kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности прилагательных, обозначающих цвет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматривая и анализируя имена прилагательные, обозначающие цвет, с точки зрения их принадлежности к лексико-семантической группе, автор статьи исследует наличие у этих слов признаков качественных прилагательных и их проявление.

Ключевые слова: имя прилагательное, цветообозначения, лексико-семантическая группа, качественные прилагательные.

«Имя прилагательное— часть речи с категориальным значением признака предмета и грамматическими категориямирода, числа, падежа, зависимыми от существительного. Обобщенное значение признака предмета отражается в вопросах какой? какая? какое? какие? чей? чье? чьи?»[1]

Семантической основой прилагательного является обозначение качества, признака, принадлежности предмета как относительно постоянное свойство.

Данная часть речи имеет длительную традицию изучения.Имя прилагательное изучалось следующими языковедами:Виноградовым В.В.,  Д.Э. Розенталем, Макаровой Е.А.Вопрос о прилагательных цвета затрагивался только в некоторых работах, например, работы Б. Берлина и П.Кея «Основные цветовые термины», А. Вежбицкой «Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия».

Однако распределение имен прилагательных по разрядам получает новое освещение в связи с развитием антропологических, психологических, культурологических методов изучения морфологии и лингвистики в целом. Имя прилагательное находится в прямой зависимости от определяемых имен существительных, поэтому значение может варьироваться в зависимости от контекста. Таким образом, основное семантическое значение качественных прилагательных задает лишь общие контуры, а весь спектр значений зависит от представлений плана действительности.

В данной статье рассматриваются качественные прилагательные, обозначающие цвет. В науке выделяют несколько подходов к изучению семантики цвета: антропологический, психологический, лингвокультурологический. Каждый из этих подходов по-своему определяет происхождение и значение цветов, поэтому главные задачи поставлены так: изучить качественные прилагательные, обозначающие цвет, с помощью различных подходов, выявить их отличительные черты и проанализировать восприятие цветообозначений студентами ГПОУ «Макеевский педагогический колледж».

Антропологический подход изучения цвета предполагает существование универсальных законов устройства системы основных цветообозначений в различных языках мира.  Английские ученые Б. Берлин и П. Кей изучали этимологию цвета и описали свои исследования в книге «Основные цветовые термины». Согласно теории Б.Берлина и      П. Кея  в универсальный цветовой состав входят 11 цветов, образовавшихся в жизни человека  параллельно его развитию.  Ученые утверждают, что появление цветов в жизни человека можно условно разделить на стадии познания человеком природы. Например, первыми

в сознании человека появились черный и белый цвета, как разграничение дня и ночи. Далее появляется понятие красного цвета – жизненная энергия, кровь, огонь. Сосуществование с природой формируют неразделимое понятие желтого и зеленого цветов, вода и небо – синий.Далее образуется коричневый, цвет почвы, древесной коры, часто встречается в окраске животных. В последней стадии появляются розовый, серый, оранжевый цвета. Они сыграли роль описания многообразия цветов вокруг.

Таким образом, Б.Берлин и П. Кей пришли к выводу, что 95% цветов произошли от названия предметов и явлений. Отсюда следует, что в нашей жизни существуют эталонные образцы восприятия цветов. Это значит, что если спрашивать, с каким предметом/явлением ассоциируется тот или иной цвет, то большинство ответов будут синонимичны и, как правило, связаны с природой.

Чтобы в этом убедиться, был проведен опрос в социальной сети «ВКонтакте» среди пользователей этой сети разных возрастов: с каким предметом или явлением у Вас ассоциируется зеленый, черный, белый, красный и желтый цвета? Большинство ответили, что зеленый - с весной, лесом, травой, яблоком, листьями; черный – с землей, ночью, птицами; белый – с облаками, снегом; красный – с кровью, огнем, розой; желтый – с одуванчиками, солнцем, пшеницей.

Все эти понятия – явления природы, что подтверждает существование эталонного восприятия цветов. Следовательно, эта теория работает и сейчас. Наше восприятие цветов напрямую зависит от природы.

Психологический подход рассматривает цвета и цветовые ощущения как реакцию глаза и мозга на световые и частотные колебания.  Цвет заключает в себе возможность познания мира чувственно-образным способом. Кроме того, психологи изучают связь между цветами и эмоциями. У каждого человека определенный цвет может вызывать эмоции, которые связаны с какой-либо ситуацией из их жизни или характерным для местности, где они живут, предметом, например: черный – уголь, синий – море.

 Когда был проведен опрос на тему ассоциаций  цветов с предметами и явлениями, в основе были получены ответы, связанные с природой: лес, земля, уголь, снег, кровь, солнце, пшеница и т.д. Но были ответы, связанные с более абстрактными понятиями, такими, как семья, гнев, радость, счастье, грусть, Родина. Некоторые связывали этот цвет с дорогим сердцу предметом, так был получен ответ «браслет», и даже с людьми. Многим зеленый цвет говорит о спокойствии, умиротворении, а некоторым - о свободе, красоте. Черный же вызывает у многих такие ассоциации, как смерть, зло, тьму; белый – добро, чистоту, мир; красный – любовь; желтый – энергию, счастье. Таким образом, наше восприятие цветов возвращается не только к природе, но и нашим чувствам, эмоциям.

Лингвокультурология изучает язык как феномен культуры, как выразитель особой ментальности и менталитета.

Закрепление за цветообозначениями национальных специфических черт регу­лирует культурный потенциал народа, который может быть выявлен. Таким образом, национальный характер проявляется в отражении особенностей природы, быта, обычаев, истории и культуры и, главным образом, в его языковых единицах.

Цветообозначения, выступая в качестве единиц языка, несут в себе культурную информацию, так как язык тесно связан с культурой, он «прорастает» в нее, выражает ее, является обязательной предпосылкой развития культуры в целом

Так как предметом современной лингвокультурологии является изучение культурной семантики языковых знаков, которые формируются при взаимодействии двух разных кодов — языка и культу­ры, цветообозначения способны выполнять функцию языка культуры, выражаются в способности языка отображать культурно-национальную ментальность его носителей, культурно-ценностные ори­ентиры, а также их смену в ту или иную историческую эпоху.

Прилагательные цвета, отражая в своей семантике длительный процесс развития культуры наро­да, передают и фиксируют от поколения к поколению культурные установки, символы и стереотипы, эталоны.

Становление цветовой знаковой системы повсеместно протекало неразрывно с основными тече­ниями в письменной и художественной культуре. Таким образом, чрезвычайно велика роль цвета в жизни каждого человека и социума в целом. В быту и профессиональной деятельности человека цве­та и их сочетания интенсивно используются как символы, заменяющие целые понятия, и образуют условные системы. Не меньшее значение цвет приобретает в традиционных культурах. В зависимо­сти от исторического происхождения, географического положения определяется цветовое окружение, формирующее цветовые представления людей.

Из этого можно сделать вывод, что цвета имеют настолько важное и широкое значение в нашей жизни, что их можно классифицировать не по одному признаку, а по нескольким.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности прилагательных, обозначающих цвет»

ОСОБЕННОСТИ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ,

ОБОЗНАЧАЮЩИХ ЦВЕТ

АННОТАЦИЯ

Рассматривая и анализируя имена прилагательные, обозначающие цвет, с точки зрения их принадлежности к лексико-семантической группе, автор статьи исследует наличие у этих слов признаков качественных прилагательных и их проявление.


Ключевые слова: имя прилагательное, цветообозначения, лексико-семантическая группа, качественные прилагательные.


«Имя прилагательное— часть речи с категориальным значением признака предмета и грамматическими категориямирода, числа, падежа, зависимыми от существительного. Обобщенное значение признака предмета отражается в вопросах какой? какая? какое? какие? чей? чье? чьи?»[1]

Семантической основой прилагательного является обозначение качества, признака, принадлежности предмета как относительно постоянное свойство.

