kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по русскому языку "Употребление относительных и притяжательных имён прилагательных в значении качественных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок формирует у учащихся представление об употреблении относительных и притяжательных имён прилагательных в значении качественных, совершенствует умение различать имена прилагательные разных разрядов, знакомит с фонетическими, орфографическими и морфемными особенностями притяжательных имён прилагательных.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку "Употребление относительных и притяжательных имён прилагательных в значении качественных" »

Технологическая карта урока

учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №56»г. Курска

ФИО учителя: Костина Лилия Сергеевна.

Класс: 5 «Б»

Дата: 3 апреля 2015

Предмет: русский язык

Тема урока: Притяжательные имена прилагательные. Употребление относительных и притяжательных имён прилагательных в значении качественных.

Цели урока:

Развивающие: Формировать представление об употреблении относительных и притяжательных имён прилагательных в значении качественных и соотнести это представление с понятием «употребление слова в переносном значении».

Воспитательные: Воспитание культуры общения, речи и поведения; вызвать заинтересованность в получении знаний; побудить учащихся к активности; воспитывать бережное отношение к слову как духовной ценности народа.

Образовательные: Развивать коммуникативные умения, а именно: формулировать вопрос и давать ответ на грамматическую тему; осуществлять речевое взаимодействие в мобильной группе; создавать собственные тексты на заданную тему; активно слушать художественную речь; развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание.


Планируемые результаты:

Предметные: совершенствовать умение различать имена прилагательные разных разрядов.

Метапредметные:

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.

Регулятивные: проектировать маршрут пре­одоления затруднений в обучении через вклю­чение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: организовать наблюдение за фонетическими, орфографическими и морфемными особенностями притяжательных имён прилагательных.

Личностные: Формирование устойчивой мотивации к обучению, на­выков анализа, конструирова­ния, проектной работы по ал­горитму с пер­спективой са­модиагностики результатов.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, индивидуальные карточки.


Ход урока


1.Мотивация к учебной деятельности

Добрый день, ребята. Ну, проверьте-ка, друзья.

Всё ль на месте, все ль в порядке:

ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получить только лишь оценку пять?

2. Исследование языкового материала.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

(Чтение учителем текста с пропуском слов, текст высвечен на экране)

Восстановите текст


Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает

_____________________________, отвечает на вопросы:_____________? ___________?___________?

Имена прилагательные изменяются по__________________________________.

В предложении прилагательное чаще всего бывает___________________В,
а в краткой форме -______________________.

Начальная форма имени прилагательного -

3.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Определение темы и задач урока. Устный опрос. «Мозговой штурм».

( на доске фиксирую ответы детей)

- С какими разрядами прилагательных вы познакомились?

-Какие признаки характерны для качественных прилагательных?

-Какие признаки характерны для относительных прилагательных?

1).Повторение качественных и относительных прилагательных. Упражнение «Магазин» ОВОЩИ, КНИГИ, ОБУВЬ, КЕФИР, БАРАНКИ, КОНЬКИ, ПОРОШОК, МАТРЕШКА.- В каком магазине можно купить данные предметы? Запишите прилагательные, определите разряд. (Овощной, книжный, обувной, молочный, хлебный, спортивный, хозяйственный, игрушечный.)

2).Вставьте пропущенные прилагательные, укажите автора и название стихотворения. Определите разряд прилагательных

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На ………….. небе мгла носилась;

Луна, как ………. пятно,

Сквозь тучи …………. желтела,

И ты …………. сидела –

А нынче погляди в окно:

Под …………. небесами

……………. коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

…………… лес чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.


Вставленные прилагательные:

мутном

бледное

мрачные

печальная

голубыми

великолепными


Открываем тетради, записываем число, тему урока.


4. Проблемное объяснение нового материала

-Давайте подберём однокоренные слова к слову “притяжательные”:

Тянуть, тяга, притянуть, притяжение, т.е. то, что притягивает к чему-то, то, что кому-то принадлежит.

Что мы хотим узнать ?

-Какими же признаками обладают притяжательные прилагательные? (Имеют ли краткую форму? Образуют ли степень сравнения? Сочетаются ли со словом очень? Можно ли подобрать антонимы?

страусиноеяйцо

мамин шарф

дедов характер

лисья нора

-Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета определённому лицу или животному. Отвечают на вопросы чей? чьё? чья? чьи?

1) не имеют краткой формы;

2) не образуют степеней сравнения

3) не сочетаются со словами очень, весьма;

4) не образуют антонимических пар;

5)имеют особые суффиксы: - ин, - ов, - ий(-и)

5.Динамическая пауза

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из - под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!

6. Первичное закрепление в устной речи

-Смотрим на учебник. Упр. 615. Образовать притяжательные прилагательные по модели.

7. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Тренировочные упражнения

«Притяжательные прилагательные»

1).Замените существительные

притяжательными прилагательными,

запишите их.

Уши волка и зайца   - волчьи, заячьи

Лапы лисы и белки   -  …  лисьи, беличьи

Хвост павлина и вороны - …павлиний, вороний

Глаза папы, бабушки  - …   папины, бабушкины

 Характер отца, деда - …отцов, дедов

- Как же образуются притяжательные прилагательные? Вспомните лингвистическую сказку.

Выделите суффиксы.

2).Образуйте от существительных прилагательные.
Ведём наблюдения над морфемным составом прилагательных качественных, относительных, притяжательных.

Разберём по составу и осмыслим! Чем отличаются прилагательные?

  • Русь – русский

  • Даль – далёкий

  • Птица – птичий

Вывод: относительные, качественные и притяжательные прилагательные сходны по звучанию, но разные по значению морфем.

3).От слов заяц, волк, собакаобразуйте притяжательные прилагательные, поставьте в форму Род. и Дат.падежей. Разберите по составу(слайд №12)

Заяц – заячий - заячьего–заячьему

Волк – волчий – волчьего - волчьему

Собака – собачий – собачьего –собачьему

Как суффикс принадлежности –ий видоизменяется в [j] ?

- Внимание! Мы все любим ходить в гости. Как вы думаете, любят ли прилагательные ходить в гости друг к другу? Любят ходить в гости и прилагательные, но только тогда, когда употребляются в переносном значении.

4) Употребление относительных и притяжательных в значении качественных (переносное значение)


Назовите разряды имен прилагательных по значению.

К какому разряду относятся прилагательные в словосочетаниях ЗАЯЧЬЯ нора, ЗАЯЧЬЯ шапка, ЗАЯЧЬЯ ДУША?

 ЗАЯЧЬЯ нора - ПРИТЯЖАТЕЛЬНОЕ, так как обозначает принадлежность животному и отвечает на вопрос ЧЕЙ?

ЗАЯЧЬЯ шапка - ОТНОСИТЕЛЬНОЕ, так как обозначает материал, из которого сделан предмет.

ЗАЯЧЬЯ ДУША - КАЧЕСТВЕННОЕ, так как обозначает признак предмета, обозначает качество характера человека (заячья душа, так говорят о трусливом человеке).

2.Чем отличаются прилагательные в следующих парах?

Собачья шерсть(прит.) – собачья преданность(кач.)

золотые часы (отн.) – золотые руки (кач.)

сердечная мышца(отн.) – сердечная встреча(кач.)

верблюжий горб(прит.) – верблюжье одеяло(отн.)



8.Контролирующее задание.

Цель: проверить степень освоения нового материала. Давайте проверим, как мы усвоили тему урока. Выполните задания.

- Самопроверка по образцу.

1) Буквенный диктант (усложнённый вариант)

1) Я заглянул в бабушкину горницу. 2) На кухне горела керосиновая лампа. 3) Мать приказала отпереть дедушкин кабинет. 4) Из дубового куста вылетел соловей. 5)Все больше и больше слышится в лесу птичьих голосов.6) Неужто отцовы слова так тяжко слушать? 7) Малыш смешно разгуливал по кожаному дивану. 8)Над деревней разливается мягкий свет. 9) Забор покрасили свежей краской.

Бабушкину(прит.), керосиновая (отн.), дедушкин (прит.), дубового(отн.), птичьи(прит.), отцовы(прит.), кожаному(отн.), мягкий (кач.), свежей (кач.)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

П О П О П ПО К К

2).Индивидуальная работа по карточке (облегчённый вариант)

Укажите разряд имён прилагательных.



Душистый цветок, папин нос, ужасный вид, местный говор, олений рог,

причудливый рисунок, лесной массив, деревянный  дом, отцов дом, мамино

пальто, зелёный стол, зимний день, волчий след.

9. Домашнее задание:

1 уровень - упр. 614, в кластере изложить теоретический материал параграфа № 63;

2 уровень – упр.618.

3 уровень – индивидуальное задание – упр.617.

10.Рефлексия

Вот и подошел к концу наш урок.

-О какой части речи мы сегодня говорили? Что нового узнали об имени прилагательном?

Я рада, что вы показали себя умными, понятливыми, смышлеными ребятами. Вот сколько прилагательных я использовала. А теперь оцените свою работу, дополнив текст именами прилагательными.

(Дети получают карточки)

Дополни текст именами  прилагательными.

Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы узнали об употреблении относительных и притяжательных прилагательных в значении качественных. Данные слова в нашей речи употребляются в _____________________ значении. Мои одноклассники были __________________. Они давали______________ответы. На уроке я узнал много _____________ и __________________. Результат выполненного мною контрольного задания ________. Своей работой на уроке я _______________.

И сейчас у меня _______________ настроение.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Костина Лилия Сергеевна

Дата: 07.04.2015

Номер свидетельства: 198367


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства