Рассматривая и анализируя имена прилагательные, обозначающие цвет, с точки зрения их принадлежности к лексико-семантической группе, автор статьи исследует наличие у этих слов признаков качественных прилагательных и их проявление.
Ключевые слова: имя прилагательное, цветообозначения, лексико-семантическая группа, качественные прилагательные.
«Имя прилагательное— часть речи с категориальным значением признака предмета и грамматическими категориямирода, числа, падежа, зависимыми от существительного. Обобщенное значение признака предмета отражается в вопросах какой? какая? какое? какие? чей? чье? чьи?»[1]
Семантической основой прилагательного является обозначение качества, признака, принадлежности предмета как относительно постоянное свойство.
Данная часть речи имеет длительную традицию изучения.Имя прилагательное изучалось следующими языковедами:Виноградовым В.В., Д.Э. Розенталем, Макаровой Е.А.Вопрос о прилагательных цвета затрагивался только в некоторых работах, например, работы Б. Берлина и П.Кея «Основные цветовые термины», А. Вежбицкой «Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия».
Однако распределение имен прилагательных по разрядам получает новое освещение в связи с развитием антропологических, психологических, культурологических методов изучения морфологии и лингвистики в целом. Имя прилагательное находится в прямой зависимости от определяемых имен существительных, поэтому значение может варьироваться в зависимости от контекста. Таким образом, основное семантическое значение качественных прилагательных задает лишь общие контуры, а весь спектр значений зависит от представлений плана действительности.
В данной статье рассматриваются качественные прилагательные, обозначающие цвет. В науке выделяют несколько подходов к изучению семантики цвета: антропологический, психологический, лингвокультурологический. Каждый из этих подходов по-своему определяет происхождение и значение цветов, поэтому главные задачи поставлены так: изучить качественные прилагательные, обозначающие цвет, с помощью различных подходов, выявить их отличительные черты и проанализировать восприятие цветообозначений студентами ГПОУ «Макеевский педагогический колледж».
Антропологический подход изучения цвета предполагает существование универсальных законов устройства системы основных цветообозначений в различных языках мира. Английские ученые Б. Берлин и П. Кей изучали этимологию цвета и описали свои исследования в книге «Основные цветовые термины». Согласно теории Б.Берлина и П. Кея в универсальный цветовой состав входят 11 цветов, образовавшихся в жизни человека параллельно его развитию. Ученые утверждают, что появление цветов в жизни человека можно условно разделить на стадии познания человеком природы. Например, первыми
в сознании человека появились черный и белый цвета, как разграничение дня и ночи. Далее появляется понятие красного цвета – жизненная энергия, кровь, огонь. Сосуществование с природой формируют неразделимое понятие желтого и зеленого цветов, вода и небо – синий.Далее образуется коричневый, цвет почвы, древесной коры, часто встречается в окраске животных. В последней стадии появляются розовый, серый, оранжевый цвета. Они сыграли роль описания многообразия цветов вокруг.
Таким образом, Б.Берлин и П. Кей пришли к выводу, что 95% цветов произошли от названия предметов и явлений. Отсюда следует, что в нашей жизни существуют эталонные образцы восприятия цветов. Это значит, что если спрашивать, с каким предметом/явлением ассоциируется тот или иной цвет, то большинство ответов будут синонимичны и, как правило, связаны с природой.
Чтобы в этом убедиться, был проведен опрос в социальной сети «ВКонтакте» среди пользователей этой сети разных возрастов: с каким предметом или явлением у Вас ассоциируется зеленый, черный, белый, красный и желтый цвета? Большинство ответили, что зеленый - с весной, лесом, травой, яблоком, листьями; черный – с землей, ночью, птицами; белый – с облаками, снегом; красный – с кровью, огнем, розой; желтый – с одуванчиками, солнцем, пшеницей.
Все эти понятия – явления природы, что подтверждает существование эталонного восприятия цветов. Следовательно, эта теория работает и сейчас. Наше восприятие цветов напрямую зависит от природы.
Психологический подход рассматривает цвета и цветовые ощущения как реакцию глаза и мозга на световые и частотные колебания. Цвет заключает в себе возможность познания мира чувственно-образным способом. Кроме того, психологи изучают связь между цветами и эмоциями. У каждого человека определенный цвет может вызывать эмоции, которые связаны с какой-либо ситуацией из их жизни или характерным для местности, где они живут, предметом, например: черный – уголь, синий – море.
Когда был проведен опрос на тему ассоциаций цветов с предметами и явлениями, в основе были получены ответы, связанные с природой: лес, земля, уголь, снег, кровь, солнце, пшеница и т.д. Но были ответы, связанные с более абстрактными понятиями, такими, как семья, гнев, радость, счастье, грусть, Родина. Некоторые связывали этот цвет с дорогим сердцу предметом, так был получен ответ «браслет», и даже с людьми. Многим зеленый цвет говорит о спокойствии, умиротворении, а некоторым - о свободе, красоте. Черный же вызывает у многих такие ассоциации, как смерть, зло, тьму; белый – добро, чистоту, мир; красный – любовь; желтый – энергию, счастье. Таким образом, наше восприятие цветов возвращается не только к природе, но и нашим чувствам, эмоциям.
Лингвокультурология изучает язык как феномен культуры, как выразитель особой ментальности и менталитета.
Закрепление за цветообозначениями национальных специфических черт регулирует культурный потенциал народа, который может быть выявлен. Таким образом, национальный характер проявляется в отражении особенностей природы, быта, обычаев, истории и культуры и, главным образом, в его языковых единицах.
Цветообозначения, выступая в качестве единиц языка, несут в себе культурную информацию, так как язык тесно связан с культурой, он «прорастает» в нее, выражает ее, является обязательной предпосылкой развития культуры в целом
Так как предметом современной лингвокультурологии является изучение культурной семантики языковых знаков, которые формируются при взаимодействии двух разных кодов — языка и культуры, цветообозначения способны выполнять функцию языка культуры, выражаются в способности языка отображать культурно-национальную ментальность его носителей, культурно-ценностные ориентиры, а также их смену в ту или иную историческую эпоху.
Прилагательные цвета, отражая в своей семантике длительный процесс развития культуры народа, передают и фиксируют от поколения к поколению культурные установки, символы и стереотипы, эталоны.
Становление цветовой знаковой системы повсеместно протекало неразрывно с основными течениями в письменной и художественной культуре. Таким образом, чрезвычайно велика роль цвета в жизни каждого человека и социума в целом. В быту и профессиональной деятельности человека цвета и их сочетания интенсивно используются как символы, заменяющие целые понятия, и образуют условные системы. Не меньшее значение цвет приобретает в традиционных культурах. В зависимости от исторического происхождения, географического положения определяется цветовое окружение, формирующее цветовые представления людей.
Из этого можно сделать вывод, что цвета имеют настолько важное и широкое значение в нашей жизни, что их можно классифицировать не по одному признаку, а по нескольким.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности прилагательных, обозначающих цвет»
ОСОБЕННОСТИ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ,
ОБОЗНАЧАЮЩИХ ЦВЕТ
АННОТАЦИЯ
Рассматривая и анализируя имена прилагательные, обозначающие цвет, с точки зрения их принадлежности к лексико-семантической группе, автор статьи исследует наличие у этих слов признаков качественных прилагательных и их проявление.
Ключевые слова: имя прилагательное, цветообозначения, лексико-семантическая группа, качественные прилагательные.
«Имя прилагательное— часть речи с категориальным значением признака предмета и грамматическими категориямирода, числа, падежа, зависимыми от существительного. Обобщенное значение признака предмета отражается в вопросах какой? какая? какое? какие? чей? чье? чьи?»[1]
Семантической основой прилагательного является обозначение качества, признака, принадлежности предмета как относительно постоянное свойство.
Данная часть речи имеет длительную традицию изучения.Имя прилагательное изучалось следующими языковедами:Виноградовым В.В., Д.Э. Розенталем, Макаровой Е.А.Вопрос о прилагательных цвета затрагивался только в некоторых работах, например, работы Б. Берлина и П.Кея «Основные цветовые термины», А. Вежбицкой «Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия».
Однако распределение имен прилагательных по разрядам получает новое освещение в связи с развитием антропологических, психологических, культурологических методов изучения морфологии и лингвистики в целом. Имя прилагательное находится в прямой зависимости от определяемых имен существительных, поэтому значение может варьироваться в зависимости от контекста. Таким образом, основное семантическое значение качественных прилагательных задает лишь общие контуры, а весь спектр значений зависит от представлений плана действительности.
В данной статье рассматриваются качественные прилагательные, обозначающие цвет. В науке выделяют несколько подходов к изучению семантики цвета: антропологический, психологический, лингвокультурологический. Каждый из этих подходов по-своему определяет происхождение и значение цветов, поэтому главные задачи поставлены так: изучить качественные прилагательные, обозначающие цвет, с помощью различных подходов, выявить их отличительные черты и проанализировать восприятие цветообозначений студентами ГПОУ «Макеевский педагогический колледж».
Антропологический подход изучения цвета предполагает существование универсальных законов устройства системы основных цветообозначений в различных языках мира. Английские ученые Б. Берлин и П. Кей изучали этимологию цвета и описали свои исследования в книге «Основные цветовые термины». Согласно теории Б.Берлина и П. Кея в универсальный цветовой состав входят 11 цветов, образовавшихся в жизни человека параллельно его развитию. Ученые утверждают, что появление цветов в жизни человека можно условно разделить на стадии познания человеком природы. Например, первыми
в сознании человека появились черный и белый цвета, как разграничение дня и ночи. Далее появляется понятие красного цвета – жизненная энергия, кровь, огонь. Сосуществование с природой формируют неразделимое понятие желтого и зеленого цветов, вода и небо – синий.Далее образуется коричневый, цвет почвы, древесной коры, часто встречается в окраске животных. В последней стадии появляются розовый, серый, оранжевый цвета. Они сыграли роль описания многообразия цветов вокруг.