Данная часть речи имеет длительную традицию изучения.Имя прилагательное изучалось следующими языковедами:Виноградовым В.В., Д.Э. Розенталем, Макаровой Е.А.Вопрос о прилагательных цвета затрагивался только в некоторых работах, например, работы Б. Берлина и П.Кея «Основные цветовые термины», А. Вежбицкой «Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия».

Однако распределение имен прилагательных по разрядам получает новое освещение в связи с развитием антропологических, психологических, культурологических методов изучения морфологии и лингвистики в целом. Имя прилагательное находится в прямой зависимости от определяемых имен существительных, поэтому значение может варьироваться в зависимости от контекста. Таким образом, основное семантическое значение качественных прилагательных задает лишь общие контуры, а весь спектр значений зависит от представлений плана действительности.

В данной статье рассматриваются качественные прилагательные, обозначающие цвет. В науке выделяют несколько подходов к изучению семантики цвета: антропологический, психологический, лингвокультурологический. Каждый из этих подходов по-своему определяет происхождение и значение цветов, поэтому главные задачи поставлены так: изучить качественные прилагательные, обозначающие цвет, с помощью различных подходов, выявить их отличительные черты и проанализировать восприятие цветообозначений студентами ГПОУ «Макеевский педагогический колледж».

Антропологический подход изучения цвета предполагает существование универсальных законов устройства системы основных цветообозначений в различных языках мира. Английские ученые Б. Берлин и П. Кей изучали этимологию цвета и описали свои исследования в книге «Основные цветовые термины». Согласно теории Б.Берлина и П. Кея в универсальный цветовой состав входят 11 цветов, образовавшихся в жизни человека параллельно его развитию. Ученые утверждают, что появление цветов в жизни человека можно условно разделить на стадии познания человеком природы. Например, первыми

в сознании человека появились черный и белый цвета, как разграничение дня и ночи. Далее появляется понятие красного цвета – жизненная энергия, кровь, огонь. Сосуществование с природой формируют неразделимое понятие желтого и зеленого цветов, вода и небо – синий.Далее образуется коричневый, цвет почвы, древесной коры, часто встречается в окраске животных. В последней стадии появляются розовый, серый, оранжевый цвета. Они сыграли роль описания многообразия цветов вокруг.

Таким образом, Б.Берлин и П. Кей пришли к выводу, что 95% цветов произошли от названия предметов и явлений. Отсюда следует, что в нашей жизни существуют эталонные образцы восприятия цветов. Это значит, что если спрашивать, с каким предметом/явлением ассоциируется тот или иной цвет, то большинство ответов будут синонимичны и, как правило, связаны с природой.

Чтобы в этом убедиться, был проведен опрос в социальной сети «ВКонтакте» среди пользователей этой сети разных возрастов: с каким предметом или явлением у Вас ассоциируется зеленый, черный, белый, красный и желтый цвета? Большинство ответили, что зеленый - с весной, лесом, травой, яблоком, листьями; черный – с землей, ночью, птицами; белый – с облаками, снегом; красный – с кровью, огнем, розой; желтый – с одуванчиками, солнцем, пшеницей.

Все эти понятия – явления природы, что подтверждает существование эталонного восприятия цветов. Следовательно, эта теория работает и сейчас. Наше восприятие цветов напрямую зависит от природы.

Психологический подход рассматривает цвета и цветовые ощущения как реакцию глаза и мозга на световые и частотные колебания. Цвет заключает в себе возможность познания мира чувственно-образным способом. Кроме того, психологи изучают связь между цветами и эмоциями. У каждого человека определенный цвет может вызывать эмоции, которые связаны с какой-либо ситуацией из их жизни или характерным для местности, где они живут, предметом, например: черный – уголь, синий – море.

