Тема урока: систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное».
Цели урока:
Закрепление знаний об имени существительном, как части речи.
Развитие мыслительных операций речи, творческих способностей учащихся.
Воспитание внимания и интереса к учению.
Оборудование: путевые листы (4 шт.), карта страны «Имя существительное», плакат «Имя существительное- часть речи», плакат «Склонение имен существительных», нарисованная машина для путешествия (на магните ), маркеры, мел.
Ход урока.
Организационный момент.
Слово учителя.
Мои дорогие ученики. Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране «Имя существительное».
С давних времен существует страна под названием «Речь».Она поделена на части, каждая из которых имеет свое название, имя.
Одна из частей –имя существительное.
Имя существительное –самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. Уже от нее образуется прилагательное. Имя существительное – ведущая часть речи и в грамматике (имеет род, число , падеж, склонение.)
Имя существительное –важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу , называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке.
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие именно по этой «Части речи».
А теперь в путь. Я желаю вам удачи!
III. Начало путешествия.
1.Разминка.
Учитель: вместо тетради возьмем путевой лист, в котором отмечен наш маршрут. В нем будем делать пометки и запись.
Чтобы отправиться в путь, надо вспомнить и рассказать правило об имени существительном.
(Дети рассказывают правило: Имя существительное-часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы : кто, что?
Имена существительные относятся к женскому, мужскому, среднему роду и изменяются по падежам.
В предложении им. существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями, обстоятельствами.)
Учитель: молодцы! А теперь в путь. На карте указан маршрут.
2.Остановка «Обозначения».
Учитель. Давайте с вами вспомним, что обозначают имена существительные.
( Дети отвечают: конкретные предметы,
живые существа,
явления природы,
события,
процесс,
абстрактные понятия.)
А теперь посмотрите в путевой лист. Там тоже указано, что обозначают имена существительные. Вы в каждую строчку напишите по два слова.
Учитель. А теперь вспомним правило, о собственных и нарицательных словах.
(Дети: слова, называющие однородные предметы, называются нарицательными. К существительным собственным принадлежат: имена, отчества, фамилии людей, географические названия, названия литературных произведений, исторических событий, названия картин, кинофильмов, спектаклей, предприятий, клички животных.)
А как пишутся имена собственные и нарицательные?
( Дети: имена нарицательные-с маленькой буквы,
имена собственные- с большой буквы.)
А теперь посмотрите в путевой лист на второе задание. «Вставьте подходящие по смыслу слова, выбрав их из взятых в скобки.»
Проверяем. Молодцы! Справились с этим заданием, поэтому отправляемся в путь дальше.
4 остановка «Одушевленных и неодушевленных слов.»
Как мы отличаем одушевленные существительные от неодушевленных? (Дети: одушевленные существительные отвечают на вопрос Кто? Неодушевленные – на вопрос Что?)
На этой остановке мы поиграем в игру: «Четвертый лишний.»
Из каждой группы слов исключите лишнее слово (подчеркните его).
Врач, медсестра, лекарства, хирург.
Портрет, акварель, художник, кисть.
Тетрадь, журнал, ручка, ученик.
Племянник, сестра, мачеха, дом.
Аудитория, студенты, экзамены, институт.
5 остановка «Трех родов».
Мы приехали на станцию трех родов. Сколько родов бывает у имен существительных? Какие и как их различают?
(Дети: Существительные бывают трех родов.)
Мужской род – ОН МОЙ
Женский род – ОНА МОЯ
Средний род – ОНО МОЕ
Если вы это знаете, давайте определим род у таких слов, как тихоня, грязнуля, лакомка, задира.
(Дети: Их род можно узнать только тогда, когда рядом стоят или имена прилагательные, или местоимения. Например, этот тихоня, эта тихоня, большая грязнуля, большой грязнуля.)
Молодцы, а теперь посмотрите снова в путевой лист и заполните таблицу словами: Картофель, (мой) задира, мышь, повидло, полотенце, рояль, (большая) лакомка, солнце, фамилия.
Женский род
Мужской род
Средний род
Проверяем. Очень хорошо. Отправляемся дальше.
6 остановка «Трех склонений».
На этой станции нам необходимо заполнить таблицу, просклонять слова, выделить окончания.
I склонение
II склонение
III склонение
М.р. Ж.р. – (а-я)
М.р. (–) Ср.р. (о-е)
Ж.р. (-ь)
Дядя, Маша
Гость, Село
Степь, Мышь
Р.п. –ы-и
Р.п. –а-я
Р.п. –и
Д.п. –е
Д.п. –у-ю
Д.п. –и
Пр.п. –е
Пр.п. –е
Пр.п. –и
Т.п. –ой ей
Т.п. –ом-ем
Т.п. –ь-ю
7 остановка «Числа».
На этой остановке работаем устно. Определяем число имен существительных. Однако, хочу напомнить, что в русском языке есть слова только множественного числа и только единственного. Если такие слова встретятся, вы сразу это отмечайте.
Глаза
Молоко
Солнце
Машины
Комната
Буквы
Уши
Дрожжи
Железо
День
Грабли
Кузнечик
Мячи
Ножницы
Темнота
Пчелы
Очки
Рука
Книги
Бегство
Мы все ближе и ближе к конечной станции. А пока подъезжаем к синтаксической.
8 остановка «Синтаксическая».
В путевом листе у вас предложение. Нужно сделать полный синтаксический разбор.
Грузовая машина подвозит на стройку кирпичи, гвозди, доски. (Повествовательное, невосклицательное, распространенное, осложненное однородными членами).
Чем может быть существительное в предложении?
подлежащее
дополнение
обстоятельство.
9 остановка «Морфологическая»
-На этой станции нам необходимо сделать морфологический разбор слова в саду из предложения: В саду поспели груши.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы повторили все, что знаем об имени существительном. А что именно? (Дети отвечают, подводят итоги).
Работали все вы хорошо. Оценки за урок я поставлю тогда , когда проверю правильность заполнения вами путевого листа. А сейчас урок закончен. В добрый путь под названием ЖИЗНЬ.