Аккушкарова Г.М.
Памятка учителю | Задания для учащихся |
I этап Задания на актуализацию |
Задания «Мостика» на повторение пройденного материала | Ответьте на вопросы: Сколько частей речи в русском языке? В русском языке __10____частей речи. Какие из них называются самостоятельными? Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное , наречие, глагол, местоимение. |
II этап Задания для самостоятельного усвоения новой темы |
Узнавание Понимание | Познакомься с правилом! Прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая указывает на признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чья? чей? чьё? чьи?. Прилагательное изменяется по родам, числам и по падежам. В предложении может быть определением, сказуемым. 2. Рассмотри опорную схему 1 .ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? Качественные прилагательные имеют две формы: полную и краткую. Полные прилагательные употребляются в предложении в качестве определения и сказуемого. Краткие только как сказуемое с глаголом-связкой быть. И полные, и краткие прилагательные изменяются в роде, числе и падеже. Крупный (м.р.), крупная (ж.р.), крупное (ср.р.), крупные (мн.ч.). Лёгок (м.р.), легка (ж.р.), легко (ср.р.), легки (мн.ч.). Вспомни степени сравнения прилагательных и сформулируй правило. Степени сравнения ср сравнительная превосходная простая составная простая составная -ее -ей -е -ше более,менее -ейш- -айш- самый, наиболее крупнее более крупный крупнейший самый крупный |
Анализ | Прочитайте упражнение 114, найдите имена прилагательные ( крупных, остальные, великого, богатом, торговом, первоначальное, научный, культурный, Египетскую, крупнейшие, античного, разносторонний, знаменитые, Александрийская, греческих, плодотворный. 2. Спишите, дописывая окончания прилагательных. Инженерн…. гений Архимеда с особенн…. силой проявился во время осады Сиракуз римлянами в 212 году. А ведь в это время ему было уже 75 лет! Построенные Архимедом мошн… метательн… машины забрасывали римские войска тяжел…… камнями. Думая, что они будут в безопасности у самых стен города, римляне кинулись туда, но в это время легк…. метательн….. машины близкого действия забросали их градом ядер. Мощн…. краны захватывали железн….. крюками корабли, поднимали их кверху , а затем бросали вниз, так что корабли переворачивались и тонули. 3. Соедините прилагательные с существительными, обозначьте окончания прилагательных, укажите род и число. Крупн…….ученый___________ крупн……фирма____________ крупн…….открытие____________ современн……мир__________ современн……..жизнь_________ современн…….общество________ велик……..математик__________ велик…..сила_________ велик……..дело___________ замечательн…..день________ замечательн…..дата___________ замечательн….…событие_______ особенн……..человек__________ особенн……сила_________ особенн……свойство________ мощн……..мотор_________ мощн………машина_________ мощн….орудие____________ Научн……..центр________ научн……..труды_________ знаменит……..учёный____________ знаменит…….библиотеки_______ тяжел……..труд________ тяжел……..камни_________ легк………труд________ лёгк……машины_______ железн…….крюк________словарное слово железн…….. крюки_________ |
4. Синтез | Дополни опорную блок-схему. |
5. Применение | ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: «Если бы не было слов, обозначающих признаки предметов, то_____________________________________________________________________________________________________» |
Рефлексия | Для чего нам нужны прилагательные ? Они делают нашу речь красочной, четкой, выразительной. Я слово замечательное, - Сказало прилагательное, - Я равного себе не знаю: Я признаки обозначаю. Без признаков предмета нет- Об этом знает целый свет. Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь Меня вам надо знать, беречь |
III этап оценивания |
Узнавание | Рассказ учителя об Архимеде по слайдам |
2. Анализ | Тест 1.Это слово является прилагательным А)Зелень Б)Прекрасный В)Замечательно Г)Красота 2.Сколько имён прилагательных употребил поэт? Я смотрела из окна, Мне вся улица видна: Деревянная скамья, На скамье сидит семья: Внук – красивый, молодой, Дед с кудрявой бородой, Мама с папой, а у ног – Серый маленький щенок. Если будете внимательными Вы найдете прилагательные А) 5 Б)7 В)9 Г)10 3.Каким членом предложения являются прилагательные в предложении: Красота нашей земли хрупка и уязвима. А)Определением Б)Сказуемым В)Дополнением Г)Обстоятельством 4. Сколько существует степеней сравнения имен прилагательных? А) одна Б) две В) три Г) четыре 5. Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения? А) притяжательные Б) качественные В) качественные, относительные, притяжательные. Г) относительные 6. Выберите прилагательное в составной сравнительной степени А)Опаснейший Б)Самый близкий В)Более внимательный Г)Причудливее 7. Выбери качественное прилагательное А)Деревянный Б)Лесной В)Огромный Г)Заячий 8. Какое из прилагательных не имеет степени сравнения А)Яркий Б)Солнечный В)Добрый Г)Книжный 9. Выбери притяжательное прилагательное А)Гусиное перо Б)Гусиная походка В)Гусиная кожа 10. Найди краткое прилагательное А) прекрасный Б) прекраснейший В) прекрасен Г) прекрасные |
Синтез | Определите разряд прилагательных по значению Каменный дом, вчерашняя газета, великолепный день, мамино кружево, грустный взгляд, лисий хвост, тихий шорох, соловьиная песня, голубой небосклон, городской автобус, талантливый человек. |
Применение | Прочитайте текст, подумайте, как можно «раскрасить» картину с помощью слов? Лисички, как морковь. Ножка гриба сразу переходит в зонтик. Этот гриб рано появляется в лесу. Стайка лисичек смотрит из мха. Вставьте подходящие по смыслу слова ___________лисички , как морковь. _______________ножка гриба сразу переходит в зонтик. Этот _______________гриб рано появляется в лесу. __________ стайка лисичек смотрит из_______________ мха. (оранжевые, небольшая, красивый, весёлая, зелёного) |
Рефлексия | Что дал вам сегодняшний урок? Почувствовали ли вы себя увереннее в знаниях и умениях по теме «Имя прилагательное»? На чём необходимо заострить внимание при подготовке к ЕНТ? Домашнее задание 1.п. 16 упр. 117 (письм.), текст на стр. 80-81 (устно) 2.Инд. задание подготовить рассказ о жизни и деятельности Архимеда. Оценивание |