Таким образом, Б.Берлин и П. Кей пришли к выводу, что 95% цветов произошли от названия предметов и явлений. Отсюда следует, что в нашей жизни существуют эталонные образцы восприятия цветов. Это значит, что если спрашивать, с каким предметом/явлением ассоциируется тот или иной цвет, то большинство ответов будут синонимичны и, как правило, связаны с природой.
Чтобы в этом убедиться, был проведен опрос в социальной сети «ВКонтакте» среди пользователей этой сети разных возрастов: с каким предметом или явлением у Вас ассоциируется зеленый, черный, белый, красный и желтый цвета? Большинство ответили, что зеленый - с весной, лесом, травой, яблоком, листьями; черный – с землей, ночью, птицами; белый – с облаками, снегом; красный – с кровью, огнем, розой; желтый – с одуванчиками, солнцем, пшеницей.
Все эти понятия – явления природы, что подтверждает существование эталонного восприятия цветов. Следовательно, эта теория работает и сейчас. Наше восприятие цветов напрямую зависит от природы.
Психологический подход рассматривает цвета и цветовые ощущения как реакцию глаза и мозга на световые и частотные колебания. Цвет заключает в себе возможность познания мира чувственно-образным способом. Кроме того, психологи изучают связь между цветами и эмоциями. У каждого человека определенный цвет может вызывать эмоции, которые связаны с какой-либо ситуацией из их жизни или характерным для местности, где они живут, предметом, например: черный – уголь, синий – море.
Когда был проведен опрос на тему ассоциаций цветов с предметами и явлениями, в основе были получены ответы, связанные с природой: лес, земля, уголь, снег, кровь, солнце, пшеница и т.д. Но были ответы, связанные с более абстрактными понятиями, такими, как семья, гнев, радость, счастье, грусть, Родина. Некоторые связывали этот цвет с дорогим сердцу предметом, так был получен ответ «браслет», и даже с людьми. Многим зеленый цвет говорит о спокойствии, умиротворении, а некоторым - о свободе, красоте. Черный же вызывает у многих такие ассоциации, как смерть, зло, тьму; белый – добро, чистоту, мир; красный – любовь; желтый – энергию, счастье. Таким образом, наше восприятие цветов возвращается не только к природе, но и нашим чувствам, эмоциям.
Лингвокультурология изучает язык как феномен культуры, как выразитель особой ментальности и менталитета.
Закрепление за цветообозначениями национальных специфических черт регулирует культурный потенциал народа, который может быть выявлен. Таким образом, национальный характер проявляется в отражении особенностей природы, быта, обычаев, истории и культуры и, главным образом, в его языковых единицах.
Цветообозначения, выступая в качестве единиц языка, несут в себе культурную информацию, так как язык тесно связан с культурой, он «прорастает» в нее, выражает ее, является обязательной предпосылкой развития культуры в целом
Так как предметом современной лингвокультурологии является изучение культурной семантики языковых знаков, которые формируются при взаимодействии двух разных кодов — языка и культуры, цветообозначения способны выполнять функцию языка культуры, выражаются в способности языка отображать культурно-национальную ментальность его носителей, культурно-ценностные ориентиры, а также их смену в ту или иную историческую эпоху.
Прилагательные цвета, отражая в своей семантике длительный процесс развития культуры народа, передают и фиксируют от поколения к поколению культурные установки, символы и стереотипы, эталоны.
Становление цветовой знаковой системы повсеместно протекало неразрывно с основными течениями в письменной и художественной культуре. Таким образом, чрезвычайно велика роль цвета в жизни каждого человека и социума в целом. В быту и профессиональной деятельности человека цвета и их сочетания интенсивно используются как символы, заменяющие целые понятия, и образуют условные системы. Не меньшее значение цвет приобретает в традиционных культурах. В зависимости от исторического происхождения, географического положения определяется цветовое окружение, формирующее цветовые представления людей.
Из этого можно сделать вывод, что цвета имеют настолько важное и широкое значение в нашей жизни, что их можно классифицировать не по одному признаку, а по нескольким.
Литература:
1. Завязкина Т.И. Универсальный справочник по русскому языку. – Донецк.:БАО, 2007. – 536 с.
2. Макарова Е.А. Семантика качественных и относительных прилагательных в когнитивном освещении. – М.: Просвещение, 2008. - 56 с.
3. Норовцов Н. С. Психология для тебя: теория и практика. – СПб.: Питер, 2010. – 247 с.
4. Рахилина Е. В. О семантике прилагательных цвета. – М.: Прогресс, 2003. – 43 с.
5. Шрамм А.Н. Очерки по семантике качественных прилагательных. – М.: ЛГУ, 2009. – 134 с.