Оборудование урока: компьютер, наглядная презентация учебного материала; карточки для индивидуальной и групповой работы.
Ход урока:
Организационный момент.
- Сегодня мы с вами проводим открытый урок русского языка, к нам пришли гости – педагоги нашей школы. Поприветствуем гостей улыбкой. Садитесь, пожалуйста.
- С каким настроением вы пришли на урок? Покажите на карточках.
(Дети поднимают карточки с грустными и весёлыми человечками).
- Замечательно! Я желаю вам, чтобы ваше настроение осталось таким до конца урока.
А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать,
Думать и запоминать?
- Если вы готовы, начинаем урок. Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число.
Постановка темы и цели урока.
- Вот что могла бы сказать о себе героиня нашего урока:
«Я - важнейшая часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - это я. По наблюдениям ученых, я появилась в речи в числе самых первых слов».
Давно живу я в мире этом
Даю названия предметам.
- О какой части речи можно так сказать?
- Молодцы. Конечно, это - имя существительное. Урок сегодня мы посвятим закреплению знаний об этой части речи. Будем упражняться в определении у существительных его грамматических признаков. Итак, запишите тему урока «Имя существительное».
Словарная работа.
- А начнём мы наш урок с небольшой словарной работы.
1. Посмотрите на картину и скажите, что на ней изображено.
(Теремок)
2. Как называют человека, который совершает поездку на поезде, автобусе, теплоходе или другом виде транспорта?
(Пассажир)
3. А кого вы видите на этой картине?
- Исследуйте этот ряд слов. Что в них общего?
(Все слова – имена существительные)
Составление кластера.
Имя существительное
Актуализация опорных знаний.
- Давайте вспомним, какая часть речи называется именем существительным, и приведём примеры?
- Почему у имени существительного два вопроса?
-Сейчас давайте вспомним, почему иногда имя существительное называют собственным?
- Приведите примеры собственных и нарицательных существительных.
- Как пишутся собственные и нарицательные существительные?
- Что вы знаете о роде имён существительных?
- Как изменяются имена существительные?
- Что вы знаете о числе имён существительных?
- Как может изменяться имя существительное?
-Назовите падежи.
- Вот какое богатое имя существительное. Сколько грамматических признаков имеет эта часть речи.
- Далее на уроке мы будем выполнять различные задания, а в конце урока вас ждёт экспресс-опрос.
Работа по теме урока.
1) Игра «Доскажи словечко».
- Вам необходимо добавить последнее слово, записать его в тетрадь, при проверке сказать – одушевленное или неодушевленное существительное.
Книга – лучший --------(друг)
Землю красит солнце, а человека - ----------(труд)
Слово - серебро, молчанье - -------------(золото)
В этот час такая тишь,
Только слышно: «Спи, _______ !» (малыш).
2) Задание: распределите слова по данным ниже группам.
Астана, Москва, город, ученик, Аскар, Байконур, Кызылорда, Алатау, гора, Балхаш, озеро, река, Сырдарья, Шарик, собака, улица.
Собственные имена существительные
Нарицательные имена существительные
3). Игра «Заказ».
- На карточках у вас записаны предложения, в них подчёркнуты слова, падеж которых нужно определить, чтобы выполнить мой заказ.
Итак, я заказываю имя существительное Д.п.
(Усталое солнце по небу гуляет).
- А сейчас я заказываю имя существительное Т.п.
(Ленивая туча над лесом скучает).
- Теперь найдите имя существительное, стоящее в предложении в П.п.
(На сонной берёзе щебечут синицы).
- И, наконец, я заказываю имя существительное Р.п.
(Спит ветер игривый средь поля пшеницы).
- Прочитайте четверостишие, которое у нас получилось.
Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной берёзе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
4). Творческая работа.
Задание:
- Вам необходимо записать имена существительные в тетрадь, распределяя их в три столбика в зависимости от рода.
6)Работа с учебником. Грамматический разбор существительных.
- Откройте учебник на стр. 115, найдите упр. 264.Стихотворение «Санки»
- Выразительно прочитайте первое четверостишие.
- А задание будет таким: необходимо выписать из стихотворения имена существительные мороз, пурга, солнце и сделать их грамматический разбор. Кому трудно, может пользоваться планом разбора.
- А теперь я хочу проверить, как вы усвоили материал по теме «Имя существительное» и ответить на вопросы. У каждого из вас есть таблица из двух граф: в одной обозначен номер вопроса, в другой – вы будете делать отметки. Если согласны с утверждением, то ставите в таблице +, если не согласны – ставите -. Условие понятно? Тогда начинаем.
1. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? (+).
2. Небо – это существительное мужского рода (-).
3. Сорока, яблоня, земля – это неодушевлённые существительные (-).
4. К женскому роду относятся имена существительные с окончаниями –а, -я (+).
5. Склонение – это изменение существительных по падежам (+).
6. Собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы (-).
7. Нарицательные имена существительные пишутся с маленькой буквы (+).
8. Мальчик, заяц, белка – это существительные одушевленные(+)
1
2
3
4
5
6
7
8
+
-
-
+
+
-
+
+
Домашнее задание.
- На самоподготовку я вам приготовила такое задание: каждый из вас получит карточку с текстом, ваша задача самостоятельно найти в нём пять имён существительных, выписать их и сделать грамматический разбор.
Наступило радостное время года. Лучи яркого солнца шлют на землю тепло. В воздухе пахнет талым снегом. По голубому небу плывут облака. На крутом склоне оврага показались проталинки.
Итог урока. Оценивание.
- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.
- О какой части речи мы вели разговор на уроке?
- Какие признаки имени существительного мы повторили?
- Какой вид работы вам особенно запомнился и понравился?
- Какие задания вызвали затруднения?
- Я надеюсь, что на последующих уроках мы вместе сможем преодолеть все сложности, которые у вас возникли.
- Я хочу спросить, кто может сегодня про себя сказать:
- Я молодец!
- Я старался, но мне помогали.
- Не все получалось.
- Мне было лень.
- Всем спасибо. Урок окончен.
Открытый урок на тему:
«Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное»