Урок подготовки к контрольной работе по теме «Имя прилагательное».
Ход урока.
- Ну, что, начнём урок? Мне очень нравится высказывание известного британского писателя Джорджа Бернарда Шоу:Слайд. «Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год; я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю».
- Ребята, какие мысли, чувства, ассоциации возникают у вас при обдумывании этой фразы?
- Я предлагаю поразмышлять: Слайд. Ребята, а для чего вы учитесь в школе? (Ответы детей). Самая важная и ближайшая цель вашего обучения в школе – сдача ОГЭ (ГИА). Иногда приходится слышать: зачем нам изучать ту или иную тему, она нигде не пригодится… Давайте обратимся к любой теме русского языка. Какую последнюю изучили? (Имя прилагательное.) Кстати, по-моему, Рустам спорил по поводу необходимости изучения этой темы. Он говорил, что прилагательное нам точно нигде не понадобится. Я хочу вам представить тему сочинения, которую я взяла в одном из вариантов ГИА за 2013 год. Слайд.
Сочинение на ГИА 2013 года
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания ученого-лингвиста Владимира Владимировича Виноградова: «Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении».
- И что же из этого следует? Сопоставьте мнение Рустама и имеющийся факт. (Имя прилагательное необходимо изучать).
- Верно. В курсе 6 класса изучение этой темы мы закончили, и вам предстоит написать тестовую контрольную работу, которая будет содержать вопросы всех разделов прилагательного. Скажите, как вы готовитесь к контрольным видам работ? (Ответы детей). Где вы ищете необходимую информацию? (В интернете). А как по-другому можно назвать необходимую информацию? (Подсказка, опорный конспект..). Подска?зка — дополнительная информация к задаче или проблеме, позволяющая найти правильное решение.
- А на уроках мы с вами составляем подсказки? (Памятки в виде алгоритмов, таблиц, схем, кластеров, синквейнов и т. д.).
- Ребята, как легче или удобнее, интереснее вам работать: с текстом учебника или по разработанным вами памяткам? (С памятками). Почему?
- Я предлагаю сегодня на уроке попробовать создать некую проектную страницу-подсказку в помощь вам при подготовке к контрольной работе. Откройте «Список сеансов» на рабочем столе и подключитесь к классу. Для разминки составьте логическую модель изучения темы «Имя прилагательное» в виде кластера. Слайд. На выполнение этой работы у вас 5 мин. (Работа обучающихся, представление нескольких кластеров, ребята могут задавать друг другу вопросы).
- Как вы выполняли это задание? С чего начали? Каков порядок действий? А почему именно так расположили, а не иначе? Сопоставьте мои кластеры со своими. Слайд. Слайд.
- Сейчас вы будете работать в нетбуках, используя интернет-помощник. Слайд. Откроем браузер и работаем по алгоритму. 4 Слайда. Там я подготовила для вас разнообразный материал об имени прилагательном. Вам нужно будет поработать с данной информацией и отобрать по своему усмотрению необходимую для создания своей проектной страницы-подсказки. У всех вас эта информация будет одинакова? (Нет, разные разделы темы усвоили по-разному). Если будут возникать вопросы, вы можете поднять руку в списке сеансов или написать мне сообщение. Я же буду наблюдать за вами со своего ноутбука. Слайд.
- По окончанию работы по желанию вы представите свои проекты и расскажете, как их создавали и где ещё сможете ими пользоваться. Всё содержание вы можете по своему усмотрению изменять, преобразовывать в другие формы. Если вам какой-либо информации будет не хватать, вы можете сами её добавить, представив в любой форме. На эту работу у вас есть 10 мин. Ну, что ж, удачи вам. (Обучающиеся работают самостоятельно, по окончании – представление проектов, аргументированные обсуждения, ответы на вопросы). Ребята, отправьте, пожалуйста, ваши проекты на мой ноутбук, я их просмотрю и оценю работу.
Рефлексия: Слайд.
- Чему учились?
- Где я смогу это применить? (…лингвистическое портфолио…)
- Давайте вернёмся к фразе Бернарда Шоу. Слайд. Насколько часто мы занимаемся мыслительной деятельностью?
Д/З. Слайд.
Обязательно:
- подготовиться к контрольной тестовой работе по теме «Имя прилагательное».
По выбору:
- разработать тест контрольной работы для одноклассников;
- написать письмо «Довольно ли Прилагательное, как сегодня с ним работали?»;
- составить кроссенс на тему «Имя прилагательное».
Анализ урока «подготовка к контрольной работе по пройденной теме «Имя прилагательное».
Основная дидактическая задача, которую я ставила – обучение работе с большим объёмом разножанровой информации с целью составления индивидуального опорного конспекта-подсказки для использования при подготовке к контрольной работе, экзамену. Помимо этого формируется навык работы с информацией (извлечение нужных сведений из большого объёма разножанрового материала), чему способствует индивидуальная работа в нетбуках, которые я использую и в целях экономии времени, и как фактор, повышающий мотивацию учащихся. Замыслом моего урока является составление проектной страницы-подсказки, исходя из чего, я хочу попросить экспертного совета, эффективен ли такой приём для определения сложных моментов (пробелов в знаниях учащихся).
В ходе работы учащиеся анализировали, систематизировали, т.е. обобщали имеющиеся знания по каждому разделу имени прилагательного. Они должны были оценить себя (какая форма для каждого более приемлемая, какая информация им необходима…), спланировать свою деятельность, ведь начиная любую деятельность, они неосознанно планируют свои действия, наша задача, чтобы учащиеся озвучивали свои шаги. При желании ребята могли откорректировать содержащуюся информацию или предложенную форму. При данном виде работы формируется и читательская грамотность – работа с разножанровой информацией, преобразование или перевод из одной формы в другую, выделение из большого объёма необходимой…
Акцент я ставила на поиск пробелов в знаниях, которые учащиеся сами у себя обнаружат. Для учителя – это как ученический дневник усвоения темы: формировать у детей критическое мышление при поиске множества решений выбрать наиболее оптимальное. Сейчас, когда время требует от нас и наших детей все чаще интересных и нестандартных решений, чтобы не потеряться в этом мире, но найти свое место в жизни, критическое мышление помогает как никакое другое. Коммуникативные действия прослеживались в рассуждениях детей при ответах на рефлексивные вопросы: как вы это делали?
Анализ работ позволит мне увидеть целостную картину знаний ребят, что поможет выстроить коррекционную работу. Если, к примеру, будет наиболее часто повторяться одна и та же тема, то возможно целесообразно будет отложить контрольную работу.