Педагогические цели | Способствовать развитию умений распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имен существительных |
Тип урока | Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; имеют первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: – понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме;– осуществляют анализ и сравнение. Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) |
Основное содержание темы, понятия и термины | Имя существительное. Вопросы имен существительных: кто? что? Признаки и роль имен существительных. Лексическое значение слов. Многозначные слова. Самолет |
Образовательные ресурсы | Учебник, с. 7–9. Схема «Имя существительное» |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Итак, друзья, внимание! Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнем скорей урок! – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Наблюдение |
II. Проверка домашнего задания | Фронтальная. Словесный. Рассказ | Организует проверку домашнего задания | Зачитывают составленные дома рассказы | Умеют составлять рассказ по рисунку. Слушают и понимают речь других | Рассказ |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа, работа с учебником | Организует работу с учебником (с. 7). Предлагает прочитать вопрос на с. 8 и сформулировать тему урока, учебную задачу | Выполняют задание учителя. Читают, отвечают на вопросы | Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя | Беседа по вопросам |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Имя существительное, его признаки (упр. 8) | Фронтальная. Словесный, практический. Работа с правилом, беседа, упражнение | Предлагает прочитать правило (с. 8), организует работу со схемой (см. Приложение) и упражнением | Читают правило, выполняют упражнение | Осознанно читают правило, извлекают из него информацию. Высказывают свое мнение | Правило, упражнение |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Проводит физкульт- минутку | Выполняют движения по тексту под руковод-ством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение движений |
2. Словарно- орфографическая работа. Самолет. Лексическое значение имен существительных (упр. 9) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Упражнение, беседа | Создает условия для выполнения упражнения. Знакомит со значением и правописанием слов «самолет», «врач», «доброта». Предлагает определить значение остальных имен существительных | Выполняют упражнение, задание учителя. Запоминают написание словарного слова | Определяют имена существительные по признакам. Объясняют лексическое значение слов. Усваивают написание непроверяемого слова | Упражнение, беседа по вопросам, письмо |
3. Многозначные слова (упр. 10) | Фронтальная. Словесный, практический. Упражнение, беседа | Организует работу с упражнением. Обращает внимание на значение многозначных слов | Выполняют упражнение. Определяют часть речи, составляют предложение | Усваивают лексическое значение многозначных слов. Высказывают свое мнение | Упражнение |
V. Закрепление знаний и способов действий | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический.
| – Запишите под диктовку слова. Определите, какой частью речи они являются. Подчеркните изученные орфограммы. | Записывают под диктовку слова. Определяют, какой частью речи они являются. | Применяют изученные правила; приводят доказательства при определении части речи записанных слов. | Комменти- рованное письмо |
| Комментированное письмо | Россия, объявление, килограмм, муравьи, подснежник, орешек, друзья, разъезд, сельдь, коллектив, зайчик, кармашек | Подчеркивают изученные орфограммы | Высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других | |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Закончите предложения: Урок помог мне… Для меня было сложным… Мне понравилось… | Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморегуляция |
Домашнее задание: правило, имена существительные | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | – Выпишите 10 имен существительных из стихотворения про зиму, запишите вопросы к ним. | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания | Правило, работа со стихотворением |