Когда был проведен опрос на тему ассоциаций цветов с предметами и явлениями, в основе были получены ответы, связанные с природой: лес, земля, уголь, снег, кровь, солнце, пшеница и т.д. Но были ответы, связанные с более абстрактными понятиями, такими, как семья, гнев, радость, счастье, грусть, Родина. Некоторые связывали этот цвет с дорогим сердцу предметом, так был получен ответ «браслет», и даже с людьми. Многим зеленый цвет говорит о спокойствии, умиротворении, а некоторым - о свободе, красоте. Черный же вызывает у многих такие ассоциации, как смерть, зло, тьму; белый – добро, чистоту, мир; красный – любовь; желтый – энергию, счастье. Таким образом, наше восприятие цветов возвращается не только к природе, но и нашим чувствам, эмоциям.

Лингвокультурология изучает язык как феномен культуры, как выразитель особой ментальности и менталитета.

Закрепление за цветообозначениями национальных специфических черт регу­лирует культурный потенциал народа, который может быть выявлен. Таким образом, национальный характер проявляется в отражении особенностей природы, быта, обычаев, истории и культуры и, главным образом, в его языковых единицах.

Цветообозначения, выступая в качестве единиц языка, несут в себе культурную информацию, так как язык тесно связан с культурой, он «прорастает» в нее, выражает ее, является обязательной предпосылкой развития культуры в целом

Так как предметом современной лингвокультурологии является изучение культурной семантики языковых знаков, которые формируются при взаимодействии двух разных кодов — языка и культу­ры, цветообозначения способны выполнять функцию языка культуры, выражаются в способности языка отображать культурно-национальную ментальность его носителей, культурно-ценностные ори­ентиры, а также их смену в ту или иную историческую эпоху.

Прилагательные цвета, отражая в своей семантике длительный процесс развития культуры наро­да, передают и фиксируют от поколения к поколению культурные установки, символы и стереотипы, эталоны.

Становление цветовой знаковой системы повсеместно протекало неразрывно с основными тече­ниями в письменной и художественной культуре. Таким образом, чрезвычайно велика роль цвета в жизни каждого человека и социума в целом. В быту и профессиональной деятельности человека цве­та и их сочетания интенсивно используются как символы, заменяющие целые понятия, и образуют условные системы. Не меньшее значение цвет приобретает в традиционных культурах. В зависимо­сти от исторического происхождения, географического положения определяется цветовое окружение, формирующее цветовые представления людей.

Из этого можно сделать вывод, что цвета имеют настолько важное и широкое значение в нашей жизни, что их можно классифицировать не по одному признаку, а по нескольким.


Литература:

1. Завязкина Т.И. Универсальный справочник по русскому языку. – Донецк.:БАО, 2007. – 536 с.

2. Макарова Е.А. Семантика качественных и относительных прилагательных в когнитивном освещении. – М.: Просвещение, 2008. - 56 с.

3. Норовцов Н. С. Психология для тебя: теория и практика. – СПб.: Питер, 2010. – 247 с.

4. Рахилина Е. В. О семантике прилагательных цвета. – М.: Прогресс, 2003. – 43 с.

5. Шрамм А.Н. Очерки по семантике качественных прилагательных. – М.: ЛГУ, 2009. – 134 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Особенности прилагательных, обозначающих цвет

Автор: Афанасьева Мария Александровна

Дата: 24.10.2017

Номер свидетельства: 434325

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "инновационный урок "Прилагательное" "
    ["seo_title"] => string(37) "innovatsionnyi-urok-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "131857"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416239408"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Урок литературы в  11 классе "Н. Гумилев и А.  Ахматова" "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-litieratury-v-11-klassie-n-gumiliev-i-a-akhmatova"
    ["file_id"] => string(6) "202340"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429212379"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект коррекционного подгруппового занятия " Путешествие в Шахматную страну" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-korriektsionnogho-podghruppovogho-zaniatiia-putieshiestviie-v-shakhmatnuiu-stranu"
    ["file_id"] => string(6) "162650"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422377781"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(109) "formirovaniie-eliemientarnykh-matiematichieskikh-priedstavlienii-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "237176"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444240968"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Организация игровой деятельности детей 3 - 4 лет"
    ["seo_title"] => string(56) "orghanizatsiia_ighrovoi_dieiatiel_nosti_dietiei_3_4_liet"
    ["file_id"] => string(6) "458615"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1519120412"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства