Псхологический настрой: На улице сегодня тепло и солнечно, и мне бы хотелось, чтобы так же тепло и солнечно было на нашем уроке. Ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь и молча пожелайте успехов на уроке.
Сообщение темы и цели урока: Тема урока: «Имя существительное». Сегодня нам предстоит обобщить полученные знания об имени существительном на основе лексического материала связанного с зимушкой – зимой. Поэтому я предлагаю начать с работы над эпиграфом к уроку.
Эпиграф урока: «Под голубыми небесами
(Слайд) Великолепными коврами
Блестя на солнце снег лежит»
(А.С.Пушкин)
- В этом стихотворении А.С.Пушкин восхищается красотой снежной зимы. А вам зима нравится? Почему? Чем зима вам нравится?
С какими существительными ассоцируется слово «зима»? Подберите к слову «зима» существительные.
(Слайд)
ІІ. Пробуждение интереса.
Мозговой штурм.
Какой раздел изучаем?
Что изучает раздел «морфология»
Послушайте стихотворение. О какой части речи в нём говорится?
Я могу обозначать
Все предметы речи.
Только я могу назвать (Слайд)
И людей, и вещи.
- А почему вы считаете, что это существительное? Докажите.
- Молодцы! Давайте обобщим наши знания об имени существительном, поработаем по схеме.
Ребята, сегодня 25 – ое декабря. Какой праздник мы будем отмечать 31 – ое декабря?
Приближается праздник Новый год. А что является главным украшением праздника?
А как вы готовитесь к новому году, к ёлке?
Давайте прочитаем текст и узнаем, как готовятся к елке другие ребята.
Чтение текста учителем.
Как мы готовимся к елке.
Скоро Новый год. Это любимый праздник детей. В школу привезут пушистую елку. Учительница купит игрушки: блестящие шарики, звездочки, фонарики. Мы решили сделать игрушки своими руками.
Мы принесли в школу детские календари, цветную бумагу, краски, ножницы, клей, вату. Марат и Андрей вырежут из календаря игрушки. Оля и Света склеят их. Коля, Серик и Айнур будут их раскрашивать.
Вера и Сара сами сделают деда Мороза. Он будет белый, с бородой и палкой. Анвар сделает из ваты мягкие игрушки: солнышко, зайчика. А Сания их раскрасит. Мы повесим на ёлку свои игрушки и будем ими любоваться.
Чтение текста учащимися.
О чём говорится в тексте?
Что привезли в школу?
Какие игрушки купила учительница?
Что решили ребята?
Какие игрушки они сделали своими руками?
А у вас есть ёлочные игрушки дома? В школе?
Какие игрушки вы сделаете сами?
Выборочный диктант
А теперь выпишите из текста одушевленные и неодушевленные существительные.
Одушевленные Неодушевленные (Слайд)
Задание. Прочитайте из выписанных существительных только собственные существительные.
Семантическая карта.
Вспомним родовые признаки существительных. Проведем работу по семантической карте.