.Г. Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Недаром поэт говорит: "Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам".

-А какие названия предметам дает имя сущ.? 

3) грамматическое  значение  имени существительного.

 Обратите внимание на слайд 6, приведите примеры.

Слайд…

Конкретные:

Вещественные:

Отвлечённые:

Собирательные:

- Какой вывод можем сделать? (Имена существительные обозначают не только предметы, но и отвлеченные(абстрактные) понятия, которые не потрогать, не попробовать и т.д.).

4) Цель. Закрепление орфографического навыка.

- Сейчас вы выполните упр  198, но чтобы вы с ним успешно справились, предлагаю вспомнить:   слайд 8

- склонение имен существительных (3 типа);

- падежи и падежные вопросы Слайд 7

Итог.

- Мы повторили основные теоретические сведения об имени существительном.

5)Работа с текстом.

Цель. Повторение и закрепление ЗУН по теме. Развитие связной монологической речи.

1. Чтение текста про себя.

2. Выразительное чтение вслух.

Слайд 9    ЗУМ ИН

 

Пусть тот бой (не)уп…мянут

В списк…славы з…л…той,

День пр…дет – еще п…встанут

Люди в памят… ж…вой.

(А. Твардовский)

3. Определение темы и идеи текста.

- О чем этот текст? (ВОв)

- Определите основную мысль (идею) текста. ( Еще повстанут люди в памяти живой. Никто не забыт , ничто не забыто).

- Почему именно это четверостишие я взяла для работы на уроке?

4. Работа над художественными образными средствами.

- Найдите эпитет.

- В каком значении употреблены слова «славы золотой»? (Переносное значение). Что значит «золотая» слава? Подберем синонимы (великая, вечная).

- Что значит словосочетание «в памяти живой»? Подберите антоним к слову ЖИВАЯ (МЕРТВАЯ).

5. Орфографическая работа.

- Найдите слова с пропущенными буквами. По цепочке объясняем тип орфограммы, записываем слово , вставляем пропущенную букву.

6. Синтаксический разбор предложения.

Еще повстанут люди в памяти живой.

6) Роль существительных в тексте.

Я предлагаю вам прослушать несколько строк из стихотворения А. Фета. Это стихотворение имеет свою особенность, а какую вы сейчас сами поймете и скажете. Слайд 10

А. А. Фет

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

- Кто-то, может быть, уже догадался? (В этом стихотворении много существительных).

 Какова особенность таких предложений при синтаксическом разборе? (В них содержится только подлежащее).

- Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. Л.Н.Толстой так писал об этом стихотворении: "В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина". Из 22 -ух слов стихотворения - 14 существительных, 6-ть прилагательных, 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.

- Прочитайте отрывки из других стихотворений 

Слайд 11

Вечер, поле,
Огоньки.
Дальняя дорога.
(В.Маяковский)

Опять дожди, опять туманы.
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий, серый свод небес.
(С. Аксаков)

Итог.     Какие картины могут "нарисовать" существительные?

       - Сделайте, пожалуйста, вывод о роли существительных в речи вообще и в поэтической в частности.

(С помощью существительных можно нарисовать картину природы, портрет и т.д. Действие происходит здесь и сейчас, как будто в настоящем времени).

7) Дом.з. Слайды 19,20,21. Сочинение – миниатюра.  ЗУМ ИН

Цель. Развитие речи. Формирование умений в употреблении существительных в речи.

- Мы рассмотрели примеры, в которых с помощью существительных можно нарисовать картину природы.

- Я предлагаю вам дома написать мини – сочинение на тему  «Олимпийские надежды» Что значит сочинение – миниатюра? (3-5 предложений) Но картину необходимо «нарисовать» при помощи существительных.

8.  КЛОК  БАДДИС.

    Выводы  делают ученики   Слайды 12-18

9. Срезовая тестовая работа по вариантам. (5 мин.)

10. Итог урока. Проставление  оценок.

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе. »


Тема : Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

Цель.

 -образовательная: обобщить и систематизировать материал по теме «Имя существительное». закрепить орфографические и пунктуационные умения и навыки;

-развивающая: развитие устной и письменной речи, расширение словарного запаса учащихся; закрепить навык работы с текстом.

-воспитательная: развитие творческого потенциала учащихся, формирование интереса к языку

Оборудование: презентация, учебник: «Русский язык», Москва, «Просвещение», 2009 год.

Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

  1. Проверка усвоения изученного материала

- Ребята, мы с вами в 5 классе изучили тему «Имя существительное». Сегодня нам предстоит вспомнить пройденный материал, показать свои знания, умения  по данной теме, т. к. сегодняшний урок это повторение изученного об имени существительном. Слайд 1

А какой раздел науки о языке изучает слово как часть речи?

-Морфология.

-Кто является исследователем этого раздела? Слайд 2

- А. А. Потебня; выступление ученика.

Большую роль в развитии отечественного языкознания сыграл основатель харьковской лингви­сти­че­ской школы, русско-украинский языковед Александр Афанасьевич Потебня, который в четырёхтомном труде «Из записок по русской грамматике» (т. 1—2, 1874, т. 3, 1889, т. 4, 1941) и в ряде других работ создал оригинальную лингвистическую концепцию взаимосвязи языка и мышления в их длительном историческом развитии, возникновения и функционирования частей речи и членов предложения, различных синтаксических категорий.

В 1862 г. Потебня опубликовал свой пер­вый большой труд „Мысль и язык“. В 1863-1891 гг. он преподавал в Харьков­ском университете. В 1877 был избран членом-корреспондентом Петер­бургской Акаде­мии наук. 

1) Имя существительное как часть речи.

Цель. Обобщение и систематизация теоретических сведений.

 Для рассмотрения грамматических и морфологических признаков имен существительных обратимся к заданиям. Слайд 3

задание № 1

Прочитай предложение, найди в нем имя существительное в косвенном падеже, запиши его, произведи морфологический разбор:

 На территории России Олимпийские игры пройдут во второй раз, и впервые — зимние Игры

задание № 2.

Прочитай предложение, запиши его. Найди имя существительное, подчеркни его. Каким членом предложения оно является? Слайд 4

В2011 году талисманами зимних Олимпийских игр 2014 были избраны Белый мишка, снежный Леопард и Зайка.

Взаимопроверка – Сималтиниус релли тэйбл

 

Коллективная работа

Дайте определение имени существительному как части речи, не забудьте привести примеры . Слайд 5

- Назови любое существительное и докажи, что слово является существительным (3-4 ученика).

2)Место среди других частей речи.

- Сейчас вы прослушаете сообщение, из которого   узнаете, какое место среди других частей речи занимает имя существительное.

 


Сообщение ученика.

К. Г. Паустовский утверждал: "Нет ничего такого в жизни, и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, нежность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия".

Эти слова К.Г. Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Недаром поэт говорит: "Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам".

-А какие названия предметам дает имя сущ.?

3) грамматическое значение имени существительного.

 Обратите внимание на слайд 6, приведите примеры.

Слайд…

Конкретные:

Вещественные:

Отвлечённые:

Собирательные:

- Какой вывод можем сделать? (Имена существительные обозначают не только предметы, но и отвлеченные(абстрактные) понятия, которые не потрогать, не попробовать и т.д.).

4) Цель. Закрепление орфографического навыка.

- Сейчас вы выполните упр 198, но чтобы вы с ним успешно справились, предлагаю вспомнить: слайд 8

- склонение имен существительных (3 типа);

- падежи и падежные вопросы Слайд 7

Итог.

- Мы повторили основные теоретические сведения об имени существительном.

5)Работа с текстом.

Цель. Повторение и закрепление ЗУН по теме. Развитие связной монологической речи.

1. Чтение текста про себя.

2. Выразительное чтение вслух.

Слайд 9 ЗУМ ИН


Пусть тот бой (не)уп…мянут

В списк…славы з…л…той,

День пр…дет – еще п…встанут

Люди в памят… ж…вой.

(А. Твардовский)

3. Определение темы и идеи текста.

- О чем этот текст? (ВОв)

- Определите основную мысль (идею) текста. ( Еще повстанут люди в памяти живой. Никто не забыт , ничто не забыто).

- Почему именно это четверостишие я взяла для работы на уроке?

4. Работа над художественными образными средствами.

- Найдите эпитет.

- В каком значении употреблены слова «славы золотой»? (Переносное значение). Что значит «золотая» слава? Подберем синонимы (великая, вечная).

- Что значит словосочетание «в памяти живой»? Подберите антоним к слову ЖИВАЯ (МЕРТВАЯ).

5. Орфографическая работа.

- Найдите слова с пропущенными буквами. По цепочке объясняем тип орфограммы, записываем слово , вставляем пропущенную букву.

6. Синтаксический разбор предложения.

Еще повстанут люди в памяти живой.

6) Роль существительных в тексте.

Я предлагаю вам прослушать несколько строк из стихотворения А. Фета. Это стихотворение имеет свою особенность, а какую вы сейчас сами поймете и скажете. Слайд 10

А. А. Фет

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

- Кто-то, может быть, уже догадался? (В этом стихотворении много существительных).

 Какова особенность таких предложений при синтаксическом разборе? (В них содержится только подлежащее).

- Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. Л.Н.Толстой так писал об этом стихотворении: "В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина". Из 22 -ух слов стихотворения - 14 существительных, 6-ть прилагательных, 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.

