3. Слово учителя: из множества прилагательных, возможных для определения предмета, мы выбираем лишь те, которые отвечают нашей речевой задаче, ее более точному и ясному решению. Так как еще зима, давайте составим кластер к слову «снег»
4.Тема урока: По значению выделяются три разряда имен прилагательных: Качественные прилагательные – обозначают предмет непосредственно, то есть без отношения к другим предметам, имеют формы сравнения и краткие формы;
Относительные прилагательные- указывают на признак через отношение к другому предмету, они образованы от именных основ (золотой, городской, мясной);
Притяжательные прилагательные-Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному. Отвечают на вопросы: чей? чья? чье? чьи?
Слова для вставок: ясное, теплый, ласковый, пестрым; пасмурное, холодный, белым; хмурое, влажный, резкий, желтым; ( лето, зима, осень)
3. Слово учителя: из множества прилагательных, возможных для определения предмета, мы выбираем лишь те, которые отвечают нашей речевой задаче, ее более точному и ясному решению. Так как еще зима, давайте составим кластер к слову «снег»
Снег может быть белым, пушистым, легким, летучим, пышным, мелким, колючим, сыпучим, мягким, густым, мокрым, сухим, зернистым и т.д.
А теперь познакомимся какие определения употреблял в своих произведениях А.С.Пушкин к слову «снег».
А.С.Пушкин, часто рисуя зиму, каждый раз связывает выбор прилагательного с конкретными целями описания. В одном случае снег у него «утренний».
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня... ( «Зимнее утро»)
-Как вы думаете, почему А.С.Пушкин употребляет определение утренний?
Выводы учащихся: выбор прилагательного утренний определен радостным, свежим чувством, котрое вызвано «чудесным днем». Утренний – уместное определение, ткак как в нем сочетаются понятия чистоты, свежести, нетронутости.
В другой раз «снег» у Пушкина летучий:
Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий,
Мутно небо, ночь мутна. («Бес»)
- Ответьте пожалуйста, почему снег стал летучим?
4.Тема урока: По значению выделяются три разряда имен прилагательных: Качественные прилагательные – обозначают предмет непосредственно, то есть без отношения к другим предметам, имеют формы сравнения и краткие формы;
Относительные прилагательные- указывают на признак через отношение к другому предмету, они образованы от именных основ (золотой, городской, мясной);
Притяжательные прилагательные-Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному. Отвечают на вопросы: чей? чья? чье? чьи?
5.Работа по карточкам
Выписать имена прилагательные, обозначив их разряд.