- Прочитайте отрывки из других стихотворений 

Слайд 11

Вечер, поле,
Огоньки.
Дальняя дорога.
(В.Маяковский)

Опять дожди, опять туманы.
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий, серый свод небес.
(С. Аксаков)


Итог. Какие картины могут "нарисовать" существительные?

- Сделайте, пожалуйста, вывод о роли существительных в речи вообще и в поэтической в частности.

(С помощью существительных можно нарисовать картину природы, портрет и т.д. Действие происходит здесь и сейчас, как будто в настоящем времени).

7) Дом.з. Слайды 19,20,21. Сочинение – миниатюра. ЗУМ ИН

Цель. Развитие речи. Формирование умений в употреблении существительных в речи.

- Мы рассмотрели примеры, в которых с помощью существительных можно нарисовать картину природы.

- Я предлагаю вам дома написать мини – сочинение на тему «Олимпийские надежды» Что значит сочинение – миниатюра? (3-5 предложений) Но картину необходимо «нарисовать» при помощи существительных.


8. КЛОК БАДДИС.

Выводы делают ученики Слайды 12-18

9. Срезовая тестовая работа по вариантам. (5 мин.)


Тестовая работа по теме "Имя существительное".

1 вариант

1. Какого признака нет у существительного:

А) рода

Б) числа

В) падежа

Г) времени

2. Имя существительное изменяется по:

А) родам

Б) числам

В) падежам

Г) склонениям

3. Найдите существительные 1 склонения:

А) тенью

Б) полотенцем

В) в революции

Г) семьей

4. Укажите существительные женского рода:

А) мозоль

Б) тюль

В) кофе

Г) какао

5. Укажите существительные, которые имеют форму только множественного числа:

А) вермишель

Б) такси

В) фальшь

Г) пальцы

6. Укажите существительные, в которых пишется окончание И:

А) о песн..

Б) о професси…

В) об отношени…

Г) у дорог…

7. В окончании каких существительных пишется О:

А) борщ..м

Б)ковш..м

В) дач.й

Г) гордец..м

 8. В каких существительных нужен Ь:

А) нет крыш..

Б) мощ..

В) камыш…

Г) полноч…

9. Каким членом предложения является выделенное слово в предложении Березы украшают леса

А)подлежащим;   Б)дополнением; В) обстоятельством

10. Сделайте морфологический разбор существительного леса





Тестовая работа по теме "Имя существительное".

2 вариант

1. Какого признака нет у существительного:

А) рода

Б) числа

В) падежа

Г) времени

2. Имя существительное изменяется по:

А) родам

Б) числам

В) падежам

Г) склонениям

3. Найдите существительные 1 склонения:

А) печью

Б) лошадкой

В) на лекции

Г) образованием

4. Укажите существительные женского рода:

А) фальшь

Б) шоссе

В) пианино

Г) кафе

5. Укажите существительные, которые имеют форму только множественного числа:

А) ветошь

Б) макароны

В) сани

Г) выводы

6. Укажите существительные, в которых пишется окончание И:

А) на улиц…

Б) в арми..

В) по географи…

Г) к насып…

7. В окончании каких существительных пишется О:

А) с луч..м

Б) грач..м

В) суш..й

Г) молодц..м

8. В каких существительных нужен Ь:

А) много груш…

Б) лещ…

В) помощ…

Г) глуш…

9.Каким членом предложения является выделенное слово в предложении Высоко летят самолеты

А)подлежащим;   Б)дополнением; В) обстоятельством

10. Сделайте морфологический разбор существительного самолеты


10. Итог урока. Проставление оценок.



































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

Автор: Гимазова Файруза Рашитовна

Дата: 07.10.2014

Номер свидетельства: 117138

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока по русскому языку.Имя существительное. Повторение изученного. "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-imia-sushchiestvitiel-noie-povtorieniie-izuchiennogho"
    ["file_id"] => string(6) "135057"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416847641"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок русского языка  в 6 классе.  ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5   КЛАССЕ."
    ["seo_title"] => string(85) "urokrusskoghoiazykav6klassieimiasushchiestvitielnoiepovtorieniieizuchiennogov5klassie"
    ["file_id"] => string(6) "336068"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1466805115"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Имя существительное. Повторение."
    ["seo_title"] => string(35) "imia_sushchestvitelnoe_povtorenie_1"
    ["file_id"] => string(6) "633348"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1686211298"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Открытый урок по русскому языку на тему: " Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(68) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "161337"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422202873"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) ": «Имя прилагательное» Повторение изученного в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(61) "imia-prilaghatiel-noie-povtorieniie-izuchiennogho-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "191632"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427351205"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства